12 декабря. Замок ПьерфонАктивность для этого дня еще за пару недель до поездки выбиралась самым тщательным образом. Мы искали замок в радиусе 100-120 км от Эперне, чтобы можно было сделать круговой маршрут. Важнейшим моментом, по которому определялась эффективность поездки, была погода. И за несколько дней до начала поездки мы остановили свой выбор на замке Пьерфон, потому что на 12 декабря все погодные сайты обещали ясный солнечный день. Картинки из интернета обещали, что поездка будет, как минимум, к очень зрелищному замку Франции. А изучение истории этого сооружения подхлестнуло желание увидеть все своими глазами.
Нам предстояло проехать чуть больше 100 км. И если все пойдет по плану, вечером мы успеем заехать погулять в Реймс.
Проснувшись утром мы убедились, что небо над головой иссиня-синее, нет ни облачка, еще прохладно, но это не имеет никакого значения для двух леди, собравшихся в маленькое путешествие.
Совершенно очаровательные холмы на фоне синего неба очень способствовали разговору о Шампани, о виноградниках и плодородии земель.
Вдруг среди холмов взгляд привлек монумент, величественный и достаточно странно выглядящий в таком месте. Решено было подъехать поближе и рассмотреть, что же это такое.
Дорога привела нас в деревню Chatillon sur Marne. Там мы поставили машину на небольшой площади, где божественно пахло свежей выпечкой, и пошли чуть в горку, туда, где стоял монумент.
Дорога привела нас на прекрасную смотровую площадку, центр которой украшала статуя Папы Урбана II. Предполагается, что Шатийон-сюр-Марн является местом его рождения.
159-й Папа римский (с 12 марта 1088г по 29 июля 1099г) Урбан II в 1095 г на Клермонском соборе объявил Крестовый поход против мусульман, пообещав его участникам отпущение грехов. Слушатели собора, вдохновленные его речью, поклялись освободить Гроб Господень от мусульман. Пожелавшие пойти в поход пришили к одежде красный крест. На это дело Урбан II пожертвовал свою сутану. Отсюда и произошло название " крестоносцы ".
Удивительно забавным образом здесь и сейчас переплелись древняя история, религия, красота природы и солнечный декабрьский день на туристической дороге шампанского.
А мы продолжили наш путь к замку Пьерфон, встречая по дороге аббатства и церкви.
Видно замок стало за несколько километров. Это благодаря отсутствию листвы на деревьях. И этот вид был грандиозно-величественным.
Несколько поразмышляв над тем, в правильном ли месте мы паркуем машину, двинулись искать вход в замок.
Нет ничего скучнее, чем перечисление именитых владельцев французских замков, особенно, если ты не знаток французской истории. Да и как тут не запутаться: одних только Наполеонов во Франции было трое, а бесконечная череда Людовиков просто сводит с ума! Поэтому заранее прошу прощения у любителей исторических справок, но о замке Пьерфон я расскажу то, что показалось интересным и любопытным.
Замок Пьерфон был построен в XII веке, верой и правдой служил своим хозяевам в качестве твердыни, пережил множество военных действий и был разрушен по приказу кардинала Ришелье в 1617 году – в качестве показательной порки «очередному заартачившемуся дворянину» (Вольтер). Снести замок до основания не удалось, уж больно мощное было строение, но превратить его в живописные руины все же получилось. В таком виде замок Пьерфон просуществовал более 200 лет.
В 1813 г. Наполеон I (тот самый, с которым мы воевали) купил замок и окружающие его угодья за 2700 франков. В основном его интересовали Компьенский лес, на опушке которого стоял замок, и возможность расположить там хозпостройки. Впрочем, до хозяйствования в Пьерфоне руки у императора так и не дошли: сами понимаете, война с Россией – дело хлопотное.
Замок опять забыли, забросили и вспомнили о нем только 20 лет спустя: «романтические руины» привлекли внимание очередного герцога Орлеанского, и там, на лужайках Компьенского леса был проведен пикник в честь свадьбы его дочери.
