Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Рассказы отзывы об отдыхе в Испании: делимся впечатлениями и о поездках, отдыхе, курортах континентальной Испании. Фотографии и комментарии о Испании. Отзывы о популярных местах в Испании пляжи Бенидорма, пляжи Коста Бланка Коста Дорадо. Испания отдых отзывы.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #1

Сообщение Andr » 09 дек 2017, 08:35

Путешествие по Испании и Португалии всегда казалось довольно заманчивым, но постоянно откладывалось в долгий ящик. И вот, с введением безвиза, отпало одно из возражений «против», в отношении стояния в очередях за визами и доказательства, что ты «не верблюд». К тому же, у Алиталии удалось купить билеты до Мадрида за 250 дол. (с багажом) на человека и с 9 часами на обратную пересадку в Риме, что давало дополнительную возможность еще и погулять по «вечному городу». Наличие возможности бесплатной провозки багажа (в отличие от лоу-костов) немаловажно, если планируется поездка на две с половиной недели.

Алиталия приятно удивила: рейс Киев-Рим в обоих направлениях был полупустым, и можно было устроиться со всеми удобствами. Несмотря на 1 час времени на пересадку на мадридский рейс, не возникло никаких заминок, и багаж долетел в целости и сохранности (привет Эйр Франс!!!) Аэропорт Фьюмичино небольшой, вполне понятный и оборудованный достаточным количеством «приютов для курильщиков» (что радует).

Наконец-то, Мадрид, 9 октября, солнце и +27! Из промозглой осени Киева мы прилетели в августовскую погоду. С удивлением получив прилетевшие чемоданы (я ожидал их увидеть через день-два), направились в метро. Автомат по продаже билетов за деньги был всего один, и принимать 50 евро отказался. В будке кассирши никого не было, только пара каких-то служащих помогала «диким туристам» справиться с билетными автоматами. После недолгих попыток разменять деньги, закончившихся ничем, билет на 10 поездок и 2 супплементо за аэропуэрто были куплены по карточке за 18 евро. За турникетами была обнаружена девушка от Оранжа, которая нашла сдачу 40 евро и продала Сим-карточку, действующую без роуминга во всех странах ЕС с месячным сроком действия, плюс 10 Гигабайт 4Г интернета (и половины не использовал за все время), за оставшиеся 10 евро. Через полчаса, с двумя пересадками на метро, мы вышли на станции Гранд Виа в центре Мадрида.

На первые два дня был заказан хосталь в самом центре, на пешеходной улице Фуэнкарраль, примыкающей к Гранд Виа. До большинства туристических достопримечательностей рукой подать: Прадо в 10 минутах ходьбы, Королевский дворец – в 20 минутах. По этой причине, с самого начала, аренда машины была отложена на 2 дня, до 11 числа. Несмотря на центральное расположение, улица достаточно тихая. Днем толпы народа гуляют туда-сюда, множество магазинов на самой улице и заведений общепита на прилегающих. К вечеру все затихает, и оживление перемещается именно в многочисленные ресторанчики и таписерии в окрестных переулках. Только по утрам приезжают машины, забирающие мешки мусора, выставленные из магазинов по вечерам, да гремят колесами чемоданы туристов, приезжающих в хостелы и хостали, расположенные практически в каждом подъезде, или покидающих их. Наше заведение отличалось от большинства наличием отдельного душа с туалетом в номере (что не так часто встречается в центральной части Мадрида). Этот вопрос был одним из критериев выбора, потому что не хочется утром толпиться с посторонними, чтобы получить возможность почистить зубы или посетить «белого друга». Так что этот хосталь, состоящий из 4 комнат, выделенных из большой квартиры, в которой продолжают жить хозяйка с пожилыми, но весьма активными родителями, выгодно отличался от многих других. Но это все бытовые подробности, а мы приехали знакомиться с Мадридом.

В первый день, после перелетов, для начала мы немного прошлись по Пасео дель Прадо и пошли в парк Ретиро. А что, тепло (+27), солнце светит, птички чирикают, белки бегают, благодать… Посмотрели на аллеи со статуями, на озеро, по которому на лодках катается праздная публика, прошлись к галерее со статуей Альфонсо ХII (вроде?), немного послушали духовой оркестр – в общем прогулка по парку дала возможность отдохнуть и немного почувствовать город. Заодно посмотрели дворец Веласкесов и Стеклянный дворец, и мимо фонтана Падшего ангела направились к выходу.

Выйдя к вокзалу Аточа, вознамерились посетить музей Королевы Софии. Но не тут-то было. Поскольку заранее были куплены по интернету электронные билеты в Прадо, Тиссен и Софию, оказалось, что сюда нас не пустят, пока мы не сходим в Прадо и оформим там соответствующий билет в бумажном виде. Убедившись, что здесь нам не рады, мы отправились знакомиться с городом дальше. Довольно быстро пешочком добрались до Плаза Майор, сделали пару кругов по ней, пофотографировались и решили передохнуть. Но на самой площади сидеть не хотелось – слишком уж туристическое место. Поэтому нырнув в какой-то закоулок по соседству, нашли там аутентичную пивную с дневным меню в виде тарелки хамона и ведра со льдом, в котором охлаждались 5 бутылочек пива. Это было то, что нужно. Столик на улице, пиво холодное, открывалка, в лучших традициях, веревочкой привязана к ведерку! И за все про все 5 евро. Чтобы отдохнуть полноценно и не торопясь, заказ повторили дважды и лишь через часик двинулись дальше.
Немного побродив по окрестным улочкам, отправились к Королевскому дворцу. Возможно, стоило поторопиться, чтобы попасть внутрь, но в первый день настроение было не то. Так что, ко дворцу мы пришли только к началу седьмого, а для посетителей он закрывается в 18.00. Посмотрели на дворец с нескольких сторон, зашли в собор, рядом с которым стоит статуя Иоанна-Павла Второго и погуляли по дворцовому саду Сабатини с фигурно постриженными деревьями и кустарниками. Как раз успели до заката солнца. Еще успели примчаться на Плаза де Эспанья, посмотреть на Сервантеса, Дон Кихота и Санчо; и потолкаться по базарчику с сувенирами и товарами народных промыслов вокруг. В начале девятого, когда начало темнеть, мы по Гран Виа медленно пошли в обратном направлении. Немного погуляв по вечернему Мадриду, устали и, прихватив пару бутылок красного из региона Ла-Манча с хамоном, посидели у себя на Фуэнкарраль, наблюдая вечерний променад мадридцев и туристов. Вот так насыщенно и интересно прошел первый день в испанской столице.

Следующий день начался с музеев. Я, правда, с утра еще успел прогуляться к местному Трибуналу и Историческому музею Мадрида, выпить кофе в какой-то кафешке, и заскочить на утреннюю службу в церковь Святого Антония из немцев (де лос алеманес), хотя причем здесь немцы и к чему такой национализм среди святых? Порадовали часы работы некоторых магазинов и ресторанов: то с 16.00 до 21.00 (магазины) то с 19.00 до 1.00 (ресторанчики), надо уметь выбирать свою целевую аудиторию. А мы к 10.00 явились ко входу в Прадо. Как ни странно, но очередь из знатоков интернета оказалась больше и двигалась медленнее, чем обычная очередь в билетную кассу. По моим подсчетам, не было бы интернет-заказа, мы бы потеряли 15 минут на покупку билетов, а так – все 35.

И вот мы в Прадо. Что сказать, можно ходить здесь несколько дней подряд и все равно всего не увидеть. Но это относится ко всем подобным музеям: и Эрмитажу, и Лувру, и Метрополитэн, и т.д. и т.п. Лично мне здесь больше всего понравился Эль Греко и обои Гойи для королевского дворца с зарисовками испанской жизни. Еще, конечно, отдельная история – это стены из последнего жилища Гойи с кошмарами. Остальное – слилось в какой-то калейдоскоп: портреты, императоры, придворные, Святой Себастьян с одной стрелой, с двумя, тремя … стрелами, Сант Яго, Св. Антоний, прочие святые, много-много всего… В Прадо мы провели 4 часа. Затем, после часовой передышки, перешли в музей Тиссена. И там еще 3 часа живописи. После этого сил идти еще и в музей Королевы Софии просто не было. Музейный день завершился.

Свернув за угол музея Тиссена, мы наткнулись на сетевую пивную «100 Монтанерос». Оригинальное начертание цифры 100 больше напоминало 300; поэтом в дальнейшем, встречая такие заведения, называли их «300 спартанцев». Отличное место с пивом по 1.5 евро и разнообразными сендвичами по евро за штуку. Всегда полно людей, но также всегда можно найти место и немного отдохнуть от впечатлений, потягивая пиво и глядя на прохожих. Позже, нашли таких же «спартанцев» буквально около себя, что было приятно. Немного посидели и, мимо Палаты депутатов, пошли на площадь Пуэрта дель Соль. Там пошатались среди туристов, совершили обязательный визит в Ель Корте Инглес и опять просто погуляли туда-сюда по мадридским улицам. После девяти остро встал вопрос ужина. По программе на этот день была паэлья. Поэтому мы ходили от заведения к заведению, оценивая заполненность народом и цены меню. В конечном итоге выбрали место и, с удовольствием, съели на двоих сковородку с морской паэльей. К моменту окончания трапезы и расчета, неподалеку уже стояла небольшая очередь желающих получить столик на улице после нас или кого-либо из соседей за тремя другими столиками от данного заведения. Все-таки курильщиков в Испании много и им всем лень постоянно выскакивать из заведения наружу. Лучше уж подождать, и потом сидеть в свое удовольствие. Приближалась полночь и нам было пора идти, готовиться съезжать утром в другую гостиницу.

Еще одна краткая заметка о калье Фуэнкарраль. По утрам на перекур с 4 этажа приходилось спускаться к парадному (хорошо хоть лифт был, а то этажи высокие). В первое же утро, выйдя на перекур, я почувствовал себя Мироновым в «Бриллиантовой руке». Не успел выйти и закурить, как проходящие мимо две жрицы любви (униформа – все в черном), поинтересовались, есть ли у меня компания, и понимаю ли я, что только их мне и не хватало. Кое-как отбрыкался. На следующее утро – только вышел, идут уже четверо, включая двух вчерашних. «Штирлиц» - подумали б…, «Б..и» - подумал Штирлиц! Пришлось убеждать их, что клиент еще не созрел. Видать у них к 7 утра где-то неподалеку рабочая ночь заканчивалась, но дамы были не против подхалтурить на стороне.

Вскоре, как и прочие туристы, гнездящиеся в центре Мадрида, мы с чемоданами погрузились в метро и отправились в «Ибис» в районе Сан Блас, где предстояло провести следующие две ночи. Выбор был обусловлен наличием стоянки для машины, которую предстояло получить в этот день. С утра пораньше номер был, естественно, не готов, поэтому, оставив багаж на попечение ибисовцев, мы отправились в аэропорт за машиной. Для аренды машины был выбран «ОК кар рентал» по причине дневного лимита на проезд в 300 км, в отличие от 100-150 у других, и отсутствия дополнительной оплаты за поездку в Португалию. Правда, стойка находится не в аэропорту и нужно 15 минут на их шатле ехать в гостиницу «Краун Плаза» неподалеку. Получение авто затянулось практически на час, т.к. было всего 3 девушки за стойкой и фактически работали только 2 из них, а одна весь этот час радостно общалась с какими-то двумя молодыми французами, у которых то ли банк депозит с карточки снять не разрешал, то ли еще что-то. Они куда-то звонили, над чем-то весело ржали, а рядом кипела возмущением очередь из 10-15 потенциальных клиентов. Но все рано или поздно заканчивается и, наконец-то, мне удалось заполнить формуляр и получить ключи от машины. Вместо заранее заказанного «Рено Мегана» с коробкой автомат был получен «Сеат Атека», который на сайте прокатчика стоил почти вдвое дороже (типа SUV, все-таки). Это стало приятной неожиданностью. Пробег всего 9 тысяч, так что заявление в рекламе «только новые автомобили» оправдалось. Учитывая, что я проехал практически 2,900 км, получается, что я был 3-4 пользователем данного экземпляра. При выдаче, представитель ОКа отметил в акте сдачи-приемки две небольшие царапины на задней правой двери и заднем бампере (я бы их не заметил). Расчет, что наличие многофункционального дисплея значит возможность бесплатного получения GPS (как это было в Штатах), оказался ошибочным. Как заявили мужики, выдававшие машину: «Плати, тогда загрузим карты». Но это – не наши методы. Поэтому, выехав с подземной стоянки наружу, я запарковался и достал планшет с «Османдом». И дисплей больше, чем у штатной системы и дорогу показывает ничем не хуже. Незаменимая программа в путешествиях, и, главное, бесплатно, то есть даром!

Как и планировалось, на свежеполученной машине мы для начала отправились в Толедо. От Мадрида недалеко, а посетить надо обязательно. Обалденный город с узкими запутанными улочками. Все реально дышит стариной. Удалось запарковаться практически под Альказаром, выше фуникулера, на стоянке для местных жителей, на которой висел знак, что до 17.00 разрешена парковка для всех. Оттуда пешочком пошли наугад по улицам, иногда корректируя маршрут по туристическим указателям. Первое знакомство со старыми испанскими городами удалось на все 100%. Улицы, на которых касаешься руками стен домов на противоположных сторонах, стиснутые домами небольшие площади перед соборами, дворцами, синагогами и т.д. Всюду харчевни на 3-5 столиков с отличным (как, впрочем, практически везде в Испании) кофе. И масса магазинов с толедскими мечами, шпагами, саблями и другими колюще-режущими предметами. Так и хочется почувствовать себя Мак-Лаудом и явиться на таможню с двуручником на плече! Время пролетело практически незаметно, пора было собираться обратно, пока машину не утащил эвакуатор. Конечно, было бы больше времени, нужно было бы задержаться в Толедо на пару дней, но то же можно сказать и о Гранаде, и о Севилье, и о Сеговии, и остальных городах, которые мы посетили за эту поездку. Однако, лимит времени не позволял.

Так что мы отправились назад в Мадрид, по дорогам Ла-Манчи с черными фигурами быков, регулярно встречающимися на холмах вдоль дорог. Оставив Атеку на парковке гостиницы, где ее было видно из окна номера, мы пошли искать место для ужина где-нибудь неподалеку. В окрестностях было много автомастерских и типовых жилых многоэтажек. Но, практически в каждой многоэтажке, на первом этаже по нескольку кафе и ресторанчиков. В основном – таписерии, но был и какой-то пафосный, вечно пустующий итальянский ресторан, и пара сервесерий. В одной из них, с пивом и рыбами дня (дорадой и еще кем-то) мы и посидели в этот вечер. Что примечательно, в основном все заведения процентов на 70-80 заполнены. И люди не просто сидят с бокалом пива, но достаточно активно едят, заказывают. Никто не торопится к себе домой, в квартиру, предпочитают проводить время в обществе.

На следующий день, 12 октября, был национальный праздник. День, в который Колумб открыл Америку, и который там отмечают как День Колумба, в Испании тоже стал праздником, с парадом и прочими мероприятиями. Попытки разобраться с программой парада в интернете были безуспешными. Почему-то я находил рассказы о прошлых парадах, расписания мероприятий на День Колумба в Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии, но ничего полезного о том, что будет в Мадриде сегодня. К тому же, по телевизору рассказывали о том, что маршрут парада изменился по сравнению с предыдущими годами. Поэтому, обратился за консультацией к портье на ресепшене. Тот быстро распечатал из интернета маршрут парада, указал, где ближайшие станции метро и пожелал успехов. Через час, когда мы выходили из гостиницы, он мне еще выдал распечатку с указанием порядка следования и названиями всех полков, которые идут в параде, а также схему и список всех 76 самолетов и вертолетов, которые будут пролетать над головой. Большое ему человеческое за это спасибо!

К стадиону, от которого парад стартовал и где можно было лицезреть королевскую семью, мы не поехали, а отправились к месту завершения парада. Правда, пришлось ждать с 9.00 до 12.00 (парад начинался в 10.00), но оно того стоило. Купив пару испанских флагов у уличных торговцев, мы слились с толпой празднующих мадридцев и гостей города. В девять часов утра нам еще удалось отвоевать места практически в первом ряду зрителей. Потом было долгое ожидание, а в это время количество народа вокруг увеличивалось в геометрической прогрессии. Дождавшись, наконец, парада, получили особое удовольствие от разноцветных мундиров и киверов местной кавалерии, средневековых нарядов некоторых колонн и наблюдения за ликующими толпами испанцев, орущих: «Вива ехерзито!» и «Вива эль рей!». Также понравились служебные собаки, едущие на капотах автомобилей. А еще ассистенты флаговых в саперных частях, которые шли с палашами в руках, но за спиной у них были хромированные и начищенные лопаты и топоры. Воздушный парад тоже понравился, и жалко было на следующий день в новостях услышать, что один из «Еврофайтеров», возвращаясь с парада, на пару километров недолетел до базы и разбился (пилот погиб). После парада мы немного прогулялись вместе с празднующим народом и отправились к арене Лас Вентас, где в 17.00 начиналась коррида.

