Билеты покупали прямые аэрофлотовские до Белграда, в аэропорту брали машину у Sixt'ов с полной страховкой, о чем очень рады, т.к. за несколько дней до конца поездки испортили колесо, а уже на подступах к аэропорту словили лобовым стеклом камень. Когда получали машину, то прокатчик нам сказал, что при получении почти любой царапины необходимо вызывать полицию. Спросили у девушки при сдаче, чего со стеклом то делать, вызывать? Она посмотрела на стекло, посмотрела в нашу бронь и сказала "Чего вы паритесь, у вас же в страховке есть Tyres and Glass insurance, никакую полицию вызывать не нужно, вы же на дороге камень словили?"
Были планы выехать из Черногории в Албанию на один день, взяв еще одну машину в Черногории (сербы не пускают туда), но привыкнув, что границы между балканскими странами проходятся не более 5 минут (везде либо первые, либо вторые в очереди), решили бросить эту затею, ибо один день все равно не серьезно.
В целях экономии чистых страниц в паспорте клеил стикеры на нужную страницу, открывал паспорт и показывал пограничнику, что я хочу печать сюда.
Прокатывало 100% в Сербии, трижды въезжали через разные пограничные пункты - все печати компактно на одной странице, где и просил.
Македонцы и Боснийцы просьбы не поняли, мило улыбнулись, но поставили штампы там, где им хотелось. Но чистые страницы все равно не пострадали.
Я очень переживал по этому поводу, т.к. при предыдущей поездке в Хорватию, получил минус 2 чистых разворота - въезд на одном развороте, выезд на другом. В этой поездке предстояло получить 9-13 печатей.... При худшем варианте 9 разворотов загубить было бы жестоко
Ну и про сами страны. Когда я прилетел прошлый раз в Хорватию, я был сильно удивлен, как мои ожидания не совпали с увиденным в лучшую сторону. Захотелось вернуться еще.
В этот раз нужно было придумать путешествие, в котором не потребуется виз, т.к. не у всех были шенгены.
Идея поехать в Сербию сначала была воспринята достаточно холодно, после презентации с фотографиями и рассказами, все были согласны и билеты были куплены
В итоге довольны оказались все, все страны очень красивые, люди добрые, дороги ровные, инфраструктура развитая. И даже недавний потоп в Сербии не помешал - видели только несколько мест, где на сельской дороге расчищали глину, но проехать было можно.
Попробую-таки написать небольшой рассказ...
Пару лет назад передо мной встал вопрос, куда свозить родственников отдохнуть дешево и при наличии лишь чистого заграничного паспорта. Предложенный вариант с турецким побережьем мне не особо нравился – хотелось посмотреть чего-то нового, да и море в районе Анталии мне не особо понравилось. С удовольствием бы покатался по самой Турции, но за отсутствие моря на протяжении всего путешествия мне бы «спасибо» точно не сказали.
Тут я обратил внимание на неизвестную мне тогда Хорватию – визу не требуют, в наличии дешевые билеты на прямой рейс до Пулы, прозрачная вода Адриатического моря, красивые небольшие городки на побережье, Плитвицкие озера, пещеры и всего полторы недели.
Хорватия в итоге засела где-то очень глубоко в мозгу лягуха-путешественника – из головы не вылезали планы взять билет и вернуться еще раз, посмотреть Дубровник, заехать в Черногорию.
Через два года история повторяется. Есть возможность съездить с друзьями отдохнуть, но не бывает же все просто, нужно опять дешево и обязательно безвизово. Но вот незадача – Хорватия уже в Евросоюзе, будьте добры загадить одну страницу вашего паспорта и добро пожаловать. В голове вертелись всякие интересные для меня варианты, но неприемлемые для других участников поездки: Израиль (слишком жарко, песок на зубах отмывать замучаешься, верблюды затопчут), Аргентина (вариант отпадет сразу же после оглашение цены билета на самолет, еще и далеко, еще и зима там), Грузия с Арменией (сопьемся вином, что там делать и так далее, в Армении вообще моря нету)…
И тут я вспоминаю, что есть такая страна Сербия, куда я еще много лет назад приметил дешевые билеты. Визы не нужны, братский народ, недалеко, должно быть дешево. Но там же нет моря! Ну и ладно, есть же соседняя молодая страна Черногория, у которой этот самый выход к морю имеется. Последняя безвизовая страна Европы с выходом к Средиземному морю, ну, если Турцию не считать Европой. Так, что там еще есть? Македония, Босния и Герцеговина, Албания возможно отменит визы на лето… Уже неплохо.
