К маминому великому разочарованию, я не разделяла ее восхищения по поводу «Фиесты». Произведение казалось мне написанным ни о чем – странная любовная история, рассказанная в стиле: «они выпили в кафе, а потом перешли в кафе напротив и там тоже выпили». От чтения романа у меня появлялось ощущение, что это я хожу из бара в бар, переходя много раз одну и ту же улицу, но никуда не двигаюсь. И где, в отличие от героев, мне не наливают. А по трезвости такое выносить вообще невозможно.
Самым странным местом романа оказался его напрочь отсутсвующий финал. Перефразируя Жванецкого, я могла бы сказать, что «Фиесту» нельзя дочитать, можно лишь прервать ее чтение. Как можно дочитать до конца книгу, которая ничем не заканчивается? После финальных строк ничто не мешает открыть роман на первой странице, примерно так же как после посещения последнего бара на знакомой улице всегда можно вернуться в первый. Теперь я думаю, что этим и объяснялась зачитанность романа до дыр – невозможностью выйти из замкнутого круга, где ветренная Брет, влюбленная в импотента Джейка, крутит романы с мужчинами, периодически попадая в передряги, из которых ее вытаскивает все тот же влюбленный Джейк, и они оба вздыхают о том, как им было бы хорошо вместе, и утешаются этим. Он – с бокалом вина, она – в объятиях очередного поклонника. И все это безобразие происходит на фоне быков, матадоров, парижских улиц и испанских гор.
Будучи не в восторге от романа, тем не менее я чувствовала укоры совести всякий раз, когда мама говорила, как она мечтает увидеть фиесту собственными глазами. Когда эти укоры достигли некой критической массы, я поняла, что пришло время сдаваться. Я составила маршрут, купила билеты, сделала визы и мы поехали, следуя «Фиесте».
Париж
Кафе «Селект» (Select), «Собор» (Le Dome), «Купол» (La Coupole) и «Ротонда» (La Rotonda), описанные в романе, расположены на одном пятачке и разделяет их всего лишь бульвар Монпарнас. Мы посидели в Селекте, выпили сидра, съели по мороженному. Ничего особенного, бар как бар.
Хемингуэй писал(а):Я вышел на улицу и зашагал в сторону бульвара Сен Мишель, мимо столиков кафе «Ротонда», все еще переполненного, посмотрел на кафе «Купол» напротив, где столики занимали весь тротуар. Кто то оттуда помахал мне рукой, я не разглядел кто и пошел дальше. Мне хотелось домой. На бульваре Монпарнас было пусто. Ресторан Лавиня уже закрылся, а перед «Клозери де Лила» убирали столики. Я прошел мимо памятника Нею, стоявшего среди свежей листвы каштанов в свете дуговых фонарей. К цоколю был прислонен увядший темно красный венок. Я остановился и прочел надпись на ленте: от бонапартистских групп и число, какое, не помню. Он был очень хорош, маршал Ней, в своих ботфортах, взмахивающий мечом среди свежей, зеленой листвы конских каштанов. Я жил как раз напротив, в самом начале бульвара Сен Мишель.
На самом деле, в перевод закралась ошибка, тогда как в оригинале все верно – напротив «Ротонды» находится кафе «Собор», а не «Купол».
Маршал Ней
Ресторан «Клозери де Лила»
А вот ресторана Лавиня уже нет, на его месте располагается итальянский ресторан «Падуя»
Потом мы поднялись на Монпарнасскую башню
http://www.tourmontparnasse56.com
Эйффелева башня
Дом Инвалидов, где похоронен Наполеон
Люксембургский сад
Поехали смотреть здание Оперы. Очень красиво, шикарные интерьеры.
Но при взгляде на потолок, расписанный Шагалом, возникает вопрос: «Что это?!» Творчество, которое выше моего понимания.
Четыре года назад, кстати, я уже была в Париже, и тоже с мамой, и тоже поддавшись ее мантрам: «Я всю жизнь мечтала увидеть Париж». Тогда внутрь Оперы мы не попали, и все четыре года мама это вспоминала не то чтобы с упреком, но с оттенком какого-то неисполненного и оттого еще более сокровенного желания.
- Ну, - сказала я, - и что ты тут хотела посмотреть?
Ответить она мне не смогла.
Потом мы катались по Сене
Назавтра решено было поехать в Сен-Мишель, чтобы посмотреть что-нибудь новое. Оказалось, что во Франции существует проблема с билетами, то есть уже с вечера все билеты на утренний поезд могут быть проданы. Вдобавок выяснилось, что на вокзале Монпарнас машины по продаже билетов выключаются ровно в 22:30, причем без какого-либо предупреждения. В итоге пришлось приходить в 6:30 утра, чтобы купить билеты на девятичасовой поезд.
Сен-Мишель
На следующий день мы погуляли по Монмартру
Потом зашли в ресторанчик на Елисейских полях и поехали в аэропорт Бове, чтобы улететь в Испанию.
Если следовать «Фиесте» дословно, стоило бы выбрать дневной поезд, доехать до Байонны, а оттуда – на автобусе в Памплону, но тратить день на переезд совсем не хотелось. Существует вариант ночного поезда до Байонны и опять же автобуса, но автобус уходит из Байонны в 18:00 (один раз в день) и это означает, что день придется провести в тихой и скучной Байонне, в то время как в Памплоне уже вовсю бушует фиеста. Был вариант поехать поездом до Сан-Себастьяна, и оттуда в Памплону либо поездом, либо автобусом, но я решила лететь. Не люблю поезда.
Был выбран рейс Париж-Сарагоса авиакомпании Ryanair. Все бы хорошо, но только последний раз я летала этой авиакомпанией три года назад и не знала, что теперь надо заранее регистрироваться на сайте перед полетом. В билете все это было написано, но я как-то не вчитывалась. В итоге пришлось заплатить штраф в 40 евро за человека, чтобы получить посадочные талоны. Стоя на контроль, я по-разному складывала знакомые мне нехорошие слова.
Забегая вперед, скажу, что Париж оказался самым скучным местом из всей поездки, и им можно было бы пожертвовать без всякого ущерба.
Для тех, кто интересуется Парижем и Хемингуэем: http://riordansdesk.markcoggins.com/search/label/Hemingway
Продолжение здесь: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=550&t=100127