Билеты на последнюю в 2017 году в Мадриде корриду были куплены в Интернете заранее. Учитывая, как по всему миру запрещают цирки с животными, есть опасность того, что защитники животных когда-нибудь добьются и запрета корриды в Испании. А это, все-таки, часть национальной культуры. Так что посмотреть было надо. В агентстве по продаже билетов нам еще дали наводку на неплохой семейный ресторанчик неподалеку от арены. Бычьи хвосты и прочие экзотические деликатесы были отвергнуты, но было найдено такое блюдо, как «качопо». Когда-то что-то подобное было съедено в Рио, в Бразилии, но как это называлось, я не помнил. Большая порция из двух слоев говядины с сыром и хамоном внутри, запеченная в сухарях. Это просто праздник какой-то! Пообедав и сделав круг почета вокруг арены, мы посмотрели на памятники матадорам, ларьки с сувенирами и прочие местные достопримечательности.

И вот она – коррида. Амфитеатр с каменными скамьями, на которые продают сидушки по 2 евро, вокруг все дымят как паровозы (наверное, единственное общественное место, где можно еще свободно табачить), пиво по 9 евро бокал (поэтому, многие приходят со своими сумками-холодильниками, забитыми пивом, полными рюкзаками вина в бутылках, и фляжками с чем-то погорячее), старики, молодые мамаши с грудными детьми и т.д., и т.п. Сначала – парад алле участников (людей) и вот, наконец, выпускают первого быка… Ну что сказать о корриде? В общем-то, жаль могучее животное, которое долго изнуряют всякие пикадоры и матадоры, а потом, убивает тореадор. Местные знатоки регулярно громко критиковали пикадоров за непрофессионализм, что-то кричали и свистели. Тем не менее, три тореадора за сеанс зарезали шестерых быков. Только пятое животное имело какие-то шансы отомстить. Сначала пару раз бык смог зацепить тореро, а потом – даже поднять его на рога. Группа медиков и матадоров попыталась унести пострадавшего с арены, но он вырвался, вернулся и таки довел дело до конца, печального для быка. Там еще был эпизод, когда местные знатоки встали и вытянули вперед руки с белыми платками. Я уже думал, что это значит – пощадить героического быка, но тот был заколот шпагой, как и остальные его собратья. В общем, впечатление двоякое: с одной стороны – жалко животных, а с другой – сама атмосфера зрелища понравилась. Даже не знаю, пойду ли вновь, если представится случай.

По возвращению в Сан Блас, вечером зашли в супермаркет за вином и сыром, и я чуть не потерял походное портмоне. Отойдя метров на сто от магазина, обнаружил, что сунул его мимо кармана (т.е. портмоне отсутствовало). Денег там было меньше 100 евро, но там была и кредитка и права, что ставило под угрозу все путешествие. Бегом вернулись обратно, осмотрели с охранником окрестности кассы и входа, и ничего не нашли. Впору было отчаиваться… Но тут, из глубины супермаркета пришло семейство французов и отдали мне мой кошелек. Оказалось, что они нашли его на входе и собирались позже отдать на кассе. Так что, лошадь отделалась легким испугом. И хорошо то, что хорошо кончается. На этой мажорной ноте и закончилось пребывание в Мадриде. Утром мы отправлялись в анабазис по Испании и Португалии.

Наш путь лежал в Андалусию, а именно – в Гранаду. 400 с лишним километров по бесплатным испанским дорогам пролетели без проблем. Движение не особо активное, скорость под 120 (в рамках основного потока) поддерживать можно практически всегда. Местные джигиты вполне себе и по 150-160 мимо пролетают. В общем, до Гранады добрались. Пансион около университета в рекламе обещал публичную бесплатную стоянку, но сделав десяток кругов по окрестностям, бесплатного места для парковки на прилегающих улицах найти не удалось. Пришлось ехать в подземный паркинг в соседнем доме и оставлять машину там за 15 евро в сутки. Причем, еще и уговаривать местного деда-охранника, который долго сопротивлялся, но таки согласился найти местечко и предупредил, что с 22.00 до 8.00 паркинг закрыт. Ну и ладно, будем выезжать после 8 утра.
Быстро собрались и отправились на прогулку по Гранаде. Сначала, зашли в Монастырь Сан Херонимо, посмотрели на монастырские дворики. Потом долго ходили по церквям и соборам, посидели на площадях, в маленьком здешнем ботсаду, зашли в Собор Гранады и посмотрели на Королевскую часовню, посмотрели на старые улочки, в которых и сейчас торгуют специями, керамикой и прочими сувенирами. Если в Толедо подсознательно ждешь появления из соседнего переулка рыцарей Сантьяго и Калатравы, то в Гранаде – скорее родственников Отелло и цыганского табора. Всюду лепка, арабески и ажурные фасады старых зданий. Наследие мавров присутствует практически на каждом шагу. В центре города много мандариновых деревьев с очень крупными, но кислыми мандаринами. Все равно, хорошо!

Но времени мало, поэтому навигатору в телефоне был задан курс на Альхамбру и мы пошли в нужном направлении. «Османд» вел по каким-то закоулкам, лестницам и помойкам с бомжами, кратчайшей дорогой. Вырвавшись из города, по пешеходной дорожке вскарабкались в гору к Воротам правосудия, где встретили туристические минибусы в Альхамбру, остановки которых мы видели в центре города. Прошли в крепость, осмотрели дворец Карла 5, дворики у дворца Назариес, из Алькасабы помедитировали на закат солнца. В темноте под ногами шмыгали многочисленные кошки, которых здесь, по-моему, несколько десятков. Билеты на ночную прогулку по садам мы не покупали, поэтому после пары часов в Альхамбре мы спустились с горы обратно в город. Узкие улочки в центре практически полностью превратились в одну большую харчевню. Все заставлено столиками от различных заведений. Выбирай на вкус. Погуляв с часик, заглядывая в каждое меню, мы выбрали какое-то заведение с паэльей и стали ждать ее с кувшином сангрии. Названия заведения, к сожалению, не помню, но по-моему там даже Мишеленовский диплом на стенке у бара висел. Шеф повар-француз лично принес большую сковородку со своим творением. Хорошо, что мадридская паэлья была раньше, потому, что по сравнению с гранадской она с трудом потянула бы на троечку. Здесь, все было великолепно, очень вкусно, пять разновидностей мидий и прочих ракушек, без осьминожек (которые составляли основу паэльи в Мадриде, зато с шестью большими креветками на человека (креветки не тигровые, а какие-то местные, почти кар раки среднего размера, с большими клешнями, из которых вполне можно было получить некоторое количество диетического мяса). Ужин прошел на ура.
После ужина, не торопясь, двинулись обратно. Поскольку адрес пансиона никто не помнил, навигатору был задан курс на монастырь, с которого все начиналось, а там уже – рукой подать. К 12 ночи были на месте. Наличие в номере балкона освободило меня от необходимости бегать курить ко входу, а бар под балконом – обеспечил музыкальное сопровождение и взрывы хохота до 2 часов ночи… И снова следует признать, что при наличии большего количества времени, в Гранаде можно было бы провести хотя бы дня два. Но, дорога звала дальше.

А дальше по плану было купание в Средиземном море. Оказаться в Испании и не сделать этого – было бы неправильно. Поэтому, в навигатор, была задана точка с названием «плайя» где-то около Нерхи, и мы выехали в этом направлении. Сначала, правда, посетили «Карефур», чтобы запастись продуктами и напитками. Наличие багажника в машине предполагало возможность забить его необходимыми вещами, которые можно было бы извлекать по мере необходимости. Загрузив ящик вина, ящик пива, пару упаковок воды с газом и без газа, сыра, хамона, ореховых смесей и прочего, мы были готовы тронуться в путь. Новым понравившимся продуктом стал «ломо» - вяленая вырезка, чем-то похожая на бастурму, но без перца и не очень соленая, зато сухая и отлично сочетающаяся как с пивом, так и с сухим вином.

Вот оно – море. Заданная точка оказалась на пляже среди двухэтажных таун-хаусов, сдающихся на длительный срок. Явно большая часть домов в это время года пустовала, к 11 часам на пляже было пусто, в ресторане на берегу только начинали уборку и расстановку столов. Припарковаться удалось у самого пляжа. В гордом одиночестве я совершил пару заплывов. При температуре воздуха +25, вода была +24, так что октябрьское Средиземное море было вполне пригодно для купания. Еще один пункт плана был выполнен. Следующий пляж был отмечен в районе Марбельи, через часик мы уже были там. По какому-то наитию был выбран этакий дикий пляж с крупной галькой, к которому можно добраться или на машине, или пешком по берегу. В результате выехали прямо на сам пляж (через камыши) и составили компанию испанской паре с собакой. Т.е. на этом пляже было аж 4 человека. Вода чистая, волны небольшие, очень даже хорошо. Искупавшись и посидев на камнях, мы продолжили путь к Гибралтару.

