Итак, нами был выбран самый дешёвый и удобный по стыковке перелёт Донецк-Прага, Прага-Париж, выполняемый Чешскими авиалиниями (Czech Airlines). В аэропорт Праги все российские и украинские самолёты прибывают в 1 терминал. Если Вам дали 2 посадочных талона и оформили багаж "транзитом" в первом аэропорту вылета, то прямо направляйтесь во 2-й терминал. Если надо регистрироваться ещё раз, то сразу же при прилёте в Прагу, надо подойти к стойке регистрации в транзитной зоне и оформить посадочный талон (русский язык сносно понимают все чехи). Чтобы попасть во 2-й терминал (вылеты Шенгенской зоны), надо пройти в центре длиннющего здания аэропорта паспортный контроль, где Вам поставят штамп о въезде в Шенген и пройти дальше в зал ожидания вылетов. Здесь, помимо магазинов Duty Free, есть супермаркет Billa и, что для многих немаловажно, много розеток возле кресел и зона Wi-Fi.
Перелёт Прага-Париж длился 1 час 25 минут. Не кормили, но разносили чай-кофе, красное-белое вино, соки, колу и пакетики с печеньем. При прилёте в аэропорт Шарль-де-Голль надо двигаться строго по указателям (все-на французском и английском) к выдаче багажа. Времени на это ушло - минут 15. Всё чётко и отлаженно.
Далее наш путь лежал в городок Сен-Мало на северо-западе Бретани. Туда ходят скоростные электропоезда TGV (сокр. фр. Train à Grande Vitesse — читается: тэ-жэ-вэ́). Следуя по указателям "Gares SNCF" (SNCF - вообще ключевое слово, это сокращение, как ж/д), мы пришли на железнодорожную станцию «Aeroport Charles-de Gaulle 2-TGV», расположенную между корпусами терминала 2. Мы перестраховались и заказали билеты на этот поезд ещё дома. Но теперь могу сказать точно, что это можно было сделать и прямо на станции - поезда и автобусы в это время года ходят по Франции практически пустыми!!! Главное, при пользовании общественным транспортом во Франции, не забывать "валидировать" (компостировать) билеты перед посадкой. Жёлтые машинки-валидаторы расположены при входе на перрон и непосредственно на платформах. Вставив билет в щель, обязательно дождитесь, пока пробьётся на билете дата и время - именно её могут проверить контролёры в вагоне.
Мы ехали 2-м классом, но комфорт был на самом высоком уровне: мягкие велюровые кресла, столик, на боковой стенке - розетка. Чистейшие туалеты между вагонами.
3,5 часа дороги и мы прибыли в Saint-Malo - город и порт на берегу Ла-Манша. Название города происходит от имени английского монаха Мало, который проповедовал христианство в этом регионе в VI в., когда Сен-Мало был местожительством монахов. Прежде, чем обосноваться здесь, монах семь лет путешествовал по северным землям в поисках рая. Именно здесь, на Изумрудном берегу (Côte d'Émeraude), он обрёл то, что пытался найти... Сам город возник в середине XII века.
Остановились мы в Hotel l'Univers 2*, расположенном при входе в старую часть городка. Отелем остались очень довольны: персонал доброжелательный, номера большие, в 2-х минутах ходьбы - автобусная станция St Vincent, с которой можно уехать не только в другие районы Сен-Мало, но и в другие города. В 5-ти минутах ходьбы от отеля - на эспланаде Сен-Винсен - информационный туристический офис. Работают там очень доброжелательные девушки. Я показала им домашнюю заготовку со списком мест, которые хотелось бы увидеть, а они очень доступно расписали мне, как их посетить (расписание транспорта, пересадки). Кстати, книжечки-расписания по всем направлениям автобусов и поездов бесплатно можно взять по всей Франции.
С Е Н - М А Л О
Город состоит из нескольких обособленных районов: Сен-Серван (St-Servan), Сен-Мало (St-Malo) и Ротенёф (Rotheneuf). До 1967 года это были отдельные города на побережье.
