20.09.2914. Неаполь.Сегодня шестой день нашего отпуска, послезавтра Маша улетает в Москву, и мы натужно скрипя извилинами, которые совсем не хотят шевелиться, пытаемся составить хитровымудренный план и втиснуть в эти два дня: прогулку по Неаполю с посещением музеев и легендарных пиццерий, шопинг в этом самом Неаполе, визит в Помпеи (ладно, Везувий вычеркиваю, подождет) и прощальное купание в ласковых водах Тирренского моря.
-Маш, мы же мечтали каждый вечер сиживать за бутылочкой вина, или чего покрепче, и гулять перед сном по набережной… Уже и уезжать пора, а мы ни разу, – вздыхаю я, горестно поджав нижнюю губу.
-Да, такая у нас насыщенная программа получается, что еле до кровати доползаем последние дни, - соглашается сестра, - давай сегодня в Неаполе не только по пицце схомячим, но и вечером, как вернемся, в тот симпатичный бар на площади сходим?!
- Именно!
«Сказано - сделано!» - так бывает у других, наверное, а у нас сплошные «поправки к уставу». Так ни разу и не были в том баре на пьяцце – средоточии ночной жизни Кастелламаре. Считай, и не вкусили этой заманчивой жизни.
Таак, что там на улице у нас? Ого! А плитка-то на балконе раскалена, хоть еще утро! Сколько градусов телефон показывает? Уже +28! Хм… А на завтра чуть меньше по прогнозу - как поступить? Мне, всё еще болезненной, по древним развалинам ползать в жару – не вариант!
-Маш? Давай в Неаполь сразу, без заезда в Помпеи, а завтра прямо к открытию археологического парка постараемся быть в Помпеях, да?
-Да! – Маша только рада, ей хочется пошопиться.
В первые же минуты солнце начало нещадно печь нам маковки, и мы затрусили на соседнюю улочку, где дома стоят плотнее и образуют приличную тень. Мелкими перебежками добрались до ж/д станции, набрали побольше вкусной воды из источника на ее территории, и вот уже электричка до Неаполя подошла.
Я люблю общественный транспорт в путешествиях. Даже если можно везде дойти пешком, я стараюсь хоть разок-другой проехать на трамвае или электричке, в тесном (в прямом и переносном смыслах) контакте с населением. Такая прекрасная возможность составить несколько десятков «портретов» местных жителей, чтобы попробовать определить для себя «а какие они?»: что читают, как ведут себя, как относятся друг к другу и туристам, перекусывают ли в транспорте (и что едят), как одеты и причесаны, и много-много других интересных мелочей.
Электрички на линии Circumvesuviana активно используются местным населением от школьников до простых трудяг. В полуденные часы школьники набиваются в вагоны «под завязку», наполняя веселым звоном голосов и движухой все пространство. В основном толкутся в тамбурах или рядом с ними, не создавая проблем окружающим. Как и все подростки, они очень активные, забавные и шумные, однако с готовностью подскакивают, уступая места, или охотно пропускают других пассажиров к выходу.
Чтобы старый человек стоял на подгибающихся ногах с гримасой несчастного страдальца, или, наоборот, с выражением на лице «я так и знал, все эти сволочи и не подумают уступить место старику!» - не замечала такого ни разу. Всегда найдется один или несколько желающих поднять свою «жо» из уважения к старости. С пожилыми людьми дела обстоят сложнее. Пожилые женщины присаживаются с удовольствием на освободившееся местечко, а вот мужчины, не без основания, надеюсь, могут и неодобрительно крякнуть в ответ, всем видом демонстрируя «вообще-то, рано меня списывать в утиль, я еще ого-го!». Забавно!
Если и рассматривают туристов или соотечественников с необычной внешностью, то украдкой, аккуратно. Прячет глаза и собственные эмоции за солнцезащитными очками куда меньшее количество людей, по сравнению с не столь солнечной центральной частью Италии, что говорит о большей открытости и готовностью к контакту. Простыми их не назовешь всё равно, но дружелюбными и более расслабленными - вполне.