Итак, есть ровно 2 недели и одни сутки на поездку с 13 по 27 июня. Ок, тогда используем их по полной – берем билеты на рейсы Air Serbia/Аэрофлот на 13.06.14 в районе 5 утра, обратно 28.06.14 в час ночи.
Сербия встретила нас очень хорошо – на пограничном контроле по прилету мы простояли ровно 1 минуту, печати проставлены на желаемую страницу паспорта, багаж не потерян, сербские динары закуплены в приветливом автомате по человеческому курсу, машину выдали за полчаса до открытия прокатной конторы. Поехали!
День первый. Здраво, Србија!
Путь наш лежал в национальный парк Тара, минуя столицу государства Белград. Его мы оставили на последний день путешествия.
Если в Trip Advisor’е набрать «Сербия», то взору открывается смотровая площадка Banjska stena.
Вот именно туда очень хотелось попасть. Притом, я наивно думал, что мы будем долго и нудно ехать по залитым после потопа дорогам, ну или хотя бы мимо покосившихся домов вымерших деревень, как это бывает в России, созерцать однообразные пейзажи и только в конце перед нами раскроется вся красота парка Тара.
А вот фиг нам! Сначала ты едешь по хорошим, хоть и двухполосным, дорогам вдоль ухоженных деревенек, смотришь по сторонам, любуешься, соблюдаешь правила, ибо нарушать скоростной режим 50 км/ч в населенных пунктах, коих там предостаточно, и 80 км/ч за городом никакой нужды нет, собираешь за собой громадный хвост из грузовиков, некоторые водители которых готовы были прибить нас за такое тотальное соблюдение ПДД.
Вот этот индивидуум долго возмущенно плелся за нами, буквально наседая на бампер нашего ниссана-записки.
Потом он нас таки обогнал и громко обибикал:
У меня один вопрос: водитель меньшего грузовика так и едет внутри кузова??? Как он вылез?
Вторая половина 200 километрового пути проходит по холмистой местности, все интенсивнее приходится крутить руль, проходя раллийные повороты, виды становятся все красивей, остановки все чаще. Для нас парк Тара начался уже на подъезде к реке Дрина, что делит земли Боснии и Герцеговины с Сербией. И без того еле плетущийся Nissan Note стал преодолевать небольшие расстояния между условными смотровыми площадками все медленнее. Притом, что откровенно раллийная дорога подталкивала к обратному – поддать газу на небольшом прямом участке перед прохождением очередной шпильки, на которой задние пассажиры безжалостно будут прижаты к борту машины. Потом мы узнали, что на этих дорогах действительно проходят раллийные соревнования.
Тем временем, часы показывали уже около 11 утра, всем хотелось съесть чего-нибудь.
Остановились у достаточно большого кафе, где нас радостно встретили. Объяснить, что мы хотим есть оказалось достаточно простым, а вот сказать, что конкретно – нет. Женщина говорила только на сербском, как назло почти вся предложенная еда имела название отличное от русского языка. Не знаю, может быть нам помогло бы меню на сербском, а может быть и нет… Вот с напитками все оказалось проще: сок он и в Сербии сок.
Попивая сок из голубики, ждали свой завтрак-сюрприз. Омлет? Сосиски? В итоге нам принесли горячий хлеб с местным сметано-сыром каймаком, салом и помидорками. Так мы покупали каймак почти к каждой трапезе на протяжении всего путешествия. Понравилось, как с нами пытались вести диалог до последнего, при этом весьма доброжелательно, дома бы послали уже давно. Пытались дать чаевых – не взяли, в итоге купили в этом на кафе на эти деньги еще вкусного сока.
Наш первый ночлег:
Координаты развилки, после которой нужно менее километра протопать пешком до Banjska stena: 43.945759,19.408764.
День второй. Марш-бросок в Македонию.
Утром второго дня нам предстояло преодолеть 550 километров до столицы Македонии – Скопье. Первая треть пути пролегала по небольшим дорогам с уже известными ограничениями скорости, оставшийся путь нужно было преодолеть по платной автостраде с ограничением 120 километров в час. Ехали по спидометру 130, по навигатору как раз 120 км/час, достаточно часто встречались автомобили без опознавательной раскраски, которые прикрывали мобильные радары. Перед Македонией небольшой участок снова становится двухполосным, вновь начинается холмистая местность. Границу прошли минут за 10, перед нами было 5 машин, никаких вопросов не задавали, просто взяли паспорта и документы на машину.
После границы остановились на македонской заправке, поменяли немного евро-денег на местные денары. Сам бензин везде оплачивали картой, нигде проблем с этим не было.
На Скопье у нас был лишь один вечер, который мы потратили на прогулку по не особо большому центру города с остановкой в одном из многочисленных кафе. С этого момента шутка про «мне нравится обменный курс в этой стране» из фильма «Евротур» (Eurotrip) произносилась очень часто. Мне кажется, что мы ни разу в Македонии не смогли наесть даже на 500 рублей (примерно 690 македонских денаров) за персону, хотя очень старались. По категории вкусная еда и цены безоговорочный лидер этого путешествия.
Скопье и наш хостел-апартаменты:
День третий. Из Скопье в Охрид.
На следующий день наш путь лежал к озеру Охрид. Решили поехать туда по дороге через национальный парк Маврово – красиво.
Весь остаток этого дня мы посвятили одноименному городу Охрид, где и остались жить 2 дня. Прогулялись по благоустроенной набережной, покатались по центру на велосипедах.
О велосипедах спою отдельную песню. Когда я бронировал апартаменты, то в Охриде в списке по мимо всего прочего значился бесплатный прокат велосипедов. Кататься мы любим, ставим галку. По приезду в город спрашиваю хозяйку, когда можно покататься на великах. «Ой, вас четверо, а у нас только два велосипеда, завтра все организуем» - ответила она. Не помню всех деталей, но через пол часа нам сообщили, что велосипеды будут таки сегодня: один возьмут у соседей, а вместо второго недостающего сын отдаст свой скутер(!). Повторюсь, абсолютно без-воз-мез-дно! В итоге от скутера мы отказались, но три велика с удовольствием взяли.
День четвертый. Охрид и все-все-все.
В свободный от больших переездов и смены апартаментов день мы посетили город Струга, расположенный в месте, где из озера Охрид вытекает река Дрим. Собственно, на город мы не пошли смотреть – нас где-то на час загипнотизировал мост, с которого в воду скинуты доски, образующие плотину, сквозь которую лишь в одном узком месте вытекало озеро. Потом мы увидели мелких рыбок, которые изо всех сил стараются вернуться из бурной речки обратно в спокойное озеро, вот откуда у них столько сил? Первый раз видел, как упорно рыба плывет против течения, по сути оставаясь на одном и том же месте. Особо сильные даже преодолевали 30-40 сантиметров, перепрыгивая с одного камня на другой.
Еще в этот день мы посетили «Музей на воде» (40.994775,20.798202), двигаясь по дороге 501 со стороны Охрида невозможно не заметить большую площадку-парковку с указателем.
Потом проехались по серпантинам парка Галичика в сторону озера Преспа за какую-то небольшую плату. Сверху открывается красивый вид на озеро Охрид, сами серпантины и остальные виды произвели на нас куда меньшее впечатление, чем дорога через парк Маврово и подступы к парку Тара в Сербии.
Очень хотелось посетить рекомендуемый на форуме ресторан «Македонска Кука» в Скопье (http://www.makedonskakuka.com) – не получилось. Зато мы его нашли на побережье Охрида - 41.076355,20.801687.
Все очень вкусно, дешево и красиво.
Можно сесть на крытой веранде, с которой открывается вид на озеро. Можно даже выйти, сделать пять шагов по галечному пляжу и вот она чистейшая водичка. Хотели даже искупаться после ужина, но к тому времени пошел мелкий дождь, солнышко спряталось Место очень удобное для купания: плавный вход в воду или прыжок с деревянного пирса.
День пятый. Назад в будущее... ммм... Сербию.
Из-за того, что нам не было дозволено заезжать на территорию Албании на сербской прокатной машине, путь наш лежал обратно в парк Тара к границе Боснии и Герцеговины. Там мы планировали остановиться на две ночи – посмотреть на озера, еще покататься по серпантинам и посетить горную железную дорогу Шарганская осьмица. Ее я решил включить в план, почитав отчеты на форуме, заодно пришлось посмотреть первый раз в жизни фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». Посмотрел, еще раз посмотрел с женой, посмотрел уже на месте в парке Тара с женой и друзьями. Фильм мне очень понравился, после него и ощущения от железнодорожного аттракциона другие. А уж как я был рад увидеть станцию «Голубичи». Еще вместе с женой радовались на конечной станции «О, смотри, эта та штуковина, из которой дети поливали Ядранку с венгром».
Наша ночевка в парке Тара, в радиусе нескольких километров людей наберется не более 20-30 наверное. Вот это я понимаю плотность заселения, не наше Подмосковье
Ни тебе магазинов, ни заправок (вернее она есть, но не работает), ничего - только природа и ты.
День седьмой.
В 7:00 я совершил открытие века...
В 7:30 совершил открытие второго века.
А еще через полтора часа открыл для себя новую страну.
Пора открывать для себя новую страну. С ней все было сложнее всего. Вернее, с планами на нее. Еще будучи в Хорватии на истринском побережье я подумывал над вариантами посмотреть на эту загадочную страну заодно с плитвицкими озерами, но ничего особо интересного не нашел в этой части Боснии. Потом были планы съездить в Дубровник и познакомиться с Боснией хотя бы в лице городка Неум, раз уж все равно транзитом в страну въезжать надо. В итоге из-за требования составить маршрут только по безвизовым странам, не заезжая на арендованной машине в Албанию, был проложен путь по южной горной части этого государства. Притом, по пути следования нам попались и Республика Сербская, и Босния, и Герцеговина в лице города Мостар.
Как же я недооценивал эту страну. Есть в ней что-то такое, что меня дико зацепило. Вроде бы такие же горы, такие же хорошие дороги, тоннели, озера. Очень понравилась столица Сараево. Нам уже немного приелись города, но этот заставил нас остановиться и пройтись пешочком по городу пару часов.
Вечер и ночь мы провели в городе Мостар с его знаменитым мостом, который был разрушен во время войны и заново восстановлен. Очень понравилось бродить по его «арабским» немногочисленным улочкам.
И еще немного про границы и полицию: за все путешествие нас один раз остановили после границы Сербия- БиГ, проверили документы на машину, водительское удостоверение, паспорт водителя и через пять минут отпустили. Граница Сербия – БиГ была пройдена минут за 5, были вторые в очереди. БиГ – Черногория – первые в очереди, все заняло пару минут. С границей Черногория – Сербия таже ситуация.
День восьмой. Едем в Черногорию.
Пора везти свои тушки к морю. На сегодня наш путь лежит через Требинье и Которский залив в Черногорский город Будва.
По пути заехали в Боснии в пещеру Vjetrenica (http://www.vjetrenica.ba, 42.846048,17.983454). Приехали мы где-то в 10:20, запуск туристов ожидался в 11 утра. Кроме нас никого не было, гид и билетер в одном лице сидела в кафешке неподалеку, спросила нас, не пещеру ли мы ищем и сообщила, сколько нам нужно подождать времени. Мы сказали «угу, спасибо» и пошли гулять, через пару минут она нас догнала и сказала «что вам тут ждать, вы вроде молодые и умные, давайте я вам дам снаряжение и сами погуляете там, с вами, увы, пойти не могу, вдруг к 11 туристы приедут».
