Горы я люблю. Но при этом у меня нет никакого желания тратить на одну вершину весь отпуск, проходить какие-то акклиматизации, рисковать здоровьем на высотах выше пяти тысяч. Идеальный вариант прогулок по горам для меня – однодневные походы со стартом от автомобильной дороги и с возвратом в ту же точку. Не нужно брать с собой палатку, спальник, еду на весь день. До точки начала маршрута предпочитаю добираться на своей машине из Питера, в ней же и ночевать как в кемпингах, так и в понравившихся красивых местах. Ну и сами горы подойдут не любые – мне нужны острые пики, изрезанные горные гряды, вертикальные стены, а не округлые холмики, покрытые лесом.
Регионов, подходящих под такие требования, немного. Несколько лет подряд я проводил отпуск в Норвегии, которая всем моим желаниям соответствует.
Желание побывать в Доломитах появилось уже давно, года три-четыре назад, когда стало казаться, что в Норвегии я посмотрел уже все интересное и побывал на самых достойных посещения вершинах.
К тому же именно через Доломиты проходила линия фронта Первой Мировой, Австрия ожесточенно сражалась с Италией, из-за чего в горах до сих пор осталось множество артефактов былых сражений – тоннели в скалах, развалины зданий, военные музеи под открытым небом, бетонные огневые точки и форты. Все это мне тоже интересно.
В начале 2016 года, планируя летний отпуск, я изучил все немногочисленные отчеты на форуме о хайкинге в Доломитах, составил маршрут, но за пару месяцев до поездки все же переиграл опять на привычную Норвегию, на этот раз ее северную часть. Та поездка выдалась исключительно удачной, но желание посмотреть, наконец, на самые красивые горы планеты (так многие описывают Доломиты) возросло многократно.
Конец сомнениям в выборе страны для отдыха в 2017 году положило радостное известие от моей Маши, она забронировала отличные апартаменты в Червии, рядом с Римини, чтобы провести месяц на море с девчонками. Теперь от посещения солнечной Италии мне было не отвертеться ) Решили, что Маша с дочками и подругой летят в Римини из Питера, а я еду в Доломиты на своей машине. Потом через пару недель Машина подруга улетает обратно в Питер, а я, нагулявшись в горах, приезжаю к своим на море на неопределенный срок (в итоге растянувшийся вплоть до даты обратного вылета, заодно отвез Машу с девчонками в аэропорт). Затем я из Римини возвращаюсь в Доломиты, где еще дней 10 гуляю в одиночестве. А четвертая часть путешествия начинается с того, что я встречу Машу в аэропорту Венеции, мы погуляем с ней денек по этому Южному Петербургу и опять поедем в Доломиты, где пройдем несколько треков вместе. Вот такие грандиозные были планы, и тем удивительнее, что все удалось реализовать наилучшим образом!
Поездка оказалась на редкость удачной, хотя после прошлогодней поездки на север Норвегии я был уверен, что лучше быть уже не может. За 40 дней в Италии успел все, что хотел, и даже больше.
В этот раз удалось побывать в красивейшем новом для меня регионе, понежиться на море с любимой женщиной, посетить Венецию (которая мне, совсем не любителю городов и толп туристов, неожиданно понравилась), вместе погулять по горам. Погода была очень хорошей, всего несколько дней облачность мешала насладиться полной панорамой с вершин, зато добавляла таинственности пейзажам. Дожди шли редко, в основном ночью. Лишь один день за время пребывания в Доломитах я не ходил в горы – прогнозы обещали грозы весь день, в такую погоду нельзя быть пристегнутым к металлическому тросу.
Чем отличается Южный Тироль от Норвегии?
Это только мое мнение, обусловленное личными интересами и предпочтениями в путешествии.
Начну сразу с минусов, именно из-за них я так долго откладывал поездку в Доломиты.
Первое – стоимость, по расчетам она получалась раза в два выше из-за платных дорог, стоянок, канатных дорог, бОльшего километража и более дорогих кемпингов.
Второе – толпы на маршрутах, пробки на дорогах и теснота в кемпингах.
Третье – необходимость проезжать транзитом Польшу, Литву и Латвию. На форуме периодически появлялись сообщения о не самом дружелюбном отношении граждан этих стран к авто с российскими номерами.
Четвертое – практически полное отсутствие озер и рек, которые очень оживляют пейзаж и которые в избытке есть в Норвегии.
Пятое – высокая температура, на треках оптимальные значения для меня – 10-16 градусов, в Италии ожидалось, что будет намного теплее.
Шестое – запрет диких ночевок, к которым я привык в Норвегии. А это не только экономия, но и удобство, можно ночевать прямо у начала маршрута и не тратить время утром на то, чтобы по пробкам до него доехать.
Седьмой минус – количество, ассортимент и время работы продуктовых магазинов. Они есть далеко не в каждом городке, часто были закрыты тогда, когда были нужны, а если все же удавалось попасть внутрь, часто не удавалось найти желаемых продуктов.
Восьмой пункт совсем малосущественный, но все же – у меня финская виза, не хотелось по ней 40 дней проводить в других странах и пытаться компенсировать это поездками в Финляндию.
На практике почти все эти минусы оказались не такими страшными, как казалось. Большое количество туристов в пик сезона мне мешало разве что в кемпингах, на маршрутах сложностей с этим почти не было. Пробки на ферратах встречались всего несколько раз. Ночевать в машине вне кемпингов, как оказалось, все же можно – на перевалах есть площадки, где ближе к вечеру собираются кемперы, вэны и универсалы; можно найти места и в долинах. Расходы на поездку оказались хоть и выше норвежских, но не так заметно, как планировалось. Разве что водных пространств действительно очень не хватало)
Плюсы по сравнению с Норвегией конечно же есть.
Первый для меня – конечно же, новизна. Абсолютно незнакомые, непривычные, впечатляющие и восхищающие пейзажи.
Второй – разветвленная сеть маршрутов на любой вкус и физические кондиции, тропы гораздо заметнее, почти везде есть указатели.
Третий – наличие сотен виа-феррат, в Норвегии их всего несколько и виды с них (по фото) меня не впечатлили по сравнению с привычными мне походами на вершины.
Четвертый – близость к теплому морю, а значит, возможность совместить горные походы с семейным отдыхом.
Пятый – очаровательные тирольские городки, утопающие в цветах и обладающие ни с чем не сравнимым уютом.
Про via ferrata
На виа-ферратах, давших название отчету (с итальянского это переводится как «железные дороги»), остановлюсь подробнее. Изначально я планировал без них обойтись – пеших маршрутов, не требующих особого снаряжения, в Доломитах множество, а ферраты казались мне чем-то экстремальным. Но изучив отчеты по ферратам в регионе на форуме (их всего несколько), понял, что хочу видеть то, что доступно только с оборудованных железными тросами маршрутов. Пообщавшись с авторами отчетов (спасибо, Kropa и Cat_!), которые, помимо моральной поддержки и разъяснений технических тонкостей освоения феррат, снабдили меня соответствующими картами и литературой, я перекроил свои планы, сделав упор именно на ферраты. Но при этом не рассматривал самые сложные из них, пятой категории. А учитывая возможные пробки и сложности обгона (все ведь пристегнуты к тросу!), если был альтернативный вариант забраться на ту же вершину по обычной тропе, я именно его и использовал.
Сначала я на ферратах осторожничал, честно пристегивался карабинами, но довольно быстро понял, что в Норвегии я ходил и по более сложным маршрутам без всякой страховки, а здесь всегда можно держаться за трос, что уже значительно упрощает передвижение. Поэтому, чтобы не таскать лишний вес, брал обвязку и карабины только на ферраты третьей и четвертой категории, и то далеко не всегда ими пользовался, чаще снаряжение лежало у меня мертвым грузом в рюкзаке. Это позволяло двигаться по ферратам очень быстро, но никого не призываю делать так же. Отсутствие опыта на горных тропах или элементарная невнимательность может дорого обойтись – на маршрутах то и дело встречались мемориальные доски…
Но если во время поездки планируется пройти всего одну-две ферраты 1-2 категории и при этом есть опыт горных походов, приобретать обвязку никакого смысла не имеет.
Я пользовался специальными карабинами для феррат фирмы Kong, фрикционным амортизатором той же фирмы, усами и беседкой Vento, динамической веревкой Tendon, каской Camp Rockstar и специальными перчатками для Via Ferrata. Последние два элемента использовал всегда – каска спасала от летящих сверху мелких камушков, перчатки с кевларовыми вставками защищали руки от распустившихся жил троса.
Отчеты, которые помогли мне в подготовке к поездке
Подробнее про снаряжение для феррат (и про некоторые маршруты, часть из которых совпали с моими) можно прочитать в отчете drugalya - Доломиты пешком + via ferrata. Сентябрь-октябрь 2016
Другие отчеты по ферратам на форуме
Maxodrone
Сказка о Доломитах (via ferrata, climbing) июль 2013
Осенняя сказка о Доломитах (via ferrata, climbing, велотрип). Вторая половина октября 2013
Cat_
Доломиты - via ferrata "Via bocchette centrale"
Доломиты. Восхождение на Мармоладу, Punta Penia (3,343 m), спуск по феррате
Kropa Via Ferrata and Hiking in Dolomiti
Вообще, переход от Норвегии к ферратам в Доломитах оказался типичным – все перечисленные выше форумчане перед Доломитами бывали в Норвегии.
На мой взгляд, лучший отчет о путешествии в Доломиты (без феррат) написал мой давний коллега по норвежскому разделу форума, gglad - Обзорная поездка по Доломитовым Альпам (для любителей походить по горам). Огромное количество полезной информации для тех, кто едет впервые. Несколько раз перечитывал его в поисках какой-либо информации. Ну а если не находил ответа, спрашивал напрямую у автора. Геннадий, спасибо за консультации и отчеты!
Еще один отчет, который не могу не отметить, по масштабу гораздо ближе к моей поездке, но опять без феррат - Трекинг в Доломитовых Альпах (Fassa,Gardena, Rosengarten, Brenta, San Martino). Желающие открыть для себя Доломиты найдут в отчете Малова Сергея множество вариантов однодневных маршрутов почти по всем массивам.
Наверно, самый красивый отчет по Доломитам на форуме - Доломиты авторства alex-0568.
Кроме отчетов, пользовался книгами издательства Cicerone – Via Ferratas of the Italian Dolomites Vol.1, 2 и картами Tobacco, дома сделал скриншоты онлайн-карты kompass.de нужных мне областей в разном масштабе и сохранил их в смартфоне. Мобильная версия приложения на моем телефоне так и не заработала.
О пройденных маршрутах буду рассказывать отдельными постами. Любым дополнениям, уточнениям, вопросам и поддержке в нелегком деле описания почти 30 треков буду рад, особенно от знатоков этих мест – для меня регион так и остался незнакомым, могу ошибаться с названиями, тем более они там на трех языках )
Оглавление
Феррата Croda Rossa (Rotwand), 2B
Lago Braies
Lago Sorapis
Феррата Sentiero Bonacossa, 1B
Феррата Ivano Dibona, 2B
Феррата Sentiero Astaldi, 1А и Tofana dе Rozes
Феррата Brigita Tridentina (Pisciadu), 3В
Феррата Delle Trincee, 4В
Piz Boe, Феррата Vallon (2B), Piz da Lec
Puez-Odle. Piz Duleda
Долина Vajolet. Феррата Catinaccio Antermoia (Kesselkogel) 2В, Cima Scalieret
Феррата Franco Gadotti, 2С
Rosengarten. Ферраты Masare, 2В и Rotwand, 1B
Latemar. Schenon
музей Ferrari в Maranello
Cervia
San Marino и Музей Авиации
Bologna
форт Tagliata
Pale di San Martino – Rosetta, феррата Nico Gusella, 2B
Pale di San Martino – Monte Mulaz
Феррата Bepi Zac, 2C
Alleghe и другие городки долины Zoldo
Monte Rite
Monte Antelao via normale
Tre Cime. Ферраты Military Hosp 2А, De Luca (Innerkofler) 2В и Sentiero delle Forcella 1B
Laguazoi. Col dei Bos
Sass Stria
Ферраты Vallon Bianco 1В, Furcia Rossa 2С
горы и городки по пути до Civetta
вокруг Civetta до Рифуджио Tissi
вокруг Pelmo
Венеция!
долина Zoldo. Spiz de Zuel
Passo Giau. ферраты Ra Gusella, Nuvolau 1В, Averau 2B. Cinque Torri
Monte Specie
Заключение