Маршрут: Салоу (Salou) – Музей Сальвадора Дали (Фиге́рас) - Жиро́на (Girona),– Валенсия (Valencia) - Монастырь Монтсеррат (Monasterio de Montserrat) - монастырь Поблет (Poblet) – Монтблан (Montblanc) - Таррагона (Tarragona) - Ponte del Diable (Мост дьявола) - Барсело́на (Barcelona) - Порт Авентура (PortAventura).
Если отвечать на главный вопрос – почему Испания, то ответ, в общем-то достаточно прост. Испания просто напичкана достопримечательностями: средневековые соборы и памятники Римской эпохи, театр-музей Сальвадора Дали, в любом испанском даже небольшом городке всегда есть что посмотреть, есть куда поехать на экскурсию, это нация с древней историей, богатым наследием и самобытной культурой. За вполне вменяемые деньги в Испании можно получить прекрасное теплое море, прекрасные ландшафты, достойный сервис, вкусную и не дорогую еду, великолепные вина и отличные экскурсии. Конкретно отдых в Каталонии хорош тем, что в «одном флаконе» можно получить не только все то замечательное, что есть на побережье Средиземного моря, (испанские длинные песчаные пляжи на Атлантическом побережье, уютные Средиземноморские бухты по праву считаются самыми красивыми и известными в Европе), но и Барселону - один из красивейших городов мира, и большой плюс для отдыхающих с детьми - рядом Порт Авентура, второй по величине парк аттракционов в Европе. Конечно же, стоит попробовать национальную кухню – паэлью, хамон, выпить сангрию: в этом вся Испания! Испания славится лучшими винами, вина региона La Rioja получили медаль высшей пробы от Wine Spectator's.
Местное население страны доброжелательное, веселое и неторопливое. В Испании мало вероятности встретиться с неприязнью к русским, или, наоборот, попасть в ситуацию, когда нашего туриста рассматривают как «дойную корову». Вежливые слова, здравствуйте-спасибо-пожалуйста, нетрудно выучить по-испански (а большинство испанцев все то же самое знает по-русски), универсальное слово, которое запоминается в первую очередь – Hola! (по-русски произносится «ола» с ударением на последнем слоге.) Самый близкий аналог – «привет!» Принято здороваться, когда куда-нибудь входишь или обращаешься к незнакомому человеку, ну и когда видишь знакомого, естественно. Испания благоприятна для туризма в любое время года и отличается удивительно мягким климатом, для нас (конец апреля - начало мая 15 г.) погода стояла вполне комфортная 20-25 градусов тепла.
Итак, мы приземлились в аэропорту города Барселоны – исторической столицы Каталонии. Там мы были встречены представителем тур оператора. Из аэропорта на автобусе нас доставили в город Салоу. Дорога составляла где- то час двадцать. Прибыв в отель, увидели несколько десятков пенсионеров-испанцев, которые, как и мы оформлялись в отель, пришлось терпеливо ожидать своей очереди и радоваться за счастливых пенсионеров, которые могут позволить себе отдых у моря несколько раз в году. На рецепшене нас встретила девушка, которая прекрасно общалась на русском языке. Отель трешка, более чем достаточно для активного отдыха. Питание великолепное – завтрак и ужин шведский стол, очень разнообразный. Огромное количество разнообразных фруктов, мяса, рыбы и десертов. Единственное, что было неожиданным, так это напитки. На завтрак все бесплатно (вода, соки, чай, кофе, молоко), что же касается ужина, то все то- же самое можно было лишь купить. Не удивляйтесь в Испании это обычная практика. Кроме того имелись сауны турецкая и финская, а также джакузи, что было совсем неплохо учитывая что море еще было прохладное.
Салоу – это красивые набережные, протянувшиеся вдоль береговой линии, роскошная тропическая растительность, развитая инфраструктура города, представленная многочисленными магазинами, барами, ресторанами и кафе, рассчитанными на любой вкус. Наверное, за это его считают туристической столицей Коста Дорада. Ну и, конечно же, море. Море – чистое, мелкий песочек, удобный вход! Курорт Салоу славится семикилометровой полосой белых песчаных пляжей, оканчивающихся с одной стороны живописным мысом Ла Пинеда, а с другой – старой рыбацкой деревушкой Камбрилс. Пляж Льевант - самый большой и популярный пляж в Салоу, растянувшийся вдоль бульвара Хайме I. Несмотря на популярность у отдыхающих, на пляже совсем не тесно – на участке длиной в 1200 метров и шириной в 140 места хватает всем желающим. На пляже есть детские площадки, вышки со спасателями, душевые кабинки, парковка и бары с ресторанчиками.
