Начну, пожалуй, с рассказа о поездке в Верин (Verín). На форуме была тема об испанских карнавалах, в которой anatol' и vlarin упоминают «оренсовский треугольник» и Верин в частности как места проведения одних из самых аутентичных карнавалов в Испании.
Праздники и ферии: Карнавалы в Испании
Как известно, при Франко карнавал был запрещен как явление аморальное и нарушающее общественный порядок. Ведь помимо развлекательного это действо имеет и социальный подтекст. Это своего рода праздник непослушания: высмеиваются социальные устои и отдельные власть имущие персонажи, народ гульванит и веселится напропалую. Элемент легкой фронды и сейчас присущ карнавалам в Испании — в веселящейся толпе обязательно будет кто-нибудь в маске Рахоя, Меркель и т. п., в шествии — разыгрывается сценка на политический сюжет на злобу дня.
Карнавалы же «волшебного треугольника» Шинсо-де-Лимия — Ласа — Верин (Xinzo de Limia — Laza — Verín) ввиду территориальной обособленности этого региона сохранили не только бунтарский дух, но и старинные традиции гуляний и оформления костюмов. Видимо, до южной части провинции Оуренсе, в глухомань на границе с Португалией нововведения из Мадрида доходили небыстро.
С традиционным галисийским карнавалом, или как его в этих краях называют Entroido, решено познакомится в Верине. В пользу выбора этого городка из «карнавальной троицы» сыграло и то, что там имеется парадор, причем свежеотремонтированный. Я человек безлошадный, поэтому добиралась на перекладных общественным транспортом. План складывался такой: ранним утром в субботу выезд из Мадрида на поезде, около двух дня я в Оуренсе, обед, отъезд автобусом Monbus в Верин. Итак, билеты на поезд куплены, номер в парадоре заказан, можно заняться теоретической подготовкой к празднику.
Поездка моя пришлась на воскресенье — Domingo Corredoiro. Именно в этот день впервые в течение праздничных недель на сцену выходит ключевая фигура местного карнавала — сигаррон.
Керамическая троица сигарронов
Действо, которое мне предстоит увидеть, - сбор сигарронов у здания веринской мэрии, их забег по улицам города и охаживание плетками добропорядочных горожан, выходящих с воскресной службы в местной церкви.
Внятного объяснения, что собственно этот персонаж собой символизирует, я не нашла; есть версия, что это сборщик налогов, а плетка в его руках — инструмент повышения сознательности граждан.
Самое занимательное в этом карнавальном герое — его костюм. Основа основ — маска. «Мордочка» практически одинаковая у всех — улыбчивый мужчина, а вот «кокошник» над ней — тут все сугубо индивидуально, он собственно и есть «лицо» сигаррона. Каноничными являются два сюжета — растительный орнамент или изображение животных (волк, бык, конь). Насколько мне известно, местные любители карнавала, используя архивные фотографии, делают маски с рисунками по образцу экземпляров конца XIX — начала XX века (традиции живут ). Задняя часть маски изготавливается из шкуры животного — лиса, леопард; шубка, естественно, искусственная. Расписывается все в ручную, отдельные экземпляры представляют собой настоящие произведения искусства.
Кстати, довольно старую маску сигаррона можно в деталях рассмотреть в Музее галисийского народа в Сантьяго.
Костюм сигаррона включает в себя белоснежную рубашку, галстук расцветки «вырви глаз», пиджачок с золотым шитьем, шорты, на которые нашито множество тряпичных бубенцов, белые чулки с подвязками и черные лаковые туфли. На плечи накинут цветастый платок, вместо пояса вокруг талии наматывается кусок красной ткани, поверх него надевается кожаный ремень, на котором закреплено несколько увесистых колокольчиков. Завершает образ коротенький кнут (от себя замечу, его удар по филейным частям не то чтобы болезнен, но ощущается).
Для Верина сигаррон это не просто праздничный персонаж, о котором вспоминают на две недели в году. Это настоящий символ городка, его главная достопримечательность.
