Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Италия отзывы Впечатления, отчёты о стране от побывавших в Италии. Отзывы туристов об Италии. Места в Италии, которые надо посетить. Италия отдых на море отчеты фотографии цены в Италии самостоятельное путешествие по Италии, пляжи Италии

Сейчас этот форум просматривают: ValentinaL и гости: 2

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #41

Сообщение hellen-k » 07 мар 2017, 17:47

jjjmindless писал(а) 07 мар 2017, 17:33:а вот по поводу Доброго пастыря не очень понял: чем он отличается от канона и от того же сюжета в мавзолее Галлы
насколько помнится, канон бывает двух типов - с барашком на плечах и в окружении стада (в Равенне как раз оба из второй категории)

У католиков каноническим считается изображение с барашком на плечах. А без барашка - они относят к древнехристианским. Более того, по поводу этой мозаики идут споры о том, относится ли она вообще к иконографии. Особенно из-за птиц. Предполагают, что эта мозаика сделана по греческим рисункам и изображает Пана. Еще один элемент - короткое платье персонажа. Добрый пастор изображается в одежде до пят. Я информацию в основном читала на итальянских ресурсах.
-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #42

Сообщение jjjmindless » 07 мар 2017, 17:55

интересно, относится ли Равенна к древнехристианским? вроде бы, не должна, но кто их знает, итальянцев...
вообще, в Равенне есть удивительно неканонические сюжеты: Христос-воин в епископском дворце, например, или Троица в Сан-Витале
Аватара пользователя
jjjmindless
полноправный участник
 
Сообщения: 319
Регистрация: 28.03.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 88 раз.
Возраст: 49
Страны: 19
Отчеты: 7
Пол: Мужской

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #43

Сообщение hellen-k » 07 мар 2017, 18:00

jjjmindless писал(а) 07 мар 2017, 17:55:относится ли Равенна к древнехристианским? вроде бы, не должна, но кто их знает, итальянцев...

Еще как относится. Все религиозное искусство до седьмого века итальянцы от носят к палеохристианскому.
-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #44

Сообщение jjjmindless » 07 мар 2017, 18:05

ужасно интересно
я-то думал, это до Миланского эдикта, в крайнем случае, до раздела Римской империи
Равенна-то уже византийского, в крайнем случае, византийско-готского периода
почитаю как-нибудь на досуге про датировки и прочую хронологию
Аватара пользователя
jjjmindless
полноправный участник
 
Сообщения: 319
Регистрация: 28.03.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 88 раз.
Возраст: 49
Страны: 19
Отчеты: 7
Пол: Мужской

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #45

Сообщение Чейз » 07 мар 2017, 19:23

jjjmindless писал(а) 07 мар 2017, 17:55:интересно, относится ли Равенна к древнехристианским? вроде бы, не должна, но кто их знает, итальянцев...
вообще, в Равенне есть удивительно неканонические сюжеты: Христос-воин в епископском дворце, например, или Троица в Сан-Витале

Стандартно раннехристианское - до 550 года, и делится на 2 периода: до 313 (от подполья до Константина с Миланским эдиктом) и до 550 (от Константина до Юстиниана). Сан-Витале как раз попадает (547). А формальным признаком, отличающим раннехристианское от византийского, считается золотой фон, как ни странно. )) Но вообще, понятное дело, любая периодизация - дело условное, и на двух искусствоведов - три мнения. ))
«Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа.» Адам Михник
Чейз
путешественник
 
Сообщения: 1790
Регистрация: 17.04.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 137 раз.
Поблагодарили: 645 раз.
Возраст: 69
Страны: 31
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #46

Сообщение hellen-k » 07 мар 2017, 19:38

Чейз писал(а) 07 мар 2017, 19:23:раннехристианское - до 550 года,

У итальянцев рамки более размытые. Шестой-седьмой век, примерно. Словом, до прихода византийского искусства. А в разных местах его приход был немного разным.
-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #47

Сообщение LA77 » 09 мар 2017, 12:40

Очень красиво и вдохновенно написано. С большой любовью к Италии . Спасибо.
Возьму ваш маршрут за основу. Продолжайте , пож-та.
Аватара пользователя
LA77
активный участник
 
Сообщения: 977
Регистрация: 24.10.2014
Город: Москва
Благодарил (а): 158 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 60
Страны: 32
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #48

Сообщение hellen-k » 09 мар 2017, 14:41



Duomo di Ravenna (Сattedrale metropolitana della Risurrezione di Nostro Signore Gesu Cristo).