Бульвар Короля Хайме I Завоевателя – с пальмовыми аллеями, скамеечками, ресторанчиками и огромным фонтаном с разноцветными водными струями. По этому бульвару приятно устраивать и утренние пробежки, и вечерние променады.
От Салоу до Фигейроса достаточно далеко - 260км. и поэтому мы решили взять экскурсию «Музей Сальвадора Дали + Жирона» стоит 35 евро. Брали у местной всем известной местной туристической компании, очень интересно рассказывали по дороге в течение 3-х часов, столько подробностей и интересных историй из жизни Дали.Например, известная история, как Сальвадор Дали подшутил над Арамом Хачатуряном. Как-то раз Арам Хачатурян, известный композитор, выступал на гастролях в Испании и договорился встретиться с Сальвадором Дали. Приехав в замок, Арам Ильич прошёл в огромный зал, куда его проводили слуги. Дверь за ним закрылась. Прошло три часа, и композитор уже хотел в туалет. Когда терпеть стало невмоготу, он взял стоявшую в углу комнаты вазу, подошел к ней, но стоило ему приступить к делу, как громко зазвучала его собственная музыка, «Танец с саблями», распахнулись все двери, и через весь зал проскакал обнаженный Сальвадор Дали верхом на швабре. Только он скрылся в противоположной двери, как все резко стихло, и чей-то голос сказал: «Аудиенция у Сальвадора Дали закончена!». Хачатурян, онемев и будучи не в силах пошевелиться от стыда и удивления, так и застыл со спущенными штанами. Опомнившись, он тут же торопливо натянул их и убежал к ожидавшему его лимузину. ИМХО, стоит ехать с экскурсией, будет стоить дешевле, чем у российских тур.агентств, даже, обойдется дешевле, чем если бы вы посещали их самостоятельно.
Приехали в Фигейрос, полчаса на внешний обзор музея и посещение магазинчиков.
Над центральным входом в музей водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание, рядом - фигуры с батоном хлеба - ещё одним излюбленным символом Дали. Водолаз, возможно, отзывает зрителя, к одному событию в биографии Дали. Как-то по приглашению он читал лекции в таком виде в одном американском университете. Во время лекции что-то случилось с подачей кислорода, Дали начал задыхаться и только чудо в лице одного студента, догадавшегося как-то снять этот скафандр, спасло Дали от смерти.
Башня Галатеи, сделанная Дали специально для Гала. На фасаде каталонский хлеб, яйца - отсылают к древнегреческому эпосу о том, что дети Зевса и Леды родились именно из яиц. Впрочем, у Дали их можно интерпретировать и как зарождение новой жизни и как его неразрывную, "однояйцевую" связь с Гала. Его вечной музой, после смерти которой жизнь его потеряла всякий смысл. ГалА (ударение на последний слог) - это муза, друг и соратник, жена Сальвадора, наша соотечественница, урождённая Елена Дьяконова. Свой псевдоним Гала взяла себе ещё при первом муже - поэте. По французски Гала - торжество, праздник. Любовь к этой женщине была главной движущей силой в жизни Сальвадора, её образ пронизывает всё творчество Дали. Она была старше его на 11 лет и когда они встретились, она уже была замужем. Все свои работы Сальвадор Дали подписывал только "Гала Сальвадор Дали" и уверял, что без Галы он ничто.
Вид на музей с другой стороны. Тут здание украшено огромными яйцами и равномерно покрыто золотыми хлебами на красном фоне. Хорошо виден стеклянный купол над сценой.
На территории музейного комплекса существуют обособленно и в то же время неразрывно 3 основных объекта: собственно музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы — «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, созданными по эскизам Дали. На осмотр часа три хватит, но время летит незаметно. По выходу из музея обнаружили огромную очередь, так что планируете посещение к открытию, людей в музее было не просто много, а ОЧЕНЬ много.
На ступеньках у входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой. Скульптура «Памяти Ньютона», воздающая дань этому ученому и открытой им силе тяжести, представленной свисающим с маятника яблоком-шаром. На втором фото - инсталляция Дали - гигантская голова с телевизором во лбу.
Собравшись в условленное время сразу же вошли в музей (без очереди!). Во внутреннем дворе нечто необычное - статуя-инсталляция Дали "Дождливое такси". Инсталляция представляет собой кадиллак, внутри которого при опускании монетки идёт дождь. На кадиллаке стоит фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет столб из автомобильных шин. Венчает всю композицию Лодка Гала (по имени жены и музы Дали - Гала, или Елены Дьяконовой). Капли, падающие с нижней части лодки, по некоторым сведениям - презервативы, наполненные синей краской. Не пытайтесь понять увиденное, не ищите сакральный смысл экспонатов театра-музея Дали. Он все равно вас запутает. Все же внесу кое-какие ясности.
Вначале все устремляются к огромному кадиллаку. Это скульптурная группа «Дождливое такси» была создана (случайно) по случаю Всемирной выставки сюрреализма в Париже. Дали шел по холодному и дождливому городу. Промок до нитки. А мимо в теплых салонах такси проносились довольные лица. Дали решил установить справедливость в своем далийском стиле «Пусть дождь несчадно мочит всех в такси, а вокруг светит солнце и тепло». Сказано-сделано. Перед вами скульптурная группа «Дождливое такси».
Музей не оставляет равнодушным никого. Эмоции от положительных до крайне отрицательных присутствуют всегда. И именно, этого и добивался Дали. "Я хочу, чтобы мой музей был огромным монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон."
Далее попадаем в просторный холл. Перед нами сцена театра-музея с огромным панно "Лабиринт" по мифу о Тесее и Ариадне. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившими в Нью-Йорке. Здесь театральность Дали наиболее очевидна: в центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея.
Эта огромная картина Сальвадора Дали называется "Гала с видом на Средиземное море, но с расстояния 20 метров портрет Линкольна" (слева на фото в верхнем углу).
Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989".Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.
Так Сальвадор Дали представлял себе Пикассо – портрет Пикассо 1947 г. Это одна из ценнейших картин музея Дали в Фигейрасе. Этот портрет – смесь чудовищности и высокомерия. Здесь можно угадать некоторые черты Пикассо. Это каска, в которой работает художник, принявшая у Дали вид козлиных рогов, некоторые греческие мотивы. Вторая картина Дали - Поэзия Америки (1943).
Очень интересен зал Мэй Уэст. В центре популярная трёхмерная инсталляция, посвящённая этой американской актрисе. Глазами изображения - фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый диван-губы. Чтобы вся композиция превратилась в трёхмерное изображение лица актрисы нужно подняться по ступенькам к верблюду и посмотреть в линзу, подвешенную к животу верблюда. Народу стоит много так что придется подождать.Желание Дали быть признанным в обществе, которое, в сущности, было равнодушным к искусству, особенно современному, вызвало в нем его естественную склонность к привлечению к себе внимания. Именно в это время, около середины 1930-х, художник начал создавать сюрреалистические объекты, ставшие его самыми известными произведениями.
Сказать, что Гала присутствовала в творчестве С.Дали, это значит ничего не сказать ни о Гала, ни о самом Дали. Гала ни просто присутствовала в его творчестве, она была его вдохновением, музой, моделью, нянькой и финансовым менеджером.Его постоянные исследования нового направления - дезинтегрирующих или взрывных картин - достигли высшей точки в "Галатее сфер" (1952), где голова Галы состоит из вращающихся сфер.В углу комнаты на мольберте 2 картины - "Галатея сфер" и "Портрет Гала с симптомами оносороживания", относящимися к периоду ядерного мистицизма. Целые и раздробленные рога как бы составляют шею Гала, лицо которой четкое и реалистичное. Эти рога, как атомы, как бы распадаясь, создают совершенство, чем является для художника Гала. Критики, фантазию Дали на тему «носорогических признаков», рассматривают как аллегорию художника на характер и значимость Гала для его творческой деятельности. Рога и гладкие, и в форме треугольника, и острые, и не очень – в принципе, все как в характере возлюбленной.
Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Это витрина носит название "Ретроспективный женский бюст". Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины "Анжелюс" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Второе фото картина – «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941).
Зал "Дворец ветра". Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь впервые будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) - на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка.
Спальня. На стене висит гобелен с картины "Постоянство памяти". В левом углу позолоченный скелет гориллы. Второе фото картина «Аллегория памяти» (1979).
Несомненным украшением музея Сальвадора Дали является коллекция ювелирных украшений, созданных по эскизам Дали, 39 оригинальных предметов, удивляющих своей роскошью и оригинальным дизайном, а также около 30 рисунков и дизайнерских эскизов. Первые задуманные Дали и воплощенные в жизнь ювелирные изделия можно отнести к сюрреалистическому этапу, другие — к мистико-ядерному периоду, а последние включают движение и механику: от мягких часов «Постоянства памяти» (1949) до креста «Свет Христа» (1953) и «Королевского сердца» (1953), механизма, способного биться.
В ещё большей степени развитие произведения прикладного искусства как «пластической философской метафоры», художник отразил в сюрреалистическом объекте «Рубиновое сердце», 1953. Его рождению, по версии Дали, предшествовала история, записанная им в дневнике за сентябрь 1958 г.:« ... Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил: - Что ты хочешь, сердце моё ? Чего ты желаешь, сердце моё ? И она ответила новым подарком для меня: - Бьющееся сердце из рубина!» Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.
