Панорама города на холме была нереально хороша, так и родилась идея поехать в Сан-Джиминьяно в перерыве между Флоренцией и Венецией, ослабить "синдром Стендаля" в сельской местности.
Когда я увидела на сайте удивительно радостную ярко-жёлтую комнату с потрясающим видом из окна – сразу забронировала, и потом ни разу не пожалели – все было как на фото и даже лучше, а на моем фото получилось тускло и нечетко(
хозяйка этого мини-отеля была похожа эту комнату – яркая жизнерадостная молодая итальянка, по образованию антрополог, во время кризиса переехала из Рима домой, где жили её предки с 14-го(!!!) века. Общение с ней просто заряжало энергией и весенним настроением на весь день, и вообще её аура чувствовалась на каждой вещице дома – от смешного кактуса в стеклянном миниаквариуме до картин на стенах и котоподушки на окне.
Но это я забегаю вперед – сначала мы не без приключений сели в автобус во Флоренции, с опозданием на 2 часа, т.к. оказалось, что 25 апреля в Италии – общенациональный праздник, День освобождения, и действует воскресное расписание. Зато за эти 2 часа мы забрали мои забытые при отъезде очки и купили чудные новогодние игрушки. Ехали мы с короткой пересадкой в Поджибонси – дома вокруг автовокзала напомнили наши хрущевки, надеюсь, это сходство только внешнее.
зато башня вокзала - как из 13 века)
Маргарита встретила нас на станции, и через 5 минут мы уже подъезжали к нашей/её касе Поджио.
Это было как в кино – вот дорожка, лестница, кусты, поворот налево – и перед нами вся панорама Сан-Джиминьяно!
Скинули вещи и пошли в город. Основной поток туристов уже схлынул, и мы без толпы прогулялись по узким улочкам этого небольшого городка.
Немного истории. Сан-Джиминьяно находится на высоте 334 м над уровнем моря, на месте древнего этрусского поселения, датированного II-III вв. до н.э., но город появился здесь в X веке. Назван он в честь канонизированного епископа города Модены, который, согласно легенде, в VI веке остановил на этом самом месте орды Аттилы. В дальнейшем город бурно растёт благодаря пересекающей его Дороге франков, важнейшему торговому и паломническому пути того времени. Население его достигает 15 тыс. человек, что вдвое превышает современную численность жителей. В 13 веке город опоясали крепостные стены длиной более 2 км. В то же время Сан Джиминьяно является ареной непрерывной борьбы между семействами Ардингелли (сторонников гибеллинов) и Сальвуччи (сторонников гвельфов). Междоусобицы, а также чума 1348 года, более чем на 60 % сократившая население города подорвали благополучие средневековой республики, и в 1352 году город перешёл под власть Флоренции. Чума и упадок экономики превратил Сан-Джиминьяно в бедное захолустье. Отсутствие нового строительства фактически законсервировало город и сохранило средневековые башни.
Еще одна цитата из Муратова:
"Башни составляют гордость и славу Сан Джиминьяно. Они делают его историческим чудом, сбывшимся сном о гвельфах и гибеллинах, о Данте, о благочестивых сьенских "фресканти". В XIV веке их строила крошечная городская республика, строили местные знатные фамилии. Они до сих пор хранят старые имена, еще и теперь одну из них называют башней Сальвуччи и другую, по имени непримиримых врагов этой фамилии, башней Ардингелли. В таких же башнях были когда-то Флоренция и Сьена. Там время и новые потребности жизни их уничтожили. Их сохранил только этот маленький городок, обойденный благами и соблазнами культуры. Он охранял эти бесполезные и странные сооружения, точно лучшее свое достояние. В XVII веке городское управление предписало горожанам под строгою ответственностью поддерживать неприкосновенность башен, а тем, кто допустил их разрушение, приказало восстановить их в первоначальном виде. "Per la grandezza della terra" («Ради величия родной земли») – сказано в этом документе редкой и возвышенной народной мудрости".
…Неожиданно мы вышли на обрыв. Заходящее солнце отбросило на залитые светом поля странную тень города. Тени башен протянулись далеко, похожие на пальцы гигантской раскрытой руки".
Тени от башен запечатлеть не удалось, зато есть вечерние фото от нашей касы:
Впечатлений от этого чудесного дома и оливковой рощи, виноградника, от всего маргаритиного хозяйства у меня не меньше, чем от Сан Джиминьяно с его музеями и башнями. Вечером мы с сестрой устраивали пикники на склоне холма под кипарисом со стаканчиком верначчо - местного вина, утром Маргарита угощала нас фирменными паштетами, джемами из инжира, мушмулы, абрикосов и тд, выращенных в своем саду, ореховыми пастами - фисташковая - просто улет!, ужасно жалко было уезжать из этого благословенного райского места. Вот еще фото:
это самый умный кошак из трех хозяйских, только он умеет открывать двери (а двое других просят его при необходимости)):
омлет на завтрак - тоже из собственных продуктов:
мандаринки вполне съедобные)
в столовой - фотографии на всю стену, по ним мы выяснили, что Маргарита - копия своей прабабушки, бабушки и мамы
но вперед, к воротам Porta San Giovanni (до них от нашей касы пешком минут 15 по живописной дороге)
Перед ними с наружной стороны – большой сквер-площадь и памятник погибшим в войнах.