В первый день нашего пребывания в Сен-Мало мы обошли всю старую часть города ("интра-мурос" - внутристенный город) с его старинными улочками Пурпри, Брусе, Динан, прогулялись по городской стене (именно отсюда открывается один из лучших видов на город), зашли в Кафедральный собор Сен-Венсан (с красивейшей мозаикой о прибытии мореплавателя Жака Картье в Канаду). Практически все здания внутри городских стен восстановлены после Второй мировой войны. Восстановлены качественно и с любовью. Теперь мы видим Сен-Мало таким, каким он был в XVII-XVIII вв.
Мы вышли к берегу океана. Полуостров Бретань окружают более 120 островов, островков и мелких архипелагов. На многие из них можно добраться пешком или на машине только во время отлива, на другие только на корабле или лодке во время прилива. Из 120 островов только на 20 живут люди,остальные необитаемы.
Маленькие острова близ Сен-Мало — отдельная история. Почти на каждом из них можно обнаружить форты. Национальный Форт (Fort National) расположен за северной стеной. Крепость построил архитектор Вобан в 17 веке. Наибольшей популярностью пользуется прогулка к крепости на острове Бе (Ile du Grand Bé), на котором похоронен писатель Шатобриан, родившийся в Сен-Мало в 1768 году. Шатобриан выразил желание быть погребённым на этом клочке земли, чтобы иметь возможность «продолжить разговор с морем». Дойти до фортов можно только в отлив. В прилив дорога, связывающая острова с большой землёй, полностью скрывается под водой примерно на 6 часов.
Дело в том, что этот берег Бретани известен самыми мощными в мире приливами и отливами. Есть интересный сайт http://maree.info/, где можно увидеть график отливов-приливов на любой день по всей Франции. В правом столбике отображено движение воды на всю неделю. Цифры, выделенные синим цветом - время приливов (вода у стен города) и высота подъема воды. А слева интерактивный график, где воочию можно увидеть, как вода приближается к берегу или удаляется от него. На самом деле - это захватывающее зрелище!
Островки, которые кажутся недосягаемыми во время прилива, через 4-5 часов становятся доступными для пешей прогулки. Но будьте внимательны! Пройдет ещё 3-4 часа и вода начнёт стремительно наступать. Пывают слечаи, когда туристы не успевают уйти с островка — на этот случай там установлен специальный телефон для сигнала SOS. Ждите! С берега приедет за Вами катер.
Затем мы решили отправиться в северо-восточный пригород Сен-Мало – Ротнёф (Rotheneuf). С автобусной остановки St Vincent каждый час туда отправляется городской автобус №8. Время в пути — 25 минут. Цена билета всех городских маршрутов Сен-Мало – 1€ 25 с. Действителен в течение 1,5 часа. Можно приобрести cаrnet – 10 билетов за 10 евро. Ротнёф известен, в основном, домом Жака Картье - французского мореплавателя, положившего начало французской колонизации Северной Америки. Он был первым европейцем, который описал и нанёс на карту залив Святого Лаврентия и берега реки Св. Лаврентия и землю, которую он назвал «Страной Канад».
А ещё здесь — любопытный образец скульптур, вырезанных на скалах. Скульптуры и лица высекались из гранитных скал в период с 1894 по 1910 год монахом Фуэре (Adolfe Fougere), который в возрасте 55 лет оставил служение и удалился на пенсию в Ротнеф. В течение 25 лет он вырезал фигуры 300 персонажей семейства Ротнёф.
Далее автобусом №3 мы отправились в третий район Сен-Мало – Сен-Серван (Saint-Servan). Сейчас это главный жилой район города, люди жили здесь еще в римские времена.Визитная карточка квартала – башня Солидор (Tour Solidor), стоящая на берегу пролива. Башня была построена между 1369 и 1382 годами Джоном V, Герцогом Бретани для охраны подступов к Сен-Мало. Сегодня в башне размещается музей Кап-Орнье (Musee du Long-Cours Cap-Hornier), посвященный мореплавателям, обогнувшим мыс Горн.
Итак, за один день мы осмотрели практически весь городок Сен-Мало и он нам ОЧЕНЬ понравился!
Да, ещё немаловажно, что рядом с нашим отелем был супермаркет сети Carrefour (фр. перекрёсток, произносится Карфур) — огромный выбор недорогих продуктов питания.