Сейчас я понимаю, что поездку в Доломиты спланировала довольно тщательно, очень много времени ушло на подготовку, на чтение материалов, информации. Ну а как иначе - когда времени на поход мало, а увидеть хочется невероятно много. Насмотрелась картинок в интернете, полистала книжки, наставила на карте желаемые метки - и поняла, что всего за раз не охватить. Надо как-то умерить желания и подойти разумно.
Доломиты - это часть Восточных Альп на северо-востоке Италии, недалеко от границы с Австрией. Часть региона Южный Тироль. Правильней конечно называть этот регион - Доломитовые Альпы (по названию породы, из которой сложены горы). Доломиты являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с 2009 года. Я когда читала разные статьи и отчеты, в них часто упоминалось, что Доломиты - самые красивые горы среди Альп и вообще одни из самых живописных в мире. Такое заявления можно сделать, когда уже излазил половину планеты, и есть с чем сравнить, поэтому мне было очень интересно вживую посмотреть на эти горы и сравнить их с другими из моей маленькой копилки гор мира. Ну что я могу сказать в итоге увиденного - что Доломиты должны быть под номером один 1, ну или по крайней мере в первой тройке гор, которые надо посетить людям, живущим в северном полушарии.
Как попасть в Доломиты
Быстрее всего будет добраться до Доломит из Венеции (ближе всего), Вероны или Милана. Мы летели через Милан.
Регулярное автобусное сообщение ATVO Венеция - Кортина Ампеццо (центр Доломит, большой городок, центр горнолыжного туризма). На момент когда мы уезжали, автобусов не было
- из Милана, Вероны и других городов.до Bolzano, откуда идут местные автобусы в разные направления. До Bolzano можно доехать и на поезде.
https://www.sii.bz.it - сайт автобусов запданее Cortina di Amprezzo
-Можно приехать поездом. Ближайшая ж/д станция в Доломитах находится в городке Calalzo di Cadore.
Из Cortina di Amprezzo туда ехать 20 минут на автобусе, расписание можно посмотреть на сайте
https://www.dolomitibus.it
Сайт итальянских поездов trenitalia.ru
Bolzano
автовокзал в Bolzano
Как мы добирались.
Выехали из дома в 4 утра 24 сентября, приехали в Bolzano в 13-00 25 сентября
- Симферополь- Москва. Автобус на 4-30 из Севастополя в аэропорт не пришел (яндекс расписание наврало), пришлось срочно и искать такси. В итоге +2100 рублей Еще проблема была найти машину, никакие службы не соглашались.
- Самолет Москва - Милан (Linate) - Москва от KLM с пересадкой в Амстердаме. Это было самое дешевое предложение с багажом - 12300 р в 2 стороны. А на обратном пути пересадка позволила целый день погулять по Амстердаму. Приятный бонус.
В Милан самолет прилетел поздно вечером, так что мы поступили проверенным способом - переночевали в парке недалеко от аэропорта (наличие палатки и спальника с собой - это большой плюс). Рядом всю ночь в каком-то клубе играла жесткая электронщина, которая к 6-ти утра стала чуть ли не громче. На обратном пути мы уже встали немного дальше этого музыкального места .
- Утром сели на автобус №73 (ходит каждые 20 минут от Аэропорта Linate до центра города), доехали до станции метро Bilbao, а оттуда на метро до автовокзала Lampugnano. С метро там такая ситуация - с одной платформы поезд уходит в разные направления, надо следить за табло, чтоб случайно не уехать не туда. Весь городской транспорт по 1,5 евро. В метро билетик надо сохранять до выхода -там тоже стоят турникеты, если потерял, то выйти из метро стоит 5 евро!! (мы один билетик потеряли, прошли паравозиком)
- Автобусом https://www.flixbus.ru/ доехали до Bolzano (около чуть больше 5-ти часов с пробками) и всего за 13 евро. Попался какой-то дешевый тариф.