В 402 году епископский престол, находившийся тогда в городке Классе, по распоряжению епископа Урсо был перенесен в Равенну, которая стала в это время столицей Западной Римской империи. В связи с этим возникла необходимость возведения нового собора, который был быстренько (для тех времен) построен и освещен 3 апреля 407 года. Первоначальный храм был 60 метров длиной и 35 метров шириной, с пятью нефами. По планировке он был схож с Basilica Maior (она же Basilica di Santa Tecla) в Милане. В девятом веке была пристроена круглая колокольня, которую мы видим сейчас, а в 1112 году начались работы по украшению собора мозаиками.

К восемнадцатому веку здание сильно обветшало. Вместо ремонта было принято решение разобрать старую постройку и на ее месте возвести новую церковь. Выполнение было поручено архитектору из Римини Джован Франческо Буонамичи, который ранее уже работал в Равенне - он украшал в стиле барокко отреставрированную капеллу Санкта Санкториум в базилике Сан Витале. Первый камень был заложен 30 июля 1734 года. Буонамичи взял за основу проект римского архитектора Джузеппе Сарди, который, в свою очередь, вдохновился римской церковью Sant'Ignazio di Loyola. 14 августа 1745 года собор был открыт для богослужения, но торжественно освятили его только 13 апреля 1749 года. Построенный собор почти сразу начали реставрировать и переделывать.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Разрушение собора пятого века и уничтожение мозаик вызвало много численные споры. Но архиепископ Маффео Николо Фарсетти (назначенный в Равенну папой Бенедиктом Тринадцатым в 1727 году) захотел именно новую церковь, а не капитальный ремонт старой, а он начальник, поэтому сделали так, как захотел он. Мир не меняется... Зато архитектор Буонамичи, которому, как профессионалу, тоже было не по душе разрушение старого храма, подробно описал его в книге “Metropolitana di Ravenna”, а также проиллюстрировал схемами и чертежами.

Впрочем, несколько фрагментов мозаик удалось сохранить, находятся они в Архиепископском музее, основанном в первой половине семнадцатого века, который помещается в Архиепископском дворце, который, в свою очередь, пристроен к собору. Фотографировать в музее нельзя. Но, по-моему, смотрительниц больше тревожило то, что я захочу снять мраморные булыжники, которые являются остатками могильных плит и саркофагов равенских архиепископов, всякие кресты, троны и безголовые статуи. Они зря переживали. Разнокалиберные булыжники (особо ценные за стеклом) меня не заинтересовали, кресты тоже (и лучше видали). Потому я была сначала дисциплинированным посетителем. Потом я вошла в архиепископскую капеллу Святого Андрея, и дисциплина улетучилась в неизвестном направлении... Да, там были камеры. Не остановило. Зато не было смотрительниц и даже посетителей. Вход в капеллу теперь из музея, ранее это было самостоятельное здание. На схеме музея это соединение видно.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Cappella Arcivescovile или Cappella di Sant'Andrea.

Один из раннехристианских памятников архитектуры, дошедших до нас в первоначальном виде. Капелла создавалась в качестве частного епископского оратория в 495 году при императоре Теодорихе Великом по приказу епископа Петра Второго и посвящена Святому Петру Крестологу, архиепископу Равенны с 433 по 450 годы. Нижняя часть капеллы, выстроенной в форме креста, облицована мрамором, верхняя покрыта великолепными мозаиками, в которых присутствует, в том числе, противопоставление превалировавшей тогда ветви религии, названной впоследствии арианской ересью. Позднее капелла была перепосвящена Святому Андрею, мощи которого были перевезены в Равенну из Константинополя в середине шестого века (точнее кусочек мощей - разобрали святого на запчасти, как обычно).


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

А вот это как раз кусок мозаики "Madonna Orante" (1112 год) из апсиды разрушенной старой церкви, о которой я говорила выше. Если только это осталось, представляете что утеряно безвозвратно?! Какая это была красота!


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

В одном из залов музея можно увидеть такую вот мраморную плиту, которая долгие годы находилась в старом храме, а после его разрушения перенесена сюда. Это пасхальный календарь, на нем указаны даты, на которые приходилась пасха с 532 по 626 годы.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сам собор изнутри после мозаик капеллы не производит оглушающего впечатления, хотя некоторые детали очень приятны глазу.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Под алтарем находятся гробницы равеннских архиепископов, как древних, таких как Урсо, так и недавно умерших, например, монсиньор Луиджи Амадуччи.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Двинулась к следующей точке маршрута. По пути встретила Palazzo della Provincia (если по-нашенски - дворец правительства Равеннской области). Здание построено на остатках роскошного, предположительно выстроенного в семнадцатом веке, дворца Распони.