Хотя, по отношению к девушкам-славянкам фертильного возраста местные матроны не скрывают своей неприязни. В системе ценностей южных девушек, особенно из семей с достатком от среднего и выше, удачный брак все еще стоит на первом месте. Выйти замуж, не работать, а заниматься домом и детьми – предел их мечтаний и смысл существования, поэтому симпатичная славянка, терпеливая и покладистая до одурения, априори будет раздражать южанок. Славянка, идущая под руку с итальянцем, есть воплощение зла, посягающее на самое святое для южанки - на семью!
Я не спроста остановилась на этом вопросе, эту неприязнь мы чувствовали часто, иногда в концентрированной форме. И это не только мои личные наблюдения.
Так, в наш второй вечер в ресторане мою спину прожигала пылающим ненавистью взглядом молодая девушка. Весь мир на пару часов сузился для неё до размеров моей спины. Ресторан тот очень популярен у местных, хоть и не дешев, было очевидно, что пара ждала этого вечера и возможности отметить какую-то дату бутылочкой вина, которую только и могла себе позволить. А у нас тут пир горой, да еще Джакомо приспичило похвастаться перед друзьями парочкой селфи со мной в обнимку (таким способом он всеми правдами и неправдами пытался убедить их в том, что у него есть девушка). Сама я ни о чем не подозревала, но Маша и Сильвио довольно скоро начали подшучивать, что, мол, стейки еще не принесли, а жареным запахло, и т.д.
Несчастная девушка - для нее вечер был отравлен! Понятно, что не будь меня, это был бы лишь вопрос времени: найти повод сорвать злость за все свои не оправдавшиеся ожидания на своем муже. Тогда нам было и жалко её, и смешно. А несколькими днями позже мне лично уже смеяться не хотелось, но об этом напишу ниже.
Кстати, отец Джакомо женился во второй раз на русской женщине. Кстати, на всякий случай, имена итальянцев я изменила. Ну, мало ли))
В целом, пользоваться электричками нам понравилось, многолюдно было только ранним утром и, как уже сказала, и ближе к полудню из-за школьников. Недавно прочитала информацию, что от Неаполя (станция Porta Nolana, 8:37,12:06, 18:36) до Сорренто (9:57,13:50, 18:36) в 2015 году была запущена специальная туристическая электричка Campania Express: «три поезда в день, для тех, кто не хочет толкаться в одном поезде с итальянцами, едущими на работу», как сказано на сайте. Стоимость билета дороже в два раза такового для обычной электрички. Напомню, что почувствовать себя героиней Светланы Немоляевой из к/ф «Служебный роман» мне пришлось лишь раз, когда ехала в Неаполь ну очень ранним утром, чтобы успеть в аэропорт. Да и, честно сказать, все равно держат все дистанцию и никто в ухо не дышит.
Вот и Неаполь, выходим. Вернее быстренько выскакиваем, чтобы сбросить с хвоста прилипчивую собеседницу, эмигрантку из бывшей союзной республики, которая, заслышав родную речь, решила слить в наши уши все свои горести и невысказанное, что давно, похоже, копилось. Встречались нам и милейшие женщины, от которых мы узнавали много интересного на тему «то вы на отдыхе были, а теперь оот, жить приехали!», а эта обозленная на всех и вся попалась.
В планах значится лишь (лишь?) посещение исторического центра с основными музеями, пиццерии, шопинг и вид на вечерний Неаполь.
Пекло. А я нифига не выздоровела, горло снова дерет. В жару вообще сложно понять от чего тебе плохо. Хорошо, хоть похмелье отпадает))
Тоже хочу встать в тенек, как этот атлант, и никуда не выходить.
Хм, это магазин «Рабочая одежда» или «Для взрослых»?
Догадалась зайти в аптеку и купить лекарство типа «Фервекса», и ещё местный вариант хлоргексидина. Уже через минут 10 начинаю капризничать, все меня раздражает и не радует вовсе, мы не можем никак договориться, куда идти дальше и ссоримся с Машей. Она перешла на другую сторону улицы, включив режим «игнор».
И не до фото обеим, надулись. Да и места такие, что неуютно и небезопасно – мрачные проходы, грязные обветшалые здания, стянутые веревками с бельем, мусор и запущенность, закрытые и забитые ставни и двери.
И церкви, коих встретилось много по пути, все закрыты, не смотря на расписание. Может, выходной какой?
Ноги вывели к церкви, в которой было открыто, заглянули внутрь, а там свадьба! Ура, Маш, присядем, поглазеем?
Невеста с женихом как раз выходят из машины, и все гости потянулись вслед за ними в здание церкви. И мы пристроились к ним. Фотоаппарат у Маши, а она сейчас не в духе, фото нет. Внутренний интерьер церкви неожиданно богатый, очень хочется рассмотреть все поближе, но, раз мы тут самозваные гости, неудобно мне шмыгать по церкви туда-сюда. Сижу на скамейке, кручу дыру на месте, чуть шейные позвонки не вывихнула в попытке рассмотреть искусно оформленный резной свод. Вся надежда на Машу, она тот еще папарацци! Но сестре удалось снять лишь часть церемонии на видео.
В церкви ни разу не прохладно, градусов 28, не меньше. Горячий воздух пропитан запахом лилий, пышными букетами которых украшен алтарь и проходы. Хрупкая маленькая невеста с двухслойной фатой метра в три, красиво разложенной на пуфике и ступени, юный и такой же невысокий жених в чуть великоватом костюме. Так хочется верить, что все у них по любви…
Очень красивый женский голос красиво выводит что-то лиричное на латыни, священник звучным голосом просит брачующихся что-то подписать и позволяет им присесть на пуфики, стоящие позади них. Очень торжественно, красиво и романтично. Смотрела бы и смотрела! Если бы не жара. Женщины в синтетических праздничных платьях и мужчины в рубашках и галстуках продолжают стоять, обливаясь потом, все при веерах, интенсивно ими обмахиваются, переминаясь с ноги на ногу. Мы высидели в этой парилке минут 20, не больше и, с благодарностью в сердце за увиденное, пошли дальше.
Одеваются в Неаполе обычные люди чуть лучше, чем российские дачники, прежде чем выйти поработать на грядках. Беспросветная нищета и выброшенность за рамки мало-мальски достойного человеческого существования читается в облике многих неаполитанцев. Что особенно обескураживает, когда вспоминаешь, что ты в данный момент находишься в сытой Европе, еще и в законодательнице моды, Италии! В голове, на контрасте, всплывают образы элегантных пенсионеров и щеголей-служащих из деловых кварталов в Риме, ярко и со вкусом одетой молодежи центральных регионов Италии, и понять такой разрыв с неаполитанцами можно лишь зная социально-культурный контекст развития каждого из регионов.
Местные модницы:
Кто во что горазд, очень дешевые некачественные ткани, сильно поношенная одежда, а уж обувь… хоть глаза и уши лапами прикрывай! Последний раз столь ужасную обувь я видела в Индии. Все мы субъективны в своих оценках, и, чтобы было понятно, что за аршин у меня в руках, скажу про себя: сама я одеваюсь более чем просто, лишь бы удобно было и к лицу, никакого следования брендам в помине.
Девочки с колтунами в волосах, мальчики в малых футболках, не прикрывающих животы, а ребенок с велосипедом или бордом собирает вокруг себя стайку восторженных приятелей. Очень много детей и подростков, страдающих ожирением из-за более дешевого фастфуда. Сердце сжимается сначала в сострадании, а потом замечаешь, что, несмотря на нищету, дети и взрослые не теряют способность радоваться – они собираются на площадях погулять и пообщаться, поделиться бутербродом, пропустить стаканчик с друзьями, продолжают праздновать скромные праздники, такие как эта свадьба, что нам посчастливилось увидеть.
Далее у нас по пути дуомский собор и музей с сокровищами того самого святого Януария, или Gennaro, криминальную комедию о похищении которых с замиранием сердца смотрели почти все советские школьники. Собственно, этот замечательный фильм «Операция «Святой Януарий», наряду с не менее известным «Questi fantasmi» (где очаровательная Софи Лорен учит соседа варить кофе по-неаполитански), и сформировал мой собственный детский романтический образ Неаполя. Ой, забыла упомянуть еще бесподобного мафиозо из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», который снимался также в Неаполе.
