Я бывал уже на подобных фабриках и как то даже снял репортаж о производстве терракоты.
Но это фабрика представляет отдельный интерес.
Я люблю снимать исчезающие профессии в Тоскане.
Terracotta или terra cotta - в переводе с итальянского "запеченная земля" по латыни тоже самое.
В Италии все любуются красной черепицей, красный кирпич всем попадался в Сиене, да и в других городах на глаза и вазы, кувшины и т.д. Все это издавна производится в Италии.
В каждом регионе есть своя зона производства терракоты. В Тоскане это нить городков от Импрунеты до Монтелупо.
Еще 20 лет назад здесь было много фабрик по производству терракоты, крупных и семейных малюсеньких, даже, те у кого не было денег на печь для обжига глины, обжигали их изделия на более крупных фабриках.
Последнне время ручная работа начала исчезать, её заменили станки и оптимизация труда, многие фабрики закрылись не выдерживаяя конкуренции более крупных производителей.
Помню в Ластра а Синья, жил такой Ремо, я даже видел еще его отца Арганте, Ремо тогда было за 60, он жил в доме, а при нем была маленькая семейная фабрика, работало 5 6 рабочих. Как то немцы, которых он ненавидел купили у него два автопоезда керамики для сети супермаркетов , разорилась сеть и не оплатили долгосрочный заказ , Ремо разорился, оплатив рабочих и продал дом с фабрикой на берегу Арно. Дом снес застройщик и построил там 4-х семейную виллу, теперь на этом месте нет даже упоминания о старой фабрике терракоты. Ремо сажал огород у одного парня из Новосиба, выгуливал собак, помогал мелкими работами по дому и рассказывал, как хорошо жилось в Италии в 60-е годы, когда был всплеск индустрии и каждый себе смог позволить машину и детей.
Импрунета еще является "терракотовой столицей Тосканы", хотя осталось совсем не много фабрик и там, еще несколько в между Монтелупо и Ластра а Синьей.
У моей Моники остался от отца довольно хороший дом, где полно терракоты, хоть я и знал, что старинный L'Orcio (орчо) большой "кувшин" для вина или оливкового масла (они слегка отличаются по строению) стоит 2-3000 ев (так как долго занимался и антиквариатом), но не складывал в уме, как их производят и за что такие деньги. Они здесь повсюду в Тоскане, в любой уважающей себя вилле они есть, как и множество ваз любой формы и почему их так любят в оформлении садов и за приделами Италии.
Моника показала мне фото, сделанные айфоном, одной фабрики когда она с подружкой поехала на её любимую фабрику "Манетти" так как главный менеджер этой фабрики был одноклассником её покойной матери и ей просто давали там хорошую скидку (в Италии все делается на знакомстве).
Я неоднакратно бывал на этой фабрике, когда дома шли работы по обновлению, это одна из трех крупных фабрик выживших в зоне.
Но это фото меня удивило. Фабрика "манетти" купила рядом стоящую старинную фабрику, когда умерла её хозяйка, внуки предпочли не марать руки, а продали фабрику и решили гулять на эти деньги. К тому же у него есть еще очень интересное винное хозяйство в Кьянти.
Хорошо, что фабрикант Манетти не нуждается в деньгах и решил не разбирать фабрику, а одной частью её увеличить производство, а из другой части фабрики сделать музей терракоты.
Эта фабрика была довольно знаменитой не только в Тоскане, производила терракотту еще 300 лет назад, умный фабрикант еще купил и имя, теперь производит терракоту под двумя именами.
Фабрика конечно находится в очень запущенном состоянии, при старой хозяйке она увядала не один год, а молодежь, часто здесь не хочет заниматься делами предков, когда не нуждается в деньгах, хотя серьезные часто семьи воспитывают детей с любовью к семейному бизнесу, благодаря этому здесь он еще иногда выживает.
Орчи, кирпичи, вазы и черепица все сделанные вручную хранятся на улице, это не страшно, а наоборот, чем быстрее они покроются патиной и лишайником, тем больше ценятся.
Так выглядит "современная" печь для обжига терракоты, построенная в 50-х годах прошлого века и постепенно модернизирована разными механизмами.
В неё по рельсам вкатывают тяжелые тележки в изделиями.
Больше всего меня удивил Джузеппе, он работал там еще подмастерьем, с 14 лет.
Хотя ему за 60, но сохранился он отлично в подвалах фабрики, правда постоянно сгорбленный, я думаю от привычки работать в такой позе.
Джузеппе очень добрый человек, подробно мне отвечал на мои вопросы о производстве терракоты, было видно не вооруженным глазом, что он очень любит свою работу.
Последние годы он там работал один, пока фабрика увядала.
И хоть он был очень правильный человек, в душе по доброму я назвал его "серийным убийцей", он не поднимал голову, потому, что работал и потому, что скорее всего его смущал мой большой фотоаппарат, а он привык работать в одиночестве.
Так у меня не получилось сделать его портрет, хотя я научился общаться и с дикими племенами, пытаясь их фотографировать и войти в доверие.
Обратите внимание, что ваза не крутится и она и не идеально ровная, сразу бросается в глаза ручная работа, а не штамп. Крутить такую вазу не имеет смысла, она очень тяжелая и часто бывает больше метра в диаметре.
Современные фабрики, что бы уменьшить затраты сейчас делают большие вазы и орчи с помощью штампов и форм, но это сразу бросается в глаза.