Открывается и закрывается, как прекрасный цветок, являя миру тычинки и лепестки с бриллиантами. Цветы, в форме рук, всегда устремленных вверх, к свету. Малахит из Конго, прячет механизм - простенькая система противовесов, которая приводит украшение к жизни.
Безусловно, Испания и имя Сальвадора Дали неразрывны! В какой бы части Испании вы не находились, не поленитесь, посетите мир сюрреализма, мир Сальвадора Дали. Дом-музей Дали в Фигеросе. Время Дали, в многочисленных сувенирных магазинчиках Фигероса. Напротив музея есть магазинчик с сувенирами, хозяева которого были знакомы лично с Дали.Надпись в магазинчике напротив музея.
Не могу сказать, что я поклонник творчества Дали. Но все увиденное и услышанное здесь еще долго подвергается осмысливанию и переживанию. Обязательно рекомендую почитать про Дали и его жизнь - тогда увиденное воспринимается намного понятнее и увлекательнее! Всем советую побывать и не просто побывать, а с профессиональным экскурсоводом. Равнодушным точно не останетесь, невероятные впечатления от посещения данного музея гарантированы!
Во второй части экскурсии у нас было знакомство с Жироной - столицей каталонской буржуазии, где с давних времен хорошо сохранилась историческая часть города. Посмотрели Кафедральный Собор Жироны, Епископский Дворец, Еврейский Квартал, Арабские Бани, а также в свободное время прогулялись по древним улочкам этого живописного городка.
Набережная реки Оньяр является в Жироне, пожалуй, самым живописным местом - фасады многочисленных старых домов буквально обрываются к реке. За поворотом реки есть мост из ажурных металлических изделий красного цвета, который построил создатель знаменитой парижской башни Александр Гюстав Эйфель. Одним из символов Жироны являются разноцветные домики, выстроившиеся вдоль реки Оньяр. Проходя по одному из мостов в старую часть города, обязательно надо остановиться и посмотреть по сторонам, вид замечательный.
Перейдя в старую часть города зрим Церковь Сан-Фелиу, или, в переводе, Святого Филиппа. Место под постройку (14 век) выбрали не случайно. Покровители города, Святой Филипп и Святой Нарцисс, были погребены ровно под зданием церкви. Связанная со Святым Нарциссом легенда — одна из важнейших в городской мифологии Жироны. Согласно преданию, мухи, вылетевшие из могилы святого и искусавшие врагов, спасли население от захватчиков. Вплоть до сегодняшнего времени мухи Сан-Нарцисса — популярнейший местный сувенир.
Доходим до площади Plaza de Catedral. И вот он - красавец собор, главный шедевр — Кафедральный собор, строительство которого было начато в 14 веке на месте древней усыпальницы и длилось несколько столетий. Кафедральный собор Жироны может по праву гордиться самым широким в мире готическим нефом – шириной 23 метра – построенным в 1416 году. К кафедральному собору ведет гигантская лестница в девяносто ступеней (XVII век). Шаг по ней вверх на одну ступеньку якобы гарантирует прощение человеку одного греха. Считается, что тот, кто, поднимаясь по лестнице, насчитает четное количество ступеней, — праведник, нечетное — грешник.
Особое место в Старом городе Жироны занимает еврейский квартал под названием Эль-Каль. Евреи поселились тут в еще в IX веке, община их была весьма влиятельной и зажиточной. Конец покою пришел в XV веке, когда начались притеснения иудеев на религиозной почве и жестокие погромы. Люди оставляли свои дома и покидали Испанию. Квартал заселили самые бедные семьи христиан, у которых не было денег на переустройство домов. В итоге, здания дошли до нас почти в первозданном виде. Правда, сегодня этот район стал модно-богемным, и теперь здесь живут далеко не бедные люди. Квартал полон узеньких улочек (некоторые – не больше метра в ширину), тупиков, арок, множества лестниц и звезд Давида на камнях. Кстати, на снаряжение знаменитой экспедиции Христофора Колумба немалую часть денег дали именно здешние евреи.
Гуляя по старому городу встретили музыканта, который виртуозно играл на гитаре, он привлекал внимание многих туристов, монетки частенько опускались в его коробочку.
Товары народных промыслов, сделанные в Жироне очень ценятся за свое высокое качество. Мы зашли в небольшую лавку с очень красивой керамической посудой. Кроме прочего там продавались и ликеры святого Нарцисса, покровителя г. Жирона. Хозяйка предложила продегустировать, в результате чего мы уже не могли уйти не купив одну бутылочку. Вот с такими этикетками: