- Опять хочу в Париж
- А Вы уже были?
- Нет. Но опять хочу.
Когда появилась возможность провести в Париже целых 10 дней (или всего лишь 10 дней), я оказалась перед нелегким выбором, чем же себя занять. Я понимала, что если я брошусь "надкусывать" все сразу, то меня просто разорвет от впечатлений. Нужно было выбрать одну-две темы, на которых я бы сосредоточила свое внимание.
Мне нравится наблюдать, как зарождается идея поездки. Задолго до начала путешествия я начинаю собирать информацию - читать книги, смотреть фильмы, изучать блоги. То тут, то там, я нахожу интересные мне детали, одно цепляется за другое, все больше ниточек-зацепок привязывают меня к городу, так что со временем получается целый "канат". И я уже не могу себе представить, как же я могла не каждую минуту своей жизни мечтать об этом месте. При этом формируется особый настрой, который не дает морально потеряться на новом месте. И никогда не знаешь, что станет первой зацепкой, что задаст настроение всей поездке. В случае с этой поездкой в Париж для меня все началось с подарка от моего возлюбленного - книги "Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира". По сути это сборник интервью из журнала Architectural Digest. Читая каждое интервью, я восхищалась, удивлялась, соглашалась с идеями архитектора, потом переходила к его идейному оппоненту и начинала соглашаться уже с ним. Я оказалась в полной растерянности, когда передо мной открылся совершенно новый для меня мир современной архитектуры.
Я стараюсь в полной мере насладиться этим моментом новизны. Так, я по-хорошему завидую кому-нибудь, когда он начинает читать хорошую книгу, которую я уже читала. Я уже знаю, какое удовольствие ждет этого человека. В ситуации с современным искусством и с современной архитектурой я оказываюсь в роли новичка, так что впереди еще много приятных открытий. Стыдно сказать, пару лет назад такие имена, как Фрэнк Гери, Жан Нувель, Заха Кадид и многие другие не говорили мне ни о чем. А сколько имен я до сих пор не знаю, подумать страшно.
Так появилась идея посвятить имеющиеся в распоряжении 10 дней современной архитектуре. Второй составляющей поездки стало посещение художественных музеев. Ну не могла я пропустить Лувр, Орсе, Мармоттан Моне и Оранжери. Но сейчас не о них.
Здесь я бы хотела поделиться впечатлениями о современной архитектуре Парижа, некоторых музеях, посвященных современному искусству и поговорить о стрит арте.
Довольно сложно оказалось искать информацию об интересующих меня объектах. Все оказалось очень сильно разбросано по блогам, архитектурным журналам и туристическим сайтам. Приведу некоторые ссылки, которые показались мне полезными и которые помогли разобраться в этой новой для меня теме.
навигатор по современной архитектуре с картой и краткими описаниями
http://mimoa.eu/browse/projects/France/Paris/
фонд Louis Vuitton
официальный сайт
http://www.fondationlouisvuitton.fr/en.html
описание
_http://archplatforma.ru/index.php?act=1&catg=38&nwid=3464
фильм "Наброски Фрэнка Гери"
_http://www.kinopoisk.ru/film/102331/
Фрэнк Гери интервью
_http://www.admagazine.ru/arch/21615_interview-with-frank-gehry.php
Студия Ле Корбюзье
официальный сайт
http://www.fondationlecorbusier.fr/corb ... ObjectId...»
Вилла Ла Роша
официальный сайт
http://www.fondationlecorbusier.fr/corb ... ObjectId...»
Фонд Картье
официальный сайт
http://fondation.cartier.com/#/en/home/
Институт арабского мира
официальный сайт
http://www.imarabe.org/preparer-ma-visi ... res-tarifs
Жан Нувель интервью
_http://www.admagazine.ru/arch/20110_intervyu-s-zhanom-nuvelem.php
видео: Жан Нувель об Институте арабского мира и архитектуре вообще
_http://vimeo.com/85425632
Штаб квартира Коммунистической партии Франции
описание
http://archi.ru/press/russia/2589/manifest
Отель Fouquet's Barrière
описание
_http://archi.ru/world/59199/istoriya-v-novom-prochtenii
Дефанс
карта расположения скульптур
http://www.ladefense.fr/en/oeuvres-d-art
Музей Бранли
официальный сайт
http://www.quaibranly.fr/en/
статья Вокруг Света
_http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6614/
центр Помпиду
официальный сайт
https://www.centrepompidou.fr/en/Your-visit
Ренцо Пьяно, интервью
_http://www.admagazine.ru/arch/13514_intervyu-s-renzo-piano.php
Лувр. Крыло исламского искусства
описание
_http://archi.ru/world/43827/zolotaya-vual
Министерство культуры
описание
_http://archi.ru/world/59070/stalnaya-pautina-ministerstva-kultury
Франсис Солер, лекция
_https://www.youtube.com/watch?v=U6H88ULSQu4
Французская Синематека
статья Вокруг Света
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3876/
Библиотека Миттерана
Доминик Перро интервью
_http://www.admagazine.ru/arch/25852_interview-with-dominique-perrault.php#artheader
_http://www.projectclassica.ru/newsmake/08_2003/08_2003_10.htm
описание комплекса
_http://www.georec.spb.ru/journals/09/files/09014.pdf
Вполне логично, что значительных зданий к просмотру набралось немало. Где еще искать интересные строения, как не в городе, в котором в топ 10 достопримечательностей входят Эйфелева башня и центр Помпиду. Итак, поехали.
