Итак, Эльзас. Здесь тоже пришлось долго думать над маршрутом и сожалением вычеркивать из списка многие достойные внимания города. Ибо, еще раз повторюсь, «нельзя объять необъятное». Особенно без машины, когда ты вынужден выстраивать свои планы в зависимости от транспортной доступности мест, которые хочешь посетить, и от расписаний (порой весьма капризных) поездов и автобусов. Поэтому, прежде чем начать отчет, скажу несколько слов об общественном транспорте в Эльзасе для таких же туристов, как и я – безлошадных и бесправных.
Возможно, для тех, кто едет в один Эльзас, удобнее и дешевле ехать в Страсбург через Франкфурт, но поскольку я после Эльзаса планировала еще и погулять по Парижу, то и путешествие свое я начинала оттуда. С парижского Восточного вокзала (Gare de l’Est) в Страсбург несколько раз в день ходит скоростной поезд (TGV). Билеты на него лучше всего брать заранее, так как цены на них растут, приближаясь к дате отъезда; продажа билетов начинается за три месяца. Для поездки туда мне удалось недорого купить билеты в первый класс, обратно ехала вторым. В итоге поняла, что ехать первым классом смысла нет никакого – в вагоне просто чуть поменьше народа и чуть пошире кресла. Ни там ни там не кормят, и ни там ни там нет wi-fi (мой телефон, по крайней мере, не обнаружил). В Страсбург я ехала в воскресенье вечером, поезд был битком, и чемодан я в своем первом классе пристроила с большим трудом. Возвращалась же в Париж я днем в субботу; во втором классе, которым я ехала, были свободные места, я сидела одна на двух креслах, и полки для багажа были полупустыми. Так что комфорт поездки зависит скорее не от класса вагона, а от стечения обстоятельств.
Еще одно небольшое замечание про поезда (как скоростные, так и региональные) – французская ж/д компания требует, чтобы все чемоданы имели бирку с именем владельца, иначе они будут расценены как бесхозные со всеми вытекающими последствиями. Не уверена, что сотрудники компании действительно ходят по поезду и проверяют бирки на каждом чемодане, но на свой багаж я прицепила такую на всякий случай. В Париже одноразовые бумажные этикетки можно взять на вокзале у терминалов по продаже билетов.
Теперь непосредственно о транспорте в Эльзасе. Для планирования поездок есть очень удобный сайт http://www.vialsace.eu – здесь можно проложить маршрут, найти нужные остановки, есть информация о расписаниях и стоимости проезда. На сайте http://www.ter.sncf.com/alsace легко найти расписания и стоимость билетов для поездок на поезде внутри региона (TER). Сайт http://www.cts-strasbourg.eu посвящен транспорту Страсбурга, здесь есть схемы движения автобусов и трамваев, опять же цены, расписания и другая полезная информация.
Передвигаться по Эльзасу можно на региональном поезде (TER) или на автобусе. ТER – это что-то вроде нашей электрички, только гораздо комфортнее – с мягкими креслами и обязательным санузлом. Для этих поездов цены на билеты фиксированные, их можно спокойно брать в день поездки, только надо прокомпостировать в валидаторе у выхода на платформу.
Эльзас разделен на два департамента – Нижний Рейн (Bas-Rhin) с центром в Страсбурге и Верхний Рейн (Haut-Rhin) с центром в Кольмаре, и у каждого департамента есть своя сеть пригородных автобусов – Réseau 67 для Нижнего Рейна (в списке департаментов Франции он идет под номером 67) и Lignes de Haute-Alsace для Верхнего Рейна. Автобусами Верхнего Рейна мне самой воспользоваться не довелось, но, думаю, работает все также, как и для Réseau 67. Проезд стоит 2 евро вне зависимости от дальности поездки, оплатить проезд можно у водителя. Автобусы ходят полупустые, останавливаются по требованию, при посадке водитель обычно спрашивает пассажира, где тот будет выходить, остановки, как правило, никто не объявляет, так что, если ехать не до конечной, надо внимательно следить за дорогой.
В Страсбурге два вида общественного транспорта – автобус и трамвай. Билет на автобус можно купить у водителя, на трамвай – в автоматах, стоящих на каждой остановке. Валидаторы, кстати, тоже стоят на остановках, а не в салоне трамвая.
В Эльзасе действуют три вида проездных на 24 часа – в рамках города, департамента или всего региона. Можно купить индивидуальный проездной на любой день или на группу от двух до пяти человек на выходной или праздничный день. Городской проездной можно купить для проезда по Страсбургу или одному из крупных городов Эльзаса (Кольмар, Мюлуз, Селеста, Агно, Сен-Луи), цена немного варьируется в зависимости от города – от 3,50 до 4,30 евро (все цены указываю для индивидуальных билетов). Проездной на Верхний или Нижний Рейн обойдется в 21,80 евро, на весь Эльзас – 35,90 евро. В последние два проездных входят поезда TER, региональные автобусы и транспорт всех городов, попадающих в оплаченную зону. Я пользовалась двумя видами проездных: по Страсбургу и по Нижнему Рейну:
Проездной по Страсбургу (нижний на фото) многим напомнит парижские билетики на общественный транспорт – небольшой, узкий, с магнитной полоской на обороте. Купить его можно в автомате на трамвайной остановке, действовать он начинает с момента первого прохода через валидатор. В автобусе его нужно пробивать при каждой поездке; не знаю, обязательно ли это для трамвая.
Проездной по департаменту имеет вид железнодорожного билета либо стандартного (сверху), либо нового (в центре) образца. Перед началом использования его обязательно прокомпостировать в валидаторе на вокзале перед выходом на платформу. Кстати, некоторые водители автобусов, видя перед собой железнодорожный билет, начинали протестовать и объяснять, что у них он не действителен. В таком случае надо ткнуть туда, где написано Bas-Rhin, при детальном изучении соглашались. Купить проездной билет можно либо в кассе (boutique SNCF), либо в стоящем на вокзале автомате. Автоматы бывают нескольких видов:
В желтых автоматах, насколько я поняла, продают только обычные билеты на поезд, в голубых можно купить еще и дневной проездной. Есть еще синие автоматы, но они только для зарядки транспортных карт. Ни один из автоматов, что мне попадались в Эльзасе, не принимает бумажные купюры – только монеты (до 27 евро) или банковские карты.
После такого несколько затянутого, но, надеюсь, информативного предисловия возвращаюсь непосредственно к моему отчету. Итак, мои пять дней в Эльзасе:
День 1: Страсбург (Grande Île)
День 2: Эшо – Кель – Страсбург (парк Оранжери)
День 3: Кольмар
День 4: Верхний Кёнигсбург – Шатнуа – Селеста
День 5: Оттротт – Гора Сент-Одиль – Оберне