Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Впечатления, отчёты о стране от побывавших в странах Балканского полуострова: Сербия Косово Македония Босния отзывы, горы и треккинг, Исторический и гастрономический туризм

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #1

Сообщение Alex_ka » 29 окт 2010, 15:03

Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Маршрут: (Тель-Авив) - Петербург (7 дней) - Новгород - Псков - Тарту - Рига - Вец (Кевелаер) - Клуж-Напока - Сучава - Бельцы - Кишинев - Дубоссары - Бухарест - Брашов - Крайова - Белград - Нови Пазар - Приштина - Охрид - Тирана - Берат - Афины (3 дня) - (Тель-Авив). 5.9.2010 - 6.10.2010

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология

05.09 - Tel Aviv – Cologne – St. Petersbourg
05.09 - 12.09 St. Petersbourg (Russia)
12.09 - Novgorod (Russia)
13.09 - Pskov (Russia)
14.09 - Tartu (Estonia)
15.09 - Elva, Valga (Estonia)
16.09 - Riga (Latvia)
17.09 - Kevelaer (Germany)
18.09 - Weeze (Germany)
19.09 - Cluj-Napoka (Romania)
20.09 - Suceava (Romania)
21.09 - Belti (Moldova)
22.09 - Chisinau (Moldova)
23.09 - Dubossari, Goiani (Transnistria)
24.09 - Bucharest (Romania)
24.09 - Brasov (Romania)
25.09 - Bran, Craiova (Romania)
26.09 - Belgrad (Serbia)
27.09 - Novi Pazar (Serbia)
28.09 - Pristina (Kosovo)
29.09 - Struga, Ohrid (Macedonia)
30.09 - Tirana (Albania)
01.10 - Durres (Albania)
02.10 - Berat (Albania)
03.10 - 05.10 Athens (Greece)
06.10 - Athens - Tel-Aviv


Предлагаемый вашему вниманию текст представляет собой отчет о поездке в Европу в период с 5 сентября по 6 октября 2010 года, предпринятой с двумя целями: а) персональная ностальгия (Россия, Эстония), б) геопроктологическое исследование Европы (Балканы, от Транснистрии до Албании). Где-то обе цели объединялись (Бельцы), где-то геопроктологические объекты были обнаружены также и в части первой моего путешествия (большой геопроктологический пласт обнаружился, например, между Новгородом и Псковом). Такие объекты в дальнейшем я буду обозначать символом ж.

Были куплены билеты one way Тель-Авив - Петербург компании Germanwings через Кёльн ($175) и Афины - Тель-Авив компании Aegean ($175). Части 1 и 2 соединялись полетами Рига - Weeze (Ryanair) и Weeze - Клуж (Wizzair), каждое плечо по $25. Все остальные перемещения осуществлялись по суше, в основном автобусами. Карта и таблица перемещений приведена выше. Подробности (по-английски) смотри на моем сайте. Фотографии не мои.


Часть 1, ностальгическая

Я родился и прожил первую половину своей жизни в Ленинграде, откуда репатриировался в Израиль в 1976 году. С тех пор я в России никогда не был: вначале это было просто невозможно, потом возможно, но достаточно сложно (визы, приглашения...), потом никак не получалось со временем (в Петербург зимой или осенью ехать не хотелось), и только сейчас в начале сентября 2010 года я наконец нашел возможность (и желание) для посещения Петербурга. Хотелось просто (на склоне лет ) поностальгировать в тех местах (или на те места?), где когда-то родился, вырос, учился, работал и пр. Заодно планировалось посмотреть некоторые классические российские достопримечательности, такие как Новгород или Псков, а также присовокупить поездку в Тарту, где я провел часть своих детских лет. В это же время в Петербурге намечалась встреча участников форума, на которой я хотел встретиться со своими друзьями, с которыми я ранее был знаком только заочно.

Сойдя с трапа самолета я был внутренне готов к встрече с совком, в самом худшем понимании этого слова. Так, по крайней мере рассказывалось во всех источниках информации, в особенности русскоязычных. На мое приветствие мне должны были отвечать презрительным молчанием, а на улыбку криком "Чего лыбишься?". Тем не менее первый же встреченный мною житель России (пограничница) вежливо поздоровалась со мной. Ладно, бывает, подумал я, посмотрим что будет дальше. А дальше случилось вот что. Оказалось, что я по рассеяности оставил в самолете все распечатки. Пакет с ними просто выскользнул из большого пакета, когда я вытаскивал его из багажной полки. Не то, чтоб это было невосстанавливаемо, но хлопотно. Я обратился к первой же попавшейся служащей с просьбой помочь. Несколько человек приняло участие в поисках, однако в течение получаса ничего не нашлось. Какого же было мое удивлемие, когда вечером того же дня я получил е-майл о том, что мои бумаги находятся в столе находок. Мелочь, но очень приятно. Стереотипы о "совке" стремительно рушились.

На первые двое суток я заказал номер в гостинице "Адмиралтейская", заплатив давным-давно собранными милями Airmiles. Гостиница вполне на уровне, однако немного не по моему карману (2900 руб/сутки), поэтому на следующие 5 дней я перебрался в гостиницу Южная, рангом, конечно пониже, однако со вполне разумным соотношением стоимости к качеству (850 руб/сутки за отдельный номер, включая завтрак и удобства на этаже).

Вы спросите, что я делал в Петербурге в течение целой недели? Ну, во первых, я вел себя как обычный турист: осмотр достопримечательностей (а их в Петербурге хватает), посещение музеев (их тоже достаточно) и т.д. Ну а во-вторых, и это самое главное - просто ностальгировал, объездил все места, где когда-то вырос, учился, работал и т.д. и т.п.

Изменился ли город за 34 года? И да и нет. Да, появились новые дома и новые улицы, но центр остался прежним и почти не обезображен новостройками. Все, выглядит как когда-то, но в общем стало существенно чище, фасады отремонтированы. Люди на удивление вежливы, хотя они и раньше в Ленинграде отличались своей вежливостью. Автомобили пропускают пешеходов.

Что меня разочаровало и расстроило? Вопиющая убогость, проглядывающая порой из-за золотого покрытия, как например, облупливающаяся замазка в окнах Зимнего Дворца и отсутствие какого-либо вкуса, как например, огромный синий мусорный контейнер с надписью "Собственность Исаакиевского Собора". Меня расстроило отсутствие внимания к человеку, например, такие мелочи как отсутствие скамеек в общественных парках. Нет, они там есть, штук шесть в начале парка и столько же в конце, и это все. А ведь они раньше были, например, на Адмиралтейской набережной. Вот еще характерная мелочь: в Эрмитаже действует один-единственный лифт, причем "безмозглый", то есть если ты его вызываешь с третьего этажа, то он никогда не придет, так как внутри нажимаются кнопки первого и второго. Расстроило меня пренебрежительное отношение к трамваям: их уже осталось очень мало и они уже не бегают, а передвигаются с большим скрипом. А ведь во всем мире происходит "трамвайный ренессанс", новые скоростные линии и комфортабельные вагоны.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Таких трамваев в Петербурге уже нет

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
А таких еще нет (и наверное, не будет)

Ладно, все это мелочи. По большому счету город мне очень понравился. Жаль, что в нем не осталось никого из моих родных и близких. Все мои друзья и коллеги разъехались, кроме одного моего друга, с которым мы провели вместе пару вечеров. Он даже вывез меня на свою дачу (ж). Ну и, конечно, я встретился с моими новыми друзьями, путешественниками и единомышленниками (см. Питер, 11 сентября 2010. ) .

В качестве туриста мне хотелось познакомиться с древностями страны, в которую я приехал. Для этой цели были выбраны два города: Новгород и Псков. Новгород, куда я приехал автобусом из Петербурга, мне очень понравился (см. путеводитель). Кстати, я там пристал к экскурсии, которая велась на иврите. На следующий день я посетил музей деревянного зодчества, который находится недалеко от города - тоже очень интересно.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Классика Российского туризма, Новгород

Потом я поехал в Псков. Я и раньше много читал о плохих Российских дорогах, но здесь я их увидел воочию. Начиная от Шимска до границы с Псковской областью километров 50, время в пути около 2.5 часов. Почти как в Мьянме. Сходство с Мьянмой проявляется также и в черных покосившихся заброшенных деревянных домах вдоль главной дороги и в неожиданно возникающих храмах. Вместо леса - низкий кустарник с выползающими из болот кривыми деревцами. Но в отличие от Мьянмы, пассажиры, ждущие автобуса злы, неопрятны и по большей части пьяны. Да и вообще, Петербург с его радушием и вежливостью кончился (ж).

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Экспонат Музея Деревянного Зодчества, Новгород. Похожие дома в изобилии можно видеть на трассе Новгород - Псков

Псков, IMHO, после Новгорода совершенно не смотрится. Побродил по городу, переночевал, утром сходил в Кремль, и пошел на автостанцию. Хватит, пора из России уезжать. Напоследок совершил еще одну ошибку (знал же, что такое может произойти!): купил на автостанции чебурек. Медицина, конечно помогает человеку в его битве с чебуреком, но весь следующий день был подпорчен.

Автобус Псков - Тарту - Нарва отправляется в два часа дня, стоимость билета до Тарту 520 рублей. Оказалось, что пассажиры обычно покупают билет в кассе только до пограничного пункта, а потом после переезда границы у водителя. Выходит почти вдвое дешевле. На российской стороне простояли более часа при пустом терминале: никого из пограничников и таможенников не было, и чем они в этот момент занимались, непонятно: то ли совещание проводили, то ли в карты где-то играли. Кстати, о регистрации. В первой гостинице с меня взяли 150 рублей за регистрацию, во второй 100 (скидка за то, что это уже вторая регистрация), в Новгороде сделали бесплатно, а в Пскове вообще не делали. Все эти бумажки были вложены мной в паспорт, но пограничников они не заинтересовали.

Я не включаю Тарту в список моих любимых городов просто потому, что я буду не объективен, я прожил в нем семь лет, когда был еще школьником. В последний раз я приезжал в Эстонию лет десять назад. За этот период город очень похорошел: аккуратность, чистота и хороший вкус видны во всем, как например, в статуе пронумерованной свиньи, воздвигнутой у центрального рынка. Кстати, цены на продукты меня удивили: все относительно очень дешево. И какие продукты! (Черт бы побрал того, кто продал мне этот чебурек!). Я навестил дом, где жил 50 лет назад. Он выглядел ужасно, такое впечатление что его ни разу с тех пор не ремонтировали. Жуткий контраст со стоящими рядом аккуратными домиками. Когда-то дом принадлежал военному ведомству и был населен соответствующим контингентом, до потомков которого сегодня, наверное, никому нет никакого дела.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Пронумерованная свинья, Тарту, Эстония

Из Тарту я поехал в Эльву, где мы каждый год снимали дачу. Мило, миниатюрно, пасторально. А дальше сел в автобус до Валги, где переночевал и утром выехал в Ригу.

Я заранее заказал в Риге гостиницу Skanste, которую тоже оплатил милями. Самое интересное, что стоимость номера составляет 20 лат (30 евро), но если заказывать через сайт Airmiles, то цена будет равна 11 фунтам стерлингов. Рекомендую, хотя от гостиницы до ближайшей троллейбусной остановки минут 7 пешком.В Риге мне очень не повезло с погодой: ливень не прекращался, так что поездка в старый город особой радости не доставила.

Утром следующего дня я поехал в аэропорт, откуда вылетел в Weeze (недалеко от Дюссельдорфа), чтобы на следующий день оттуда улететь в Румынию. Оба плеча осуществлялись лоукостами (Ryanair и Wizzair), и за каждое было заплачено не более 25 долларов, включая все сборы и налоги. У меня оставался почти целый день, чтобы хорошо отдохнуть в цивилизованном месте и еще более оттенить грядущие объекты моих геопроктологических изысканий. В качестве такого промежуточного пункта был выбран замечательный городок Kevelaer, в котором был обнаружен симпатичный Gasthof Jacobs. Город - сказка (MUST). Гестхауз также горячо рекомендуется мною коллегам-бекпеккерам (22 евро с завтраком, удобства общие).
Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Герб города Kevelaer

Часть 2, геопроктологическая

Восточная Европа встретила меня именно так, как ей и должно было полагаться с геопроктологической точки зрения. Самолет польско-венгерской авиакомпании Wizzair опоздал на 9 часов (ж), вследствие чего: 1) фактически пропал один из дней моего отпуска и 2) в аэропорту Клуж-Напока пришлось разориться на такси. Да, кстати, почему я выбрал в качестве старта именно этот город? А просто потому, что в этот день был дешевый рейс в Румынию именно сюда.

Клуж-Напока - среднесимпатичный город с заслуживающим внимания храмом на центральной площади, приятными взгляду зданиями прошлого века и с раскопками древнеримской Напоки, которые можно разглядывать через стеклянный потолок. Позабавило также здание (см. фото), украшенное по бокам минаретами, снабженными православными крышами-луковичками, из которых вырастали шестиконечные звезды.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Синагога в Клуже

Моросил мелкий дождь и природу Северной Трансильвании хотелось обозревать изнутри чего-нибудь уютного, например поезда, вследствие чего был куплен билет до Сучавы (Sucheava) в старинный купированный вагон, где каждое 8-местное купе отделено от прохода стеклянной стенкой. Я лично давно уже не ездил в таком вагоне (опять ностальгия!). Не буду вам описывать пейзажи Трансильвании и Буковины, проносившиеся мимо: они были хороши.

Железнодорожный вокзал Burdujeni в Сучаве находится довольно далеко от центра города, но метрах в ста от него есть нормальный одноименный отель, номер в котором обошелся мне всего в 50 лей (12 евро) - вдвое дешевле, чем во всех остальных провинциальных румынских городах и вчетверо дешевле, чем в Бухаресте. Сучава находится в замечательном месте, именуемом Буковиной из-за множества буковых лесов, которые как это ни парадоксально, и привели к тому, что Сучава оказалась одним из самых экологически грязных городов планеты. Даже появился такой медицинский термин, как "синдром Сучавы" - засорение легочных путей в результате вдыхания опилок при переработке дерева и производсве бумаги. В Сучаве, по большому счету, смотреть особенно нечего. кроме, пожалуй, Тронной крепости, гулять в которой под моросящим дождем мне не хотелось.. Обычный нормальный скучноватый город, в котором, кроме осмотра самого центра и близлежащих улочек, делать нечего. Мне он был еще интересен, как место, в котором прожило несколько поколений предков моей жены. За один из домов, которым владел ее дедушка, мы даже получили какие-то деньги от правительства Румынии 40 лет назад, как раз на нашу свадьбу. Я хотел узнать, что еще сохранилось из недвижимости и можно ли на это претендовать, поэтому посвятил несколько часов встрече с адвокатом, который мог бы это выяснить. Короче, пусть жена решает, стоит ли этим заниматься. Путь мой лежал на восток, поэтому в 15:10 я сел в минибус, совершающий рейс из Сучавы в Радауцы-Прут (не путать с городом Радауцы). Получил огромное удовольствие: горная дорога, проходящая через бесконечные буковые леса, гуси, телеги, запряженные парой лошадей. Пастораль! (ж).

Относительно недавно (даже на автостанции в Сучаве об этом не знали) открылся новый пропускной пункт между Румынией и Молдовой (Радауцы-Прут - Липканы). Пункт этот предназначен исключительно для траспорта, не для отдельных пешеходов, так как пограничные будки расположены одна от другой на расстоянии пары километров по разные стороны реки Прут. "Что же с тобой делать?", спрашивал меня румынский пограничник, нам-то все равно, мы тебя подсадим к кому-нибудь, но там на молдавской стороне такие звери, что не поверят и обязательно развернут обратно. Разговор, кстати, шел на иврите, так как один из пограничников когда-то работал на стройке в Тель-Авиве. Короче, они остановили одну из машин, управляемую небритой личностью с криминальной внешностью и долго инструктировали, что он должел ответить на вопросы их молдавских коллег. Шоферу очень понравилась роль моего лучшего друга, но молдавским пограничникам это оказалось до лампочки и они спокойно проштамповали мой паспорт и пожелали доброго пути. Там же я, кстати, поменял немного денег на молдавские леи: АТМ нет, но поменять можно.

Высадил меня "мой лучший друг" на площади в Липканах, откуда как раз отправлялся автобус на юг. Не совсем автобус, но и не маршрутное такси, а что-то среднее, вместимостью человек 20. После Буковины дорога не очень смотрится: вокруг равнина, и вместо лесов кукурузные поля. Да и асфальт слегка подразбит, не так как в Новгородской области, конечно, но качество дороги похуже, чем в Румынии (ж). Приехал я в город Бельцы (ж), куда я когда-то приезжал просить руки моей жены (ностальгия!), пошел в единственную в городе гостиницу, но ошибся дверью, зашел в бар, а барменша мне и говорит "Зачем вам кучу денег за номер платить, могу предложить вам отдельный дом за 200 молдавских лей (12 евро), сейчас мужу позвоню, он вас отвезет". Отвезли они меня, оставили там. Хороший дом со всеми удобствами, сад, фрукты без ограничения, а утром ее муж приехал, отдал я ему ключ и поехал в город. Погулял (зеленый красивый город), вспомнил молодые годы, а потом сел в такой же мини-автобус и поехал в Кишинев.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Стефан Великий, Бельцы

По наводке одного очень уважаемого мною человека с форума я направился в гостиницу Заря. Но или у нас такие разные вкусы, или все остальные гостиницы в Кишиневе еще хуже, но худшего соотношения цена/качество я еще не встречал. Из гостиницы я позвонил родственникам жены, которые жутко обиделись, что я предпочел остановиться не у них, так что на следующую ночь я перебрался к ним. Всё. Больше никогда не буду останавливаться у родных и знакомых. Они меня замучили своим вниманием, не давали самому сделать и шагу. Ну не люблю я этого, я же свободный путешественник, в конце концов. Однако неожиданно для самого себя я на следующий день попал в еще одну страну, точнее геопроктологическое образование под названием Транснистрия или Приднестровская Молдавская Республика.

Как оказалось, за неделю до этого моя гиперактивная супруга успела побывать в Кишиневе и присмотреть для себя дачу: домик на Днестре под Дубоссарами, который мне было также предложено посмотреть. Со смешанным чувством (а на хрена он нам нужен?) поехал посмотреть, точнее меня туда повезли на машине.

Неожиданно для самого себя дом мне понравился, так же как и само место. Конечно, необходимо кое-что модернизировать, например туалет, который в данный момент "типа сортир", но потенциал есть, участок здоровенный и цена невелика. Естественно, основной вопрос (а на хрена?), конечно, остается.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Вот такой вид открывается из окна, Гояны, Транснистрия. Покупать?

При переходе границы туда, а особенно обратно, машина осматривается таможенниками очень внимательно, нельзя провозить практически ничего. Виза не нужна, печать в паспорт не ставится, но заполняются длиннющие анкеты. Деньги необходимо обменивать: в Приднестровской Республике имеет хождение своя собственная валюта. Дороги хорошего качества, все выглядит аккуратным, но вместе с тем, ж. выглядывает из-за каждого угла.

На следующее утро, я наконец освободился от опеки родственников и сел в маршрутное такси Кишинев - Бухарест (250 молдавских лей, 8 часов), которое в данном случае продлилось на час дольше, так как при таможенном досмотре у двух теток обнаружилась контрабанда в виде сигарет. Из Молдавии в Румынию можно провозить только две пачки (пачки, не блока!) но все, естественно, везут больше. Кстати я поразился, как вели себя молдаване в зале, где проверяли паспорта и где потом мы прождали целый час, практически запертые. Все говорили исключительно шепотом, присаживались на краешек стула, всем своим видом указывая на исключительную почтительность к властям. Между тем я увидел, как один из пограничников посетил одно из внутренних помещений без опознавательных знаков и сделал то же самое. Боже, как на меня смотрели остальные пассажиры: я покусился на самое святое, посетил туалет, предназначенный исключительно для небожителей! Потом уже, когда наконец маршрутное такси тронулось, они сказали, что очень испугались возможной реакции властей на мой поступок.

Автобусы и маршрутные такси из Кишинева прибывают в Бухаресте к автовокзалу Филарет. Поспрашивал прохожих насчет гостиницы, получил массу ответов и даже сопровождение в виде очень симпатичной пары, проводившей меня до гостиницы Кантемир (200 лей, то есть 47 евро: дорого, но во всех остальных местах было еще дороже!).

Бухарест мне понравился: много очень интересных зданий, чувствуется стиль города. Купил проездной билет на все виды транспорта (10 лей), много ездил. Посмотрел на дворец Чаушеску (внутрь не заходил), погулял по проспекту Конституции, застроенному домами "сталинского" типа, но гораздо более симпатичными. Там кстати подсел ко мне на скамейку один мужичок и стал рассказывать, что в последнее время развелось очень много фальшивых денег, за которые туриста могут оштрафовать и даже посадить в тюрьму. "Покажи, какие деньги есть у тебя, я сразу определю, фальшивые или нет", - предлагал он. Но я почему-то не согласился.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Здание Парламента (бывший дворец Чаушеску), визитная карточка Бухареста

А затем я сел в поезд и поехал в Брашов. На сей раз поезд был суперсовременным (Бухарест - Вена) и весьма дорогим. Можно было бы поехать следующим, на 10 минут дольше и вдвое дешевле, но я как-то тогда не сообразил.

Неплохая гостиница была обнаружена прямо на вокзале станции Брашов (99 лей), откуда я сразу отправился в старый город. Город - сказка (см. путеводители...), из разряда MUST. А на следующее утро местным разваливающимся автобусом я поехал в Бран посмотреть на знаменитый замок Дракулы. Как сказано в Lonely Planet "Дракула-Шмакула", то есть совсем не важно, был он там или не был, но замок сам по себе весьма интересен. К замку ведет долгая лестница, подниматься по которой с чемоданом мне не хотелось. В кассе взять его на хранение отказались, и тогда я обратился с этой просьбой к охраннику, проверявшему билеты у входа. "Нет проблем",- сказал он. - "Поставь свой чемодан сюда, к воротам, и ничего с ним не будет". Так я и сделал и вернувшись нашел его в целости и сохранности. Пытался дать охраннику несколько лей, но он ни в какую их брать не хотел. Вот вам и стереотипы о Румынии и румынах.

Потом я долго ждал маршрутное такси, которое доставило меня на один из автовокзалов города Питешты. Я хотел еще в этот же день добраться до Крайовы, но с этого автовокзала в Крайову автобусы и маршрутные такси не шли и какой-то таксист предложил за 5 лей довезти меня до перекрестка, с которого я могу поймать попутную машину. Так я и сделал и скоро застопил машину до места. Стоимость автостопа 20 лей за 130 км, по цене маршрутки. Вполне по-божески.

В Крайове я хотел заночевать и уехать утром через Калафат и Видин в Сербию, однако во-первых, я не смог найти отель за разумную цену, и во-вторых, зайдя на вокзал увидел, что скоро отправляется поезд прямо до Белграда и таким образом убивается сразу два зайца. И действительно, я прекрасно выспался в поезде, один в 8-местном купе и даже, кажется, во всем вагоне. В самом разболтанном вагоне, который я видел до этого времени в Европе (с Мьянмой я не сравниваю). Утром в купе зашел румынский таможенник и отодрал последнюю сохранившуюся диванную спинку, а потом зашел сербский таможенник и проделал дырку в потолке (ж). А потом мы приехали в Белград.

В Белграде на вокзале можно увидеть молодых людей, предлагающих отели и хостели на любой вкус и кошелек. Для меня нашелся отдельный номер за 20 евро (удобства общие, интернет без ограничений) в хостеле Hostel-40 (ул. Ломина 40) недалеко от вокзала. В хостеле на регистрации заполнили две анкеты, одну из них проштамповали и дали мне, чтобы я вложил ее в паспорт и всегда носил с собой (регистрация, как в России). Забросив вещи и приняв душ, я пошел осматривать столицу Сербии. Если честно сказать, то смотреть особенно нечего. Можно погулять в парке/крепости Калемегдан, можно пройтись по пешеходной улочке Кнез Михайлова, заглянуть в пару более-менее интересных храмов и это, пожалуй, все. Город скучен и сер. Масса совершенно облупившихся дряхлых зданий. Привлекают глаз вывески типа "Гвоздара" и "Хладняра". Гвоздара - это, как вы сами понимаете, магазин, где продают гвозди и прочую сантехнику, а хладняра - просто рефрижератор. В общем, язык воспринимается легко и даже когда на ваш вопрос, как пройти, вам отвечают "идите вправо, а потом десна" путем несложных логических заключений вы понимаете, что вначале надо идти прямо, а потом направо.

Вечером снова пошел бродить по городу и окончательно убедился, что Белград это самая скучная и самая серая столица из всех, когда-либо виденных мною. IMHO, конечно. Утром решил ехать дальше, отправился на автовокзал и купил билет до города Нови Пазар. Пять часов живописной дороги, симпатичные города и поселки, красивые пейзажи. Кстати, при выезде из Белграда кириллица кончается. Она и в Белграде-то встречается не так уж и часто, а дальше исчезает совсем: Гвоздара превращается в Gvozdara, и единственное слово на кириллице, увиденное мною в Кральево было кафе Србиjа.

Приехав в Novi Pazar и пройдя от автостанции метров 500 вправо и метров 100 десна я вышел к намеченной цели: отелю Vrbak. Этот 30-летний отель (он же мост) удивительно сочетает в себе модерн и стиль сказок 1001 ночи. Шестиугольное окно моей полукруглой комнаты рассохлось и не закрывалось, лифт не работал, горячая вода пошла из крана только через 10 минут, но свои 20 евро отель безо всякого сомнения заслуживает. Очень рекомендую.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Отель Vrbak, Нови Пазар, Сербия

Мусульманские жители Нового Пазара претендуют на автономию. В самом центре города, на здании исламского культурного центра висит огромный лозунг: "Мы вам дали автономию, дайте и вы ее нам". Видимо имеется в виду Босния с ее автономными регионами типа Република Српска. Лозунг весьма актуален, особенно учитывая близость Косово.

Городок (университетский центр!) весьма симпатичен. Симпатична пешеходная улица в центре (кафе, кафе и еще раз кафе), симпатична огромная шахматная доска, собирающая массу любителей. Интересна мусульманская часть города, сразу за рекой. Много туристов. Короче, город для отдыха, чтобы приехать и расслабиться.

В планах следующего дня у меня была поездка в Косово. Из Нового Пазара в Приштину отправляется четыре автобуса в день. К 10 часам утра я подошел к автостанции. К сожалению никто мне не мог уточнить, сколько будет стоить билет, который можно купить только у водителя автобуса, да и обменного пункта (менячницы) поблизости не было, так что я остался с лишними динарами, обменять которые я смог с большим трудом только в Македонии с потерей почти 30%. В Косово за сербские динары вообще предлагали меньше половины их стоимости.

Автобус вначале идет на Север, в Рашку и далее, через Митровицу направляется в Приштину. Помощник водителя собирает у всех паспорта и переписывает пассажиров. Потом в автобус входят сербские пограничники, проверяют документы, с одним из пассажиров долго выясняют отношения, но пропускают. Никаких печатей в паспорт не ставится: естественно, по сербским законам мы же не выезжает из страны, а просто переезжаем в ее другую часть. Через несколько километров пост KFOR, где по идее должны поставить в паспорт соответствующую печать, но автобус не останавливается и мой паспорт остается чистым.

Равнина, от горизонта до горизонта застроенная или застраивающаяся новыми аккуратными домиками. Промышленные предприятия, интенсивное движение. Разительное отличие от сонной деревенской Сербии. Въезд в Приштину: кварталы многоэтажных корпусов, огромная пробка из-за строительства новой мнгоуровневой развязки. Современная автобусная станция на окраине города. Найти общественный транспорт не могу. Таксист просит пять евро, предлагаю два, сговариваемся на трех. По рекомендации ЛП прошу отвезти в гостиницу Илирия. Приезжаем: на месте старой гостиницы строится многоэтажный комплекс с тем же названием. Есть еще одна гостиница Гранд Отель, но цены там зашкаливают за сто евро. Дешевых гостиниц нет по причине отсутствия туристов. С трудом нахожу гостиницу Sara в старом городе, 35 евро, и иду гулять по Приштине.

У каждого из нас есть свои политические взгляды, свои симпатии и антипатии, в том числе по отношению к государственному образованию по имени Республика Косово. У меня тоже они есть и естественно я имел определенное предвзятое мнение. Например, я думал, что еду куда-то в разбитую войной местность, где постоянно кто-то с кем-то воюет. Что люди озабочены и злы. А меня встретило массовое гуляние на бульваре Мамы Терезы, веселый детский смех и искреннее желание помочь, высказываемое каждым жителем. Неважно, что он ничего не говорит по-английски, он найдет кого-то, кто понимает, и проводит тебя, куда тебе надо. И не только в центре, но и в самых дремучих закоулках старого города. Господа, я впервые столкнулся с таким искренним гостеприимством!

