ZTL, или Не так страшен черт, как его малюют
ZTL – Zona Traffico Limitato – Зона Oграниченного Движения- в городах Италии, это форма организации движения в определенных частях города, чаще всего в исторических центрах, где движение ограничивают с целью либо сохранить историческое наследие, либо предотвратить загрязнение воздуха,
со сводом конкретных правил и уложений, касающихся и местных жителей и приезжих.
Для нас, обычных туристов, основным является знак "Движение запрещено" (Знак 3.2 ПДД РФ), для особо продвинутых - понимание поясняющих табличек - время действия знака и т.п.
По сути, надпись ZTL это и есть табличка, размещаемая со знаком 'Движение запрещено', указывающая, что за этим знаком не одна улица, а целый район города, где движение ТС ограничено.
Иногда надпись ZTL объединяют со знаком 'Движение запрещено' и пишут эти буквы внутри красного круга, или выше или ниже, или даже целиком пишут zona traffico limitato.
Иногда его дублируют на асфальте.
А иногда этот знак прячется за листвой, рекламными щитами, припаркованными грузовиками, установлен под неудобным для водителя углом,и т.д. и т.п. (Оспорить штраф в таком случае можно, есть прецеденты, но будет ли турист этим заниматься?)
Могут присутствовать разные таблички рядом со знаком 'Движение запрещено' - поясняющие кому или когда запрещено или разрешено движение (о них подробнее ниже).
Но если нет этого 'страшного' слова ZTL, это НЕ ZTL.
Иногда ставят предупреждающие знаки, типа "ZTL через сколько-то там метров"
или "налево поедешь - в ZTL окажешься"
Но если по невнимательности встать не в ту полосу или последний возможный поворот проехать, можно оказаться прямо перед знаком ZTL, например, на узкой улице с односторонним движением, и за вами уже может быть "хвост" из других машин - тогда придётся сдавать задом сквозь эту толпу, игнорируя гневное бибиканье и итальянские идиоматические выражения. Oчередь сзади может и не бибикать, а просто не позволить сдать назад, и окажетесь вынуждены ехать под знак и штраф получить.
Время действия ZTL каждый город устанавливает своё, бывают дневные ZTL , ночные ZTL, действующие в определенные дни недели или месяцы.
Разобраться помогут объявления и таблички:
Ночная ZTL 2009
с 15 мая по 31 октября
ночи с Четверга на Пятницу
Пятницы на Субботу
Субботу на Воскресенье
время - 23.00 - 04-00
кроме имеющих разрешение
(Указ мэрии номер такой-то дата такая-то)
ZTL с 6.00 до 20.00
Кроме (т.е. кому ехать можно) -
Картинки в верхней строке ясны,
Ниже ребус: человек с тележкой - погрузка-разгрука, но не более 30 минут - надо установить часики с временем прибытия, словами написано 'ТС для перевозки товаров', молоточки значат - в рабочие дни, т.е. с пн. по сб., и в указанное время. Т.е. турист выгрузить чемоданы у отеля не сможет, багаж не товар.
Еще ниже опять картинка - Кроме инвалидов, и ограничение скорости передвижения всех этих "кроме".
И текст в самом низу - ТС резидентов, имеющих разрешение, только чтобы доехать до двора или гаража.
Запрещен проезд
0 - 24 (т.е. 24 часа в сутки)
кроме
с 01.04 по 30.09
Резидентов исторического центра
с 03.00 до 09.30 часов
с 12.00 до 18.00
с 21.00 до 22.00
Общественного транспорта
Инвалидов, полиции/скорой/пожарной и погрузки-разгрузки багажа в отеле (текст)
- запрещен проезд грузовикам указанной длинны, с 7.30 до 21.00 кроме имеющих разрешение
- запрещена погрузка-разгрузка любым ТС
В рабочие дни с ПОНедельника по ПЯТницу в указанное время
Табличка ниже:
Платный въезд
В рабочие дни с ПОНедельника по ПЯТницу в указанное время
кроме: (картинки) и имеющих разрешение
И табличка ниже - сообщает, что установлены камеры:
Электронный контроль въезда
Встречаются дополнительные электронные табло Varco attivo / Varco chiuso и Varco non attivo / Varco aperto. Hадписи значат: “varco attivo”, что ехать нельзя и камеры работают, “varco non attivo” - ехать можно.
Дополнительно бывает светофор, красный - “varco attivo” и зеленый - “varco non attivo”.
В июле 2019 года Министерство транспорта разработало новые Руководящие принципы относительно ztl, основные изменения коснутся Светофоров - их не должны больше использовать для ztl, и Электронных табло.
Чтобы избежать путаницы (со значением слова varco = passaggio, проезд) все электронные табло должны сейчас содержать только следующий текст
ZTL ATTIVA - ZTL NON ATTIVA
ZTL CLOSED - ZTL OPENED
Attiva/closed - ехать нельзя, если табло позволяет использовать цвета, обозначено красными буквами
Non attiva/opened - ехать можно, если возможно, обозначено зелёными буквами.
Если размер табло позволяет, может быть дополнительно указано время, до которого действует ztl
ZTL NON ATTIVA FINO ALLE 16:00
ZTL OPENED UNTIL 16:00
Подробности здесь
http://www.mit.gov.it/sites/default/fil ... o_2019.pdf
Не все города адаптируются немедленно, поэтому можно будет увидеть еще некоторое время и старые варианты надписи.
Иногда, особенно в небольших городках въезд в ZTL регулируется боллардами - dissuasori automatici (у местных жителей есть пультики , чтобы их опускать-поднимать).
Даже если они опущены, это не значит, что ехать можно. Читайте таблички.
Каждый город устанавливает свои правила въезда в ZTL и контроля. Как осуществляется контроль? С помощью камер. Телекамеры соединены с базой данных, в которую внесены номера машин теx, кому в ZTL ехать можно - так называемый Белый списoк. Если номер не занесен в данный список, камера делает фото и отсылает ее в местную полицию, где проводят еще одну проверку, и, если действительно номера нет в белом списке - выписывают штраф.
Могут прийти 2 штрафа - один раз вас "сфотографировали" на въезде, второй - на выезде. Если вы колесите по центру в поисках парковки, случается и большее количество штрафов - за каждое пересечение границы ZTL (varco).
T.o., за "несанкционированный" въезд в ZTL штраф гарантирован - камеры все видят, а просто под знак 'Движение запрещено' проехать - не пойман, не вор!, "городовые" не вездесущие ведь
Штраф немаленький - от 80 до 335 евро плюс около 14,20 евро за установление нарушения и сообщение о нем нарушителю, т.о., минимум 94,20 евро. (По поводу штрафов и их оплаты см.
Штрафы за нарушение ПДД в Италии и их оплата ).
Если вы на машине из проката, прокатчик спишет с вашей карты установленную сумму за передачу ваших данных полиции столько раз, сколько штрафов вам выписано.
Если Вы останавливаетесь в отеле (апартаментах, и т.п.) / получаете машину в прокате в ZTL,
отель/прокатчик должен сообщить ваши данные в полицию и номера вашей машины внесут в Белый список.
Но ради собственного спокойствия, напомните им об этом и сохраните возможные документы о дате и времени пребывания, потому что случаются ошибки и приходит чужой штраф.
По правилам, в ZTL нужно ехать кратчайшим путем к вашему отелю (а резидентами - к месту жительства), пункту проката, и т.д., но никто не следит, как именно вы туда добираетесь.
Бывают ZTL и без камер, тогда нужно опасаться проверки полицией.
Eсли видите камеры и нет таблички ZTL - это обычные камеры видеонаблюдения, штраф не придет.
В некоторых городах можно получить временное разрешение на проезд в ztl за деньги, например, в Милане в Area C можно попасть за 5 евро. Процедуру приобретения и активации, срок дейсвия и прочую информацию о такого рода разрешениях смотрите на сайте о ztl каждого конкретного города.
В Милане все собственно ztl (Garibaldi, Arco della Pace, Porta Ticinese, Sarpi, ... кроме Navigli ) находятся внутри более крупной (экологической) ztl - Area C, куда въезд платный. Ехать в эти ztl нельзя, даже заплатив за въезд в Ареа Чи.
Окончание ZTL обозначается знаком
с правой стороны дороги.
Основные ЗТЛ в исторических центрах смотрите здесь:
https://www.accessibilitacentristorici. ... ?lingua=EN
Пo этой ссылке тот же сайт, но по-итальянски страница со списком городов по регионам
https://www.accessibilitacentristorici.it/ztl.html
И изучайте сайты мэрии каждого города, там наиболее актуальная информация.
Для “борьбы” с ZTL можете попробовать использовать приложения
ZTL Italia для айфона,
ZTL Radar для андроида.
Hавигатор Waze (Waze ZTL Pass) в Милане, Риме, Генуе и Савоне тоже прокладывает маршрут вне ZTL.
ZTL это живая развивающаяся структура - 10 лет назад это было два знака на центральных улицах, 5 лет назад - обозначенный периметр, а к Вашему приезду, вполне возможно, поставят ещё десяток знаков и повесят камеры. И карты не всегда успевают отслеживать появление новых знаков и правил.
Будьте просто очень внимательны!