В Bolzano немного погуляли, купили недостающей еды, местную симку, бензина для горелки на заправке самообслуживания. Бензин оказался какой-то неправильный и сломал наш бензиновый насос в горелке. Зато топлива для растопки костра (3 литра бензина) было хоть отбавляй.
- От Bolzano несколько раз в день ходят автобусы в долину Fassa. Мы уехали на последнем автобусе, в 16-37 и были единственными пассажирами в салоне. Билет стоит 6 евро за час пути (25 км, не больше). Водитель оказался таким милым, что разрешил нам выйти из автобуса во время 2-ух минутной остановки, чтобы сфотографировать какое-то местное прекрасное озеро.
Начали маршрут в поселке Vigo di Fassa
Озеро, которое показал нам водитель из автобуса.
Как выглядит район Доломитовых Альп. Лучше всего район Доломит изображает вот эта обзорная карта от издательства Tobacco. Кружочками обведены массивы, через которые мы прошли.
Наш Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tjpowxmmzbtlrspd
Видно, что множество отдельных горных массивов (каждый массив имеет название Gruppa ...) разделены долинами, по которым проходят дороги. То есть диким и удаленным от цивилизации этот район никак нельзя назвать. Наверное, кому-то это не понравится, если он хочет полной дичи, уединенности, автономности, и все тащить на себе. Но для основной массы людей - это самый лучший способ походить по горам, не очень при этом страдая от отсутствия благ цивилизации.
В Доломитах практически нет простоя в туризме - во все сезоны можно чем-то заняться. Зимой - это множество горнолыжных курортов с одним ски-пасом, когда при желании за день можно покатать в нескольких долинах. Летом - это прекрасный треккинг, горный велосипед, парапланеризм, альпинизм и конечно же виа-феррата, о которой я еще много говорить отдельно. Вообщем активный отдых на любой вкус, только деньги были бы.
А вот осенью - затишье. С конца сентября до декабря закрываются канатные дороги, которые летом возили ленивых туристов на вершины гор. Постепенно закрываются рефьюджи - аж до июня, перестают ходить многие маршруты автобусов. Все отдыхают от прошедшего летнего сезона и готовятся к зимнему. Именно в этот период лучше всего пройти по горам туристу-дикарю с рюкзаком.
перевал Costalunga - фото из окна автобуса, видно скалы группы Catinaccio
Вид с первой ночевки - далеко мы не успели уйти, встали буквально над Pozza di Fassa. Живописная скамеечка, с нее классный вид на город
Вид на деревню со скамеечки
Церковь по пути. St. Gulia
Держим путь на рефьюдж Rosa di Vael
Гора Roda di Vael 2806. Здесь наша первая виа-феррата
И далее плавно переходим к стилю хождения в Альпах (не только в Доломитах). Я тут буду писать всякий баян, который все знают, но все же может кому-то пригодится.
Как я поняла, в Альпах нельзя ходить с палатками и спать где попало (зачем тогда палатки производят, и где в них тогда спать, на даче во дворе что-ли?). Есть запрещающие таблички, которые ставят на входе в национальный парк. Там много чего еще нельзя. Например, громко разговаривать, или собирать грибы. Но не все Группы Доломит входят в национальные парки. Например, в группе Catinaccio я таких табличек не увидела. Поэтому существует два способа хождения по Доломитам - это кольцевые маршруты от машины к машине, или длинные маршруты с ночевками в рефьюджах.
Для экономии времени в однодневных маршрутах очень удобно пользоваться канатными дорогами, которые летом здесь работают так же, как и зимой.
ночевка 1 на скамеечках
Рефьюджи (приюты) - это такие уютные горные гостиницы в виде хостела. Где платишь за койка-место. Душ - отдельно. Еда - естественно отдельно. Рефьюджей очень много, между ними иногда не более часу хода, разбросаны по всем горным массивам, даже казалось бы, в очень удаленных местах. Есть рефьюджи, к которым проходит грунтовая дорога (для спец средств, на своих машинах сюда ехать запрещено) и электричество. А есть такие, к которым ничего не подходит, кроме тропы. Зато чаще всего у таких есть мини канатная дорога для люльки с грузами. И свой бензиновый генератор. Или вертолетная площадка.