- Ах, бедный старичок... Он глуховат! Хозяин мой зовется Федерико Распони из Турина... Он явился...
- Ступай-ка вон отсюда!
- Почему?
- Да потому, что ты сошел с ума! Синьор Распони из Турина умер.
- Как - умер?
- Умер. Что поделать! Умер!
- Так-так! Хозяин умер. Очень жалко... А я его внизу живым оставил!


Да, отвлекалась... Навеяло... Так вот, графа Распони, чей дворец в конце девятнадцатого века превратили в отель "Byron", звали Фердинандо. В 1918 году здание приобрел Нулло Балдини, первый социалист-кооператор, чтобы организовать там штаб-квартиру Федерации кооперативов. В 1922 году фашистские отряды во главе с Итало Бальдо и Дино Гранди подожгли здание. На развалинах хотели вновь построить отель, но по ходу проектирования было принято решение возвести дворец Правительства. Здание строилось в неороманском стиле с 1925 по 1928 годы по проекту и под руководством архитектора Джулио Улиссе Арата.

Но туристу здание интересно не этим. Именно тут находится крипта Распони и сады Пенсили, в которые мне не продали билет в "Доме каменных ковров". Крипта, построенная в конце восемнадцатого века как семейная часовня, но по сути никогда в этом качестве не использовавшаяся, не пострадала при пожаре. Во внутреннем дворе комплекса находятся сады Пенсили (в переводе - висячие сады). Видела фотографии в интернете - очень красиво... Да еще там на круглую неоготическую башню вроде можно залезть... Надо ехать еще раз...


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Basilica di San Francesco.

Первая церковь была построена в пятом веке и посвящена Святым Апостолам Петру и Павлу. Но от нее не осталось ничего после переделки десятого-одиннадцатого века, когда была пристроена квадратная колокольня, а церковь стала носить имя Святого Петра. В 1261 году храм был передан ордену францисканцев, а в 1321 году в нем прощались с великим Данте Алигьери, который похоронен рядом с церковью.

В семнадцатом-восемнадцатом веках базилику снова ремонтировали и богато украсили в модном тогда стиле барокко. В период с 1918 по 1921 годы в преддверии шестисотлетия со дня смерти Данте все барочные дополнения были удалены, и интерьеры были максимально приближена к оригиналу. Также был проведен конкурс на лучший проект внутренней отделки церкви с элементами, вдохновленными "Божественной комедией". Конкурс выиграл известный художник Адольфо Де Каролис. Его внезапная смерть, однако, помешала осуществлению работ, которые так и остались только в проектах.

Как и многие церкви Равенны, базилика Святого Франциска сейчас на 3,6 метров ниже, чем была изначально (проседание почвы плюс культурный слой сделали свое дело).


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Я бродила по базилике и вдруг увидела очередь. Сначала решила, что эти люди хотят приблизиться в саркофагу епископа Неона, мне вроде как это и не надо. Но советская привычка сначала встать в очередь, а уж потом узнать что дают, победила. Я совсем забыла, что в эту базилику все идут ради крипты, которая из-за проседания почвы заполнена водой. Фотографировать надо было быстро, сзади напирали желающие приобщиться, поэтому снимки получились смазанные.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Для красоты и атмосферы в воду запустили красных рыбок, которые ловко уворачиваются от летящих на них монет.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

В бывший монастырский клуатр рядом с базиликой можно заглянуть снаружи сквозь забор. С тыла храм тоже производит впечатление своей солидностью. Я даже сначала не поняла, разбирая фото, что это все та же церковь. Только колокольня подсказала.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Рядом с базиликой расположено что-то типа мини-кладбища. Когда-то все кладбища располагались рядом с церквями прямо в городской черте, что немало способствовало распространению эпидемий. Законодательно эту практику прекратил только Наполеон.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

В 1321 году великий Данте Алигьери, изгнанный из Флоренции и нашедший приют в Равенне, возвращался из Венеции, где был с миссией посла своего покровителя Гвидо Новелло ди Полента. Проезжая через заболоченный район Валле ди Комаккьо, Данте заболел малярией и в возрасте 56 лет скончался в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Торжественное прощание состоялось в церкви Святого Петра (нынешней базилике Святого Франциска). Но вечно гонимый скиталец и после смерти не обрел покой. Первоначально мраморная урна с останками оставалась в церкви. В 1483 году правитель Равенны Бернардо Бембо заказал архитектору Пьетро Ломбарди большой памятник, которым украсил могилу поэта, перенесенную ранее по его приказу в западную часть монастарского клуатра. Через несколько лет флорентийцы начали добиваться возвращения на родину останков того, кого они когда-то изгнали. Риск лишиться реликвии увеличился во времена папаства двух Медичи - Льва Десятого и Климента Седьмого. Наконец, после ходатайства самого Микеланджело в 1519 году было выдано разрешение на конфискацию останков Данте у Равенны и возвращение их во Флоренцию. Ага! Щас! Когда тосканская делегация в присутствии комиссии вскрыла саркофаг, он оказался пуст! Хитрые монахи-францисканцы сделали дырку в стенке саркофага и перетаскали все кости в только им известное место. Пришлось флорентийцам убираться ни с чем.