В общем, страсть как хотелось увидеть эти самые сокровища в живую! Маша заартачилась – она устала от жары, и еще в одну душную церковь ей идти не хочется – кое-как уговорила.
Сегодня день музеев, вход почти везде 1 евро, но здесь будьте добры за полную стоимость глазеть на знаменитые сокровища, говорят нам в кассе. Причем сама капелла святого Дженнаро/Януария доступна за дополнительную плату, или смотрите через решеточку на нее. Вот жеж! Маша опять начала заворачивать к выходу.
-Я лучше вкусную пиццу поем и отдохну под кондёром!
-Маш, ну не уходи, там должно быть очень красиво, давай это мой подарок тебе будет? И в капеллу сходим. Гулять, так гулять!)))
Сокровищница-музей расположена как раз в таких же подвальных помещениях, как изображалось в фильме. Всевозможные украшения из серебра и золота, инкрустированные полудрагоценными и драгоценными камнями разложены на зеленом и красном бархате. Невероятное количество предметов одежды священнослужителей разного ранга и их праздничного облачения, богато расшитой золотыми и серебряными нитями с жемчугом и камнями. Церковная утварь, предметы быта, мебели, праздничные носилки, книжные переплеты, канцелярские и туалетные принадлежности – все, что можно было выполнить из драгметаллов и украсить камнями, а также преподнести в дар как символ уважения и надежды на высочайшее покровительство.
Экспонаты сопровождаются комментариями на стендах, где есть и интересная история похищений сокровищ (на английском). Я была более чем довольна!
Билет позволяет пройти узкими проходами в большинство внутренних помещений большого комплекса зданий и попасть в саму, богато оформленную в стиле барокко, капеллу святого Януария, где почти никого нет, и можно одни только скульптуры из серебра спокойно рассматривать по полчаса, а собор открыт для свободного посещения.
Посетители собора плотным рядком прильнули к резной решетке, чтобы рассмотреть капеллу, а мы по другую сторону вытянулись на скамейке и пытаемся объять всю эту безумную пышность барочного великолепия. Очень приятные руке и глазу сорта и оттенки мрамора использованы в оформлении (розовый, кофейный, терракотовый, молочный) и с ними прекрасно гармонируют ценные породы дерева, хорошо сохранившиеся фрески руки известных мастеров на стенах, надгробия знатных людей Неаполя украшены изящной скульптурой – скорбящие девы и ангелочки. И серебро, серебро, серебро с рубинами, изумрудами, сапфирами… Ощущаешь скорее не святость и духовность этого места, а могущество и влиятельность церкви, которая, к счастью, приглашала талантливых людей своего времени для создания символов своей власти.
Святой Дженнаро - самый известный, почитаемый святой для неаполитанцев с 4-5 веков и по сей день, покровитель Неаполя. О нем и сокровищнице много написано в интернете, не буду копировать статьи, лишь приведу этот отрывок:
«Мощи святого Януария хранятся в алтаре крипты кафедрального собора Неаполя (перестроена в 1497 — 1508 годах). Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.
Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,
— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,
— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,
— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий
Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.
Наконец самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года, в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Януария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского».Впечатляет, что сказать! И когда видишь эти центнеры серебра и драгоценностей, то хочется присесть на скамеечку и поразмышлять об извечном разделении на бедных и богатых, и о том, что в те времена богатые способны были «нАжитое непосильным трудом» превращать в культурное наследие.
19 сентября – большой праздник, день смерти (и окончания мучений) святого Януария. От посещения города в этот день нас отговорил Джакомо, сказал, что будет не столь интересно, как мы себе рисуем, зато более небезопасно, чем нам кажется. Мы послушались.