Британских виз у нас нет, поэтому оставив машину на огромной парковке у пункта пропуска, мы просто пофотографировали скалу в море, улицы испанского города, местную марину и корабли в марине и на рейде. Африку на горизонте рассмотреть не удалось, зрение подкачало. Выпили по очередной чашке кофе, и были готовы двигаться дальше. По дороге А-381 прибыли к городку Алькала де лос Гасулес, немного не доезжая до которого была заказана следующая гостиница. Здесь рядом Национальный парк Лос Алькорнокалес, который явно пользуется популярностью у любителей природы. На ресепшене в гостинице было пусто, только стоял телефон с надписью: «Нужна помощь, звоните «5». По звонку прибегает девушка, регистрирует, выдает ключи и больше ты никого из персонала не видишь вообще, включая момент отъезда. При гостинице – ресторан, ориентированный на автобусы с тургруппами, едущими в Херес и Севилью. С утра до вечера, 2-3 автобуса одновременно выгружают группы, чтобы перекусить и через час-полтора следуют дальше. Кухня так себе. Но в номере имелась большая терраса с видом на поросшие лесом холмы, где и удалось посидеть с вином вечером, и полюбоваться окрестностями. При заселении казалось, что на пару десятков номеров гостиницы кроме нас и пары из Франции на 100 Крузере, тюнингованом для внедорожья (с поднятыми бамперами, специальной резиной, лебедкой и шнорхелем; наверное, по нацпарку ездили), больше жильцов нет. Но утром на ресепшене лежала кучка ключей номеров на 10, так что люди были. Оставив и свой ключ, мы погрузились в машину и выехали дальше. Место очень тихое и спокойное.

Следующим пунктом обязательной программы была Севилья. От Гранады до Севильи мы, более-менее, охватывали всю древнюю Андалусию. Что-то общее в архитектуре Гранады и Севильи, конечно, есть, но последняя как-то кажется посветлее и попросторнее. Поскольку было воскресенье, 15 октября, удалось спокойно припарковаться недалеко от местной станции бомберос (пожарных) в центре города и, как обычно, дальше двинуться пешком. Посетили Площадь Испании, памятники Сиду и Колумбу, осмотрели здания университета и табачной фабрики, а также дворец Сан Тельмо и отель «Альфонсо 13», вышли к Гвадалкивиру и вернулись к Севильскому собору и Альказару. Севильского цирюльника не встретили, зато насобирали с килограмм приглашений в музей фламенко, театр фламенко, просто рестораны с фламенко и т.д. Чем-то напоминает повсеместную продажу курсов, вечеров и просто вечеринок с сальсой в Гаване. Но уличное представление, на котором две девушки танцевали фламенко на площади у собора, мы все-же посмотрели. Приобщившись к культуре, еще походили по улицам, садам, посмотрели на памятники. Пора было ехать дальше.

В этот день мы пересекали границу с Португалией. По испанским дорогам довольно быстро добрались до границы. Здесь были озадачены пропускным пунктом по привязке карточки к номеру машины. Хорошо, что ранее почитал информацию о такой услуге на платных дорогах Португалии. Но сначала, немного озадачился. Перед пропускным пунктом стояло несколько машин с разными номерами (не португальскими) и имелась станция полиции со шлагбаумом и забором, обклеенным объявлениями: «Здесь полиция, а не справочная», «Справок не даем», «Как работает устройство не знаем», «Не мешайте работать – проезжаете, проезжайте». Жители различных стран читали планшеты и телефоны, а также надписи на пропускном пункте, пытаясь разобраться - как это работает. Беспокоить занятую полицию не стал и я, прошелся к пропускным автоматам, почитал инструкции и поехал регистрироваться. Как ни странно, затем на платных дорогах видел эстакады с камерами и радарами, таблицы с тарифами за проезд, но с карточки так ничего пока и не списали. Все оплаты вносил наличными либо в автоматы при выезде с платного участка, либо отдавал лично контролерам в будках. Но в первый день, настроенный в Испании на избегание платных дорог навигатор, повел нас в обход. Мы сразу оказались на деревенских дорогах, с односторонним движением и почти постоянным ограничением скорости до 50, максимум 70 км/час. На первой же заправке обнаружили, что бензин гораздо дороже, чем в Испании (1.47-1.52 евро, вместо 1.15-1.20). Зато на заправках растут лимоны и апельсины, можно прямо там что-нибудь сорвать, а не лезть в сад через забор. Увидели у дороги фермера, который продавал мешками апельсины по 5 евро за 3 кг, это при том, что в супермаркете они по 1.50 за килограмм. А так, сначала все напоминало украинские дороги летом: и качество покрытия, и стиль вождения; только на перекрестках вместо светофоров – круговое движение. На очередном кругу порадовался, что у Атеки высокий клиренс. Буквально передо мной, какой-то местный житель догнал машину, ехавшую впереди. Не очень сильно, но пострадавший с ударенным задним бампером жестами дал понять виновному, что разъехаться полюбовно не выйдет и стал звонить: то ли в полицию, то ли в страховую. Поскольку мы тут были совсем не причем, и сидеть в образовывающейся пробке желания не было, удалось по бордюрам и придорожной канаве объехать это ДТП и ломануться дальше.

По мере приближения к пляжам Альбуфейры дороги стали получше качеством, хотя ограничения скорости раздражали. Стало понятно, что впредь придется согласиться на передвижение по платным дорогам Португалии, иначе переезды из точки в точку слишком затягиваются. Часам к 16.00 (после перевода часов) мы добрались до Прайя да Фалезия, где мы должны были задержаться на 2 ночи и искупаться в Атлантическом океане. Навигатор, настроенный на координаты отеля, привел нас к конгресс-холу отеля «Эпик сана». Заезжая не территорию 5-звездочной гостиницы, я сразу заподозрил что-то неладное, поскольку такого на Букинге явно не заказывал. Добрая русскоязычная девушка в службе приема гостей «Эпик саны» со знание дела начертила план пути к искомому заказанному отелю в паре километров от данной точки. Но там, куда она нас послала, был небольшой конгломерат домиков для долгосрочной аренды с совершенно другим названием. Причем ни на чем-то в стиле ресепшена, ни на улицах поселения никого не было. Минут через 10 удалось остановить выезжавших португальских бабку с дедом, которые отправили нас в обратном направлении. Совсем запутавшись, мы доехали до местного супермаркета, где у англичанина-посетителя узнали, что наш отельчик находится сразу за «Эпик саной», поэтому навигатор с самого начала привел нас правильно, нужно было лишь перелезть через забор. В общем, потеряв почти час на катания по окрестностям пляжа Фалезии, мы все-же добрались до места.

Отель оказался состоящим из десятка двухэтажных домиков на 4 номера, с балконами или двориками, полностью оборудованной кухней и холодильником. Присутствовала бесплатная парковка для автомобилей, до пляжа было метров 100. Поскольку температура окружающей среды была около +27 и еще было вполне достаточно времени, быстро забросив вещи в номер, мы пошли на пляж. Полоса пляжа здесь ограничена песчаными обрывами всех оттенком желтого, оранжевого и красного. Выходы на общественный пляж имеются со стороны дороги, ведущей к супермаркету и ресторанам, или все от той-же «Эпик саны» и трейлерного парка, в котором было достаточно много жителей. Температура воды была +22-+23 градуса, волны гораздо мощнее, чем в море у Малаги и Марбельи. Вплоть до захода солнца, удалось с удовольствием покачаться на волнах. После этого, в одном из здешних заведений общепита были заказаны сардины гриль и винью верде. Вообще, сардины стали практически обязательным блюдом дня в Португалии, которое заказывалось на обед или ужин ежедневно. День закончили на балконе номера, распивая прохладное местное розовое вино «Матеуш» с испанским ломо.

Утром был удивлен, когда выйдя на перекур, на соседних елках и пальмах увидел фиолетовых попугаев. К сожалению, пока докурил и пошел за фотоаппаратом, эти птицы уже улетели. Но я их точно видел… Второй день погодой не радовал, начался небольшой шторм, в волны лезть было некомфортно. Поэтому, решили пополнить запасы и поехали в супермаркет «Пинго Досе» в Альбуфейре. Была надежда найти там свежих устриц, о которых были отзывы на форуме, но ни здесь, ни позже в Лиссабоне и Порто этого сделать не удалось. Всяких морепродуктов было много, разные ракушки и мидии в сетках, креветки, крабы, лангусты, но не устрицы. Так что запаслись еще белым и красным вином, некоторым количеством сыра, мяса и сардин в банках, а заодно – свежевыжатым апельсиновым соком, который можно получить, загружая апельсины в аппарат, похожий на колесо розыгрыша «Спортлото». Затем заехали на Прайя Ольуш де Агуа, походили по местной короткой набережной, посмотрели магазины с пробковыми шлемами, кепками, сумками, сандалиями и другими изделиями народных промыслов. Сам пляжик маленький, но прикрыт скалами, поэтому в воде даже копошились детишки. Немного погуляв, поехали обратно к себе на Фалезию. Прошлись по пляжу, замочив ноги в воде, потом – немного побродили по окрестностям, посмотрели на колонии домов, сдаваемых отдыхающим. Некоторые домики с бассейнами, с гаражами, в общем можно жить. Почему-то в ресторане услышали, что по вторникам сардин нет: «Выходной». Не стали идти проверять в другое место, согласились на тунца. День закончили традиционными посиделками на балконе.

Пляжный отдых закончился, утром дорога вела нас в Лиссабон. Теперь мы ехали по платным дорогам и уже в 11 часов прибыли в Альмаду, в которой предстояло провести две следующих ночи. При заказе мне понравился вид через реку на набережную Лиссабона и возможность добраться до центра города за полчаса на местном речном трамвае. К тому же, условия для проживания оказались лучшими за поездку. То что называлось «бед и брекфест» оказалось отдельным трехэтажным домом на тихой улице, на первом этаже кухня и ресепшен, на втором – гостиная с кофейным уголком, старой магнитолой и виниловыми пластинками, а на третьем – спальная и большая кладовка для одежды и вещей. Два туалета, отдельно душ и ванная. Все, что душе угодно. Парни-владельцы появлялись с утра, готовили большой завтрак с яичницей, круассанами, кофе, соками и прочим, распределяли свои задачи на день и уезжали до следующего утра. Парковаться предлагалось под окнами на улице. Посмотрев на запаркованные наполовину на тротуаре местные машины с поцарапанными бамперами, я забрался на тротуар всеми четырьмя колесами.

Сначала мы прошлись в исторический центр Альмады, посмотрели на фрегат 18 века и подводную лодку «Барракуда» и нашли станцию речного трамвая. Убедились, что рейсы отходят через каждые 15 минут, и пошли пешком к статуе Христа, до которой было около 2 километров. Статуя, пожалуй, поменьше, чем в Рио, но тоже симпатично, есть что-то вроде часовенки в подножии и лифт, который за 5 евро (кажется) поднимает вверх на смотровую площадку. Заодно, выяснили, что Христос в Рио был первым. В 70-х епископ Альбуфейры посетил Бразилию и ему так понравился Иисус на Корковадо, что он задался целью построить не хуже, собрал денег с паствы и добился своей цели. Вокруг постамента имеется ряд скульптурных композиций с крестами. Хороший вид сверху на гавань и набережную Лиссабона.

Вернулись к центру Альмады и на панорамном лифте спустились к реке. Лифт возит за 1 евро с человека: один спуск и один подъем в день. У подножия лифта – еще одна смотровая площадка с видом на мост. Вокруг заброшенные рыбные склады, есть два популярных ресторана прямо на берегу реки. Много местных рыбаков, но улова ни у кого не увидели. Пообедали с традиционными сардинами и вином, и переправились через реку в Лиссабон. В Лиссабоне до темноты гуляли по улицам и переулкам с крутыми подъемами и спусками, просто проникались городом. Вечером задождило, вернулись на свой берег, еще посидели и отправились к себе на базу, слушать португальский фольклор на виниле. Фокус не удался, то ли по причине возраста, то ли еще из-за чего, но проигрыватель выдавал 33 1/3 с некоторым ускорением, поэтому после нескольких попыток пришлось оставить эту затею и перейти на ФМ. Красное вино из лиссабонского региона, которое любезно предоставили хозяева, быстро закончилось, поэтому добавили из багажника своих запасов. Так и закончился этот день.

На следующее утро было вновь тепло и солнечно. И уже в начале десятого мы вновь были в Лиссабоне. Сначала вышли на Коммерческую площадь, по дороге посмотрели на деда, который выкладывает на берегу башни из камней и на скульптуры из песка. Погуляли по Альфаме и вышли к Лифту Санта Жусты. Там наткнулись на огромную очередь и, воспользовавшись рекомендациями знатоков, вместо лифта поднялись вверх по эскалаторам Н&M, там выпили пива на террасе Сао Педру Алькантарского и на общественном транспорте отправились в Белем. Добрались до монастыря Жеронимуш, от него до Башни Белема – действительно впечатляющая архитектура. Потом по набережной возвратились к памятнику Первооткрывателям и вновь к монастырю. После прогулки по местным садам-паркам зашли пообедать в здешний ресторан. Оказалось, что открытая площадка ресторана находится напротив президентской резиденции. Так что, получили и хлеб, и зрелище в виде смены торжественного караула. На автобусе вернулись в центр, походили по антикварным магазинам с голубой плиткой и прочей старой и новой керамикой. Потом вспомнили, что в Белеме не пробовали пирожных-паштейш, и решили наверстать это упущение в каком-нибудь лиссабонском кафе. Ну пирожные, как пирожные, попробовали. До 22.00 еще погуляли и вновь переправились через реку в Альмаду. Лиссабон, в общем-то, понравился, но Порто, до которого добрались позже – понравился больше.

После Лиссабона мы переехали в Синтру. На тамошние крепости и замки был выделен целый день. На узких улицах Синтры, когда в поворот иногда вписываешься в три приема, еще раз порадовался, что взял машину с коробкой автоматом. Если бы пришлось и следить за габаритами и ловить сцепление на подъемах и спусках, точно бы кого-нибудь зацепил. А так все прошло хорошо. Правда сначала как-то некорректно ткнул пальцем в точку назначения на навигаторе, и поплутав по дороге мимо Кинта да Регалейра, мы приехали к замку Монсеррат. Замок небольшой, внутри идет ремонт, но и замок и парк при нем понравились. Затем заехали в Кинту и приехав в центр Синтры, оставили машину у подножия скалы с Крепостью мавров, у начала пешеходного подъема, и полезли в гору. Километровый подъем занял час, как и предупреждали местные тук-тукеры, которые предлагают за 10 евро с человека доставить к воротам. Но мы не ищем легких путей! Взобрались на гору и обошли по периметру стены. Крепость древняя и запущенная. Все по той же пешеходной тропе дошли до парка при замке Пена и, купив билеты в парк, вновь пошли в горку. Гулять по парку интересно, но лучше все-таки спускаться от замка, а не карабкаться к нему вверх. Сам по себе замок впечатлил как-то меньше всего в Синтре. Какое-то все игрушечное, диснеевское. Ясно, что это один из обязательных пунктов программы, но что-то в нем не так, как искусственные елочные игрушки, которые не радуют. Той же пешеходной тропой вернулись к машине. Темнело. Хорошо, что при отеле в Синтре была бесплатная парковка во дворе, на которой я был единственным клиентом. На ужин удалось попробовать португальский ответ «Макдональдсу» - «Францезинью», т.е. горячий бутерброд из хлеба и мяса в остром соусе. Мне понравилось. С гудящими от походов по горам ногами, вернулись в гостиницу.

Утром, как водится, оставили ключи на ресепшене, никого не встретив, и поехали в Обидуш. По дороге посетили Мыс Рока. В Синтре было просто пасмурно, но проехав километров 10, попали в густой туман. Причем видимость все ухудшалась. Вдобавок, в тумане куда-то пропали спутники, и навигатор отказался продолжать маршрут. В офф-лайн режиме более-менее убедился, что едем в правильном направлении и продолжил движение. Хорошо, что туман начал развеиваться, а впереди показались два туристических автобуса и еще пара машин, которые, не обгоняя автобусы, ехали в том-же направлении. Заподозрив, что весь этот кортеж едет в том же направлении, что и мы, я не ошибся. Так мы и доехали до самой западной точки материковой Европы. На мысе тумана уже не было, только бился о скалы открытый океан, и туда-сюда бегала с селфи-палками и фотоаппаратами с телеобъективами толпа японо-китайских туристов из автобусов. Два автобуса удалось переждать, выбирая ракурсы для фотографирования, но прибывали все новые партии туристов, поэтому, выпив кофе с паштейшами в ресторане при сувенирном магазине (что давало возможность бесплатного посещения туалета), поехали дальше с наконец-то очнувшимся навигатором, который прозрел и стал видеть спутники.

В Обидуше ярко светило солнце и можно было вновь пускаться в пеший поход. Машины туристов в крепость не пускают, поэтому оставили ее на стоянке своей гостиницы в 300 метрах от бокового входа и дальше ходили пешком. Честно говоря, Обидуш как-то понравился больше Синтры. Традиционно, вскарабкались на стены крепости и обошли их по периметру. Долго ходили по узким переулкам, заходили в сувенирные магазины, дегустировали «жинжу» (вишневую настойку) в шоколадных рюмках. Там можно так гулять целый день. Сувенирно-ликерные магазины тянутся цепочками, входишь в один и переходишь все дальше и дальше, не выходя наружу. Опять же много организованных туристов из автобусов, но к вечеру этот поток спадает, и остаются только немногочисленные гости города, которые решили заночевать здесь. Множество полупустых гостиниц (видно не сезон) и недорогих ресторанов. О дне, проведенном в Обидуше, остались самые лучшие впечатления, причем как раз одного дня здесь и достаточно.

После Обидуша был Порто, который тоже оставил о себе массу хороших воспоминаний. Правда, с одним небольшим огорчением по поводу машины, но об этом позже. В Порто удалось забронировать на 2 ночи апартаменты на улице Каиш даш Педраш в видом на реку Доуру и мост Понте да Аррабида. Рядом трамвайное депо с музеем старых трамваев, несколько ресторанов и баров, пользующихся популярностью у жителей окрестных кварталов, супермаркет «Континенте». До набережной Рибейра буквально 15 минут пешком. Машину удалось поставить почти под окнами, хотя в Порто на ночь люди паркуются как попало, даже прямо на трамвайных путях. Главное успеть убрать до 8.00, когда из депо выезжают первые старые трамваи. Ночью видел, как какой-то деятель, пытаясь припарковаться, нажал на газ и разбил бампер запаркованной машине, а потом срочно скрылся с места аварии в прилегающих улицах. Также в Порто, на следующий день, наблюдали массовую эвакуацию машин, запаркованных в неправильном месте. Одновременно 4 эвакуатора занимались погрузкой нарушителей. Так что, было понятно, что с парковкой здесь надо быть как можно аккуратнее.

Хозяин квартиры выдал нам ключи, показал, как пользоваться кофеваркой и прочими устройствами, оставил бонус в виде бутылки вина и бутылки портвейна, чтобы не было скучно, и пообещал через 2 дня заехать к 10, проводить нас. Выйдя из подъезда, рядом нашли маленький семейный ресторан, в котором папа-повар вынес гриль прямо к фонтану на набережной и жарил сардины. Пришлось задержаться и отведать фирменное блюдо под местное вино. Затем пошли на Рибейру. Посмотрели на памятник инфанту в ночи, заглянули в несколько винных баров, просто погуляли по набережной. Потом сидели у себя на террасе и смотрели на освещенные лодки с туристами, ходящие по Доуру в ночи.

Утро вновь принесло хорошую солнечную погоду. Во время похода в кафе по соседству за свежими паштейшами я обнаружил, что в баре у прямо у подъезда местная публика уже разминается красненьким. Но мы пока удовлетворились кофе с пирожными и выступили по направлению к туристическим достопримечательностям. По улице Реставрации дошли до парка Жардинь да Кордоария с его беременными платанами. Как мне потом рассказали – это в 60-е годы проводили какой-то эксперимент и кололи деревья, чтобы они не болели. Теперь платаны выглядят вполне здоровыми, но уж очень полными в талии. Осмотрели здание трибунала со статуей правосудия, и вышли на традиционный туристический маршрут, начинающийся у колокольни Душ Клеригуш при одноименной церкви (или церкви Душ Клеригуш с одноименной колокольней). Сделав несколько фотографий, перешли к зданию железнодорожного вокзала Сау Бенту. Как и было сказано во многочисленных описаниях вокзала, здешние панно из знаменитой португальской голубой плитки великолепны. Батальные сцены, триумфальный въезд в город, просто бытовые зарисовки… Можно долго рассматривать их и находить все новые подробности. Через некоторое время, от вокзала по небольшой улочке Руа даш Флореш (поскольку улица Цветочная, сразу представил себя Плейшнером на Блюменштрассе) вышли к рынку Феррейра Боргеш и уже знакомой статуе инфанта Энрике. По дороге увидели традиционного шарманщика с шарманкой, пуделем и попугаем. На рынке посетили ярмарку предметов народного творчества, погрелись на солнышке на площадке рядом и вернулись обратно к собору Се ду Порту. После соборов и монументов пришла пора ближе познакомиться с главными достопримечательностями города в виде пещер с портвейном.

По верхней части моста Луиша 1 переправились через реку к монастырю Серра ду Пилар и саду Мавра. Полюбовавшись на набережную практически с высоты птичьего полета, фуникулером спустились к Каиш де Гайя. По плану у нас было посещение портвейнового дома Черчилля (название привлекло), но первым по дороге попалось заведение Феррейра. Несмотря на послеобеденное время, дверь была закрыта и отсутствовала какая-либо информация. Возникли опасения, что по воскресеньям у всех выходной. Но, вскарабкавшись в горку вдоль забора, мы обнаружили на перекуре гидов Феррейры, которые уведомили нас, что они открываются только в 14.00 (оставалось еще около получаса). По карте до Черчилля было не так уж и далеко, и мы решили туда сходить. Буквально у входа встретили группу американцев, которые уже хорошо где-то надегустировались. Они нас огорчили, сказав, что только что стучали в эту дверь, но у Черчилля сегодня выходной. Что делать, вернулись к Феррейре. Опоздали на 15 минут к открытию и были просто ошарашены сообщением, что у них посещение только группами с гидом. Группа в 14.00 уже ушла, есть возможность записаться в англоязычную группу на 15.30 или франкоязычную на 17.00. Ждать полтора часа было лень, поэтому, несолоно хлебавши, мы отправились искать альтернативы.

Выйдя на улицу Рамуша Пинту, мы сначала прошлись по «лицензированным» магазинам с портвейнами. Прелесть роли потенциального покупателя заключается в дегустации разнообразных портвейнов с целью ознакомления с палитрой. Довольно быстро я понял, что мне, например, больше всего нравится тауни (выдержанный в дубовых бочках), причем желательно 20-летний. Приятно, когда в разных магазинах в ряд выстраивают рюмки с обычным, 5-летним, 10-летним, 15-летним и 20-летним портвейнами одного сорта и предлагают почувствовать разницу. Даже не будучи специально обученным сомелье, разницу почувствовать можно. Через некоторое время дегустации вполне примирили нас с невозможностью попасть к Черчиллю и Ферейре, и мы отправились обедать. В первом попавшемся заведении возле набережной и здешнего рынка, превращенного в одну большую закусочную, взяли по стейку и дегустационному набору из 5 портвейнов. Очень душевно! Потом на набережной посмотрели на портвейновые лодки, груженные бочками и украшенные флагами соответствующих домов, и несанкционированный рынок с местными сувенирами, а также Гуччи, Дольче Габаной и подобными подделками. Возвращаясь к мосту, зашли в подвалы Рамуш Пинто, Калем и Зандеман, и посмотрели на толпу у входа в Бурмайстер, который находится непосредственно у входа на нижний уровень моста Луиша 1, поэтому и собирает больше всего туристов. Все эти дома работают и в воскресенье как обычно. В общем, знакомство с разнообразием портвейнов удалось.

По возвращении к себе, обнаружили, что вся площадь и улица перед домом заставлена столиками и заполнена людьми. Шел какой-то праздник улицы (или квартала). Веселились все жители, начиная от дедов, которые еще в 8 утра начали с винишка, и заканчивая детворой. Под песни местного шансонье, явно знакомого всем присутствующим, шли народные танцы, в стиле «стенка на стенку». Было весело. Но сидячих мест не было, все занято. Еще раз убедились, что нам повезло с террасой. Устроившись над головами празднующих поудобнее, с бутылкой вина, мы тоже приобщились к празднику. Можно еще раз сказать, что в Порто нам все очень понравилось.