Украденные монахами кости были в 1677 году помещены в ящик и отданы на хранение настоятелю монастыря Антонио Сарти. А в 1781 году был построен существующий поныне мавзолей авторства Камилло Мориджа, в саркофаг которого и был помещен этот ящик с останками поэта.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Думаете, на этом посмертные злоключения Данте закончились? Отнюдь! Когда в 1810 году Наполеон начал борьбу с монашескими орденами, францисканцы от греха подальше решили спрятать останки на том самом соседнем кладбище. Спрятали очень секретно, так секретно, что сами забыли куда. К счастью, во время ремонтных работ 27 мая 1865 года каменщик наткнулся на ящик с надписью на латыни, гласившей, что внутри находятся останки великого Данте, за подписью Антонио Сарти. В ящике был обнаружен почти неповрежденный скелет.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Находка заставила вскрыть саркофаг мавзолея Мориджа, который оказался пустым, за исключением трех фаланг пальца. Их сравнение со скелетом, обнаруженным в ящике, доказало подлинность находки. Скелет несколько месяцев демонстрировали всем желающим в стеклянной урне, а потом вновь поместили в саркофаг мавзолея под свинцовую пластину.

И это опять не все! Опасаясь гибели реликвии во время очередной бомбежки, останки Данте спрятали под земляным холмом на том же монастырском кладбище, где они находились с 23 марта 1944 года по 19 декабря 1945.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Будем надеяться, что теперь наконец великий скиталец обрел покой. Вокруг мавзолея создана специальная зона тишины, называемая "Zona dantesca". Ну, и я тихонько, на цыпочках, пошла дальше...

Palazzo di Teodorico (так называемый).

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу предназначения здания, остатки которого находятся недалеко от базилики Sant'Apollinare Nuovo. Одни говорят, что это часть церкви San Salvatore ad Calchi, разрушенной в начале шестнадцатого века. Другие считают, что сохранившаяся часть ранее была защитным сооружением перед входом во дворец городских губернаторов в седьмом-восьмом веках. В девятнадцатом веке в руинах нашли древние напольные мозаики, которые сейчас демонстрируются внутри. Вход свободный, но я не пошла из экономии времени.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Basilica di Sant'Apollinare Nuovo.

Построенная при Теодорихе в 493-526 годах, церковь изначально была арианской. После прихода в Равенну византийцев стала христианской, была освящена в 560 году и получила имя Святого Мартина Турского. В девятом веке из-за частых набегов пиратов сюда были перевезены мощи Святого Аполлинария из прибрежного городка Классе, и базилика получила его имя с приставкой "nuovo" - новый (старая базилика стоит в Классе до сих пор). Традиционная для Равенны круглая колокольня появилась в девятом-десятом веках, в пятнадцатом ко входу был пристроен портик.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

А в клуатре базилики высоко (я не дотянулась) висит засыхающий уже дикий виноград...


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Мозаики базилики имеют три уровня. Верхний с двадцатью шестью сценами из Евангелия - времен Теодориха (пятый век). Средний ряд составляют тридцать две фигуры пророков. В нижней части, как предполагают историки, было изображение самого Теодориха и его приближенных. Во времена императора Юстиниана (шестой век) эти мозаики были заменены на новые, которые мы видим сейчас. На одной стороне - порт города Классе и ряд женских фигур, изображающих святых мучениц во главе с Богородицей и ангелами, на другой - дворец Теодориха и святые мученики во главе с Иисусом и ангелами.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

В остальной части базилика носит следы многочисленных реставраций, из-за которых был утрачен мозаичный пол (из-за проседания почвы его подняли на 1,2 метра, чтобы избежать затоплений) и потолок, от которого в старых источниках осталось название "Святой Мартин в золотых небесах".


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Chiesa dello Spirito Santo.

Еще одна бывшая арианская церковь Воскресения Господня, построенная в пятом веке. Католической она стала примерно в 556-559 годах, когда ее освятил в честь Святого Теодора архиепископ Аньелло. Много позже церковь стала носить нынешнее название - Святого Духа. Портик был пристроен в шестнадцатом веке, в остальном церковь сохранилась практически в первозданном виде. К сожалению, открывается она только для проведения месс, в остальное время закрыта, так что внутрь я не попала. Впрочем, моей целью был не сам храм, а баптистерий, который находится рядом.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Battistero degli Ariani.

