Такая тема уже была здесь, но довольно давно.
Я ездила по Балканам в сентябре 2015 года. Решила описать только переезды-переходы границ для апдейта инфы.
Если модераторы сочтут нужным, перенесите тему в тот топик.
Мой примерный маршрут на карте:
Белград - Нови сад - Белград - Сараево - Мостар - Требинье - Тиват - Будва - Шкодра - Тирана - Подградец - Охрид - Скопье - Белград - Ужице - Белград
Цены в местной валюте привожу на момент моего путешествия (сентябрь 2015), цены в евро - на текущую дату (26 ноября 2015)
Прилетела в Белград ночью. Читала отзывы про аэропорт Белграда, что он чуть ли не закрывается на ночь и оттуда всех гоняют. Я спокойно проспала до первых утренних автобусов, никто меня не трогал.
Как все порядочные люди, пробыв в Белграде пару дней, я поехала в Нови Сад. Автобусы уходят с центральной автостанции (можно и поездом, но дольше вроде), автобусов очень много - утром чуть ли не каждые 20 минут. Брать билет выгоднее сразу в обе стороны, причем можно еще повыбирать перевозчика - у кого больше обратных рейсов (или у кого рейсы в нужное вам время). Я купила за 1180 динар (чуть меньше 10 евро) туда-обратно. Ехать полтора часа.
Далее мой путь лежал в Боснию.
Ночной автобус Белград - Сараево (Источино) стоил 2 530 динар (почти 21 евро). Автобус был полупустой. Все разместились на двойных сиденьях и мирно спали. На границе собрали паспорта - выдали паспорта. Никаких документов дополнительно не требовалось.
Теперь немного о волшебной автостанции Сараево-Источино. Эта автостанция далеко от центра города. Примерно там где остатки тоннеля. Мой автобус должен был приехать в 6 утра. Он приехал в 5:30. Внезапно на улице было +5 градусов (к чему я вообще не была готова, я то ехала в жаркие страны). Автостанция до 6 утра спит. Все закрыто. Люди вокруг грубо говорят ТАКСИ и больше ни одного слова на английском. Я знала, что есть некий троллейбус который идет в центр. Говорю мол где троллейбус пацаны. А мне в ответ - 6 километров идти и ТАКСИ!
Не ведитесь. До троллейбуса метров 200, просто его правда не видно (особенно в 5 утра когда еще темно и холодно). Так вот выходите из автостанции и идете вправо. И справа будет ОНО.
Также занимательно то, что на автостанции нет ни обменника ни банкомата. Соотвественно вы приходите в троллейбус без местных денег. На всех известных вам языках говорите водителю что ну нет у меня ваших марок. И грустные глаза конечно. И тогда вас пускают бесплатно.
Далее Сараево - Мостар. Самый феерический поезд на свете. Стоит 11 КМ (5.6 евро). Едет с потрясными видами. Ну, курят все. Но тоже прикольно на самом деле. Расписание не соотвествует ничему (на вокзале было одно, в интернете другое, в хостеле распечатано третье) - тогда он выезжал что-то типа в 7 утра. Маст си!!!
Билет покупала за день до отъезда, потому что просто оказалась рядом с вокзалом. В не особо туристический сезон думаю не проблема купить день в день.
Из Мостара мне нужно было перебраться в Черногорию. Я не была уверена, что получится всё сделать одни днем (получался перегон Сараево - Тиват с остановкой в Мостаре). К тому моменту я уже окончательно расслабилась и поняла, что невозможно что-либо планировать с балканским транспортом. Я действовала по обстоятельствам: приехала в Мостар, пошла сразу узнала, во сколько можно уехать в Требинье, купила билет на автобус за 21 КМ (10,7 евро), оставила рюкзак и пошла гулять. Замечательно, что почти везде автостанция совпадает с жд станцией.
Почему надо было ехать до Требинье? Потому что у меня не было шенгена\хорватской визы. Все автобусы в Черногорию идут через Дубровник.
Требинье-Тиват
По дороге в Требинье я в автобусике познакомилась с девочкой из Германии, которая тоже хотела попасть в Черногрию и тоже не знала, как именно. Мы даже думали каучсерфинг замутить в Херцег-Нови, чтоб не в ночи шарахаться по Требинье. Или автостопом попробовать через границу перебраься...Ну, в общем, мы опять решили действовать по обстоятельствам. Приехали на автостанцию в Требинье, и - о чудо - буквально через полчаса автобус в Херцег-Нови. И тут же девочка-кассир говорит нам - а может вы на таксо? А мы ж бекпекеры. Но она назвала цену, которая нам понравилась: 10 евро за машину. В ходе поездки мы с таксистом на русском языке договорились что за 20 евро он довезет нас прямо до хостела в Тивате. И тут мы наконец увидели море - пусть с парома и уже в темноте, но это было оно.
На границе кстати не потребовалось ничего, кроме паспорта и улыбки.
Тиват - Будва
расписание автобусов в интернете не соответствует ничему. Стоит 4 евро с багажом. Ехать мало.