Выходим из дуомо – жара достигла своего максимума. Маша тянет меня в кондиционированные просторы галереи Умберто I на шопинг, а я не могу упустить возможность побывать в Национальном музее и галерее Каподимонте. Решено, разделяемся. Договорились встретиться у входа в фуникулер, чтобы встретить закат на стенах замка Сант Эльмо в 18:00.
Вид со стен днём:
Недалеко от дуомо расположен еще один музей, Museo Madre, вроде как художественный музей было обозначено на входе. Хм, раз вход один евро, то гляну быстренько, одним глазком, уж очень люблю живопись.
«Жадность фраера сгубила» - я ухлопала полтора часа на эти огромные пространства, заставленные добычей археологов – фрагментами мозаик, надгробными плитами и мраморными саркофагами, барельефами, портиками и колоннами античных храмов, «останками» тел античных богов с древних вилл и уцелевших элементов зданий из погребенных под пеплом Помпеев и Геркуланума. Просторный внутренний двор и огромных размеров галереи уставлены гигантскими конными, пешими, в рост и коленопреклоненными скульптурами римских императоров и вельмож.
Подобное есть в Эрмитаже и музее имени Пушкина в Москве (я их там с удовольствием рассматривала, почитывая исторические справки в телефоне), и в другой раз я бы осталась довольна, если бы не ограничение во времени, недомогание и резко подступившее чувство голода. На жаре я голод не замечала, а здесь прохладно, да и намотала по всем этим залам и галереям музея около 4-х километров. В том числе, пытаясь найти кафе в музее, но его там не было! Нашла только автомат с кофе и шоколадками, заморила червяка и понеслась в музей Каподимонте.
Еду и думаю, что как-то неправильно день складывается - я устала, недомогаю, в желудке слиплась проглоченная за два укуса шоколадка, на желанный музей всего час остается, знакомством с настоящей пиццей и не пахнет даже…
И так себя жалко стало. Ну зачем я столько всего «запихнула» в один день, да еще самый жаркий за все время отпуска? Обещаю учесть на будущее и не издеваться так над организмом.
К тому времени, как я добралась в Национальный музей и Галереи Каподимонте, желание увидеть знаменитые живописные полотна заметно угасло. Но, я собрала все, что там осталось от воли и энтузиазма, и двинулась по схеме к интересующим объектам. И только сейчас обнаружила, что фотоаппарат остался у Маши в сумке! В предыдущем музее фотать нельзя было, я и не вспомнила.
Присев в одном из залов на пустующий стул, встаю уже через силу. Если бы можно было умыкнуть стул смотрительницы безнаказанно, то я так бы и передвигалась с этим стулом дальше по залам. И лишь ограничение по времени было моим стимулом. По сути, время потрачено впустую, так как нельзя в таком мало восприимчивом состоянии общаться с объектами искусства – какое тут наслаждение, когда ноги болят, живот к спине прилип и «хвост отваливается»?
Пообещала себе еще вернуться и новым незамутненным и неомраченным усталостью взглядом знакомиться с шедеврами музея.
Вышла наружу, купила молочный коктейль поблизости и еду к фуникулеру, опаздываю.
А Маши там нет. И телефон молчит. Прождала полчаса, она ответила, наконец, что зависла в очередном магазине, не успевает. Езжай, мол, сама, буду позже. Ладно, тут как раз Джакомо просился провести вечер с нами, пока с ним пообщаюсь.
Район Vomaro мне понравился – будто другой город – современные симпатичные дома, с небольшими ухоженными зелеными дворами и садиками, любимые пинии, приятные кафе и рестораны, на улицах чище. В воздухе нет и следа того напряжения, что там, внизу, в историческом центре. Толи я так устала, и все это спокойствие воспринимаю как нечто особо ценное, то ли и правда здесь так мило? Теперь сложно сказать, надо снова ехать и проверять.
У входа встречаемся с Джакомо и торопимся наверх, чтобы застать мое любимое время для любования панорамой города. Когда последние лучи заходящего солнца еще золотят здания, а спустя несколько минут уже загораются первые огни, и ты стоишь, замерев, наблюдаешь, как они вспыхивают то тут, то там, постепенно рассвечивая пейзаж совершенно другими красками, и как на город постепенно опускается темно-синий бархат ночного неба, а облик Везувия становится монументально-величественным и таинственным.