Рефьюджи довольно большие, этажа по 3-4, все с полосатыми ставнями. По ставням можно узнать издалека - открыт рефьюдж или закрыт, что актуально в осенний период, когда они закрываются один за другим.
Но и такое большое количество рефьюджей не справляется с летними толпами туристов. Их летом оочень много. Места в горных гостиницах нужно бронировать заранее по телефону, иначе можно остаться с носом.
Проживание+завтрак обычно стоит 35 евро. Без завтрака - 20-25 евро. Если посчитать все вместе, то в сутки на человека нужно минимум 60 евро с ночевкой и питанием в кафе. Я такой отдых не могу себе позволить, хотя это конечно очень удобно - идешь вроде бы по горам, но с маленьким рюкзачком, налегке, устаешь меньше, проходишь и смотришь больше. Идилия. Но приходится довольствоваться тем, что есть.
Так что мы все 11 дней жили в палатке, а вдобавок к этому у нас в первый же день приключилось несчастье - сломалась бензиновая горелка. Так что мы еще и костры маленькие делали, чтобы что-то приготовить и поесть горячего. Поиски газовой горелки в туристических магазинах в деревнях не увенчались успехом. Их там просто нет! Видимо ассортимент этих магазинов рассчитан именно на те активности, которые популярны в этих районах. А раз все едят там в ресторанах и не ночуют в палатках, то и горелки продавать некому.
В последние дни мы видели в больших суперах - горелки от Campingas, но покупать ради одного дня, а потом дома выкинуть (нестандартыне баллоны) - не было смысла.
Про поломку горелки я напишу отдельную статью. Пока так и не выяснила, почему столь неубиваемая вещь (10 лет с ней хожу) решила сломаться. Грешу на новый насос, так как поломался именно он.
Вертолетная площадка у рефьюджа Roda di Vael
Рефьюдж Roda di Vael. Что-то на фотке такие страшные тучи, на самом деле было не так все страшно.
Тут многие скажут - ну как же так, жили в палатке, когда нельзя. Можно, если осторожно. Никому нет дела кто где спит, лесники в камуфляже не ходят ночью с фонариками и не заглядывают под каждый камень и не тычат ксивой в лицо, как у нас. Если честно, не знаю, как у них работает эта проверяющая система.
Становились мы всегда по темноте, так как световой день короткий, хотелось больше пройти, ну и после 7-ми вечера уже перестают по тропам ходить туристы, которые могли бы нас заметить и настучать лесникам. С костром, конечно, не очень спрячешься, но мы делали супер-маленький, чтобы приготовить, ну и это был вопрос выживания.
С дровами тоже проблема - выше 2200 леса нет, часто приходилось набирать в пакетик мелочь, а большую палку привязывать к рюкзаку. Еще и воды 4 литра с собой, так как воды тоже нет. Так и ходили. А бывало, что и на высокогорье растет одинокая кривая лиственница, или карликовая сосна - и этого вполне достаточно для нашего таганка.
На счет воды - сейчас почти все ручьи в высокогорье, обозначенные на карте пересохли, пересохли даже мелкие озера!! Так что рефьюджи очень выручали, там всегда можно набрать воду.
Если кто-то захочет повторить наш маршрут (а такие конечно же были и до, и будут еще после), там вот совет - большой группой с палатками вряд ли будет удобно идти. Причина довольно простая - на пути найдется не так уж много удобных плоских мест под большей лагерь, или даже две палатки. Все хорошие места заняты рефьюджами, или находятся рядом с какими-то строениями, реками, или тропами, по которым часто ходят люди. Чтобы найти укромное место - нужно уйти в сторону от тропы, а чтобы встать у воды - это должно очень повезти. Но под одну маленькую палатку место всегда найдется, даже на склоне.
