От монастыря до собора недалеко: минут 10 неспешным шагом - и из узких, типично итальянских улочек вдруг выпадаешь на широкую площадь, которая здесь носит второе по частоте название для подобного рода площадей - Piazza Grande, т.е. просто большая: сам собор выходит на нее боковым фасадом. Но нам пока не сюда: обходим здание со стороны апсиды, ныряем в проход между стеной собора и колокольней Ghirlandina и входим в небольшое помещение со стеклянными дверями по правую руку - это касса.
Посетить музей (а точнее музеи, сайт) можно по одному из двух билетов: обычный, за 4 евро, дает право только на посещение Museo del Duomo di Modena и Museo Lapidario, а Biglietto Unico del Sito Unesco di Modena - еще и колокольню, Palazzo Comunale и Acetaia Comunale. Для этого слова нет перевода, но будем считать, что это небольшой цех по производству традиционного моденского бальзамического уксуса ("уксусодельня"), а Comunale означает, что он принадлежит городу, а не каким-то там частникам. У нас, правда, выбор был очевиден: колокольня, как и половина левого нефа, закрыта на реставрацию, Acetaia работает по зимнему графику - т.е. никак, а Palazzo Comunale, памятуя отчеты знакомых, мы пренебрегли. Кассиру было нас жалко, он даже упорно предлагал оформить нас студентами, чтобы сэкономить еще по евро на нос, но мы гордо отказались.
Музей, как уже было сказано, состоит из двух частей: Museo del Duomo di Modena и Museo Lapidario. В них ведут две расположенные рядышком двери с соответствующими табличками. Почему нельзя было сделать одну дверь и, как следствие, один музей - большой вопрос, но если вам так удобнее...
Museo Lapidario - две крохотные комнатушки на первом этаже. Посреди первой стоит стол... тьфу, рака Св. Геминиана. Честно говоря, очень непрезентабельно стоит, без таблички и не узнаешь.
Среди прочих мраморных обломков разной степени сохранности (в т.ч. остатков первого, еще средневекового собора) - капитель с орлами...
...капители без орлов, но зато с символами евангелистов Матфея и Луки...
...и совершенно восхитительный орел без капители.
Главные экспонаты второго зала - оригиналы снятых с собора и замененных копиями метоп. Честно скажу, я даже не представляю, что такого мог курить автор, но, возможно, приняв должные меры предосторожности, попросил бы попробовать.
Начнем с простого: "Лежащая девушка" (название условно, потому что автор, т.н. "мастер метоп" не рассказал нам, что он имеет в виду).
"Девушка с тремя руками" (причем одна явно мужская).
"Две девушки (Антиподы)".
Впрочем, не все так просто: в отличие, скажем, от метоп Парфенона в Британском музее, в случае с этим барельефом можно заглянуть за угол! И обнаружить там... еще одного орла, конечно.
"Девушка и орел"... нет, на этот раз "...дракон". Хотя может быть и мальчик, так не разберешь. Но определенно голый (голая?).
"Бородатая девушка". Хотя табличка утверждает, что "Длинноволосый мужчина". Он же йог. Почти как я после душа.
"Девушка с ..." Ой, "Гермафродит".
"Русалка (Мелюзина)" в плавках и с ногами.
И, наконец, вершина поступательного развития: "Ихтиофаг" (пожиратель рыбы). С девушкой.
А чо я, лев тоже обалдел...
Museo del Duomo - 5 или 6 комнатушек на втором этаже (можно подняться на лифте). Вдоль лестницы - остатки росписей (Св. Павел и евангелист Матфей).
Как ясно из названия, хранятся в музее "разные штуки из собора, которые и пристроить некуда, и выбросить жалко". Такие музеи есть практически при каждом соборе, и никогда не знаешь, на что с ними нарвешься: то ли на сокровище, то ли на абсолютную пустышку, причем размер и значимость собора никакой роли не играют (эталоном тут стоит признать музей в Сиене). Впрочем, и моденский весьма неплох (если, конечно, не ждешь живописи мастеров прото-Ренессанса). Мне, например, очень понравился золотой алтарь, принадлежавший, как считается, еще самому Св. Геминиану, а вслед за ним - и всем остальным местным епископам (правда, исследователи датируют его не раньше X в.).
Разобрать, какие святые тут изображены, пожалуй, невозможно, да это и не нужно.
Ах, какие ножки... (Тут, кстати, для разнообразия написано, что по сторонам Христа - Св. Николай и Св. Геминиан, т.е. принадлежать Св. Геминиану алтарь все-таки не мог.)
Я вообще неровно дышу к раннему литью и ковке.
Особенно когда можно рассмотреть детали.
Занятно, что в основании - Св. Георгий.
На удивление, обратная сторона ничуть не хуже:
По идее, должен быть евангелист Лука, но почему-то с рыбой.
Зато у Матфея какой веселый ангел...
А у Св. Себастьяна даже дырочки для стрел, как у Боромира.
Очень симпатичные иллюминированные манускрипты: люблю, конечно, готические, но романские люблю гораздо больше.
"По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его" (Мк 16:1).
А здесь рассказ из "Истории основания собора Модены и перенесении тела благословенного Святого Геминиана", текст XI в., копия XIII в.
"Контесса Матильда" - это, конечно, Матильда Каносская. Она решает спор между епископами (не местными - своего епископа в Модене тогда не было), можно ли переносить мощи Св. Геминиана из старого собора в новый.
Ланфранко, mirabilis artifex, вместе с Буонсиньоре, епископом Реджо, в присутствии маркграфини Матильды возводят собор. Свеженазначенный епископ моденский Додон возносит благодарственную молитву. Вообще-то присутствовал еще папа Пасхалий II, но его почему-то не нарисовали.
Немного терракоты, на этот раз современной. Я вообще-то не очень люблю современную скульптуру, но тут что-то пробрало. Это "Поклонение волхвов", конечно.
Мария и Иосиф на холме.
На соседнем - Св. Геминиан с собором и колокольней в руке.
Современные волхвы, уж какие есть, несут, что Бог послал.
На коленях у последнего - агнец. Вряд ли он будет съеден.
Как и в любом музее собора, непременные одеяния - тут, кстати, по-божески, а не как в иных местах, где 2-3 комнаты ими завешаны.
Чувствуется, что отбирали со смыслом.
Вышивка, конечно, потрясающая.
Кружева.
На противоположной стене гобелен: через "Создание Евы" и "Адама и Еву в Раю" нас подводят к "Грехопадению", "Изгнание из Рая" присутствует, но уже второстепенно.
Змий - мечта всех биологов.
И котеги.
Начав с метоп, копии которых размещены на стенах собора, закончить хочу еще одной скульптурой, копия которой находится там же, в лоджии - это образ Св. Геминиана, который с площади, конечно, виден, и неплохо, но совсем не в деталях.
Детали я, по правде сказать, и сам поначалу не разглядел, а разглядев - не сразу понял. Потом дошло: это же календарь!
Январь, март.
Апрель, февраль (почему-то в таком порядке).
Май, июль.
Июнь, август.
Сентябрь, ноябрь.
Внизу - портреты донаторов, точнее, донаториц.
У левой герб внушает...
Вот такой небольшой музей. Мне лично 4 евро за это совсем не жалко.