\
ГЛАВА 8. СТРАСБУРГ.Вечерняя попытка прогуляться по Страсбургу оказалась не очень удачной. Собор не подсвечивался - на фасаде велись какие-то ремонтные работы. Наверное, главный электрик менял лампочки.
А через некоторое время и фотоаппарат разрядился.
Так что начнём с утра.
Ликбез:
Страсбург - историческая столица Эльзаса, так же имеет статус «парламентской столицы Европы», поскольку является местом заседания Совета Европы с 1949 года и Европейского парламента с 1992 года.
Будучи пограничным, Страсбург одновременно город французской и немецкой культур. Весь центр города, находящийся на острове, окруженном рекой Иль был признан ЮНЕСКО мировым наследием человечества. Страсбург также стал символом примирения Франции и Германии, двух государств-первооснователей Европейского союза.
На Страсбург у нас был отведён один полный день. Что мы успели за это время? Посетили Собор, поднялись на башню, посмотрели игру часов, зашли в ресторанчик, покатались на пароходике, прогулялись по маленькой Франции и немного по городу. Вот собственно и всё.
Оглядываясь назад, я бы построила день по-другому. Я бы не стала тратить полтора часа, чтоб посмотреть на кукольное представление астрономических часов. И в Мюнхене, и в Праге, практически всё то же самое, только без входного билета. Разница лишь в том, что там часы на улице, а здесь внутри собора.
Я бы не стала тратить время на кораблик. На мой взгляд очень не информативно, и с точки зрения обзора города, и с точки зрения аудиогида на русском языке.
Лучше бы я прогулялась до Европейского квартала пешком, вдоль набережных и прошла по улицам через кварталы с красивыми домами в стиле модерн … Но кто ж знал… Да и кому что…
Итак, утром мы вышли из отеля и почти сразу уткнулись в ярмарку. Не задерживаясь прошли вдоль рядов, потому как нас ждали достопримечательности со статусом мирового наследия.
Страсбургский собор Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg).Строительство собора началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид.
Высота башни собора со шпилем 142 м. Только ленивый не делает фото собора с этой точки.
Даже открытка такая выпущена и тут же продаётся.
---
В голове не укладывается, как можно было придумать все эти кружевные хитросплетения, эти тысячи скульптур и скульптурок, чтоб всё было логично и гармонично? Собор – это тысячи библейских и исторических персонажей, тысячи легенд и историй. Я даже представить не могу, сколько нужно времени чтоб всё это рассмотреть и осмыслить.
Ну давайте, подходите ближе, будем смотреть вместе.
Опоры арок левого портала центрального фасада украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенные в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.
На правом портале центрального фасада - сюжет о мудрых и неразумных девах.
Мудрые девы держат в руках наполненные маслом лампы и открытые скрижали Завета; рядом с ними стоит Небесный Жених, символизирующий Иисуса.
Неразумные девы держат в руках перевернутые потухшие лампы и свернутые скрижали Завета. Рядом стоит улыбающийся Искуситель - Дьявол в облике соблазнительного молодого человека.
У Искусителя в руках яблоко, а по спине ползают жабы, змеи и прочие гады, о чём наивные девы даже не догадываются.
Вот, я вам покрупнее покажу. Бррр…
---
Главный орган собора находится не над входом в собор, а на боковой стене.
По бокам от органа находятся две фигурки, которыми может управлять органист. С левой стороны - Глашатай. По воле органиста он может подносить ко рту трубу.
С правой стороны - Продавец бретцелей, у которого двигается правая рука и рот. Специальный люк позволял служителю собора пробираться внутрь органной подвески и оставаясь невидимым подавать за куклу различные реплики. Предназначением его было будить прихожан во время длинных проповедей, насмешничать, всеми возможными способами противоречить, подначивать и доводить до белого каления проповедников. В средние века этот персонаж был своего рода придворным шутом. Есть даже версия, что балагур специально назначался и по всем правилам оформлялся на эту работу.
В нижней части установлена статуя Самсона, укрощающего льва. Механизм позволяет открывать и закрывать зверю пасть; возможно, раньше лев даже умел рычать.
Вот бы на всё это посмотреть!