В 1850 году Наполеон III, племянник того Наполеона, который воевал с Россией, вдруг вспомнил о замке, посетил его на досуге и стал думать о том, не заняться ли его восстановлением.
Существует исторический анекдот о том, что развалины замка невероятно понравились супруге Наполеона III, и когда он пребывал в тяжких раздумьях, какой из замков ему отремонтировать (а замков, видимо, было много), императрица предложила венценосному супругу кинуть жребий. Наполеон согласился и вытянул из шляпы бумажку с названием «Пьерфон». Выбор был сделан, но, говорят, что именно благодаря императрице, которая предусмотрительно написала слово «Пьерфон» на всех бумажках.
Для реставрации замка, по совету Проспера Мериме, был приглашен архитектор Виоле-ле-Дюк (Eugène Viollet-le-Duc), и в 1858 году началась грандиозная реконструкция, которая закончилась спустя 26 лет.
В результате реставрации замок Пьерфон превратился из крепости в дворец, так что мы с вами теперь наблюдаем не средневековый замок, а роскошную резиденцию XIX века, снаружи сильно напоминающую «сказочный замок» Нойшванштайн в Германии, ставший символом студии Уолта Диснея (источник
http://donturistik.ru/chateau-pierrefonds/)
Сразу после входа в крепостные стены в туристическом офисе (
http://www.chateau-pierrefonds.fr ) покупаем билет, получаем карту-схему замка, где видим, что для посещения открыты 10 помещений, и начинаем неспешную прогулку то ли по старине, то ли по новоделу. Категория здесь вовсе и не важна, потому что этот самый новодел вызывает чувство гордости за сохранение национального достояния. Ну а через каких-нибудь 100-200 лет это уже будет старина Пьерфон!
Наружные размеры стен замка составили 88 на 103 м. Толщина его массивных укреплённых стен достигает шести метров. Внутренний двор Пьерфона называли «Двором Чести».
Там установлена конная статуя Людовика Орлеанского.
И сохранился колодец.
Примечательна галерея, по которой посетители входят во внутренний двор замка. Арочные своды украшены гипсовыми фигурками, когда входишь в замок - это фигурки ремесленников, воинов, а когда выходишь - фигурки вымышленных чудовищ.
В галерее можно увидеть работы из венгерского дуба, вырезанные Виоле-ле-Дюком.
В одном из залов представлены гипсовые макеты каменных скульптур, созданные рукой знаменитого мастера Виоле-ле-Дюка.
В интерьерах замка особенно красивы два зала: Гербовый и Зал Прекрасных дам.
В двух просторных соединённых помещениях установлены фигуры пяти рыцарей и девяти «дам сердца» в образе древних богинь.
Зал поражает своими размерами, весьма необычными для средневековых замков: 64м в длину, 9.5 в ширину и 12 – в высоту. В южной части зала 5 фигур рыцарей.
А над камином в северной – 9 рыцарских дам, которые олицетворяют античных богинь.
Круговые диваны в центре зала тоже сделаны по эскизам лё-Дюка.
Залы сохраняют свои средневековые названия: Зал Героинь, Охотничий зал, Зал гвардейцев. И приметы "старины глубокой" присутствуют. Например, в Гостиной для приёмов в оконном проёме на стене нарисованы фигурки дикобразов - символов Орлеанского дома.
Или сцены из жизни рыцаря, которыми украшен один из залов.
Но совершенно неожиданно из средневековой гостиной попадаешь в помещения под названием "Гардеробная императора" или "Спальня императора". И тут всё воссоздано таким, каким оно было не в XIV, а в XIX веке, при Наполеоне III.
Помимо собственно внутренних залов, в замке также можно осмотреть коллекцию фигурных изделий из металла мастеров из династии Мондюи.
Техника изготовления состоит в следующем: берется лист свинца или меди, кладется на соответствующую форму, и по нему сильно бьют молотком. Получаются пустотелые изделия, украшающие крыши сооружений. Изделиями мастерской Мондюи украшены шпиль Собора парижской Богоматери, большой фонарь на куполе парижской Оперы, статуя Свободы в Нью-Йорке, статуя архангела Михаила, венчающая шпиль аббатства Мое-сен-Мишель и изделия, украшающие кровлю замка Пьерфон.
