С временем перелета вышло, конечно, не идеально. Строилось все на базе билетов Москва-Бильбао, все остальное пришлось под них подстраивать. В итоге улетели мы в четверг не с самого утра, а в 12:20 из Саратова, рейс до Брюсселя (пересадка) был в районе 16:00, а в Бильбао мы прибыли уже совсем поздно - в 23:00 по местному. Идеально, конечно, было бы вылететь из Саратова в 6:50 и уже к середине дня (засчет часового пояса -2 часа) быть в Бильбао: так бы мы успели на 1й день фестиваля, где хедлайнерами были The Cure, которых я тоже очень люблю. Но так рейсы не состыковались, пришлось смириться.
Обратно тоже было нетривиально - за неимением лучшего пришлось забронировать рейс из Бильбао в 18:30 субботы, пересадку и ночевку в Мюнхене и ранний утренний рейс (в 7:10) на Москву и далее дневной (14:50) на Саратов. С учетом наличия вечернего саратовского рейса вполне могли выкроить себе субботу целиком и в принципе даже посетить третий день феста (хедлайнеры Garbage). Но, как говорится, you can't always get what you want. В конце концов, целью посещения было именно выступление Radiohead, ради него пришлось чем-то жертвовать.
Началось все вполне тривиально - долетели до Москвы, там недлинная стыковка на Брюссель. В брюссельском аэропорте пришлось посидеть уже подольше, около четырех часов. Ничего особо интересного в этом вроде бы и большом, но довольно бестолковом аэропорту нет, проводили время мы за интернетом (не бесплатным, как в Домодедово - не устаю поражаться жадности европейцев), сходили пообедать/поужинать в аэропортовое кафе.
В кафе взял себе вот такое 9-градусное пивко - сразу стало чуть веселее.
Настал черед идти на наш рейс, и после взлета я буквально отключился, проспал 1,5 часа из двух полетных, чему был вполне рад. Бильбао встретил нас довольно теплым вечером, мы без проблем забрали багаж, взяли такси - причем все разы, что мы в Бильбао пользовались такси, за рулем были женщины - и доехали до нашего отеля Best Western Conde Duque, очень удачно расположенного вблизи основных достопримечательностей и пешеходного моста Zubizuri.
Надо сказать, что как таковых достопримечательностей в Бильбао не особенно много - ну, как раз на те полтора дня, что мы там и были, как я подумал. Самая главная туристическая приманка - это, конечно, музей Гуггенхайма, считающийся одним из самых уникальных архитектурных объектов последних 30 лет и являющийся передовым музеем современного искусства. Помимо прочего, он фигурировал в фильме Бондианы 1999 г., и после его открытия в Бильбао поток туристов за 15 лет вырос чуть ли не в 20 раз.
Кроме музея заслуживают внимания разнообразные мосты через реку Нервион, делящую город на две части (мостов что-то около 20), в том числе и вышеупомянутый Zubizuri, являющийся творением знаменитого каталонского архитектора Сантьяго Калатравы (он же автор здания аэропорта Бильбао).
У Бильбао есть старый город - Casco Viejo - представляющий из себя довольно средний по европейским меркам набор старых зданий, пару церквей (одна из них - 14 века) и центральную площадь Plaza Nuova, которая производит впечатление какого-то дворика. В самом Casco Viejo стандартный набор из ресторанов и магазинов со всякой бытовой ерундой, но при этом совершенно отсутствуют туристические лавки и туристов вообще не много, что, надо сказать, очень приятно и необычно.
Из немногочисленной информации на AWD и wikitravel по Бильбао я прочитал про фуникулер на гору Artxanda (насколько я понимаю основы баскского языка, произносится это "Арчанда"), откуда открываются отличные виды на город. Фуникулер находился буквально в двух кварталах от нашего отеля, и виды с вершины действительно не разочаровали.
Ну и наконец все в один голос хвалили баскскую кухню. Не будучи, мягко говоря, фанатом испанской кухни, я к таким утверждениям поначалу отнесся со скептицизмом, но затем подумал, что раз Страна Басков позиционирует себя (да и, в принципе так оно и есть) как совершенно уникальный и обособленный регион, то и кухня должна быть особенная.
Наша утренняя прогулка по Бильбао началась с набережной и все того же Zubizuri. Очень фотогеничное сооружение, конечно.
Надо сказать, что набережная Бильбао в целом произвела очень приятное впечатление. Все чисто, ухоженно, через каждые 100 метров детские площадки. Как в каком-то из обзоров верно подметили, эдакий баскский Сингапур.
То, ради чего мы приехали.
Воды реки довольно мутные, тем не менее, там водятся приличных размеров карпы (или не карпы?)
По пути к Casco Viejo по разные стороны реки открывается вид на симпатичные здания.
Вот это сооружение, похожее на корабль - по утверждениям некоторых источников, самый большой крытый рынок в Европе.
Мы зашли внутрь - цивильно, но размерами не поражает, впрочем, половина была на реконструкции.
После посещения рынка мы-таки углубились в старый город. Ничем особенным он не отличается, на фоне многих других старых европейских городов, но приятно, что нет толп туристов и сувенирных лавок, а в городе идет довольно бурная местная жизнь.
На границе старого города увидели вот такую заправку минимальных размеров. Владелец, похоже, был недоволен моим стремлением его сфотографировать.
Сделав круг по одному берегу реки и выйдя из Casco Viejo, мы пошли на фуникулер на гору Artxanda. Проезд стоит 90 евроцентов в одну сторону, а путь занимает минуты две.
С вершины горы открываются отличные виды на основные достопримечательности, горы вокруг Бильбао и потрясающее небо с облачками.
На обзорной площадке традиционно присутствует зеленая зона и детские площадки. Все очень уютно, тихо и красиво.
Спустились обратно, перешли наконец по Зубизури на другую сторону реки, к главной жемчужине Бильбао - музею Гуггенхайма.
Очень много строительных работ ведется в Бильбао. До начала 80-х гг город был сугубо индустриальным, после принятия программы реновации старые цеха, склады, производства переделываются в угоду современным нуждам. Мы застали какое-то здание в процессе разрушения - остался только фасад. А может быть, это уже и закончилась реновация. Внизу видно, как рабочие ремонтируют набережную.
По берегу реки ходит единственная ветка Бильбо-трамвая (к слову, Бильбао по-баскски - Bilbo).
А по самой реке ходит бильбо-лодка. Также есть бильбо-метро и бильбобус, на которых мы не прокатились.