Кстати, главное действующее лицо карнавала в Ласе — пеликейро — до боли похож на нашего героя, но... На этот счет есть два мнения, и оба правильные — принципиальной разницы между ними нет, но при этом это два абсолютно разных персонажа.
Приятное чувство предвкушения предстоящей поездки известно каждому путешественнику. В моем случае вылазка на карнавал была еще и супердолгожданной. И тут, как водится, случился облом. Из парадора мне любезно сообщили, что у них до сих пор идет ремонт, поэтому пожить мне там не судьба, а как уж так получилось, что на букинге он был доступен для бронирования, они не в курсе. Мол, приезжайте к нам в следующий раз. Замечу, впоследствии выяснилось, что нестыковка с парадором была скорее плюсом чем минусом. Он находится в непосредственной близости от Верина, пешочком где-то полчаса, но в горку и по довольно безлюдной местности, после захода солнца особо там не погуляешь.
Получилось, что мой заранее разработанный маршрут с ночевкой в Верине накрывается медным тазом — подходящего жилья в городке больше не было. В итоге было решено ночевать в Оуренсе, а уже оттуда первым автобусом утро в воскресенье ехать в Верин.
Первый утренний автобус случился в 6:30. Сквозь февральский туман добрела до автобусной станции, загрузилась, поехали. Подремать удалось буквально минут пять до первой остановки в самом Оуренсе — в автобус ввалилась толпа старшеклассников, у которых карнавал уже был в самом разгаре. Все полтора часа дороги молодежь распевала частушки на околосексуальные темы, весело пререкалась с водительницей, которая то и дело грозила высадить всех в чистом поле. Заехали в Шинсо-де-Лимия, там несмотря на ранний час местная молодежь тоже уже вовсю гуляла.
И вот, наконец, Верин. Скажу сразу — городок в плане архитектуры ничем не примечательный, что-то приятное глазу есть только в очень компактной исторической части, в остальной — унылая типовая застройка. Ну да ладно, ехали не за этим.
На улице ни души, но дух праздника присутствует.
Светает, но выглянувшее солнышко тепла не добавляет. На улице очень-очень-очень холодно.
Впервые вижу замерзшую тень
К 11 часам, обозначенным как время начала праздника, прихожу на площадь перед мэрией. Никого, только пара зевак типа меня. Еще минут 20, и появляются герои торжества. Два подростка охотно позируют.
Папа-сигаррон и с мини-сигарроном
Народу становится все больше и больше, праздник по всему городу
Местом дислокации выбираю центральную площадь García Barbón.
Близится время обеда. Здесь я в первый раз попробовала осьминога по-настоящему á feira — в смысле приготовленного тут же, среди праздничного веселья в мобильной осьминоговарке. Из мобильного же холодильника извлекаются бутылочки Estrella Galicia. Это не хорошо, это божественно.
Между тем, праздник подходит к логическому завершению. На другом конце площади начинается дискотека, подростки скачут под реггетон, веринцы постарше перемещаются в бары за апперетивчиком, потом — на плотный воскресный обед.
Я тем временем выдвигаюсь в сторону главной местной архитектурной достопримечательности — соседствующего с парадором замка Монтеррей.
Википедия утверждает, что он является самой хорошо сохранившейся крепостью Галисии. Не рискну оспаривать это утверждение, но мне она показалось несколько заброшенной. Доступ в крепость абсолютно свободный, местами идет вялотекущий косметический ремонт. Но виды оттуда завораживают.
Абсолютная тишина и спокойствие
На этом мое путешествие в Верин подошло к концу. Все увиденное там осталось одним из самых ярких воспоминаний о Галисии. Местный карнавал по сути это своеобразное олицетворение этого края — все пропитано историей, традициями, лишено ненужного лоска и пафоса, все для своих и по-свойски.
Напоследок оставлю ссылочку на небольшой сюжет, демонстрирующий процесс облачения в костюм
PS: уф, вроде справилась, не пинайте сильно, это мой первый пост.