А в подземных помещениях замка устроена очень любопытная выставка по названием "Бал гизантов". Гизанты - это надгробные фигуры, которые устанавливали на саркофаги.
Они, зачастую с портретным сходством, изображали умершего. Так вот. В 1837 году король Луи-Филипп задумал устроить в Версале галерею великих людей, для чего были собраны гизанты, изображавшие различных исторических личностей.
В том числе, были сделаны копии нескольких скульптур из Сен-Дени. Таким образом король хотел объединить нацию, заставить людей забыть все разногласия и сплотить их путём обращения к общей для них всех великой истории Франции. Последующие события показали, что затея эта не увенчалась успехом, но гизанты пережили все катаклизмы и в 1950 году "переехали" в Пьерфон, где из них сделали целое шоу.
Когда попадаешь в полутьму крипты, то первое, что слышишь - это голоса. Ощущение, что где-то за поворотом несколько людей ведут неспешную беседу. Голоса исходят из невидимых динамиков, спрятанных, видимо, в стене. А ещё помещение освещают специальные лампы, софиты (не знаю, как они правильно называются), которые бросают цветные блики на стены и статуи. На стены также проецируются портреты людей, видимо, из той самой самой "версальской" коллекции.
Ощущение, что попал в некрополь, чем-то напоминающий Сен-Дени. Любопытно походить, осмотреть статуи.
Макет общего вида Пьерфона можно увидеть на выходе из здания.
Наша экскурсия по современному древнему замку Пьерфон закончилась.
Но еще почти час мы фотографировали Шато Пьерфон и себя на его фоне, восхищаясь красотой замка, его зубчатых стен с восемью башнями под лучами декабрьского солнца.
И тут обе почувствовали, насколько проголодались и что пора бы пообедать. Кафе нашли не сразу и не вдруг, слишком уж время было по-французски не обеденное. Все вокруг было закрыто, то ли на обед, то ли на зиму))
Наш выбор без выбора пал на кафе Le Kiosque, это ж надо, какое не вызывающее аппетит название)
Да и внутри было как-то не особо уютно. Но очень уж хотелось кушать.
Нам предложили занять любые понравившиеся места и, оглядевшись, мы увидели, что тот вид, который открывается из окон кафе, стоит любых неудобств, которые вначале бросились в глаза.
Нам принесли меню, но по укрепившейся моей привычке я посчитала более правильным рассказать официантке о том, чего бы мне хотелось, вместо долгого и бесполезного изучения меню на французском. Возникло легкое замешательство, потому как, видимо, знание английского у официантки было еще хуже моего. Девушка убежала куда-то и через минуту привела с собой даму, которая очень сносно говорила по-английски. Обсудив мои предпочтения и убедившись, что меня правильно поняли, я удовлетворенно уткнула свой нос в принесенное мне пиво. Женя сделала свой заказ тоже.
В ожидании еды мы устроили небольшую фотосессию с видами Замка Пьерфон.
Принесенная еда по внешнему виду вызвала жгучее слюноотделение, а по вкусу предполагала, что я запросто могу лишиться языка, настолько вкусным оказалось содержимое тарелки.
На мое удивление, с нами заговорили две дамы, сидящие за соседним с нами столиком. Такое со мной случалось только в круизах, когда соседи в ресторане знакомились друг с другом, завязывая приятные беседы.
Мы поговорили на миллион тем обо всем и ни о чём и у меня создалось ощущение, что я обедаю в очень дорогом для меня месте в кругу хорошо знакомых мне людей.
Совершенно неожиданно для себя заказала десерт, который подглядела у тех самых разговорчивых француженок. Принесенное повергло в шок размерами и великолепным вкусом.
Ни идти, ни ехать никуда не хотелось.
Но нам нужно было не особо мешкать, если в планах был вечерний Реймс.
Пора идти к машине. Мы обошли городок по кругу, вышли на берег озера и с огромным сожалением двинулись в обратный путь.
По душе разливалось спокойно-восторженное ощущение прекрасно проведенного времени.
Продолжение следует