Фонд Louis Vuitton
Ничего подобного я в жизни не видела. То ли птица, то ли рыба здание Фрэнка Гери как будто парит в воздухе. Мне повезло, что я оказалась там в солнечный день близко к закату, так что свет был замечательный. Молочно белое стекло прямо светится на солнце, делая здание похожим на облако. Я читала, что для изготовления этих стеклянных конструкций пришлось построить специальную печь - настолько они оказались сложными. Что мне особенно понравилось, так это то, что, несмотря на внушительный размер сооружения, оно совершенно не подавляет человека. Фонд состоит из двух частей - самого здания и внешней оболочки из стеклянных "лепестков". Таким образом создается удачное переплетение галерей и почти открытых террас.
На крыше находится смотровая площадка. Это не традиционная открытая крыша, откуда можно любоваться широким видом на окрестности. Часть площадки накрыта стеклянными "лепестками", а уже из просветов открываются интересные виды на город. Необычно выглядит Эйфелева башня - Гери как-будто "вырезает" ее из пейзажа. Она видна только из небольшой области террасы и ничего, кроме нее больше не видно. С другой стороны - замечательный вид на Дефанс.
Фонд проводит выставки современного искусства. Мне повезло попасть на выставку посвященную строительству самого фонда. Можно проследить проект здания, начиная от эскизов, в которых с трудом можно узнать только общие очертания фонда, до фильма о самом строительстве. Интересно рассматривать, как сделаны макеты - некоторые состоят просто из полупрозрачных блоков и на первый взгляд больше напоминают кристалл, чем здание. На некоторых оставлены любопытные стикеры-напоминалки, так что можно проследить развитие идеи архитектора. Так здорово рассмотреть все детали здания в подробностях, да и общий план увидеть со стороны, ведь вживую здание целиком даже на фотографиях не помещается. Впечатляет "разобранный" вид наружной стеклянной конструкции здания - вот уж точно какой-то космический корабль получается!
Еще мне повезло попасть на выставку Олафура Эллиасона Contact. Очень интересный художник, многие работы которого основаны на оптических эффектах. Мне понравилось, что сами посетители становятся частью арт объектов. Тени и отражения людей и есть часть выставки. Можно, например, в инсталляции через линзу увидеть других посетителей. Не зря выставка называется Контакт. В самом начале название проявляется буквально - можно и нужно потрогать кусок настоящего метеорита. В одном из залов творится вакханалия из селфи. Благодаря системе зеркал и подсветки получаются интересные эффекты с тенями посетителей. Наибольшее впечатление на меня произвел зал, где кажется, будто находишься в темной круглой комнате с желтой светящейся полосой вдоль стен. Как оказалось, комната совсем не круглая, просто часть стен зеркальные, и получается такой оптический эффект. Ощущения совершенно космические. Кажется, будто наблюдаешь что-то вроде рассвета или заката на другой планете. Еще одна необычная идея: в совершенно темной комнате находится маленький фонтан. В определенный моменты времени происходит всплеск воды и одновременно включается подсветка. В результате перед глазами мелькают "стоп-кадры" падающей струи.
Должна заметить, что даже в довольно позднее время (около 19:00) мне пришлось отстоять приличную очередь. Фонд открылся совсем недавно - осенью 2014 года, но, думаю, скоро это место станет очень популярным.
Студия Ле Корбюзье
Интересно было оказаться в квартире такого мэтра как Ле Корбюзье. Впечатление двоякое. С одной стороны многое из того, что он придумал прочно вошло в нашу повседневную жизнь, и удивительно, насколько все актуально до сих пор. В одной из комнат я обнаружила шкаф точно такой же, как у меня стоит в квартире. "Машину для отдыха" Chaise Longue LC4 я тоже всегда знала, но только сейчас выяснилось, кто приложил руку к ее созданию. С другой стороны, некоторые идеи показались мне чрезвычайно непрактичными. Например, дверь-шкаф или винтовая лестница без перил. В какие-то моменты я не могла избавится от мыслей вроде "хочу себе такой столик со столешницей из спила ствола дерева", а в соседней комнате я ужасалась, как можно забираться на такую высоченную кровать каждый день, а в душ залезать почти через дыру в стене. Что понравилось везде, так это обилие естественного света. Даже в ванной и в подсобных помещениях есть небольшие окошки, выходящие во внутренний двор.
Из окон студии Ле Корбюзье открывается хороший вид на стадион Jean-Bouin. Про него я до этого ничего не знала, так что вид на такое ажурное "гнездо" стал для меня приятной неожиданностью.
Студия совсем небольшая, ее осмотр занял у меня не более получаса.
Вилла Ла Роша
Как ни глупо, но первое что мне запомнилось, это то, что вилла Ла Роша единственное место в Париже, где для посещения нужно было надеть бахилы. При всем уважении к Ле Корбюзье в необходимости бахил я сомневаюсь до сих пор, а на знаменитом пандусе я в них скользила как на коньках. Здание мне очень понравилось. Уютные комнаты со стенами покрашенными в пастельные тона выходят в большой полный света холл. Корбюзье использовал 16 цветов! Но это сделано так ненавязчиво, что с одной стороны не рябит в глазах от пестроты, а с другой - нет ощущения "больничности" от просто белых стен. Сейчас все выглядит несколько пустовато, но судя по фотографиям, представленным тут же, когда здание было жилым, все было гораздо более жизнерадостно. Бросается в глаза отсутствие обильного декоративного оформления. В одной из комнат даже нет люстры - просто лампочка свисает с потолка. И это не случайность - так задумано. Не могу не отметить замечательную террасу. Хотя, к сожалению, на нее нельзя выйти, даже из окна видно, какой красивый вид открывается.
Осмотр виллы занял у меня примерно 40 минут.