У нас было две даты, в которые нам обязательно надо было быть в Париже, а остальные дни хотелось максимально наполнить яркими впечатлениями. Бретань с её ветрами и дождями, океаном и скалами, приливами–отливами, древними городами и замками, будоражила наше воображение уже давно, жизнь нам подкидывала то музыку и клипы (бретонский альбом Нольвенн Леруа), то книги про Бретань... Но на Бретань нужно много времени, надо было выбрать что-то одно, поэтому мы остановились на Мон-Сен-Мишеле. Бретань это или нет, сами бретонцы с нормандцами до сих пор не разобрались, так что нам было тем более не отличить, и я решительно занесла этот пункт в план.
Изучая огромное количество информации по Мон-Сен-Мишелю, поняли, что на горе надо ночевать. Купили билеты на TGV Париж–Ренн и обратно, стали изучать, куда бы ещё заехать по дороге, так чтобы было удобно добираться общественным транспортом из Мон-Сен-Мишеля или, возможно, из Ренна. Здесь огромную помощь мне оказал отчёт Два дня в Бретани на общественном транспорте или короткий визит в средневековье. Прочитав его, поняла, что Динан — то, что нужно. Не просто нужно, а жизненно необходимо. Ну, да, понимали, что зима, а значит, ни цветов, ни солнца... Но каменные и фахверковые дома и узкие улочки, которые заворожили меня на фотографиях и гугл-панорамах, никуда не денутся и зимой!
У нас уже были обратные билеты на TGV из Ренна в Париж, но чтобы не опоздать на наш поезд, из Динана проще было доехать до Доля. Мы забронировали дополнительные билеты на тот же поезд на участке Доль-де-Бретань—Ренн и очень удивились: нам предложили билеты ровно в тот же вагон и на те же места «каре». Мистика! Кстати, электронных билетов уже не было, взяли с распечаткой в кассе (боялись, что с автоматом будет труднее разобраться, но думаю, что зря боялись).
Такая вот предыстория.
* * *
Покупая билеты на поезда, мы многого не знали, к тому же выбирали самые дешёвые, поэтому нам попался не самый удобный поезд. К расписанию некоторых парижских поездов подстроено расписание автобусов Ренн–МСМ, нам же пришлось воспользоваться другим вариантом: на поезде до Понторсона, откуда через минут 40 после прибытия поезда отходил автобус до горы.
Станция Понторсон очень крошечная (настоящая дыра — это слово у нас было очень популярно после фильма «In Brugge», который мы посмотрели за несколько дней до этого в Брюгге ночью), народу из поезда вышло человек 8, из них 5 ехали до горы: нас четверо плюс молодой человек, которого мы прозвали испанцем, поскольку он очень похож на нашего любимого испанского фигуриста. Крошечное здание станции, огромное расписание автобусов до Мон-Сан-Мишеля и огромные буквы BUS около него. Приехал шикарный автобус, мы решили, что наш, т.к. куда ещё может ехать такой шикарный автобус из этой — правильно! — дыры. Так впятером и доехали, ехать минут 10.
Когда мы приехали в МСМ, основная масса туристов уже уходила из города, что не могло нас не радовать. Заселившись в отель, отправились гулять, надеясь поймать хоть немного вечернего света. Света не было, но гулять в одиночестве по городу возраста 1000 лет, по узким и крутым лесенкам, окруженным замшелыми камнями, — просто непередаваемое ощущение... За время прогулки на многочисленных лестницах и смотровых площадках мы встретили не больше 10 человек (видимо, все они тоже ночевали здесь).
Вид из окна отеля:
Пройдем немного по этому удивительному городу на острове-скале с его башнями и стенами, лестницами и крышами... Начнём с Королевских ворот, конечно.
Узкие крутые лестницы...
Шпиль аббатства виден отовсюду...
Крыши...
И океан в отлив...
каменные стены, вырастающие буквально из камней...
Узкие проходы...
Галереи и смотровые площадки...
Пока гуляли, совсем стемнело.