В соборе более 4000 витражей, большинство из них относятся к эпохе средневековья. В древности, когда мало кто умел читать, витражи называли Библией для бедняков.
Витраж, посвященный сценам Страшного суда. Основное поле занимают изображения праведников и грешников и огромная фигура Сатаны.
---
А здесь потомки Людовика Благочестивого: кто-то из них король Лотарингии, кто-то король Прованса…
Окно-розу украшают только растительные мотивы, а не фигуры святых, как это было принято в тот период. Считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга. Можно купить сувенир – зонт-трость с рисунком этой витражной розетки.
А вот, смотрите какой современный витраж.
Как думаете, о чём? Может быть о зарождении жизни? Вода, природа, эволюция…
Лицо из лиц. Он один, и он все мы…
Потолок.
Готическая кафедра.
Мы осматривали её очень тщательно, чтобы найти маленькую собачку, про которую, если не знать, то можно и не заметить.
У проповедника была привычка приходить на службу в сопровождении своего любимца. И пока шла проповедь - собачка спала. Но как только прихожане начинали шуметь, утомившись от длинной проповеди, собачка просыпалась и начинала скулить. И это служило для проповедника сигналом: пора закругляться. А по второй версии всё совсем наоборот, собачка лаяла, если вдруг кто засыпал на проповеди.
Посмотрите, она совсем крошечная. Если сильно понравится, то в киоске с сувенирами она продаётся в натуральную величину.
---
Колонна Ангелов (Pilier des Anges) или Колонна Страшного суда (Pilier du Jugement Dernier). Статуи, находящиеся на колонне составляют систему персонажей Страшного суда. В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках.
---
В средней зоне трубят в трубы четыре ангела Страшного суда.
В верхней зоне восседает Христос в окружении трех ангелов, а под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей.
---
В этой же части собора находятся знаменитые астрологические часы.
Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец, потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик, который сообщает о своей смерти. Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.
---
Чтобы посмотреть остальное действие, нужно купить билет (2 евро) и в 11:45 войти в боковой вход с улицы. В 12 часов (каждый день, кроме воскресенья) начинается показ видеофильма об истории этих часов, а в 12:30 начинается шествие апостолов, которое повторяется каждый день в это время, раз в сутки.
К этому времени всех выпроваживают из Собора, и снова свободно войти можно будет по окончании этого представления.
Мы заворачиваем за собор и идём в очередь. Покупаем билеты и терпеливо ждём, когда же всё начнётся.
Часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет и некоторые астрономические данные (например, часы точно предсказали лунное затмение 28 марта 2006 года).
И вот один из ангелов звонит в колокольчик, другой переворачивает песочные часы.
Перед Смертью проходят четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни.
Появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.
Затем появляются двенадцать апостолов.
Потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух.
Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам.
И в заключении всего, по очереди, должны появляться античные боги на колесницах — символы дней недели. Но, символизирующий среду Меркурий, так и не сдвинулся с места.
Так что, если хотите увидеть четверг - Юпитера, приходите завтра...
И все вот эти песни-пляски продолжались 5 минут.
Мы снова выходим из собора и снова заворачиваем за угол. Теперь нам предстоит подняться на башню (5 евро).
Смотровая площадка находится на высоте 66 метров, и для этого нужно преодолеть 328 ступеней по винтовой лестнице.
Когда стоишь внизу, кажется, что это не так уж и высоко. Вы девочек видите на середине башни? Нет? Не верите, что они там?
Вот, смотрите поближе.
Побежала их догонять! Но быстро подниматься не получается. Очень хочется всё разглядеть.
Сверху город как на ладони!
---
До конца 19 века разрешалось подниматься на самый верх шпиля.
---
Спуск вниз по другой лестнице. И опять всё интересно. Вот так выглядят сверху зверюшки-водостоки.
А это кто там примостился? Уж не та ли собачка проповедника?
А это что за рыба-кит в правой части? Кого она пытается проглотить?
И только я пристроюсь фотать, как надо идти дальше, так как за мной спускалась семья крупногабаритных соотечественников, а лестница настолько узкая, что никуда не притиснешься, не прижмёшься. Но пару раз им всё-таки пришлось притормозить на тёмной лестнице.