А в Приштине действительно есть что посмотреть. Во-первых это новые архитектурные формы. Такое впечатление, что в городе происходит соревнование самых сумасшедших архитекторов. А во-вторых - это старый город. Древние здания, начиная с 15-го века, мечети, хамамы, часовая башня. Объективности ради скажу, что посетил только мусульманский квартал, существует ли христианские достопримечательности, не интересовался.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Комплекс Илириа-1, Приштина, Косово. Строится

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Комплекс Илириа-2, Приштина, Косово. Планируется.

Музей. Первый этаж - археология. Очень неплохо и весьма интересно. Второй этаж - история, но история только современная. И вообще вся экспозиция посвящена "Правительству Соединенных Штатов Америки, Которые Помогли Народу Косово в Борьбе за Независимость". Например, бомбежками Белграда. Я на минутку представил подобный музей в Иерусалиме, от имени палестинского народа... Ладно, не будем о политике.

Утром я доехал до автостанции и выбрал подходящий автобус в Македонию. В первую половину дня каждый час есть автобус или в Скопье или в Тетово. Я сел автобус до Тетово, и по дороге на сей раз увидел не только многочисленные новостройки, но и разрушенные сгоревшие дома, особенно в районе города Феризай (Ferizaj), бывший Урошевац. Граница была пройдена без проблем, в паспорт заглянули, но печать опять не поставили.

Тетово - шумноватый и грязноватый городок, на автостанции невозможно ни поменять, ни подоить денег в банкомате, но везде принимают евро. Автобус в Охрид отправлялся только поздно вечером, но через полчаса должен был подойти автобус до Струги, а это уже рядом. Интересно, что автобус добрался долько до Кичево, а оставшиеся немногочисленные пассажиры были перегружены в минибус.

Интересно, что западная Македония населена преимущественно албанцами: во всех селах красуются одинаковые мечети, нацеленные своими фаллосами в небо, как бы грозящие его изнасиловать. Надписи везде дублируются по-албански, а зачастую только по-албански. Не хочу быть пророком, но похоже, история с Косово повторяется. Вместе с тем, мне как туристу, было гораздо приятнее общаться именно с албанской частью населения, как в Сербии, так в Македонии - гораздо вежливее и отзывчивее. IМHO.

В Струге я вышел на набережной. Тут же меня окликнула вышедшая вместе со мной соседка по-автобусу, не нужно ли мне в чем-нибудь помочь. Потом она подозвала своего брата, который провел меня по квартирам, сдающимся в аренду, одна из которых мне понравилась (10 евро). Единственный минус: при входе в подъезд надо снимать обувь.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Струга, Македония. На заднем плане мост, который стережет собака, стремящаяся выхватить у туристов путеводитель Lonely Planet.

Я немного погулял по городу (красиво!), поменял 10 евро на македонские динары, сел в маршрутное такси и поехал в Охрид (15 км, 50 МКД или 1 евро). Охрид - это вообще, жемчужина (см. путеводитель)... Там, кстати и поменял оставшиеся сербские динары, но уже не в менячнице, а в менувачнице. А поздно вечером вернулся домой, в Стругу.

Из Струги можно попасть в Албанию рейсовым автобусом, но автобус Тетово - Тирана проходит только ночью. Поэтому я просто взял такси до границы (20 км, 5 евро=оставшимся 300 МКД), и потом прошел 200 метров до албанской будки, где приготовил 30 евро для визы on arrival, необходимой израильскому гражданину. Но пограничник просто шлепнул печать в паспорт и махнул рукой - проходи. Я естественно, спорить не стал. Зашел в отделение банка, подоил денег, спросил у кассиров, как добираться дальше. "Тут в шести километрах главное шоссе проходит, за три евро кто-нибудь подбросит", - посоветовали они, - "а дальше - маршрутное такси поймаешь". Так и вышло, хотя торг с таксистами начался с 60 евро до Тираны или 10 евро до шоссе. А добравшись до перекрестка, маршрутку поймать было уже не проблема.

Не буду описывать дорогу до Тираны, особенно ее вторую часть, от Эльбасана - это фантастика. А вот сама Тирана меня весьма разочаровала. Ну нечего там смотреть, абсолютно. Тем более, что центральная площадь перерыта, к памятнику Скандербега не подойдешь, а псевдо-сталинские здания по ее периметру уж очень примитивны. Очень интересно выглядит новый греко-православный храм, сооружаемый в западной части площади, симметрично мечети Этхем Бей. Интересна "пирамида", расположенная к югу от площади, и вообще весь бульвар, оканчивающийся постаментом бывшего памятника Энвару Ходже, возле которого притаился скромный памятник Матери Терезы. Ну что еще? Кусок древней крепостной стены (форт Юстиниана), в котором притаилась гостиница, где я останавливался (не рекомендую). Вот, пожалуй и все. Весь осмотр занимает от силы полдня (ж).

Рано утром я отправился на вокзал, где купил билет на поезд до Дурреса. Нет, вы никогда не ездили в подобных поездах! В вагоне не было ни одного (подчеркиваю, ни одного) целого стекла: каждое окно было в многочисленных трещинах от попадания камнем или других подобных ударов, так что увидеть из него что-нибудь можно было с трудом. Дорога скучновата, проходит по густонаселенной местности, вдоль долины. По количеству мусора вдоль дорог Албания может соперничать с Египтом. Сам лично видел, как один самосвал, заполненный мусором, испражнялся на обочину шоссе (ж).

А вот Дуррес мне понравился. Нормальный средиземноморский город, со своим лицом, со своими древностями различных эпох, с красивой набережной. Погулял я там пару часов, а потом вернулся на вокзал (он же автовокзал) и сел в мини-автобус до Берата. По дороге все пассажиры задавали мне разные вопросы, которые с гордостью переводила на английский моя юная соседка. Вопросы были самые разные, кроме политических, на которые я сразу отвечать отказался, но никто и не настаивал. А так все были настроены очень дружелюбно.