Арианский, ариане, арианство... Давайте с терминами разберемся, прежде чем говорить об Арианском баптистерии.

Александрийскому священнику Арию (256-336 годы) не нравилась идея о триединстве Бога, утвержденная официально на знаменитом Никейском соборе, на котором, кстати, были выбраны из массы других и названы каноническими четыре евангелия - от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. То есть Арий не отрицал Святую Троицу, не отрицал ни наличие Отца, ни наличие Сына, ни, тем более, Святого Духа. Но смириться с тем, что папа и сын - это одно и то же, он отказывался. Логика Ария была такая: Бог-папа не является чьим-то созданием, он есть и все, это не обсуждается (откуда взялся - не важно), Бог-сын же является созданием божьим, а значит не мог быть даже равным Богу-Отцу, не то что быть одним и тем же. То есть Христос может принять титул "сын божий", но при этом он стоит уровнем ниже Бога-отца. Никейский собор избрал символом веры триединство Бога и признал арианство ересью. Арий был изгнан, его книги сожжены, а последователи арианства подвергались гонениям.

А теперь можно вернуться и собственно к баптистерию. Арианским его называют, чтобы не путать с другим баптистерием Равенны - Неонианским или православным, о котором я говорила выше.

К концу пятого века Теодорих окончательно укрепил свою власть и арианство стало официальной религией. Тогда же был построен баптистерий. Он имеет восьмигранную форму. Некоторые архитектурные элементы говорят о том, что баптистерий не был отдельным строением, а был частью более крупной структуры. Из-за проседания почвы (эти слова приходится писать о каждом древнем объекте Равенны) баптистерий сейчас ниже примерно на 2,3 метра, чем был изначально. Внутри голые кирпичные стены. От купели осталась только круглая мраморная плита на полу. И на этом скромном фоне особенно ярко выделяется мозаичное панно на потолке. В центре композиции крещение Иисуса Иоанном Крестителем в Иордане, над головой Иисуса голубь-Святой дух. Вокруг двенадцать апостолов и пустой трон, символизирующий второе пришествие Христа.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Далее у меня были по программе еще piazza del Popolo, церкви Basilica San Giovanni Battista и Basilica di San Giovanni Evangelista, а потом электричка в соседний город Классе. Но сбыться этому было не суждено... Меня похитили. Как в кино - затолкали в машину и увезли. Кто? Сицилийская мафия!!!

Дело в том, что одна из моих сицилийских подруг родила дочку менее чем за месяц до моей поездки. В разговоре с другой подругой случайно промелькнуло, что у нее в Равенне живут родственники, которые на рождество собираются приехать на Сицилию. И мне втемяшилась идея отправить Ноеми (так назвали девочку) в подарок нашу русскую неваляшку. "Если я чего решил - я выпью обязательно." Неваляшку, как предмет хрупкий, везла в ручной клади в рюкзаке. Кто хорошо знаком с этой игрушкой. может себе представить лица людей, которые слышали тихий перезвон и не могли понять откуда он исходит, трясли головой, оглядывались. Я в этот момент замирала, хихикая, звук пропадал... Веселилась от души!

Созвонилась с этими родственниками, договорились о точке встречи. Они подъехали (милая семейная пара) и, не слушая возражений, затолкали в машину и увезли к себе домой - обедать. У ворот нас встретила их кошка Тесла. Ей очень понравилось мое внимание и комплименты, она решила показать свою грацию и ловкость, и прыгнула с одной стороны каменного забора через широкую калитку на другую. Но что-то пошло не так, она не долетела и, царапнув по камню когтями, свалилась в кусты. Эх, Тесла... Урок тебе - не выпендривайся!


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Обед прошел, как говорили по телевизору в моем детстве о встречах политиков высокого уровня, в теплой, дружественной обстановке. В итоге, вместо того, чтобы ехать в Классе электричкой, я попала туда на машине в приятной компании моих новых знакомых.

Basilica di Sant'Apollinare in Classe.

Сейчас городок Классе насчитывает менее 2000 жителей, а в первом веке здесь был порт, вмещавший 250 военных кораблей, а береговой гарнизон состоял из 10000 солдат - огромное войско по тем временам. Но из-за проседания почв местность постепенно заболотилась, доки, строительные площадки и подъездные пути стали непригодными для использования, и в 330 году император Константин принял решение переместить флот в свою новую столицу -Константинополь. Остатки античного порта можно увидеть в археологическом парке, попасть куда в этот раз я даже не планировала из-за недостатка времени. Надо ехать еще раз...

http://www.parcoarcheologicodiclasse.it/

Строительство церкви начал епископ Урсицино в 536 году на месте старого кладбища, на котором был похоронен Святой Аполлинарий, бывший по преданию первым епископом Равенны. Освятил новый храм первый архиепископ Равенны Максимилиан в 549 году. Изначально церковь была одной из многих в Классе, но постепенно город приходил в упадок, здания разрушались, но базилика (получила этот статус в 1960 году), к счастью, сохранилась в первозданном виде (колокольня была пристроена в девятом веке). В 2015 году она стала самым посещаемым историческим объектом в Эмилии-Романье (156368 посетителей).


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Внутри базилика поражает простором и лаконичностью убранства. Ее размеры 56 на 30 метров, центральный неф обрамляют два ряда по 12 колонн.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Самые древние мозаики (приблизительно середина шестого века) находятся в апсиде и изображают сцену Преображения Господня. Внизу мы видим Святого Аполлинария в райском саду. Окружают его двенадцать овец. Некоторые исследователи считают, что это символические изображение апостолов (представляю, что сказал бы Лео Тексиль!), другие предполагают что это образ паствы Святого Аполлинария. Крест в центре - аллегорическое олицетворение Иисуса Христа. На него с благоговением смотрят еще три овцы - это присутствовавшие при Преображении апостолы Петр, Иоанн и Иаков. По бокам руки к кресту протягивают пророки Моисей и Илия, а в самом верху можно увидеть ладошку - это благословляющая десница Бога-отца.

Ниже композиции в проемах между окнами изображены епископы - преемники Святого Аполлинария: Северо, Урсо, Экклезио и Урсино. Слева и справа находятся более поздние мозаики (671-677 годы). На правой изображены Мельхиседек, Авель и Авраам, предвещающие жертву Иисуса. На левой мы видим императора Константина со свитой, вручающего равеннскому дьякону Репарату документ с надписью "привилегии", символизирующий независимость епископства Равенны от Рима.

Далее в обрамлении апсиды изображены две пальмы, они в библейской литературе являются эмблемой праведников. Ниже - фигуры архангелов Михаила и Гавриила, под ними бюсты святого Матфея и другого святого (имя точно не определено), это более поздние мозаики (начало двенадцатого века).


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Над колоннами в круглых рамках помещены портреты архиепископов Равенны, написанные в основном в восемнадцатом веке.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

С одной стороны от апсиды в бывшем помещении для клира за стеклом и решеткой выставлены одежды священников, оригинальный крест на трех ногах. Рядом можно увидеть мраморную сень над престолом, созданную в начале девятого века.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Вдоль стен базилики расположены несколько саркофагов, датируемых пятым-восьмым веками. Саркофаги, наряду с мозаиками, – это некая истинно равеннская фишка, присутствующая повсеместно: на площадях, во двориках, в храмах. Базилика в Классе располагает их самым большим собранием, так как ее саркофаги служили гробницами местных епископов, и посему украшались наиболее изысканно. Здесь они дают возможность оценить также изменения стилей, произошедших на протяжении веков.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

В нише, оставленной после очередной реконструкции для сбора воды (мы все еще помним об оседании грунта и подъеме уровня грунтовых вод?), можно увидеть остатки первоначальной напольной мозаики. И опять туристические монетки.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

А потом из Классе мы поехали туда, где должно было начаться мое утро.

Mausoleo di Teodorico.

Мавзолей Теодориха построен примерно в 520 году из истрийского известняка. Состоит сооружение из двух ярусов, но особенный интерес вызывает купол из цельного монолитного камня диаметром около 10 метров и весом примерно 230 тонн. Как его туда втащили доподлинно неизвестно. Версий существует две. Первая: купол был установлен изначально, а остальная часть как бы встраивалась снизу, постепенно поднимая его все выше. Вторая: готовое сооружение засыпали грунтом, установили купол, а насыпь удалили. В куполе есть трещина, с которой связывают старинную легенду. Теодориху якобы предсказали, что он умрет от удара молнии. Для того, чтобы защититься, император построил мавзолей, но молния ударила в купол и убила Теодимператора, находившегося внутри. Впрочем, скорее всего купол треснул из-за проседания почвы.

Внутрь я не попала - мы опоздали. Мавзолей закрывается в 16-30 (а на вход еще на полчаса раньше). Особого сожаления по этому поводу я не испытала - внутри нет ничего, кроме разбитой старой ванны из порфира, мавзолей разграбили много веков назад.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Потом мы просто гуляли - улица Армандо Диаза (via Armando Diaz), Народная площадь (piazza del Popolo)...


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Мозаики в Равенне украшают даже обычные жилые дома.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Потом меня отвезли на вокзал, где мы, по итальянскуому обычаю тепло расцеловавшись, расстались. Электричка увезла меня обратно в Болонью. Сидя в вагоне, я пыталась проанализировать свои впечатления. Коротко - в Равенне я хотела бы жить. Нигде в Италии, кроме Сицилии, я себя на такой мысли не ловила. Объяснить это чувство не могу, но я ощущала какой-то домашний уют на улицах Равенны. При этом я вообще не снимала эти улицы, как сейчас понимаю. Просто шла по ним и наслаждалась. В общем, вроде бы почти все увидела, что хотела, и тем не менее хочется вернуться... Просто так, без планов и целей, просто по любви...

Когда приехала в Болонью, было пора ужинать. Искать что-то далеко от отеля не хотелось, к тому же еще раньше приметила рядом одно заведение, в которое захотелось зайти.

http://www.centrobologna.it/

Сидеть можно внутри или в павильоне снаружи. В павильоне не холодно - пышут жаром специальные обогревалки на потолке, причем так сильно, что лучше выбирать местечко подальше от них, что сделать непросто, так как их много. В результате в уличном павильоне можно снять верхнюю одежду и сидеть комфортно.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Итак алгоритм: сначала надо пройти в кассу и выбрать напиток (пиво, коктейль и так далее). Там выдадут специальную круглую фиговину, с которой вы идете за столик. Пока ваш напиток готовят (про пиво не знаю, но я заказала любимый "Негрони"), можно набирать закуски (есть холодные, есть горячие). Выбор большой - салаты, паста, обжаренные в кляре и на гриле овощи, жареная курочка, нарезная пицца, сыр, картофельные "пирожные" и так далее. Круглая штука у вас в кармане (на столике, в руке) завибрировала? Значит напиток готов, можно идти забирать его. Первый напиток 8 евро, второй, если захочется добавки, 4 евро. Закуски прилагаются бесплатно. Сколько в вас влезет, столько и можете съесть. Вполне бюджетный и приятный вариант. Такой формат в заведении предлагается вечером с 18-30. Днем предлагается что-то типа фиксированного меню. Но это уже прокомментировать не могу, так как там не обедала. Еще на сайте написано, что утром с 8 до 12 можно заказать еду на вынос.


Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья) Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Вот так проходила моя поездка в Болонью - сначала Милан, потом Падуя, потом Равенна... Послезавтра самолет домой, а самой Болоньи было всего полдня. Надо наверстать хотя бы немного. Завтра и начну!



-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #49

Сообщение JamKit » 09 мар 2017, 15:03

hellen-k - спасибо огромное за Равенну! Теперь точно поняла, что мне туда тоже надо!

hellen-k писал(а) 07 мар 2017, 17:19:Basilica di San Vitale

Потрясающе!
hellen-k писал(а) 07 мар 2017, 17:19:Mausoleo di Galla Placidia

А это - потрясающе вдвойне!
JamKit
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 18518
Регистрация: 17.04.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 6253 раз.
Поблагодарили: 4073 раз.
Возраст: 53
Страны: 30
Отчеты: 14
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #50

Сообщение hellen-k » 09 мар 2017, 15:04

JamKit писал(а) 09 мар 2017, 15:03:Теперь точно поняла, что мне туда тоже надо!

Мне тоже! Еще раз!!!
-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #51

Сообщение jjjmindless » 09 мар 2017, 15:15

JamKit писал(а) 09 мар 2017, 15:03:hellen-k - спасибо огромное за Равенну! Теперь точно поняла, что мне туда тоже надо!
hellen-k писал(а) 07 мар 2017, 17:19:Basilica di San Vitale

Потрясающе!
hellen-k писал(а) 07 мар 2017, 17:19:Mausoleo di Galla Placidia

А это - потрясающе вдвойне!