Вообще, в Альпах прекрасный треккинг, или как это по-русски сказать - хождение по тропам? Не сказала бы, что очень просто - набор высоты очень большой, да и тропы попадаются не всегда парковые, настоящие горные полноценные тропы, с сыпухой, камнями, корнями. Конечно же чигиря и безтропья нет, хотя его вполне можно найти, сойдя с тропы, но зачем искать себе сложностей, когда тропы повсюду. У нас получился довольно силовой поход, особенно первые 3 дня с непривычки и плюс виа-ферраты. К вечеру на стоянку приходили уже в полном бессилии, даже говорить сил не было. Но потом мышцы окрепли, и к концу похода ноги спусков уже не чувствовали, и подъемы давались легко. Поэтому конечно надо делать походы или подлиннее, или хорошо тренироваться дома перед поездкой, чтобы в первые дни не мучаться.
Погода
За 12 дней 1 день шел дождь, и было очень сыро и туманно, фактически один день мы ничего не видели. Остальные дни - солнце и 2 дня была дымка, как оказалось, перед дождем. После дождя сильно похолодало, высоко в горах выпал снег, и ночи стали морозные, вода в бутылках замерзала полностью. Умываться желания не было совсем.
Если такая погода стабильна всегда в конце сентября - то это лучший сезон для Альп!
Так, теперь про маршрут.
В Доломитах кроме однодневных маршрутов существуют еще 6 классических длинных маршрута по 6-11 дней, так называемых Alta Via. Они описаны в книге Cicerone Trekking in Dolomites. Все они проходят с севера на юг. Схемы Alta Via на фото.
Я все никак не могла определиться, по какому из 6-ти маршрутов пойти, и незадолго до поездки друг порекомендовал маршрут из книжки Lonely Planet "Hiking in Italy", по которому они ходили.
Вот схема маршрута из книжки, по которой я примерно поняла нитку маршрута, чтобы было хоть на что ориентироваться, и появилась какая-то цель, чтобы идти вперед. Как я убедилась - все равно куда идти, там везде красиво.
Маршруты Alta-Via (салатовым цветом - очень примерно наш маршрут)
Схемы из книжки Lonely Planet Hiking in Italy. Если увеличить, то можно увидеть названия объектов, по которым и можно ориентироваться. Кроме маршрута из Lonely Planet сначала сходили на группу Catinaccio, увидела классные фотки на panoramio, не смогла устоять - и это стоит того.
А теперь важная часть - Via-Ferrata
По Доломитам было бы не так весело гулять, если бы там не было маршрутов Via-Ferrata. Я давно знала, что в Доломитах - большое скопление виа-феррат, и поэтому вдвойне туда хотелось попасть. Но как же все совместить - поход с рюкзаком и скальные маршруты налегке. Пришлось изучать матчасть, изучать маршруты, их сложность, расположение, как добираться, как убираться, время, снаряжение, чтобы построить наш пешеходный маршрут так, чтобы хоть немного полазить по виа-ферратам.
Снаряжение.
Если бы нам удалось купить готовый наборы для виа-ферраты, я бы, наверное, столько не узнала ни о снаряжении, ни о технике безопасности. Но так получилось, что заказать с Европы мы уже не успевали, а то, что продавалось в России, было за космические деньги, которых не стоят веревка и пару карабинов. В итоге собрали сами, но при этом надо было понимать как это работает и почему так, потому что самодельные вещи не тестируются, и при этом понимание процесса особенно необходимо.
Мне прямо так хочется все подробно написать, но это займет очень много страниц. Но вот несколько важных пунктов, которые я для себя вынесла из прочитанного материала. Скажу, что я никакой не альпинист, но в горах с веревками бывала, поэтому немного знаю как что работает и чего нужно бояться.
для виа-феррат нужна специальная система - набор kit - который бы амортизировал при падении. Буду называть это усы. Обычными альпинистскими усами из двух веревок и обычных карабинов можно пользоваться, но только если не собираешься падать. А так как маршруты предполагают возможное падение - то лучше уж перестраховаться. Конечно, срываться мы не собирались, но мало ли что. Не зря же придумали такую штуковину.
При падении есть такое понятие, как фактор рывка (условно - сила действующая на тело при падении) http://goclimb.info/node/741. И если в альпинизме фактор рывка не бывает больше двух, то в виа-феррате он может быть равен 6-ти. А все потому, что расстояние между анкерами 5-6 метров, а длина страхующей веревки - всего 1 метр. Вообщем все, что, больше двух, уже не совместимо с жизнью. Анкера не вырвет, но вот позвоночник не выдержит, или усы порвутся, или их системы выдавит, или все сразу.
Поэтому придумали такие усы, которые амортизируют рывок (ну собственно сам амортизатор много где используется, и он же пригодился для виа-ферраты). Про историю амортизаторов можно почитать эту статью - http://www.soumgan.com/phpBB2/viewtopic ... &t=645 - в конце ветки. Но это для гиков. А несколько первых постов полезно почитать всем. Амортизаторы для виа-ферраты бывают двух типов - разрывные и амортизационные. Большинство via-ferrata kit делают с разрывными амортизаторами. Они легче, меньше, компактней, и да, срабатывают. Но одноразовые. Это специальным образом сшитая вдвое лента, которая при срабатывании разрывается как липучка, тем самым удлиняясь в 2 раза и смягчая падение. Но вот представьте ситуацию - лезете вы какую-нибудь сложную вертикальную виа-феррату, и не дай бог сорвались, амортизатор сработал, удлинился, и вот вы, побитый об скалы, но живой, а лезть дальше надо, а амортизатора больше нет. То есть лезть конечно дальше можно, а падать - нет. Каково чувство?
Так что по мне, так надежнее фрикционные амортизаторы. В этом случае веревка продевается через несколько отверстий специальной пластины (kisa от Kong), и начинает протравливать при определенной приложенной силе. Для протравливания оставляется кусок веревки 1,6-2 метра (в зависимости от толщины веревки, способа заправки в отверстия, и веса человека). На конце хвоста завязывается узел и куда-нибудь прячется, чтобы не болтался.
Это усы с разрывным амортизатором (в серой сумочке)
Почему-то таких систем с фрикционным амортизаторам очень мало. Я нашла только Kong KKR. Очень крутая итальянская фирма, но вот в местных итальянский магазинах я видела все, что угодно, но только не Kong. Почему, интересно.
Так что мы собрали такую же систему, только вместо сшивки - узлы. Веревку нужно обязательно брать динамику. На усы ушло 6 метров, если привязывать амортизатор к системе короткой петлей, или 7 метров, если привязывать Kisa к системе узлом-восьмеркой (пробовали привязать двойным булинем - развязался узел без нагрузки в результате болтанки)
Карабины тоже были настоящие Kong via-ferrata expess-муфта. Купили в Москве между пересадками самолетов, у нас в Крыму таких нету. Хотя могут подойти и любые карабины, но лучше автоматы. А экспресс муфта намного удобней чем twist.
Сиситема Kong KKR с фрикционным амортизатором Kisa
И самое главное правило - не надо падать. Да, усы вас задержат, самортизируют, но при этом неизвестно какой путь успеет пройти ваше тело по скале, маршруты же в основном проложены по положительным скалам, а значит при падении риск прочесать собой скалу, или получить болтом в глаз, а болтов и острых частей хватает на маршруте. Но по крайней мере, вы останетесь живы, что самое главное.
Маршруты via-ferrata бывают 5-ти категорий еще и с буквами вдобавок. Хотя бывают разные классификации, где используются только буквы. Мы начали с самых простых, потому что непонятно было что это такое и с чем их едят и прошли такие via-ferrata
VF Masare 2b (Cattinacio) + vf Rotwand (Roda di Vael) (1b) - проходятся в связке. - видовая, проходит по гребню, вверх-вниз
vf Catinnacio 2b - длинная и в конце участок без тросов по острому гребню для острых ощущений
vf Sassongher 1a (сложно назвать это ферратой, скорее есть одно место, где надо вылезти по тросу, страховка не нужна)
vf Torre di Toblin (Scalette) 3b (вот это уже сильно отличается от 2)+ vf Military Hosp 2b (на спуске) https://alavigne.net/Outdoors/FeatureRe ... =vftoblino
И еще 2 маршрута в районе Cortina
vf Strobel 3b - несмотря на тройку, совсем не сложный, стеновой маршрут в перемешку с длинными пешеходными участками. С него длинный спуск - прощай колени.