Такие вазы покупают иностранцы развозят их по домам и гордятся итальянской терракотой, но на тосканскую виллу никто не поставит себе "штамповку", здесь рождаются с чувством прекрасного и со вкусом.
"Маньяк" все боролся с вазой, он работал быстро, как на автомате, но поглаживал вазу, как женщину, иногда надавливая, на несовершенную зону и крутился вокруг неё как паук.
Потом он начал её "пощипывать", я понял, что это делается для поднятия слоя и лучшего притязания следующего куска глины.
Общипав всю вазу он пошел за следующим куском глины.
Месить глину не так легко, как может показаться, итальянки жалуются, когда делают свежую пасту раками для тальятелли, это довольно утомительное занятие.
Когда "маньяк" прикреплял кусок глины с своим "щипкам" он мне показался ласточкой строящей гнездо, где иногда видно слои грязи принесенные из разных луж, а иногад казался одинокой осой, которая строит свое гнездо для вывода потомства.
Потом он опять нежно погладил послушную глину и стенка кувшина выросла на 8-10 см.
После этого, орчо должен отдыхать, так как очень высокая стенка прикрепленной свежей глины, может упасть под собственной тяжестью.
Глина болжна подсохнуть, но не высохнуть, что бы следующий слой хорошо прикрепился к стенке, но что бы она не упала или не потеряла форму под собственной тяжестью.
Все как у ласточек, прилетел, прикрепил, улетел -подсыхает, постепенно вырастая в гнездо правильной формы.
Потом он накрывает болванку клеенкой, хоть в подвале и прохладно и сыро, но что бы не пересохла глина и идет к другой вазе.
Теперь "маньяк" поход на осу, делающую сразу несколько гнезд, что бы в каждое запихнуть гусеницу или паука и отложить одно яйцо.
Отложив свою работу "маньянк" с удовольствием показал мне фабрику, в которой казалось он живет, как в большом гнезде, но которую очень любит.
Видно, что ваза не идеально ровная, но в этом и её прелесть.
Потом изделие попадает в огромный сушильный шкаф, где постепенно поднимают температуру, так как при быстром обжиге глина может треснуть и произведение получится не качественным.
Снять шкаф, который еще больше, чем печь не удалось, так как там было очень темно.
Сама фабрика старинное сооружение, где будет скоро музей терракотты.
Везде стоят "личинки" оставленные "маньяком", он не хватает сяразу за несколько работ вместе, просто такова технологи медленного наращивания слоев глины.
На производство одного орчо или большой вазы уходит 3 месяца, включаяя предварительную сушку и обжиг с медленным остыванием.
Спустившись еще на один уровень, "маньяк" показал старинную печь 17 го века, которую топили дровами поднимая температуру до высокой отметки.
Там было так темно, что даже моя хорошая аппаратура зарыдала, когда я умолял её сделать фото.
С этой стороны закладывали дрова.
Я засунул голову и попытался снять, хоть что нибудь.
Где стоит ваза, закладывали дрова, а сверху заезжали вагонетки с изделиями, дверь печи, через которую они заезжали открыта и видно окно .
Ручки, цветочки и другие украшения делают штампом, хотя не всегда иногда абсолютно все делается вручную прямо на вазе.
Импрунета не просто захотела стать и стала "столицей терракоты" в Тоскане. Это сложилось исторически, большие залежи глины находятся здесь, каждая глина разная и имеет свой состав.
У этой фабрики свой небольшой карьер по добыче глины, прямо за строением.
Истощение запасов глиняных залежей тоже повлияло на закрытие многих фабрик в Тоскане, так как возить глину за 50-100 км становится экономически не выгодно, особенно маленьким фабрикам.
Ваз ручной работы все меньше и цена на старые и новые вазы всегда растет.
Потом мы вышли на улицу выбирать вазы.
"Маньяк" с гордостью рассказал, что эту лошадку он сделал, когда был еще подмастерьем в 14 лет и еще не умел работать, а только учился. Лошадка успела покрыться лишайниками, но от этого стала еще ценнее, хотя он её не продает.
За спиной "маньяка", не поднимающего голову, видно небольшой глиняный карьер фабрики.
на задворках
Тосканская черепица состоит из двух частей, одна в форме трапеции, которую кладут на крышу и накрывают их полукруглыми кусками, так вода не попадает в дом.
Эта черепица "с дыркой" служит для вывода на крышу труб для проветривания чердака и других целей.
Крыша гаража у меня, упс, у Монки дома.
То, что она все в лишайниках, это не плохо, когда реставрируют старый дом покупают старую черепицу, если кладут новую, сделанную вручную, то ждут 20-30 лет, пока она покроется лишайниками.
Новую фабричную черепицу сделанную из терракоты на станке не кладут, что бы не обесценить старинный дом, да просто и вкус не тосканский позволяет. Дома новой постройки часто обкладывают "прокатным" кирпечем и черепицей, в новых постройках старая черепица выглядит нелепо.
Я конечно в душе очень извиняюсь за "маньяка" перед человеком преданным его работе, хотя он бы мог красиво сыграть в каком нибудь фильме ужасов в Голивуде.
Таких людей все меньше, которые умеют и любят работать руками с любовью и со вкусом, а молодежь, вся учится на менеджеров, фабрики закрываются и постепенно может исчезнуть тосканский шарм.
По этому я бегаю за всеми исчезающими профессиями в Тоскане и снимаю репортажи и аккуратно складываю в архив.
*