Я уже был в Македонии два года назад, с однодневной поездкой из Софии в Скопье. Увы, после той поездки, от Македонии, а точнее сказать, от македонской столицы (т.к. ничего другого я не видел), у меня остались лишь неприятные впечатления. Скопье - самая неприглядная столица из всех, какие я видел. Теперь же я не мог не воспользоваться шансом исправить свои впечатления от Македонии в лучшую сторону. Предваряя отчет, скажу, что это получилось сделать на все сто
Нас было 12 человек, 3 машины, большая группа студентов и выпускника в моем лице. Выезжали в пятницу, рабочий день, кому-то удалось уйти с работы пораньше, кому-то - не очень. В итоге, наша первая и вторая машина покинули Софию в 15-00, а третья машина выехала только после рабочего дня, в 18-19 часов, и приехали они в Охрид уже заполночь.
Дорога до Охрида заняла у нас ровно 6 часов, с относительно большим количеством остановок на заправочных станциях. Ехали мы медленно, без каких-либо гонок, так что, на хорошей машине при езде в пределах скоростного лимита, думаю, можно доехать без проблем за 5,5 часов. Маршрут стандартный, София - Перник - Кюстендил - граница в Гюешево - Крива Паланка - Скопье - Тетово - Гостивар - Кичево - Охрид.
Дорога от Перника до болгарской границы представляет собой безлюдную двухполоску нормального качества. Есть извилистые участки, но ввиду полного отсутствия машин на этом направлении дорога не вызывает трудностей. Граница там тоже всегда пустынна, проходится за 5-10 минут, из машины выходить не нужно. Мои болгарские друзья ездят в Македонию с ID, личной картой, паспорт брать с собой не нужно. Для российских граждан Македония теперь, вроде бы, в постоянном режиме, безвизовая (раньше включали безвиз только в летний период).
После границы дорога становится более извилистой, быстро ехать не получится. Живописный приграничный городок Крива Паланка, и некрутой серпантин как до него, так и после.
От Куманово, через скопскую кольцевую, до Гостивара трасса идет по платной автомагистрали прекрасного качества. Оплачивать проезд нужно много раз, у каждого съезда с трассы, т.е. на всех развязках с более-менее крупными населенными пунктами и пересечениями с другими магистралями. Проезд стоит копейки, цена за каждый участок не превышает 30-50 денаров, как правило 20 или 30. Принимают и евро, но курс будет невыгодный. Также, судя по табличкам, можно оплатить по карте, но лично не проверял. У нас были с собой наличные денары, поэтому проблем не возникло.
На подъезде к Скопье стемнело.
Македонские дороги меня приятно удивили. В стране есть две главных магистрали, гордость Македонии. Обе из них названы по-македонски патриотично, не в честь местности или городов, через которые они проходят, а в честь знаменитых македонцев. Главная трасса, от Сербии до Греции, пересекающая Македонию с севера на юг, называется, угадайте как? Конечно же, "Александар Македонски". Это совсем не удивительно, имя и образ Александра Македонского (непременно с конем!) используются здесь везде где только можно. Его именем названы и площади, и магистрали, и даже аэропорт. Вторая трасса - от Скопье до Гостивара называется не менее скромно - "Майка Тереза". Тот факт, что мать Тереза была албанкой и что известной она стала лишь после того как покинула Скопье в возрасте 18 лет, македонцев, конечно, не смущает. Мои болгарские друзья после ознакомления с названиями македонских магистралей пришли к выводу, что их магистраль "Тракия", соединяющую Софию и Бургас, стоит тоже переименовать как-нибудь более патриотично, например "Клета майка България!" (обязательно с восклицательным знаком ). Это трудно адекватно перевести на русский, но выражение нередко используется болгарами для описания несчастной болгарской судьбы и всех жизненных тягот, через которые прошла родина-мать Болгария.
Из автозаправочных станций в Македонии лучшим по качеству представляется Лукойл. Все остальные заправки выглядят удручающе. Бензин немного дешевле болгарского, поэтому заправлялись мы в Македонии несколько раз.
После Тетово вид маленьких деревень и городков, расположенных, вдоль трассы, меняется. В районе Кичево мы проезжали вдоль целых поселков, отстроенных как будто вчера, с домами странного архитектурного стиля (слово кич подойдет как нельзя лучше ) и большим количеством мечетей. По нашему предположению, это албанские поселения. Если я не прав, буду благодарен за исправления. Вообще, по ощущениям, чем больше на запад Македонии, тем больше концентрация албанского населения.
Другая интересная деталь - ближе к Охриду мы видели много населенных пунктов, в которых на холме стоят огромные кресты, подсвеченные в ночи. А на другой стороне дороги, или даже рядом с этими крестами и новыми церквями стоят мечети. Выглядит это как некое соревнование между христианским и мусульманским местным населением.
Все указатели направлений и расстояний до местных населенных пунктов выполнены на двух языках - македонском и албанском. Я обратил внимание, что в некоторых западных македонских районах названия на кириллице последовательно закрашены черной краской из балончика. По моим предположениям, местное албанское население таким образом демонстрирует свое отношение к македонскому языку и кириллице.
В Охрид мы приехали около 21 часа по болгарскому времени, т.е. около 20 по македонскому. Зарегистрировались в хостеле, бросили машины (владелец хостела помог найти место поблизости в центре) и отправились ужинать в ресторан Чинар на одной из центральных площадей Охрида. Заказал бокал красного вина и вкусную плескавицу -
Продолжение и фотографии - в следующих частях отчета