vf Punta Anna 4b + vf Olivery 1a - на спуск. - Самая красивая и интересная по сложности феррата по гребню. Ее описание мы вычитали в купленной накануне книжке. Обычно Punta Anna ходится в связке с более сложной ферратой Gianni Aglio и все вместе получается 5c, но с нее есть несколько сходов, одним из которых мы воспользовались.
На маршруте легкой ферраты 1b Rotwand. Скоба на отвесе. С непривычки жутковато.
У меня создалось такое ощущения, что для феррат до 4 категории сложности не нужно специальных скалолазных навыков, накаченных мышц, то есть они доступны любому желающему, способному побороть страх высоты и иногда подтянуться на тросе. Нет ничего сложно в том, чтобы карабкаться вверх, держась одной рукой за трос. Но можно усложнить себе задачу, используя свободное лазание, то есть скалу. Так понимаешь, что не на всех участках удается вылезти только на технике. Самое страшное на маршруте ферраты - это такие неприятные моменты, на английском они звучат как exposure. Ощущение высоты. Причем они присутсвуют не на всем маршруте, а на некоторых участках. Ну и чем больше лазаешь, тем меньше это ощущение высоты, тем меньше страшно. Но это, собственно, то ощущение, за которым мы и лезим на маршруты. На последней феррате, хоть она и была самая сложная технически - страшно было только в паре мест.
В следующих частях буду выкладывать фотографии с подписями.
Полезные ссылки и книги, использующиеся при подготовке маршрута
Для подготовки маршрутов виа-феррата
https://alavigne.net/Outdoors/FeatureRe ... iaFerrata/ - автор сам ходит на ферраты и делает подробное описание с фотографиями и с картой (треком)
http://www.planetmountain.com/english/t ... s/home.php - небольшой каталог самых популярных феррат в Доломитах. Рейтинг, схема.
http://www.kombrig.net/viaferrata.htm - о виа феррате - хорошая статья от Комбрига. Только нет второй части.
http://www.mountain.ru/article/article_ ... cle_id=112 - о виа феррате
http://www.soumgan.com/phpBB2/viewtopic ... &t=645 - ооочень интересная и такая же длинная статья про разрывные и амортизационные амортизаторы. Я читала при выборе снаряжения для виа-феррата. Все читать не обязательно, достаточно несколько первых постов.
viewtopic.php?f=560&t=199088 - русскоязычный отчет о некоторых маршрутах
Виа-феррата и другие приключения в Доломитах - еще один хороший отчет с информацией
https://www.amazon.com/Via-Ferratas-Ita ... ia+ferrata - очень удобная, полезная книга от Cicerone. Основной источник при планировании маршрутов на месте. Купила только в электронном варианте (бумажная намного удобней, но не успела бы прийти по почте)
https://www.amazon.com/Ferrate-Cortina- ... cortina%5C - эту нижку купили на месте. Несложные маршруты в районе Cortina
https://www.amazon.com/Lonely-Planet-Hi ... g+in+italy - Hiking in Italy. Из нее взят основной маршрут, по которому мы шли.
https://www.amazon.com/Trekking-Dolomit ... +dolomites - Trekking in Dolomites Alta Via routes 1 and 2, with Alta Via routes 3-6 in outline. Здесь описаны 6 основных классических многодневных маршрутов - с севера на юг. Но наш маршрут пролегал с запада на восток.
https://www.amazon.com/Dolomiten-1-35-0 ... +dolomiten - карта небольшого района Доломит (4 карты в комплекте), покрывают как раз все самые ходовые места. Купили на месте 17 евро
В следующих частях буду выкладывать фотографии с подписями.