Если честно, все 6 памятников ЮНЕСКО в Равенне - потрясающие, и Архиепископский дворец с Сант-Апполинарие-Нуово, которым мало фоточек досталось, не намного хуже Сан-Витале
Аватара пользователя
jjjmindless
полноправный участник
 
Сообщения: 319
Регистрация: 28.03.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 88 раз.
Возраст: 49
Страны: 19
Отчеты: 7
Пол: Мужской

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #52

Сообщение JamKit » 09 мар 2017, 17:28

jjjmindless писал(а) 09 мар 2017, 15:15:Если честно, все 6 памятников ЮНЕСКО в Равенне - потрясающие

Ага, спасибо, записала! Вам - охотно верю
JamKit
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 18518
Регистрация: 17.04.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 6253 раз.
Поблагодарили: 4073 раз.
Возраст: 53
Страны: 30
Отчеты: 14
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #53

Сообщение Ornella-Z » 30 апр 2017, 02:29

Здорово как! Спасибо! Жду продолжения!
У меня не тоска по родине, у меня тоска по чужбине. Ф.И. Тютчев
Аватара пользователя
Ornella-Z
полноправный участник
 
Сообщения: 314
Регистрация: 28.04.2012
Город: Сочи
Благодарил (а): 64 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 54
Страны: 20
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #54

Сообщение sassanid » 15 май 2017, 18:47

hellen-k писал(а) 02 дек 2016, 13:16:
На больших картинах во всю стену мне нравится разглядывать детали.


А мне всегда так эту кошку жалко: одолели ее злые собаки!
Аватара пользователя
sassanid
активный участник
 
Сообщения: 668
Регистрация: 24.12.2011
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 46 раз.
Поблагодарили: 32 раз.
Возраст: 47
Страны: 34
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #55

Сообщение hellen-k » 15 май 2017, 18:51

sassanid писал(а) 15 май 2017, 18:47:А мне всегда так эту кошку жалко: одолели ее злые собаки!

Котики рулят! В следующем кадре у собак расцарапаны носы, поджаты хвосты, а котик сидит и равнодушно умывается! Я не сомневаюсь!
-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #56

Сообщение sassanid » 15 май 2017, 19:41

hellen-k писал(а) 15 май 2017, 18:51:Внутрь я не попала - мы опоздали. Мавзолей закрывается в 16-30 (а на вход еще на полчаса раньше). Особого сожаления по этому поводу я не испытала - внутри нет ничего, кроме разбитой старой ванны из порфира, мавзолей разграбили много веков назад.

И я не попал, и мы опоздали - а потому, думаю, еще раз проездом в Равенну заглянуть?
Аватара пользователя
sassanid
активный участник
 
Сообщения: 668
Регистрация: 24.12.2011
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 46 раз.
Поблагодарили: 32 раз.
Возраст: 47
Страны: 34
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #57

Сообщение hellen-k » 15 май 2017, 19:45

sassanid писал(а) 15 май 2017, 19:41:думаю, еще раз проездом в Равенну заглянуть

Я боюсь... Для меня это может плохо кончиться... Моя приятельница из Равенны Кьяра - адвокат, которая занимается как раз делами мигрантов. Она и так предложила помочь в оформлении документов, если я решу остаться А в Равенну я влюбилась, соблазн велик...
-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #58

Сообщение sassanid » 15 май 2017, 19:57

hellen-k писал(а) 15 май 2017, 19:45:А в Равенну я влюбилась, соблазн велик...


А мне наоборот не понравилось и разочаровала.
Аватара пользователя
sassanid
активный участник
 
Сообщения: 668
Регистрация: 24.12.2011
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 46 раз.
Поблагодарили: 32 раз.
Возраст: 47
Страны: 34
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #59

Сообщение hellen-k » 15 май 2017, 19:59

sassanid писал(а) 15 май 2017, 19:57:А мне наоборот не понравилось и разочаровала.

Сколько людей, столько мнений
-
Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру– беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор.
Большинство бед человечеству приносят фанатики с добрыми намерениями.
Аватара пользователя
hellen-k
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 41635
Регистрация: 03.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 686 раз.
Поблагодарили: 7536 раз.
Возраст: 52
Страны: 6
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)

Сообщение: #60

Сообщение jjjmindless » 15 май 2017, 20:02

sassanid писал(а) 15 май 2017, 19:57:
hellen-k писал(а) 15 май 2017, 19:45:А в Равенну я влюбилась, соблазн велик...

А мне наоборот не понравилось и разочаровала.


просто, как я виду, есть две или даже три Равенны
одна - это памятники и гуляние, слошной восторг
другая - это индустрия (см. Антониони, Красная пустыня)
и третья - это отношение, которое почему-то в Равенне ни разу человеческим не было (ой, нет, вру: когда в ресторане нам принесли сырые овощи )
никогда не хотел бы жить в Равенне, но с удовольствием туда приеду за вдохновением
Аватара пользователя
jjjmindless
полноправный участник
 
Сообщения: 319
Регистрация: 28.03.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 88 раз.
Возраст: 49
Страны: 19
Отчеты: 7
Пол: Мужской

Пред.След.



Список форумовЕВРОПА форумИТАЛИЯ форумОтзывы об отдыхе в Италии. Италия отзывы



Включить мобильный стиль