Рим. Короткие зарисовкиНедолгие полтора дня в Риме я посвятила прогулкам по любимым местам вперемешку со знакомством с новыми. Поселилась я на Via Cavour, прямо над одноименной станцией метро. Расположение очень удачное и с точки зрения транспорта, и по отношению ко многим «интересностям» Рима.
Конечно, как не взглянуть на Колизей хотя бы одним глазком, тем более, что путь мой лежал как раз мимо него. А по пути, свернув с Виа Кавур налево вот по этой лестнице,
заглянула в церковь Сан Пьетро ин Винколи (Basilica di San Pietro in Vincoli) – Святого Петра «в цепях». Здесь полюбовалась известным со школьной скамьи Моисеем с рожками, работы Микеланджело, установленным в центре грандиозной гробницы папы Юлия II.
Кстати, рожками Моисей был наделен неспроста. По одной из версий, в латинском переводе Библии с иврита слово «рога» было переведено неверно, вместо них лицо Моисея после восхождения на гору Синай и общения с Богом должны были окружать «лучи» либо «сияние». Хотя, существует и другая версия, по которой в древности рога являлись признаком божественности их носителя. А значит, в образе Моисея с рогами нет никакой ошибки. В любом случае Моисей привлекает внимание, завораживает своей мощью совсем не из-за этакой странности на его голове.
А я иду дальше. Мимо Колизея,
мимо арки Константина, мимо цветущего Палатина,
мимо Цирка Массимо
по Via dei Cerchi выхожу к арке Януса (построена в 4 веке, при императоре Константине).
Вид у нее очень плачевный, но ведь сколько веков пролетело мимо нее, сколько событий происходило вокруг! Арку относят к квадрифонам, у таких арок все фасады, обращенные на разные стороны света, имеют пролет. Т.е. проходить сквозь арку можно в любых направлениях. В нишах первоначально стояли скульптуры, которые нынче утеряны.
Существует версия, что арка стояла на перекрестке дорог и в ее тени укрывались торговцы и менялы. По поводу наименования арки существует несколько версий. По одной арка посвящена богу Янусу, который «отвечал» за время и у древних римлян почитался даже выше Юпитера. По другой «янус» - это проход, и божество отвечает всего лишь за ворота, за вход в город.
Пройдя еще немного по направлению к Тибру, на углу Бычьего форума, по адресу Via Luigi Petroselli, 54 я нашла тот дом, который искала – дом Крешенци (Casa dei Crescenzi).
В XI – XII веках этот дом даже был частью крепости. Семья Крешенци контролировала переправу через Тибр, взимая пошлину. В то время, когда строился дом, среди римлян было принято использовать в своих постройках элементы древней архитектуры, так называемые сполии. И сейчас, благодаря присутствию деталей декора из античных храмов, дом Крешенци, является своеобразным «хранителем» истории древнего Рима.
Напротив дома Крешенци начинается Бычий форум. Название свое он получил благодаря тому, что первоначально здесь был рынок, на котором торговали скотом. На форуме расположены два наиболее сохранившихся античных храма. Прямоугольный храм посвящен богу Портуну, покровителю рек и портов, он был построен около 2 – 1 века до н.э. В Средние века храм использовался, как христианская церковь святой Марии Египетской.
Круглый храм считают самым старым сохранившимся сооружением Древнего Рима (2 век до н.э.) Храм окружён двадцатью коринфскими колоннами. Он очень похож по форме на храм Весты на римском форуме, одно время его так и идентифицировали. Но впоследствии археологи определили, что храм посвящен Гераклу Победителю.
Ближе к церкви Санта Мария ин Космедин, в которую, как всегда, стоит очередь, чтобы прикоснуться к «устам истины», находится фонтан Тритонов, созданный в 1717 г. Фонтан был построен по указу Папы Климента XI. Нижняя чаша фонтана выполнена необычно - в форме восьмиугольной звезды. Это эмблема рода Альбани, из которого происходит Папа Климент.
От зелени Бычьего форума направляюсь в узкие улочки Трастевере. И если раньше они меня умиляли, то после Орвието, Перуджи, Сан-Джиминьяно кажутся нарочито обшарпанными декорациями. А может, в этот день мне просто хотелось видеть другой Рим.
По закоулкам Трастевере вышла на Piazza di Santa Cecilia, к церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Первая церковь на этом месте была построена еще в V веке. По легенде, здесь был расположен дом дочери римского патриция — Цецилии (Чечилии) и её мужа Валериана, погибших мученической смертью во времена правления Марка Аврелия.
Умирая, Чечилия пела песни, восхваляя Бога. Потому ее считают еще и покровительницей музыки.
Церковь была построена для того, чтобы в ней хранить мощи святой Чечилии. Нынешнее здание было выстроено в IX веке и перестроено в стиле барокко в XVI веке.
Церковь очень светлая, нарядная. Алтарь украшен мозаикой IX века и готическим балдахином, который расположен над скульптурой Чечилии, работы Стефано Мадерно.
Скульптор видел эксгумированное тело Чечилии, и именно в таком положении он ее и изваял. Перед статуей находится мраморная плита, на которой высечена клятва художника, что тело Чечилии действительно было найдено нетленным. К сожалению, скульптуру я сфотографировать не смогла, вот фото из интернета.
Как всегда, не смогла пройти мимо полюбившей базилики Санта Марии ин Трастевере.
Возвращалась в центральную часть Рима по красивейшему Ponte Fabricio,
мимо театра Марцелла.
Театр был построен в 12 г.н.э. по повелению императора Октавиана Августа, который посвятил его памяти своего племянника Марка Клавдия Марцелла, почти на 60 лет раньше Колизея. Театр вмещал 11 тысяч зрителей. Идея театра принадлежала Юлию Цезарю, который задумал построить амфитеатр, превосходящий по своим масштабам первый каменный театр Помпея, бывшего политическим противником Цезаря. В средние века тогдашними владельцами театр был перестроен в крепость, затем – в палаццо. Третий ярус сооружения - жилые апартаменты, появившиеся в результате таких перестроек. Внутрь театра не пускают, однако иногда на его территории проходят небольшие концерты.
Завершила свой день на Капитолийском холме.
В старейшей христианской базилике Рима, Санта-Мария-ин-Арачели, было тихо. Кстати, совет для уставших путников. Вам совсем не обязательно подниматься к церкви по крутой лестнице, можно воспользоваться пологим подъемом на Капитолийский холм. Нужно будет только пройти через площадь и свернуть налево - еще небольшая лестница, и вы в церкви.
Над Via dei Fori Imperiali и Форумами с громким криком носились чайки, пытаясь сопротивляться сильнейшему ветру. Было очень красиво, но крик чаек казался зловещим и усугублял состояние неуюта. Дополнял его пронизывающий ветер, который прогонял с холма поскорее укрыться в тепле. Поэтому, увы, не получилось полюбоваться наступлением ночи над Римом и Форумами.
На следующий день в моем «рационе» осталось еще несколько мест, которые хотелось бы посмотреть.
Недалеко друг от друга, на холме Целий, расположены Villa Celimontana, тихий парк, в котором любят отдыхать римляне, и церковь Санта - Мария - ин – Домника, с фонтаном в виде кораблика (модель римского корабля), расположенным на небольшой площади перед церковью.
Церковь была построена на руинах античной военной казармы в VII и потом модернизировалась до XVI века. Говорят, в апсиде храма сохранилась замечательная мозаика VII века в зелено-голубых тонах, изображающая Мадонну с платком в руке (словно светскую даму), и заказчика — папу Пасхалия I с квадратным нимбом над головой. В одном из боковых нефов находятся 2 античных римских саркофага, найденные при раскопках, также под церковью были найдены руины зданий III века. Мне увидеть эту красоту не удалось, увы, попала в перерыв. Если кто-то заинтересуется – расписание работы церкви можно посмотреть здесь:
http://www.santamariaindomnica.it/ Перейдя улицу Via della Navicella (навичелла – это «кораблик») напротив Санта - Мария - ин – Домника и свернув на Via Santo Stefano Rotondo, буквально сразу же, за поворотом, нашла вход в базилику Santo Stefano Rotondo. Церковь была построена в V веке при папе Симплиции на месте Большого рынка, возведенного при императоре Нероне. Здание круглой формы, 65 м в диаметре. Базилика периодически перестраивалась. Реставрация знаменитых фресок производилась и сейчас. На фресках работы XVI в. изображены мучения и убийства святых.
Должна сказать, что картины очень печальные. Хотя сам храм очень светлый, просторный и картины мучений сильно контрастируют с этим светом, заполняющим храм. Грустные впечатления у меня остались от этого храма. Но увидеть его было интересно.
В несколько «пришибленом» состоянии продолжила прогулку мимо базилики Santi Giovannie e Paolo. Колокольня базилики отличается тем, что ее стены украшены керамическими тарелками, выполненными в восточном стиле. Напротив собора – подземный музей, с остатками древних жилищ и фресок Сase Romane del Celio (
http://www.caseromane.it/index.php/it/ ). В 1887 году здесь был откопан дом-инсула на 20 комнат (и раскопки продолжаются) с фресками II века н.э. Но этот музей оставила «на потом» - после Ротонды хотелось к солнцу, свету. И ничего мрачного.
Ориентировка: слева, перед арками - вход в музей. Базилика Santi Giovannie e Paolo осталась позади справа.
Повернув от цирка Массимо через небольшой скверик вверх, поднялась по Via di Santa Sabina на холм Авентин, к известному туристическому аттракциону – «увидеть 3 государства в замочную скважину». На площади Кавальери-ди-Мальта (Piazza dei Cavaleri di Malta) расположена резиденция Мальтийского ордена. Сама площадь очень интересна, украшена геральдическими символами мальтийских рыцарей.
А в воротах резиденции есть замочная скважина, такое круглое отверстие в двери, через которую можно увидеть красивую аллею, находящуюся на территории Мальтийского ордена (Мальта), Собор Святого Петра, принадлежащий Ватикану и немножечко Рима (Италии). Прямо передо мной шла группа туристов, т.ч. я оказалась в комичной ситуации – не просто заглядывания в замочную скважину, но еще и выстаивания в очереди для совершения данной процедуры. Ну где еще люди, не стесняясь, будут стоять в такой очереди?
А вот, собственно то, ради чего стоят эти люди:
Холм Авентин, насколько я поняла, своеобразный "дачный поселок" внутри города, вдоль улочек выстроились виллы – очень здесь уютное место для отдыха от городской суеты! Спускаясь с холма по той же Via di Santa Sabina, заглянула в церковь Святой Сабины (Basilica di Santa Sabina), построенную в V веке. Понятно, что церковь перестраивалась, но в ее облике присутствуют и архитектурные элементы того времени, в частности, резные двери и мозаика над входом. А еще мраморные колонны, которые сохранились еще от храма Юноны, на месте которой была возведена базилика. Интерьер церкви выглядит довольно лаконично.
Рядом с церковью расположен фонтан – ванна с головой льва. За ним – вход в апельсиновый сад Giardino degli Aranci или парк Савелло. Парк небольшой, но очень впечатляет потрясающими видами на город.
Неспешно прогуливаясь, заглянула в сицилийскую кондитерскую «Nonna Vincenza» (Бабушка Винченца) на Via Arco del Monte, 98. Эта небольшая улочка перпендикулярна торгово-сувенирной Via dei Giubbonari, которая тянется от Campo de' Fiori. Какие же там вкуснючие, нежнейшие канноли! Очень рекомендую.
Совершенно случайно оказалась на очень симпатичной площади Игнатия Лойолы. Зашла в одноименную церковь, Chiesa di Sant' Ignazio di Loyola. Церковь построена в стиле раннего барокко. Наиболее выдающимся элементом собора считается фреска работы Андреа Поццо. Фреска «Триумф Святого Игнатия Лойолы», расположенная на потолке выглядит так, словно это не плоский потолок , а купол. На мраморном полу можно увидеть точки, обозначенные в мраморных дисках. Из этих точек лучше всего можно увидеть визуальный эффект фресок. Но, признаюсь честно, меня больше привлекло оригинальное сооружение, представляющее образцы церквей всего мира. Его было очень интересно рассматривать.
На прощанье заглянула к любимейшему фонтану Треви. Увы, он был на реставрации. Туристов, правда, пропускали полюбоваться скульптурами фонтана, но той жизнерадостной ауры, которую излучала площадь, бурлящая туристами, не было… Однако, был на месте полюбившийся ресторанчик Piccolo Buco (Via del Lavatore, 91), который на этот раз порадовал меня спагетти с потрясающим соусом песто! В общем, во всех отношениях, «вкусное» получилось у меня завершение путешествия!
И сейчас, вспоминая это путешествие, я уже готовлю заметочки для своей следующей поездки – куда заглянуть, что посмотреть обязательно.
До встречи, Италия!