Копенгаген, конечно, манил. Но учитывая начало октября, прогноз погоды был неутешительный, да и обещанный сайтами 5-часовой световой день оптимизма не добавлял. Про Порто было не вполне ясно, что там есть, кроме портвейна и футбольного клуба, поэтому я начала присматриваться к Лиссабону, но тут подружка стала соблазнять меня на Барселону.
И оказалось, что и билеты вовсе не такие дорогие, как мне показалось сначала, и картинки очень симпатичные. Ну Барселона, значит Барселона. Заказала билеты, купила путеводитель – едем.
Одним безусловным плюсом Барселоны был прогноз погоды: солнечно и +25. Однако, когда на подлете к городу пилот сказал, что идет дождь и +15, мы немного приуныли: понятное дело, ничего теплее пиджака мы с собой не взяли. Но оказалось, что погода не такая уж плохая и быстро менялась в лучшую сторону. Дождя не было, мы заехали в гостиницу, забросили вещи и пошли бродить по городу.
Стоит отметить, что Барселона обязательна для посещения начинающем и не очень архитекторам. Удивительный город – произвел, как и обещала подруга, огромное впечатление.
Наша гостиница располагалась на известной улице Диагональ, минутах в 10 ходьбы от Каса Мила. По дороге меня пробило пофотографировать балкончики – уж больно они все разные и интересные. И вообще здания в этом городе необычные, очень непохожие одно на другое. Особенно удивил проволочный ангел на крыше одного из домов. Интересно, что на эту улицу мы зашли случайно в поисках места, где можно было бы перекусить.
Вообще, на многие интересные места в Барселоне мы натыкались случайно и то ли нам так везло, то ли там на каждом углу попадается что-нибудь любопытное.
Ну и первый день не был бы полным, без собора Саграда Фамилиа, храма Святого Семейства. Сначала мы никак не могли его найти, вроде вот он, рядом, а не подойдешь. Но, наконец, мы внутри. Не верьте тем, кто говорит, что этот собор – просто стройплощадка, не достойная посещения. Саграда Фамилиа производит неизгладимое впечатление масштабностью проекта и задумкой Гауди.
Гауди начал строительство этого собора в 1882 году. Однако сам Гауди построил только один из фасадов, Рождества, тот самый, который похож на песочный замок. В какой-то момент архитектор понял, чтобы достроить собор, одной его жизни может и не хватить. И тогда строительство было сокращено, а сам Гауди принялся составлять подробные инструкции по достройке его главного жизненного проекта. Инструкции были настолько четкие, что, например, Гауди написал, что фрукты на башнях должны быть сделаны из венецианского стекла с острова Мурано. Через 70 лет после его смерти, фрукты действительно сделали именно из этого стекла.
Когда Гауди спрашивали, не мог бы он сказать сроки завершения собора, он отвечал, что спешить ему некогда. После смерти Гауди, у собора была достаточно трагическая судьба, когда значительная часть чертежей и макетов Гауди сгорела и было вообще не понятно, как строить его дальше. Но тем не менее работы продолжаются, в основном на пожертвования со всего мира. Архитектор, руководящий строительством в настоящее время вторит Гауди: ему тоже некуда спешить. Тем не менее много раз было публично заявлено, что Саграда Фамилиа завершат к 100-летней годовщине смерти Гауди в 2026 году. Скептики ставят это дату под сомнение.
На две из башен собора можно забраться за умеренную плату. Ближе к вечеру и в дальней башне очередь была всего минут на 20, и мы решили постоять. Пока муж дожидался, я вернулась в сам собор пофотографировать стволы-колонны. Как объяснялось в аудио-гиде, в зависимости от несомой нагрузки, колонны сделаны из разных сортов камня, менее прочного в середине собора и более прочного ближе к несущим стенам. Из-за разного цвета колонн возникают интересные эффекты. Сейчас основные части проекта просчитываются на компьютере, что значительно увеличило скорость строительства, а вот до 1980 года вся работа велась вручную.
На настоящий момент, помимо фасада Рождества, завершен фасад Страстей Господних. Он очень отличается от постройки самого Гауди, особенно удивляют угловатые фигуры по библейским сюжетам. Вообще, во всем оформлении видно, что этот храм – не просто попытка показать превосходство человека и его достижения в архитектуре, а глубоко религиозное сооружение, вся концепция которого вращается вокруг библейского символизма. По храму мы ходили почти до самого закрытия, а после отправились смотреть знаменитые поющие фонтаны на площади Испании.
Площадь Испании построена под влиянием площади Святого Марка в Венеции в 1929 году к началу Универсальной Выставки. Собственно, две башни у ее начала и называются венецианскими. Подсветка фонтана начинается с приходом темноты и не прекращается довольно долго. Мы приехали на площадь около 9 вечера, а когда уезжали в одиннадцатом часу, фонтаны все еще играли популярнее классические мелодии и переливались разными цветами.
Несмотря на то, что эти фонтаны не уникальны, сочетание цвета и музыки завораживает, и уйти довольно сложно. Мы походили вокруг площади, поднялись по лестнице и погуляли вокруг Национального Музея Каталонии и парку и поехали в гостиницу.