Съездив перед новым годом по маршруту Шарм-эль-Шейх – Иерусалим – Мертвое Море – Петра – Шарм-эль-Шейх решил написать небольшой отчет о проделанном путешествии. Надеюсь, мой отчет будет полезен тем, кто планирует осуществить аналогичное путешествие в будущем, как были полезны отчеты (и ответы на вопросы), найденные и полученные мною здесь при подготовке данной поездки. Состав участников: 2 человека – М+Ж
Курсы валют на момент поездки:
1 USD = 5,7 EGP (египетских фунта)
1 USD = 3,5 ILS (израильских шекеля)
1 USD = 0,69 JOD (иорданских динара)
Данное путешествие было осуществлено с 26-го по 30-ое декабря, начальной и конечной точкой был Шарм-эль-Шейх, куда еще в ноябре был куплен тур (не кидайте камнями). Сроки были обусловлены тем, что я не планировал приехать в Иерусалим на Рождество, полагая, что там будет много народу, но также и не планировал встретить новый год, где-нибудь типа Вади Мусы или Табы. Погода во время всего путешествия была близка к идеальной для экскурсий – в Иерусалиме было солнечно и сухо, около +24, в Петре было пасмурно (к сожалению) и около +17. Поскольку не было ни холода, ни изнуряющей жары, ни дождей считаю, что с погодой нам повезло.
Итак, утром 26-го декабря я ловил такси от своего отеля с надеждой доехать до автобусной станции и уехать на 8-ми часовом автобусе в Табу. Моя гостиница располагалась недалеко от аэропорта и, следовательно, находилась на приличном удалении от Наамы и старого города. Таксист-араб, оказался подлой скотиной, и начальная цена в 20 фунтов через пару километров пути, где-то в пустыне, трансформировалась в 20 долларов. В итоге несколько минут пререканий, споров и криков, типа – бас стэйшн, твенти паундс. Понимая, что я уже опаздываю на автобус, соглашаюсь на 40 фунтов и ровно в 8:01 нас привозят к непонятному зданию, которое, как нас уверяют и является «бас стейшн». Отсутствие каких либо вывесок, указателей, расписаний, а также, стоящих автобусов слегка насторожило. Расплатившись с таксистом, и поговорив с арабом, который сидел внутри, я узнаю, что оказывается это всё-таки автобусная станция, но автобусы из нее идут только до Каира. А автобус до Табы идет из с другой автобусной станции, которая расположена в другом месте. Переплевавшись и с изрядно испорченным настроением я поймал другое такси и за 20 фунтов мы добрались таки до пункта назначения. Та автобусная станция, которая нужна, находится недалеко от большой коричневой мечети с двумя минаретами.
В расписании автобуса на 8 часов не было, но в отчетах других людей он упоминался.
автобусная станция Шарм-эль-Шейха
Билет до Табы
Расписание автобусов
Так или иначе, я приобрел два билета до Табы на 9-часовой автобус по 30 фунтов за штуку. Как не странно почти ровно в 9:00 автобус тронулся, хотя я был готов к задержкам, о которых был начитан на форуме.
Наш автобус - "мы летим пока с нами Аллах"
Дорога до Табы это примерно 220 километров пути, с заездом в Дахаб и Нувейбу, а также 5 (пять!) полицейских кордонов на пути следования. На каждом кордоне в автобус входил чувак в гражданском с пистолетом засунутым за ремень джинсов и проверял документы у всех пассажиров. К иностранцам-туристам вопросов никогда не возникало, чего не скажешь о египтянах. Их расспрашивали о чем то на арабском, у них забирали какие-то карточки, похожие на наши водительские права, уходили с ними минут на 15-20. Некоторых ссадили вместе с вещами. В итоге путь до Табы занял более 4 часов и на границе я был где-то около половины второго. Водитель автобуса, высадив всех местных, собрал по 5 футов с человека и довез европейцев от автобусной станции до границы, хотя, в принципе данное расстояние можно преодолеть пешком минут за 5-10. Таба представляет из себя жуткую дыру, и честно говоря, выйдя за пределы отеля (которых там не больше 10 штук), делать там просто нечего.