Будва - Шкодер
В Албанию я решила ехать с визаранщиками, чтоб не мучаться. Просто на такси, которое мне подыскал мой хост в Будве через группу на фейсбуке (если надо, дам ссылку). 20 евро. Дорога не для слабых, девочку-визаранщицу тошнило, много останавливались из-за этого. Зато вдоль морька
В Черногории меня запугали и я сделала регистрацию. На границе с Албанией не поставили никаких штампов, что меня смутило, но все ок. Просто не ставят короче :/
Шкодер - Тирана
Вот тут начинается полный пц. Если вы читали что-то о том, что в Албании всё очень сложно с транспортом - ТАК И ЕСТЬ.
Нет никакой автостанции. Нет никаких указателей. Надо просто найти нужное место, прийти туда и ждать, когда появится ОНО. На картах в приложении maps.me это место обозначено просто автобусной остановкой (она там есть), которая называется Тирана. На деле - никаких знаков. Площадь Демократии (круговое движение), ориентир - здание Радио Шкодра. Проще спросить. Автобус до Тираны стоит 300 лек, микроавтобус 400 лек (3 евро). Цена смешная, не экономьте. Расписания нет, уезжают по мере наполнения.
Из Тираны мне нужно было добраться в македонский Охрид. Я останавливалась в Тиране у каучсерферов и спросила их как бы мне это провернуть. Они сказали- ноу проблем, легче всего купить в турагентства билет и ехать. ну, ладно, думаю, так и сделаем. Вечером перед предполагаемым отъездом идем в агентство, а у них закончился туристический сезон и утренние автобусы отменили, остался только вечерний (в 7 что ли вечера), который в Охриде будет очень поздно, что меня совсем не устраивало.
У меня был план Б, которым я не планировала пользоваться: мне рассказывали (тут есть отчет) о том, как перейти границу Албания-Македония пешком.
Ну, в общем пришлось.
Всё очень просто, даже для девочки в одиночном бою.
Едем до города Подградец. И тут задачка со звездочкой: в Тиране тоже нет автостанции! Автобусы в разные части страны уходят из разных мест в городе. Нужно просто (хаха) знать, откуда именно. К сожалению, у меня не сохранилась метка на карте, спрашивайте у людей на месте. Это не край географии, где-то более-менее близко к центру города (я дошла пешком туда). Так вот. Там садимся в микроавтобус до городка Подградец - 500 лек (3.6 евро). Это уже озеро Охрид, просто с албанской стороны.
Выходим на автостанции Подградца, спускаемся к озеру, там будет прямая дорога до границы - я застопила какую-то пару, они меня подкинули прямо до албанского пункта. Переходим границу. Никаких документов кроме паспорта не нужно.
Проходим небольшую ничейную зону и привет Македония :)
Там мы с парой пенсионеров пытались дождаться автобуса, который вроде стоит что-то типа 100-120 денар (1.6-2 евро), но не дождались и запоролись в таксо. По-моему таксист с них взял также как автобус, а с меня как с туристки без македонских денег - оставшиейся 500 лек (3.6 евро) - я не очень расстроилась, т.к. леки мне было уже некуда девать, а меня довезли прямо до хостела.
Охрид - Скопье
Автобусов довольно много (2 компании ездят), цены чуть чуть различаются. Я ехала delfina tours.
Расписание на тот момент:
Охрид - Скопье - 5:00, 7:15, 16:30, 18:00, 20:30
Скопье - Охрид - 5:30, 7:00, 9:00, 14:45, 16:00
Цена 450 денар (7.3 евро)
Скопье - Белград
Расписание лучше брать на месте. я купила билет и уехала через час. 1260 денар (20.5 евро). Автобус хороший, вроде даже с вайфаем.
Вернувшись в Сербию, я переждала совсем плохую погоду в Белграде, а потом подалась в Ужице.
Автобусов полно. Я уехала в Ужице за 1190 динар (10 евро), обратно за 950 динар (8 евро).
В хостеле Ужице договорилась на shared taxi до Мечавника (чтобы посмотреть деревню Кустурицы и покататься на поезде). 500 динар (4 евро) в одну сторону, ездит постоянно. Автобус сопоставим, только придется подстраиваться под расписание, а тут еще и доставка прямо до дверей деревни.
Вход в деревню Кустурицы - 250 динар (2 евро)
Поездка на паравозике - 600 динар (5 евро)
Паровозик милый, но после Мостара особенно не впечатляет. Деревня меня не впечатлила вообще.
А потом я поехала из Белграда в Будапешт. Автобус стоит 3035 динар (25 евро). Он ночной и идет до Вены через Будапешт. Так вот, я проспала и доехала до Вены. В 6 утра выхожу и смотрю на свои карты в телефоне - думаю, что то тут не то. И надписи какие-то все немецкие... Пришлось потратить еще 22 евро на обратный путь в Будапешт, благо автобус был через час.
Лайфхак: хочешь добраться из Белграда до Вены - купи билет до Будапешт и сэкономь ;))
Вроде всё :)
Удачных путешествий!