Но пора было возвращаться в Испанию. Утром, загружая вещи в багажник, я не заметил ничего странного, но на первой же остановке на перекур с кофе, обнаружил, что кто-то таки царапнул задний бампер справа. Ознакомившись с прейскурантом прокатчиков, начал морально готовиться к тому, что при сдаче машины с депозита спишут примерно 350 евро. Неприятно, однако, но смысла возвращаться явно не было. Довольно скоро мы пересекли границу и прибыли на земли Леона и Кастильи. Саламанка в чем-то очень похожа на Севилью, но здесь гордятся не маврами и римским прошлым. Имеется даже древнеримский мост. Ну и, конечно, университет Саламанки, который со Средних веков и до сих пор принимает студентов. В Саламанке долго искали возможность бесплатной парковки – бесполезно. Все расчерчено зеленой краской (для местных жителей). Для погрузки-выгрузки машины бросают вторым рядом на проезжей части (по словам местных, можно на 15 минут, но я видел, что стояли и по полчаса). В конце концов, пришлось ехать на подземную стоянку по 2 евро за час, но не более 13.75 в сутки (сутки максимум)). Есть огромный собор рядом с университетом, в центре много старых дворцов. На «банковской» площади: по периметру находятся Банк Испании и еще три каких-то банка в старых дворцах, был обнаружен заполненный посетителями бар с гордой вывеской «Самое дешевое пиво в Испании». И действительно, бокал 0.33 (копа) стоил 0.50 евро. Причем вполне приличное пиво и реально много посетителей. Еще понравилось здание университетской библиотеки с патио с колодцем и облицовкой в виде морских ракушек. В гостинице на ресепшене как обычно никого не было. Портье одновременно работал барменом в кафе, дверь которого находилась рядом (по звонку он приходил оттуда). Удивительно, но утром в кафе устремился поток пенсионеров, живущих по соседству. Вместо того, чтобы пить кофе дома, дедушки и бабушки предпочитают принарядиться и идти пить любимый кафе кон лече в место, где могут с кем-нибудь пообщаться.

Следующей точкой испанской части вояжа была Сеговия. Дорога к ней преподнесла очередной сюрприз. При выезде из Саламанки бортовой компьютер показывал, что бензина осталось на 175 километров, а по GPS расстояние до точки назначения в Сеговии составляло 180 км. Т.е. по дороге нужно было заправиться… Для экономии топлива всю дорогу я старался держаться на 120 км/ч и это себя оправдало. Приблизительно в 70 километрах от Сеговии те несколько машин, с которыми мы более-менее колонной двигались с приблизительно одинаковой скоростью свернули на знак заправки. Я же, обрадовавшись, что при экономном режиме компьютер показывал, что топлива осталось на 75 км при остаточном расстоянии 70 километров, решил, что буду ехать, пока не загорится лампочка на 50 км, а там уже заправлюсь. Не тут-то было. Может, на платной дороге, на этом отрезке и были заправки, но ни в одном городке, которые мы проезжали по бесплатной трассе, заправок обнаружено не было. В холодном поту я въезжал в Сеговию с горящей лампочкой на дисплее и надписью: «Заправь меня!». По компьютеру бензина оставалось на 5 км. И вот она заправка. Влетев в помещение, я обратился к заправщику с призывом: «Даешь полный бак бензина!» На что услышал унылый ответ: «Я бы дал, но ты стоишь у колонки, в которой только дизель». Пришлось перестроиться. По моим подсчетам, в баке на этот момент оставалось максимум литра 2-3. Так что, повезло.

Гостиница в Сеговии оказалась опять же маленькой, стоящей на типичной испанской площади: со старой церковью, колонкой с водой посреди площади и школой, с тыльной стороны проходил древнеримский акведук. Это одна из главных достопримечательностей Сеговии. Машину припарковал на бесплатной стоянке в жилмассиве новой застройки на улице Пожарников (Бомберос) в 1 километре от гостиницы. Практически все улочки в старых кварталах расчерчены синим цветом, обозначая платные стояки с максимальным лимитом 2 часа. Было замечено много контролеров, которые внимательно осматривали каждую машину, припаркованную на этих платных стоянках.

Сеговия нам понравилась гораздо больше, чем Саламанка. Как-то все показалось симпатичнее. Акведук в хорошем состоянии и очень фотогеничен. Имеется статуя волчицы с Ромулом и Ремом, подаренная Римом в 80-е годы. Есть стандартный туристический набор достопримечательностей: Плаза Майор, Кафедральный Собор, старые кварталы. В дополнение имеется крепость с замком, еврейский квартал и отличные виды на окружающие долины с оливковыми рощами, монастыри и поля. Все чистенько и очень симпатично. Был удивлен, узнав, что местным традиционным блюдом является жаренный молочный поросенок. Вспомнил Бали, где меня поразил такой же факт. В обед попробовали кастильский суп. Сразу вспомнилось ирландское рагу Джерома К. Джерома. По-моему, в кастильский суп тоже кидают все, что осталось от приготовления других блюд (или что не доели предыдущие посетители). В густо соленом и перченом горячем томатном соке плавали обрезки копченой свинины, вареного мяса, какая-то требуха, мозги и еще не понятно что. Но, поскольку ресторан был в стороне от туристических троп и местная публика, заказав супчик, с удовольствием его наворачивала, пришлось соответствовать. Во время прогулки увидели рекламу, приглашающую отведать чуррос с шоколадом, поняли, что здесь у нас пробел – так до сих пор и не попробовали. Исправились. В общем, получили массу удовольствия от этого города.

Ночью откуда-то из парка в направлении улицы Бомберос доносились отзвуки музыки и какие-то вопли. Когда в пол-седьмого утра в темноте я отправился туда, то обнаружил множество групп молодежи, которая откуда-то шла, куда-то расходилась, просто бродила по окрестностям, курила траву, что-то пила. Не знаю, что там была за тусовка, но все урны в окрестностях были перевернуты, иногда мусор был вывален на капоты и крыши припаркованных машин. Обошлось без особых эксцессов, но явившись к Атеке, я обнаружил, что по лобовому стеклу размазана лужа то ли майонеза, то ли чего-то еще белого и жирного, причем уже хорошенько засохшего и затвердевшего. Кое-как салфетками и дворниками удалось более-менее расчистить стекло с водительской стороны. С пассажирской – успехов было меньше. Но время уже поджимало, пришлось надеяться на возможность заехать на какую-нибудь заправку и отмыться там. Заехал в гостиницу, загрузились и выехали в сторону Мадридского аэропорта. Расстояние составляло 107 километров. Путь занял 2 часа 15 минут. Сначала GPS проложил путь по бесплатной дороге, оказавшейся серпантином в горах. 50 км я пилил по этому серпантину с ограничениями скорости 30 – 50 км/час в полной темноте. За все время пара машин проехала навстречу, и всего один местный житель догнал меня, минут 20 висел на хвосте, потому что обогнать было просто нереально, потом в какой-то деревне таки обогнал и быстро оторвался по явно знакомой дороге. Только через 50 километров горы закончились и обнаружилась первая за все время заправка «Шелл». Хотя у колонок моющих средств не было, мужики выдали мне ведро и щетку. Удалось отмыть лобовое стекло, выпить кофе с сигаретой и, поблагодарив заправщиков за помощь, продолжить путь на Мадрид. В 8.00 уже начало понемногу светать, по двухполосной дороге в направлении Мадрида уже шел сплошной поток машин. Ближе к Мадриду дорога расширилась до 4 – 6 полос, но начались пробки. Поскольку вылет был в 11.30, я считал, что приехать в автопрокат к 9.00 – значит оставить вполне достаточно времени, чтобы сдать машину и успеть на регистрацию и все проверки.

Но пробки заставили поволноваться. В конечном итоге в 9.15 мы прибыли в пункт назначения. Проверяющий из автопроката указал на наиболее освещенное место на подземной стоянке и стал осматривать Атеку. Я уныло ожидал указания на царапину и готовился спорить о сумме списания, но мужик сказал: «Все ОК!», забрал ключи и расписался в форме осмотра без претензий. Не успели мы на лифте подняться со стоянки к месту погрузки на шаттл в аэропорт, как на телефон пришла СМСка о разблокировании всей суммы депозита. Еще один плюс фирме «ОК кар рентал»! Потом пришлось 15 минут поволноваться, ожидая шаттл-бус, и 15 минут по пути к терминалу. Но к 10 часам мы уже были на регистрации. Регистрация в числе последних пассажиров позволила без доплат получить места у аварийного выхода, чтобы протянуть ноги. Хотя, рейс Мадрид – Рим был полупустой, как и Рим – Мадрид, на котором мы летели сюда. Через два с половиной часа мы успешно высадились в аэропорту Фьюмичино. До 23.45, когда был назначен вылет на Киев, у нас было еще время посетить «вечный город» и пробежаться по нему галопом.

После продолжительных консультаций с тружениками аэропорта, которые никак не могли понять, зачем нам нужен выход из третьего терминала, если имеются посадочные талоны на вылет из терминала 1, таки удалось добраться до терминала 3 и оставить там рюкзаки с вещами в камере хранения. С целью экономии и оптимизации маршрута в Рим решили добираться на автобусе, который останавливается в Ватикане (только один оператор, остальные едут прямо на ж/д вокзал). Автобусы отправляются каждые 30 минут, прочти по расписанию, но придерживаясь принципа наших маршруток: «Пока все места не заполним, не поедем». Но задержка составила всего 5 минут. После Испании и Португалии Рим оставил впечатление более грязного и переполненного людьми города. В центре масса армейских патрулей на броне. Даже на площади Св. Петра в Ватикане на тебя набрасываются толпы негров, торгующие брендовыми подделками, какими-то дровами (блюда, подставки и т.д.), предлагающие кокс и прочие блага цивилизации. Времени у нас было в обрез, поэтому просто прошлись по площади и посмотрели на безумную очередь в собор Св. Петра, заглянули в соседние улицы и пошли дальше.

Мимо замка Св. Ангела перешли через мост, посмотрели на Тибр. В качестве традиционного итальянского обеда выбрали, естественно, пиццу. Посидели некоторое время на уличной площадке пиццерии, понаблюдали за оживленным движением скутеров по улицам и подворотням Рима. Почти как где-нибудь в ЮВА. Подивились большому количеству магазинов с одеждой и аксессуарами для священнослужителей как внутри Ватикана, так и в центре Рима за ватиканской стеной. Дошли до Пантеона, там проходил какой-то митинг на пару тысяч участников. Затем мимо церкви Игнатия Лойолы зигзагом дошли до Пьяцца Венеция и статуи Витторио Эммануила, и прошли к Форуму. Уворачиваясь от негров-дистрибьюторов, посмотрели на форумы Траяна и Августа, затем Цезаря и просто Римский. Развалины, конечно, но есть какое-то чувство сопричастности к истории. Остатки колонн, статуй, каких-то портиков и панно. С последними лучами солнца пришли к Колизею. Внутрь опять-же не попали из-за нехватки времени, поэтому обошли вокруг в поисках лучших точек для съемки. Около входа в станцию метро был обнаружен источник бесплатной негазированной и газированной воды: «От муниципалитета Рима благодарным туристам».

Посидев некоторое время около Колизея, через парк Колье Опио, блуждая по римским улицам, дошли до вокзала Термини. Т.к. заявляемое операторами автобусов в аэропорт время 30 мин в пути казалось нереальным (от аэропорта до Ватикана мы ехали 45 минут без особых пробок), то обратно во Фьюмичино мы вернулись на электричке «Леонардо да Винчи». Конечно, стоимость в два с лишним раза выше, чем цена автобусного билета, но зато ровно через полчаса мы уже были в аэропорту. Контроль багажа прошли очень быстро. Фьюмичино для не знающих ни одного иностранного языка очень удобен – все надписи дублируются на русском, не нужно знать ни итальянского, ни английского. Терминал 1 вообще «заточен» для русскоязычных путешественников. Сплошные Гуччи, Эрме, Луи Виттоны и прочие «народные» торговые марки. Но мы, запасшись «Баллантайном» на дорожку, дождались вылета и по расписанию прибыли в Киев.

Прошло меньше двух месяцев, но мы бы с удовольствием повторили этот вояж. Может, несколько сдвинув сроки нахождения в том или ином месте, возможно, теперь поехав не по часовой стрелке, а против ее хода, может, заменив некоторые точки остановок, но в целом эта поездка оставила положительные воспоминания и желание повторить.
Andr
участник
 
Сообщения: 64
Регистрация: 14.06.2004
Город: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 55
Страны: 28
Отчеты: 7
Пол: Мужской
испания отдых фото

Re: Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #2

Сообщение Blue Jay » 10 дек 2017, 08:00

Прочла несколько абзацев. Потом просто прокрутила текст до низу в поисках фото. Огорчилась, что нет. Трудно такой массив текста читать, если он не разбавлен фотографиями.
Blue Jay
путешественник
 
Сообщения: 1761
Регистрация: 26.02.2017
Город: Торонто
Благодарил (а): 167 раз.
Поблагодарили: 226 раз.
Возраст: 58
Страны: 28
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #3

Сообщение Andr » 10 дек 2017, 09:49

Сорри, а меня наоборот раздражает, когда приходится при планировании поездки продираться через сотни почти одинаковых фотографий в разных отчетах.
Andr
участник
 
Сообщения: 64
Регистрация: 14.06.2004
Город: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 55
Страны: 28
Отчеты: 7
Пол: Мужской

Re: Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #4

Сообщение zakirkh » 10 дек 2017, 11:09

Отличный отчет,отличная поездка. В Гибралтар теперь не обязательно английская виза,можно многократным шенгенем,но вы наверное ездили вообще без визы.
zakirkh
участник
 
Сообщения: 188
Регистрация: 03.04.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 18 раз.
Возраст: 69
Страны: 19
Пол: Мужской

Re: Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #5

Сообщение SiempreSola » 10 дек 2017, 23:24

Andr писал(а) 09 дек 2017, 08:35:Наше заведение отличалось от большинства наличием отдельного душа с туалетом в номере (что не так часто встречается в центральной части Мадрида)


В центре Мадрида нет никаких проблем снять в остале номер с удобствами.

Andr писал(а) 09 дек 2017, 08:35:и таписерии в окрестных переулках.


Таписерия - это магазин гобеленов. Не припоминаю таких в центре города.

Andr писал(а) 09 дек 2017, 08:35:на сетевую пивную «100 Монтанерос»


100 Montaditos, то есть 100 бутербродов.

Andr писал(а) 09 дек 2017, 08:35:пиво по 9 евро бокал


На Лас Вентас пиво стоит 3 евро за банку. 9 евро - стоимость "коктейля" типа джин-тоник или виски-кола.

Andr писал(а) 09 дек 2017, 08:35:Амфитеатр с каменными скамьями, на которые продают сидушки по 2 евро


Подушки сдают в аренду.

Andr писал(а) 09 дек 2017, 08:35: По-моему, в кастильский суп тоже кидают все, что осталось от приготовления других блюд (или что не доели предыдущие посетители). В густо соленом и перченом горячем томатном соке плавали обрезки копченой свинины, вареного мяса, какая-то требуха, мозги и еще не понятно что.


Томатный сок в кастильский суп ни один повар в здравом уме не добавит. Как, впрочем, и мозги.
SiempreSola
почетный путешественник
 
Сообщения: 2203
Регистрация: 02.01.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 472 раз.
Возраст: 44
Отчеты: 26
Пол: Женский

Re: Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #6

Сообщение anatol' » 11 дек 2017, 10:38

Andr писал(а) 09 дек 2017, 08:35:Названия заведения, к сожалению, не помню, но по-моему там даже Мишеленовский диплом на стенке у бара висел.

Это наклейка, что заведение упоминается в мишленовском путеводителе, а не "диплом" за звезды, в Гранаде насколько я помню звездных в принципе нет. Не в упрек (сам к ним спокоен), просто почему-то довольно частое заблуждение. Всевозможных картинок иногда целый пучок висит, на различные ресурсы, но запоминается только мишлен. Мне знакомые не раз рассказывали, как отобедали в "мишленовском" в локациях, где их никогда не было))

zakirkh писал(а) 10 дек 2017, 11:09:В Гибралтар теперь не обязательно английская виза,можно многократным шенгенем,но вы наверное ездили вообще без визы.

Это касается только граждан РФ, на форуме есть отдельная тема посвященная данному вопросу: Гибралтар - въезд по шенгенской визе для граждан РФ и по визе UK для всех
Аватара пользователя
anatol'
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 7280
Регистрация: 02.02.2011
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 68 раз.
Поблагодарили: 1674 раз.
Возраст: 45
Страны: 26
Отчеты: 28
Пол: Мужской

Re: Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #7

Сообщение Andr » 12 дек 2017, 08:57

В Шенген ездили без виз, а в Великобританию визы пока нужны, так что с Гибралтаром тоже не сложилось.
Ну а ресторан в Гранаде, пусть и без Мишленовских звезд, но паэлья все-равно лучшая за поездку-)
Andr
участник
 
Сообщения: 64
Регистрация: 14.06.2004
Город: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 55
Страны: 28
Отчеты: 7
Пол: Мужской

Re: Испания и Португалия по часовой стрелке (октябрь 17)

Сообщение: #8

Сообщение goutina » 03 мар 2018, 20:03

Спасибо за Ваши отчеты без фотографий. Текста много. Полезно. А фотографии и сами сделаем.
Аватара пользователя
goutina
участник
 
Сообщения: 120
Регистрация: 27.06.2007
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 52
Страны: 63
Пол: Женский




Список форумовЕВРОПА форумИСПАНИЯ форумОтзывы об отдыхе в Испании



Включить мобильный стиль