От автостанции чуть-чуть назад по главной улице и 50 метров вверх - увидите гостиницу Берати (15 евро), очень рекомендую. И вообще, Берат к посещению необходим. Один из самых красивых городов, которые я видел (в том ряду, где стоят Авиньон, Эрзурум, Луанг Прабанг, Мандалай, Парамарибо,...). "Глазастый" город (см.фото).
Европа-2010:  ностальгия и геопроктология
Берат - "Глазастый" город

Вечером следующего дня я отправился в Грецию. Купил билет на автобус до Афин (в Берате есть три представительства трех разных компаний, цены и время разные). Я выбрал ту, где цена минимальна (25 евро), а время оптимально: выезд из Берата на минибусе в 15:00 до Фиера, и затем пересадка в транзитный автобус Тирана - Афины, причем водитель минибуса осуществляет всю логистику по пересадке. Время в пути 14 часов, то есть прибытие в Афины в 6 утра по местному времени. Для небекпеккеров: дорога по Албании тяжелая, ухабистая, существенная часть дороги находится в реконструкции и асфальтом не покрыта (ж), по Греции - все в порядке. Переход границы занимает более часа, очередь, проверка багажа. Все без исключения пассажиры автобуса - албанцы. Автобус полупустой. Я хорошо выспался.

Международные автобусы прибывают в Афины в район станции метро Metaxourgio. Там же расположено много гостиниц различной звездности, из которых я выбрал отель Cosmos (30 евро, без завтрака, рекомендую). Мне предложили подождать в фойе полчаса (с 6:00 до 6:30, когда приходит утренняя смена), чтобы не платить еще за одни сутки. Очень мило с их стороны.

Ну что вам сказать про Афины? Я конечно знал, что будет интересно, но чтобы настолько? Я провел в Афинах три дня и мне этого не хватило. Что я там видел? Ну как и все (см. путеводитель). Правда, в Акрополь не поднимался, мне это просто физически тяжело, а все остальное - по полной программе. Был пару раз в Пиреосе - очень там симпатично. Сходил в недавно открывшийся музей греческого еврейства - ну это на любителя, хотя узнал много для себя нового. Просто шатался по городу. Узнал много интересных слов: например, трапеза, по гречески это банк (ну конечно, трапеза - трапеция - скамейка - банка (итал.) - банк). А кальсоны - это колготки. А потом, как всегда, в аэропорт и все. Очередная сказка кончилась.

Европа-2010:  ностальгия и геопроктология

Бухгалтерия
Не считая авиабилетов в Европу и обратно потрачено:
Отели - 560 евро за 25 оплаченных ночей или 22 евро в день
Междугородный транспорт - 235 (7.60 в день)
Внутригородской транспорт - 68 (2.20 в день)
Пища - 102 (3.30 в день)
Интернет - 13 (0.42 в день)
Достопримечательности - 56 (1.80 в день)

Итого: 1034 евро (33.35 евро в день)

P.S. Ни в чем себе не отказывал
ויברא אלוהים, את-התנינים הגדולים ... וירא אלוהים, כי-טוב
И сотворил Бог крокодилов больших... и увидел Бог, что это хорошо
Аватара пользователя
Alex_ka
Старожил
 
Сообщения: 4870
Регистрация: 17.11.2006
Город: Маале Шомрон, Израиль
Благодарил (а): 620 раз.
Поблагодарили: 1035 раз.
Возраст: 75
Страны: 115
Отчеты: 57
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #2

Сообщение ТетяСвета » 29 окт 2010, 15:58

Алекс!
Снимаю шляпу! Как всегда, бесподобно!
La fine di un viaggio è solo l'inizio di un altro
ТетяСвета
почетный путешественник
 
Сообщения: 3128
Регистрация: 24.09.2008
Город: г. Москва
Благодарил (а): 241 раз.
Поблагодарили: 208 раз.
Возраст: 58
Страны: 31

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #3

Сообщение Shwed » 29 окт 2010, 18:22

Спасибо! Много знакомых мест!
PUTIN STOP KILLING CHILDREN
Аватара пользователя
Shwed
Старожил
 
Сообщения: 20419
Регистрация: 27.10.2005
Город: Latvia
Благодарил (а): 662 раз.
Поблагодарили: 2306 раз.
Возраст: 51
Страны: 89
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #4

Сообщение Позор » 29 окт 2010, 18:24

ну что тут скажешь )))))) буду готовиться к подобной же ж. )))))) Алекс спасибо большое )))))
Аватара пользователя
Позор
почетный путешественник
 
Сообщения: 2586
Регистрация: 27.01.2006
Город: Эль Ром Рамат аГолан
Благодарил (а): 93 раз.
Поблагодарили: 158 раз.
Возраст: 45
Страны: 42
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #5

Сообщение mapitom » 29 окт 2010, 20:33

Как всегда - бесподобно и феерично! Нам, молодежи, надо у тебя учиться!
Я бы так не смог!
Предлагаю учредить НИИ Геопроктологии имени Алекса Ка!
Снимаю свою знаменитую шляпу!
Из любой ситуации есть, как минимум, два выхода, даже если тебя уже съели!
Существует вероятность, что невероятное - вероятно!
В мире еще много граблей, на которые не ступала нога человека!
Аватара пользователя
mapitom
путешественник
 
Сообщения: 1488
Регистрация: 03.06.2008
Город: Иерусалим
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 156 раз.
Возраст: 65
Страны: 54
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #6

Сообщение KF » 30 окт 2010, 14:33

Алекс!

У меня шляпы нет, но неоднократно снимал очки, чтобы вытереть слезы. Когда меня одолевали приступы смеха...
Так, первый последовал сразу после прочтения фразы: "Такие объекты в дальнейшем я буду обозначать символом ж."
Было и немного грустно, когда читал про свой родной город СПб. Вроде бы все и сам знаешь, да привык не замечать...

Как всегда - великолепный слог. Увлекательное повествование. А главное - позитивное отношение к ж!:)
Аватара пользователя
KF
активный участник
 
Сообщения: 592
Регистрация: 11.04.2007
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 93 раз.
Поблагодарили: 159 раз.
Возраст: 57
Страны: 26
Отчеты: 14
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #7

Сообщение waskinkot » 30 окт 2010, 16:56

Класно Как всегда, интересно, легко и очень информативно . Наметил еще пару мест в Европе, куда поеду с распечатанным отчетом -готовый, удобный и толковый путеводитель. Спасибо, Алекс
Аватара пользователя
waskinkot
почетный путешественник
 
Сообщения: 3308
Регистрация: 15.09.2006
Город: Уайтхорс
Благодарил (а): 288 раз.
Поблагодарили: 533 раз.
Возраст: 48
Страны: 45
Отчеты: 13
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #8

Сообщение Jelena 58 » 30 окт 2010, 22:22

Алекс, Вы как всегда бесподобны! Ваши "ж" еще долго будут у меня отмечаться тоже по пути!
Жалко, что меня не было в Эстонии, когда Вы были в Тарту.
Когда оптимиста посылают на х**, он возвращается отдохнувший и с магнитиками.
Jelena 58
путешественник
 
Сообщения: 1550
Регистрация: 14.02.2006
Город: Estonia Tallinn - Scotland Edinburgh
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 74 раз.
Возраст: 61
Страны: 51
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #9

Сообщение sworde » 31 окт 2010, 01:46

С интересом прочитал отчёт , учитывая что:
а) Сам не был в России вот уже больше 20-и лет.
б) Не понаслышке знаком с Бермудским треугольником Москва-Питер-Псков(Великие Луки) (ж.)

Алекс , как всегда אתה גדול . Спасибо !
Only two things we will regret on his deathbed - that a little love and little traveled
Mark Twain
sworde
активный участник
 
Сообщения: 722
Регистрация: 16.09.2008
Город: Benyamin
Благодарил (а): 79 раз.
Поблагодарили: 86 раз.
Возраст: 63
Страны: 58
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #10

Сообщение Kirill Vlasoff » 02 ноя 2010, 14:40

Алекс, спасибо за отличный, как обычно, отчет. И отдельное спасибо за объективную оценку того, что увидели в России и СПб.
Ждем дальнеших отчетов и надеюсь еще увидимся!
Аватара пользователя
Kirill Vlasoff
почетный путешественник
 
Сообщения: 4150
Регистрация: 31.08.2005
Город: Saint-Petersburg
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 186 раз.
Возраст: 50
Страны: 37
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #11

Сообщение Lapka » 02 ноя 2010, 14:44

Нет слов. Просто нет слов. Хотелось бы больше фоток.
Ein Ausgang gibt es immer,man muß nur eine richtige Tür wählen...
Аватара пользователя
Lapka
активный участник
 
Сообщения: 875
Регистрация: 07.08.2008
Город: NRW
Благодарил (а): 59 раз.
Поблагодарили: 86 раз.
Возраст: 39
Страны: 47
Отчеты: 17

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #12

Сообщение Lee-mon » 02 ноя 2010, 17:33

33.5 Евро в день - и это в путешествии... За одно ЭТО можно памятник ставить:)))
Lee-mon
новичок
 
Сообщения: 29
Регистрация: 27.06.2010
Город: Екатеринбург
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 18
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #13

Сообщение kokovo » 19 мар 2013, 22:45

Интересно пишете, про Албанию и Приштину -да, и не так страшен черт как его малюют!
Но все же по маршруту где самая (ж)?
kokovo
участник
 
Сообщения: 87
Регистрация: 15.03.2013
Город: Новороссийск
Благодарил (а): 46 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 55
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #14

Сообщение hennessy-polka » 04 апр 2013, 09:07

Прекрасный слог интересного рассказа
hennessy-polka
активный участник
 
Сообщения: 736
Регистрация: 27.05.2012
Город: Алматы
Благодарил (а): 262 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 42
Страны: 14
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #15

Сообщение Молли » 04 апр 2013, 12:39

Обожаю этот отчет! Пусть все, кто еще не был в Албании-Македонии-Косово, убедятся наконец, что у нас в регионе не страшно, а совсем наебарот - весело, недорого и вкусно (нужное подчеркнуть)!
Молли
почетный путешественник
 
Сообщения: 2032
Регистрация: 01.03.2006
Город: Macedonia
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 160 раз.
Возраст: 48
Страны: 34
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #16

Сообщение Позор » 04 апр 2013, 14:19

Осенью наконец попробуем )))))
Аватара пользователя
Позор
почетный путешественник
 
Сообщения: 2586
Регистрация: 27.01.2006
Город: Эль Ром Рамат аГолан
Благодарил (а): 93 раз.
Поблагодарили: 158 раз.
Возраст: 45
Страны: 42
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #17

Сообщение Молли » 04 апр 2013, 18:06

Позор, как, неужели Вы-таки созрели для Балкан?! )))
Молли
почетный путешественник
 
Сообщения: 2032
Регистрация: 01.03.2006
Город: Macedonia
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 160 раз.
Возраст: 48
Страны: 34
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: Европа-2010: ностальгия и геопроктология

Сообщение: #18

Сообщение Позор » 05 апр 2013, 02:52

Именно )))))) с приятелем, вдвоем ))))
Аватара пользователя
Позор
почетный путешественник
 
Сообщения: 2586
Регистрация: 27.01.2006
Город: Эль Ром Рамат аГолан
Благодарил (а): 93 раз.
Поблагодарили: 158 раз.
Возраст: 45
Страны: 42
Отчеты: 4
Пол: Мужской




Список форумовЕВРОПА форумСербия Македония Босния и Герцеговина, Косово форумОтзывы Сербия Босния и Герцеговина Косово Македония



Включить мобильный стиль