Таба
На границе все были предельно любезны, улыбались, желали приятного пути, и поздравляли с Рождеством и Новым Годом. Заплатив какой-то непонятный сбор в размере 2-ух фунтов с человека и заполнив выездные карточки, мы получили штампы о выезде из Египта.
сбор в два фунта
Таможня Табы
Пройдя метров 100-200 по нейтральной территории без захода в дьюти фри, оказаваемся около израильской границы. Очереди не было, и быстро пройдя рамку-металлоискатель и «просветив» вещи мы уже стояли перед девушкой-таможенницей, которая на русском языке расспрашивала нас, куда мы едем, на сколько дней, и где будем ночевать.
Перед поездкой, я читал, что на израильской границе сильно шмонают, перерывают вещи, утомляют длинными расспросами – ничего такого не видел. Возможно, мне повезло, возможно, просто выгляжу неподозрительно.
Ответив на все вопросы, которые оказались ничуть не страшней, чем на финской границе, я получил в паспорт штамп, который сильно осложнит (если не сделает невозможным) посещение таких стран как Сирия, Ливан, Йемен и проч. Ну да и хрен с ним, через 3 года паспорт менять.
На Израильской стороне границы
Шекели
Обменника на другой стороне границе я не нашел, может плохо искал, поэтому обратился с вопросом где можно поменять доллары на шекели к милой старушке, которая торговала чем-то в соседнем киоске. Получив от бабушки 700 шекелей за 200 долларов (кстати в Эйлате курс в некоторых обменниках был даже хуже – 3,49), я поинтересовался у таксиста сколько будет стоить доехать до автобусной станции Эйлата. Озвученная цена в 40 шекелей меня не устроила и мы стали ждать автобус номер 15, который курсирует как раз от погранперехода. Через 5 минут мы купили два билета у водителя по 7,40 шекелей каждый и принялись разглядывать израильский берег Красного моря через окно. Контраст с Египтом очень силен. Гораздо чище, нет мусора, пустых бутылок, фантиков и оберток разбросанных вдоль дорог. В общем почти Европа.
В порту стоит неимоверное количество новых машин, которых, видимо, привозят морем откуда то из Японии.
На автобусной станции мы были в 15:00, где за 73 шекеля с носа были приобретены билеты до Иерусалима на последний автобус №444 в 17:00 (на предпоследний в 14:15 мы не успели). Перекусив в небольшой забегаловке, я был неприятно удивлен израильскими ценами. Они ни в чем не уступали европейским.
Дальше был небольшой променад до общественного пляжа, разглядывание различных местных сувениров и бесцельное ничегонеделание с целью скоротать время.
Автобусная станция Эйлата
От Эйлата до Иерусалима 330 км, водила автобуса по темноте и местами по горному серпантину преодолел это расстояние за 4,5 часа. Иногда мы останавливались в каких то богом забытых местах и подсаживали/ссаживали израильских солдат, которые вместе со своими автоматами куда то выходили и исчезали в темноте.
Четвертая за один день автобусная станция – на этот раз в Иерусалиме. Охрана на входе, металлоискатели и проверка сумок – все серьезно.
Разузнав как добраться до центра города (для этого нужно выйти из автобусной станции и перейти через дорогу) мы принялись ждать очередной автобус. До Яффских ворот ходит автобус №20, цена 6,40 шекелей. Сразу за Яффскими воротами расположен инфоцентр, который на мое удивление в начале одиннадцатого вечера еще работал. Сразу купил билеты на ночное шоу в Цитадели и на прогулку по стенам на следующий день. Кстати, по ISIC можно получить небольшую скидку и сэкономить 5-10 шекелей с билета. Любезная девушка по имени Гал, поинтересовалась в котором часу я бы хотел посетить ночное шоу – в 8 или в 9. Выбрав 9-часовой вариант я с заветными билетами отправился вселяться в отель.
Наш отель располагался на Масленичной горе, соответственно нам нужно было пересечь весь город с запада на восток и потом еще подняться вверх. Пройдя примерно полпути, на входе в мусульманский квартал нас ждал сюрприз – пройти через мусульманский квартал в данный момент нельзя – арабы не пускают. Нужно выйти через Дамасские ворота и обогнуть полгорода вокруг крепостных стен. Поплутав по пустынным улочкам и закоулочкам мы нашли таки ворота, обошли городские стены, влезли в гору и уже в 11 часов вечера, усталые, но все в предвкушении завтрашнего дня, вселялись в Jerusalem Panorama Hotel.
В принципе, ничего хорошего о данном отеле сказать не могу – расположен неудачно (от старого города отделен большой долиной), завтрак отстой – есть вообще ничего, а номер мог бы быть и получше. Стоит данное удовольствие 150 долларов за две ночи в дабле.
За эти деньги вы получаете вот такой вид с шестого этажа (из столовой):
Следующий день был посвящен Иерусалиму.
Панорама Иерусалима
В принципе, на форуме есть прекрасный отчет – Иерусалим за 3 дня с претензией на путеводитель . Добавить что-то большее, наверное, вряд ли получится, поэтому остановлюсь лишь на некоторых аспектах, и посещенных местах. Мы посетили Церковь Всех Наций с Гефсиманским садом, Стену Плача, она же Западная Стена, прогулялись по еврейскому, а затем по мусульманскому кварталу. На храмовую гору немусульман пускают с 7 до 10 утра, и с 12:30 до 13:30 всего через одни ворота, справа от Стены Плача (рентген, просветив сумку, обнаружил в ней свечки, а их проносить внутрь нельзя – пришлось выложить). В мечети Купол над Скалой и аль Акса не пускают вообще. Поднялись на городские стены около Яффских ворот и прошли по северной части. Затем виа Долороса, с остановками крестного пути, христианский квартал с Храмом Гроба Господня, беглый осмотр армянского квартала, посещение Дормициона, и, наконец, отдых. Иерусалим оставил странное впечатление – огромный рынок, с храмами, мечетями и синагогами внутри. Некоторые люди напоминают религиозных фанатиков. Город поделен на кварталы по религиозному принципу. Мусульманский квартал местами обмотан колючей проволокой, стоят металлоискатели.
Аутентичые евреи
Третья по значимости для мусульман мечеть - Купол над скалой
Внутри Храма Гроба Господня
Голгофа
Как я уже писал, я купил билеты на ночное свето-звуковое шоу в Цитадели на 21:00 и без двадцати девять уже дергал ручки входных ворот. Из-за стен Цитадели доносилась музыка и, как понял я, восьмичасовое шоу еще не окончилось. Зайдя в инфоцентр (он располагается рядом), я поинтересовался, как я могу попасть внутрь Цитадели. Сотрудник инфоцентра стал объяснять алгоритм моих действий, затем он взглянул на мои билеты и спросил, правда ли, что я иду на шоу сегодня. Я сказал ну да, конечно – вчера у вас же купил билеты. На что получил совершенно убивший меня ответ – паренек заявил, что девушка, продавшая мне вчера билеты, ошиблась и девятичасового шоу сегодня не будет. Сказать, что я был разочарован, значит ничего не сказать. Парень позвонил этой девушке, позвонил в Цитадель, но результат остался неизменным. Шоу отменено по неизвестным причинам, и таких как я всего 12 человек. Кто-то из них перебронировал на восемь часов, кто-то перенес посещение на следующий день. По ходу так круто обломались мы одни. Получив назад деньги за билеты, и накатав в книге жалоб гневный отзыв о них самих и их сраном сервисе я в расстроенных чувствах поплелся через весь город в свой отель. Поездка в Иерусалим оказалась смазанной.
То что я пропустил
Еще один минус отеля – это его транспортная изолированность. Автобусов рядом нет, а до ближайшей остановки пилить и пилить. В итоге поехал утром на такси. Цена за 20-минутную поездку – 50 шекелей. В этот день мы планировали посетить курорт Эйн Бокек на Мертвом Море, добраться до Эйлата, перейти израильско-иорданскую границу, доехать до Вади Мусы и найти там какой-нибудь недорогой отель.
Уже в 6-30 на автобусной станции я пытался выяснить, как можно купить билеты до Эйн Бокека, а оттуда до Эйлата. Оказалось это можно сделать следующим образом:
Всё тот же автобус №444 отправляется в 7 утра из Иерусалима в Эйлат, проезжая через Масаду и Эйн Бокек. Следующий автобус отходит уже в 10. Доехав первую часть пути на первом автобусе, вторую часть можно было проделать на втором.
Купив билет за 49 шекелей Иерусалим-Эйн Бокек и за 63 Эйн Бокек-Эйлат мы позавтракали в кафешке и пошли к платформе 22, откуда должен был отправляться наш автобус. Водитель сначала сажал тех, кто ехал до Эйлата и у кого был билет с местом (такая зеленая бумажка с номером маршрута, местом в автобусе, и временем), а затем, всех остальных (у кого было что то типа талончиков, наподобие таких, которые дают контроллеры в нашем общественном транспорте), которые ехали до Масады или Эйн Бокека. На первую половину маршрута у нас были именно такие талончики, а на вторую полноценные билеты (позже это сослужит нам хорошую службу).
Слава богу, места в автобусе хватило всем, и мы тронулись точно по расписанию. Через полтора часа мы вышли в Эйн Бокеке и у нас было примерно 3 часа до прихода следующего автобуса до Эйлата.
Метрах в трехстах от остановки есть вход на пляж отеля Ле Меридиен, на котором мы и расположились. Лежаки есть, душ тоже. Также в наличие Мертвое Море, с дном покрытым слоем соли и водой с маслянистыми разводами, на которой можно лежать и читать книгу
Отель Ле Меридиен
Мертвое море - концентрация соли - 26%
гоу ин пис
При входе на пляж есть надпись, о том что, пляж предназначен только для постояльцев отеля, однако нас никто не трогал.
Наплававшись и поудивлявшись НАСТОЛЬКО соленой воде (Красное море нервно курит в стороне) мы прогулялись по городу (он очень маленький), и отправились дожидаться своего автобуса, который должен был придти в 11:25. Он опоздал минут на двадцать и внутри него не было ни одного свободного места. Люди ехали даже сидя или стоя в проходе. Кое как пробравшись к нашим местам и тыча в лицо билетами с указанием номера места мы согнали каких то двух американцев и расположившись в тесноте, но не в обиде провели следующие три часа по пути в Эйлат. Чтобы добраться до иорданской границы необходимо либо брать такси, либо идти пешком. Я предпочел первый вариант и за 30 шекелей через десять минут уже стоял в очереди на уплату сбора за выезд из Израиля. Сбор 98,5 шекелей. Грабеж. Среди бела дня. Курс в обменнике на границе плохой, так что лучше иметь шекели заранее. Пока стояли в очередях на уплату сбора и на прохождение таможенного контроля разговорились с двумя итальянцами, которые тоже ехали в Вади Мусу. Договорившись объединится вместе с целью разделения стоимости такси мы пересекли границу Хашемитского Королевства Иордания.
На выходе из Израиля
Вход в Хашемитское Королевство Иордания
Отношения иорданцев на границе крайне доброжелательное, нашим погранцам стоит поучиться у арабов. Бесплатная виза, въездной штамп и мы в Иордании. Обмен долларов на динары по курсу 0,68, в Вади Мусе был 0,69. Кстати – как мне показалось выгоднее ехать именно с долларами, так как евро обменивают по курсу 0,87-0,89, и, только английские фунты стерлингов меняют один к одному на динары. Цена на такси до Акабы фиксированная – 6 динар с машины. До Вади Мусы заряжали 60. Торговались неохотно. Поехали совместно с итальянцами на такси в Акабу, по пути договорились с водителем на 45 динар до конечного пункта назначения. Сменив машину в Акабе мы отправились в Вади Мусу. Ехать около 130 километров – примерно два часа сначала по хорошей большой трассе, в конце километров 20-30 по горной дороге.
В Вади Мусе многие гостиницы были full booked, поэтому выбирать особенно не приходилось. Остановились в одном отельчике за 30 евро за ночь за дабл, с включенным завтраком и с утренним трансфером до Петры. По крайней мере в нем был кондиционер, работающий на отопление и горячая вода.
Небольшое но, о котором я даже не подозревал – в Вади Мусе не продаётся алкоголь. Вернее он есть, но не в магазинах, а в крупных отелях. Так что если хотите выпить вечером кружечку-другую пива приготовьтесь отдать по 5 динар за банку.
Следующий день был посвящен Петре. Петра прекрасна.
Вид на Казну
Местные аборигены
Аттракцион для самых отчаянных
Панорама монастыря
Монастырь
Абориген на своем транспортном средстве
Некоторые места – это прямо какие то марсианские пейзажи.
...последний взгляд...
За день с восьми до половины пятого обошли практически всё, хотя конечно ноги вечером гудели. Такси от Петры до гостиницы можно поймать за 1 динар, надо лишь отойти чутка от выхода, где все просят 5. Таксист, который вез нас в отель, согласился на предложенную цену до границы – 30 динар.
Ночная Вади Муса
Попутчиков на утро найти не удалось, поэтому пришлось ехать вдвоем. Выехав в 7 утра, в 9 уже были на границе. Опять не обошлось без смены машины после первых 3-5 километров пути. Это что национальная иорданская традиция? Кстати в этот день в Петре был дождь и местами туман.
Пустая иорданская граница, сбор 8 динар с человека, получение выездных штампов и вот он опять – Израиль. Опять заполнение карточки на въезд, небольшая очередь из американцев и поляков, практически полное отсутствие вопросов и проверок. Отложив 200 шекелей на два выездных сбора и собрав из кармана всю израильскую мелочь коей набралось на 48 шекелей подходим к таксистам. Изначальная цена в 65 шекелей и предложение поехать по счетчику не устраивает. Убедив таксиста, что это всё что у меня есть и больше ничего я заплатить не могу – едем от границы до границы. На границе никого, платим выездной грабеж, получаем выездной штамп, заходим в дьюти фри, покупаем пару банок пива и идем в Египет. Там нам ставят так называемый Синай пермит – виза с которой ты можешь находиться на побережье Красного моря от Табы до Шарм-эль-Шейха в течение 14 дней. Поехать в Каир или Луксор с ней не удастся.
Тут же на границе мне сообщают, что автобусов из Табы в Шарм-эль-Шейх всего два. Первый уже ушел в 9 утра, второй будет только в три часа дня. Поэтому можно поехать на такси «всего» за 80 долларов. Отказываемся и едем 500 метров до автобусной станции за 10 фунтов. На границе стоит информационный щит – все кто едет вглубь территории Египта более чем на один километр - должен заплатить сбор 75 фунтов. Какой дьявол придумал все эти сборы? Автобуса ждать 4 с лишним часа, поэтому идем гулять. Погуляв по Табе, я искренне удивился, что сюда кто-то приезжает. Неужели кто-то проводит отпуск безвылазно сидя в отеле? Никаких развлечений в Табе мною замечено не было. Кафешки настолько стремные, что есть в них я бы не стал, наверное, даже умирая от голода.
Расписание из Табы
Прошлявшись примерно минут сорок, мы возвращаемся на автобусную станцию. Некоторое время спустя подходит какой-то араб и начинает уговаривать поехать на такси за 60 долларов. Отказываемся и цена сразу же опускается до 50. Говорим, что дорого и, что нам нужны попутчики, чтобы разделить расходы. Попутчиков нет, равно как нет и желания провести следующие 3 часа в ожидании автобуса, а потом 4 часа в дороге. В итоге сторговавшись на 30 долларов или 170 египетских фунтов идем к такси. Такси стоит уже за будкой в которой происходит оплата сбора в 75 фунтов с человека. После оплаты сбора выдается вот такая бумажка:
Штампы в паспорте и чек за уплату сбора
Таксист местами ехал 180, параллельно набирая смски на телефоне и иногда кому то звоня. За день до этого на Синае прошел сильный ливень и дорога в районе Нувейбы была перекрыта полицией. Как мы поняли, впереди что то размыло, и нужно ехать в объезд через город. Одна из центральных улиц Нувейбы выглядит вот так:
Местные козлы
Через 2 часа 40 минут мы уже входили в свой отель. Поездка в Израиль и Иорданию закончилась. На следующий день предстояло встречать Новый год. Но это уже другая история...