Ворота очень живописны: башенка, галерейка-караулка, пристроенная сверху, а сама стена поросла травой
Музеи были запланированы на следующий день, поэтому пошли куда глаза глядят, и тут - сюрприз!
Перед поездкой сестра нашла в сети картину Рериха с башнями Сан Джиминьяно:
и буквально в 5 минутах от входа - знакомые очертания Торре Гросса! хотя, конечно, кое-что перестроили со времен Рериха
так же случайно и неожиданно выходим к дому святой Фины.
Фина деи Чарди родилась в Сан-Джиминьяно в 1238 году. В 1248 году Фина тяжело заболела, со временем она перестала двигаться. Исполненная глубокой веры, она отказалась от удобной постели, и все время проводила на досках из дуба. Несмотря на все бедствия, она благодарила Бога и желала только быстрее встретиться с ним на небесах.
По легенде, 4 марта 1253 года, после пяти лет мученичества Фины, святой Григорий явился к больной и предсказал ей скорое избавление от страданий - смерть, которая должна была случиться через восемь дней. Так и произошло - 12 марта 1253 года девочка получила последнее причастие и умерла в возрасте пятнадцати лет. Когда тело девочки было поднято с деревянного стола, на нем расцвели желтые фиалки, и по всему дому распространилось благоухание.
Первый раз фрески с изображением св.Фины я увидела в фильме Дзеффирелли "Чай с Муссолини", где пожилые леди под предводительством Джуди Денч и Мэгги Смит спасают от взрыва старинные фрески.
на следующий день мы нашли эти фрески Доменико Гирландайо в капелле Св. Фины:
это дубовые доски, на которых лежала Фина:
после домика Св.Фины мы по безымянным кривым улочкам
и немножко похожим на венецианские сотопортего переходам
вышли на почти пустынную площадь Цистерны:
а с 10 до 16 народу гораздо больше:
особенно около желатерии, которую Познер с Ургантом рекламировали:
Ежегодно ассоциация Кавалеров Св. Фины на этой площади рыцарский турнир Giostra dei Bastoni (Палочный турнир).
своих соотечественников можно узнать по питерским акварельным краскам "Нева" - лучшим в мире)
но вот наконец и фото башен, которых осталось всего 15 из 72 - представляю, какой ежик-частокол был в 13 веке!
если присмотреться (а мы смотрели на фото с увеличением)), то можно разглядеть высоко на стенах башни настоящие цикламены!
Это башня Роньоза, также часто именуемая «Часовой башней»,
построена около 1200 года. Высота башни - 51 метр, сейчас это вторая по высоте башня городка, после «Большой Башни» (54 метра).
Квадратная в основе башня построена из камня, несколько небольших окон открывается в сторону площади Piazza della Cisterna. На верхнем ярусе башни - открытая терраса с колокольней. Первое время колокольня служила для извещения граждан об опасности, впоследствии колокол стал отбивать часы.
Согласно указу 1255 года в городе было запрещено возведение частных башен, более высоких, нежели Башня Роньоза. Однако это распоряжение было проигнорировано сначала могущественной гвельфской семьей Сальвуччи, в нескольких кварталах от башни построивших свои две башни:
а затем и влиятельной гибеллиновской семьей Ардингелли. Тем не менее, высота обеих пары башен была впоследствии снижена.
Эти башни, скорее всего, выполняли роль оборонительных сооружений в непрекращающихся войнах между враждующими кланами. Еще одна гипотеза – это стремление выставить напоказ свое могущество.
вот еще одна - башня Дьявола.
Существует несколько версий происхождения названия. Одна история рассказывает о том, как владелец башни, богатый купец, вернувшись из торговой поездки, не узнал свою башню. Ему показалось, что за время его отсутствия башня стала намного выше. Купец смог объяснить это только вмешательством тёмных потусторонних сил.
на следующий день мы с утра опять побродили по безлюдным улочкам:
и были в первых рядах желающих забраться на Торре Гросса:
подниматься с моим страхом высоты было страшнее, чем на купол Дуомо во Флоренции. т.к. здесь ступени были из металлических прутьев, и просвечивали(( старалась смотреть вверх))
виды сверху:
панорама: