Вот как выглядит сия библия, ежели кто не видел:
Как видите, полиграфия не поражает воображение, все так простенько-со вкусом.
Типичная цитата:
Moving left, cut diagonally across Campo Stella e Campiello Widmann, gia Biri until you reach the canal. Pass through the sottoportico, again heading left until you reach osteria "Da Alberto". Cross the bridge into Calle Larga Giacinto Gallina ...
Ну и как вы вот это проходить собрались? По памяти? А то, что это только маленький отрезок маршрута, вы не забыли? В книжку заглянете? Нуну. А таки сбившись, вы на маршрут вернетесь как, в навигатор посмотрите? А вы зачем сюда приехали, в книжку/навигатор смотреть, или все таки на ... ? По научному выражаясь, гео-приявзка этой информации представляет собой определенную проблему. А полемически заостряя свою мысль еще более, я вам так скажу: в качестве легенды участникам соревнований по спортивному ориентированию эти айтинерариз вполне годятся, но вот если цели вашего презда все таки иные, то ценность этого первоисточника станет для вас менее очевидной, чем казалась до.
(с нарастающим разоблачительным пафосом ) К контенту по сути тоже ... кхекхе ... "есть вопросы". Во всяком случае когда в описании айтинерари, названном "Orient Door" я не обнаружил даже самого слова (!) "Византия", я усомнился, а знают ли авторы вообще, где тот Orient. Потом понял, что таки знают, вот только "расстановка акцентов" у них весьма своеобразная. Они как то не удостоили ни единым словом вот это (ну не в точности это, а "такое", его вдоль их маршрутов много) например:
и
Тут народ грамотный собрался, я понимаю, Св. Софию от Св. Марка уж отличит, но все ж таки, вы не находите, что прогуливаясь по Венеции по маршруту, названному Orient Door, на эту тему стОило бы поговорить? Или я должен предположить, что о том "противоречивом эпизоде" истории в Венеции до сих пор (!) вспоминают без большого энтузиазма по всем хорошо известным причинам?
Затея использовать Корто Мальтезе (как альтер-эго Хьюго Пратта) в качестве связующего элемента всех прогулок, при ближайшем рассмотрении, тоже триумфом не увечалась. Просто по той причине, что для нас он значит примерно столько же, сколько, например, Эраст Фандорин для итальянцев, посещающих Москву (при том, что как авторское произведение фандориана на порядок выше во всех смыслах). Однако москвичам есть кого назначить на эту роль и без Фандорина, нам - тоже есть (того же Раскольникова, например), а кого назначить в Венеции? Казанову? Несомненно, но из кратенького отчета эту эту тему здесь на ФВ, прямо так и озаглавленного, я узнал о Венеции Казановы больше, чем из всех айтинерариз, вместе взятых. Да и вообще это давно было. Кто после него? Венеция бедна Героями, давайте скажем прямо. У нее нет своего дАртаньяна, нет своего Джейса Бонда, ... у ничтожного Альбукерка (!) - и у того теперь есть свой Уолтер Уайт, а у Венеции никого нет. Зато золота много ... впрочем, тут я, кажется, рискую отклониться от темы)
В общем, поскольку мы - не спортивные ориентировщики, то просто гуляли по мартовской Венеции, шурша после-карнавальным конфетти, которым усыпаны все кампо в городе. Отойдя на 2 шага от дверей отеля, смотрели на то, за чем прехали и на что можно смотреть бесконечно, снова испытывая эту знакомую восхитительную иллюзию, что смотришь на фотообои:
... в Кастелло наблюдали за людьми, живущих "своей жизнью" (насколько она вообще возможна в Этом Городе), не особо похожих на венецианских патрициев, выгуливающих своих собак, среди которых не было ни одного корги
... а увидев вот это, вспоминали, что Венеция - це Италия (с)!
... наслаждались весной
... слушали джаз над каналами в Дорсудоро
... любовались лучшим в мире дизайном, выставленным на лучшей в мире площадке для него
... чтобы вернуться домой, пройдя через пустую Сан Марко еще до 11 (!!!)
Утром в день отъезда не спеша и строевым шагом войдя (в первый раз вообще) в Сан Марко и поднявшись к Той Самой Квадриге
я подумал, что ну есть у меня тот корто-мальтезе - ну и пусть на полке стоит, но ... "не их" это, масс-культ, в смысле, не умеют они - и не надо. Ничего, равного по значению Той Истории противостояния, победы, величия, угасания, падения и ухода в полу-небытие (мемориальную фазу по Л. Гумилеву) в истории Этого Города уже не будет.
Но нам на наш век этой Истории хватит.