Так мы и погуляли первый раз в жизни одни по пещере, а когда выходили, то увидели толпу туристов, которую строила наша экскурсовод. Гы-гы
Вообще, мы ее не планировали, но указатели на нее появились километров за 70 и мы решили, ну раз уж нам предлагают столько проехать, то, наверное, есть ради чего, все равно по пути было, только другой дорогой надо было ехать.
Одним из красивейших мест оказались подступы к границе БиГ с Черногорией, горы становились все выше и выше, очень красивые виды открываются на участке между КПП двух стран.
День девятый, десятый, пятидесятый. Черногория, в общем.
Итак, открываем в википедии страницу про Черногорию и читаем: "Согласно Конституции Черногории, республика является «экологичным государством»".
Понятненько, мы так и думали. Мы же не будем делать только приторные фотографии, покажем как есть:
В Черногории мы провели 6 дней, большую часть из которых посвятили разъездам по стране: Которский залив, Улцинь с черными пляжами и ресторанами на реке Ада у границы с Албанией, каньон реки Тара, парк Дурмитор, Пивское озеро.
Маршрут по парку Дурмитор выглядел следующим образом: въезжали со стороны Жабляка 43.140577,19.119446 , далее по извилистой дорожке 43.102362,19.03825 к красивому спуску к Пивскому озеру 43.168597,18.858283. Со стороны Жабляка проезжало несколько больших туристически автобусов, но они проезжают буквально 4-5 километров и разворачиваются обратно. Далее только самостоятельные путешественники на машинах, велосипедах и пешком.
Больше всего в Черногории впечатлил именно парк Дурмитор и дорога от Подгорицы в сторону городов Колашин, Мойковац и далее налево уже по каньону тары в сторону Жабляка.
Выезжаем из парка Дурмитор и вуаля! Пивское озеро собственной персоной:
Дорога от Подгорицы в Мойковац:
Ночная Будва:
Из пляжей понравился рекомендованный на форуме Plavi Horizonti (42.386008,18.682335). Небольшая бухточка, в центре которой находится песчаный пляж, часть которого утыкана зонтиками и шезлонгами. По бокам бухты камни с морскими ежами. Мы брали катамаран, уплывали от берега и там купались сами по себе.
Черный пляж в Улцине оказался, как и обещали, большим, но с мелким морем. Всем понравилось, а мне нет.
На обратном пути в Белград решили остановиться на ночь в городи Колашин в чудесных апартаментах на берегу мелкой горной речушки.
Город маленький и уютный, людей никого.
Зато зимой обещают толпы лыжников, в том числе и наших соотечественников.
Вообще, Черногория очень сильно контрастирует с Сербией, БиГ и Македонией – много русских, цены повыше, куча билбордов с рекламой недвижимости на русском языке. На побережье чувствуешь, что тебя как будто обманули, как будто самолет тебя привез в какой-то район России, хоть и очень ухоженный. Но стоит отъехать в горы, и ты видишь совершенно другую страну.
День четырнадцатый. Третий раз в Сербию.
В Сербию возвращались как к себе домой, по традиции прошу поставить третью за поездку сербскую печать компактно к остальным двум, пограничник улыбается, исполняет желание и со словами «до свидания» отпускает нас в сторону Белграда. Проехав немного, решили позавтракать. Нашли кафешку на берегу горной реки.
Удивил официант, который спросил «вам что-нибудь еще нужно, может быть Ви-Фи? У нас есть». В этих странах вообще очень добрый народ, нас это очень сильно ставило в ступор. Привыкли «дайте мне вот это», вариант ответа «Берите, фиг вам», а тут «Берите, вот еще вот это возьмите и вот это, могу ли я вам еще чем-то помочь». Даже единственный полицейский в БиГ, по началу казавшимся суровым, старался общаться так, что после этого не осталось ни грамма неприятного осадка. В Белграде, как только мы открыли карту, подошел паренек и предложил на английском объяснить, где мы находимся. Мы, конечно, такое встречали и у нас на Родине и в других странах. Мир не без добрых людей, но здесь их как-то чересчур много.
До следећег пута, Балкан!