И, внезапно обнаруживаешь, насколько огромный этот город! Днем, из-за дымки, глаз этого воспринимать не может, и лишь ночные огни дают это представление. Шлейф огней тянется к силуэту Везувия, наползая на него на треть!
-Ого, я не знала, что на самом вулкане жилые районы! Не отдельные деревеньки, а городские кварталы! Это не опасно, жить там? Что говорят ученые про вулкан?
-Да, это очень опасно, но там самые бедные районы, трущобы, людям некуда идти. А вулкан уже давно спит, с 1944 года, и это плохо – он может взорваться в любой момент. И облако газа убьет их всех в считанные секунды, как было в Помпеях.
Человеку свойственно отрицать страх смерти, а я в тот момент была склонна отрицать не только его, но и чувство голода, жажду и чувство смертельной усталости. Магическое действие оказал на меня этот прекрасный ночной Неаполь.
Маша так и не добралась до замка, зато сидит, довольнёхонька, в окружении своих покупок, аж в руках не помещаются все пакеты. Мы опять поссорились из-за того, что не поняли друг друга, где нам встречаться, и потеряли драгоценные тридцать минут в поисках (обе были не правы, потому быстро помирились), а в итоге последняя электричка в Кастелламаре уже ушла. Довольно людная днем, главная площадь уже заметно опустела. лишь по углам появляются подозрительного вида личности, да ветер уныло гоняет мусор по булыжникам. Жутко! Сиротливо глядим на нашего неаполитанского друга, и Джакомо, без энтузиазма правда, соглашается отвезти нас.
Добравшись домой, мы и не вспомнили даже про утреннее желание посидеть в уютном кафе или баре за бутылочкой вина. Просто рухнули в постель и отрубились.
Нельзя так ненасытно желать столь многого за один день, будет нам хороший урок.
На следующее утро моя не долеченная болезнь вернулась с новой силой, вопрос о планах на день для меня решился сам собой, а Маша предпочла Помпеям пляж в Мете, потому как после пекла в Неаполе требовались водные процедуры, дабы прийти в себя.
Утром она накупила вскусностей и вина в местных магазинах, чтобы увезти их в Москву, а вечером я встретила её у станции и мы прогулялись-таки по набережной с большим удовольствием!
В городе был праздник, по типу нашего дня города, по такому случаю в конце променада стояла сцена, где выступали ультрамодные музыкальные коллективы. Не характерные для Юга Италии бородачи (а-ля ламберстайл) отжигали на сцене под явное одобрение молодежи и недовольство взрослых мужчин за столиками баров, все кафе и рестораны были забиты битком, толпы народа на набережной, некоторые семьи прогуливали не только малых детей, но и своих престарелых родственников. Африканские торговцы контрафактом призывно вопят, желая обратить внимание публики на сумки-платки- кошельки. Очень любопытно наблюдать за всей этой разношерстностью.
Хороший теплый вечер, так не хочется его отпускать…
Пора идти спать. Завтра Маше рано вставать, чтобы успеть в аэропорт. Да и мне к 10:00 надо освободить студию.
На автовокзале кафе-кондитерская работает допоздна, мы купили там пирожных на утро, еще раз проверили расписание автобуса до Неаполя и отправились почивать.
Очень многое мы не сделали в это путешествие – почти и не увидели Неаполь (так, вскользь) и его метро – образец современного искусства, не посетили Помпеи и Везувий, не отведали пиццу в легендарных пиццериях! Но это было невозможно все уместить в такое короткое путешествие, и день в Неаполе нам это наглядно продемонстрировал.
Мой личный вывод (основанный на моем субъективном восприятии и средней физической подготовке): либо ехать на две недели, из которых четыре потратить на Неаполь и Помпеи с парком Везувия, а десять на побережье, либо разделить эти цели на две отдельные недельные поездки. А если это все в одну неделю утолкать, то после такого отпуска мне понадобятся еще две недели отдыха дома.