MAYBE «На несколько долларов больше»
Зная, что на форуме традиционно последуют обвинения в патологической жадности (бюджетно, фи), спешу оправдаться.
Поездка в Египет получилась неожиданно для меня самого – дешевый билет, белое пятно на моей карте, больничный лист с оговоренной датой закрытия.
Главная же поездка года планировалась на Новый год (2008) – морской круиз на Багамы, и по деньгам все это выходило очень не слабо. Прайс адекватный, но легко прикинуть, что авиабилет в конце декабря в Нью-Йорк, сам круиз на лайнере NGL с подлинниками импрессионистов на рецепшен, с подушками на диванах, обтянутых шкурой зебры и театрально-концертным залом…. большем, чем любой московский театр (кроме МХАТа, разумеется) – это все равно разорительное мероприятие. Да и сами Багамы, где маршрутка с носа 4$, салат из конка, приготовленный в антисанитарных условиях под мостом на рыбном рынке – 9$, а тикет-минимум в «Атлантис» стоит 35$ - это не Лаос. (По правде сказать и в ЮВА ценник начинает портиться. Кстати при возвращении из Лаоса, июнь 2008г., в Чиангмае обнаружил костариканский брэнд «канопи-тур». Здесь он называется «полет гиббонов» и стоит от 2000 бат и выше, т.е. цена вполне сопоставима с костариканским прайсом, заточенным под богатых американцев.)
Но здесь речь не о Багамах, тем более, что нормальный awdпутешественник из-за визовых заморочек и отсутствия большой концентрации достопримечательностей на Багамы не отправится, а конка сожрет в Доминикане.
Речь идет всего лишь об оправданиях – почему в Египте пришлось экономить.
1) Чартер Москва-Хургада-Москва, середина ноября - 250$. Бархатный сезон – нормальная цена. Никаких тебе «хамсинов», жары, дождей, температура воды идеальная. Несколькими неделями позже в Турдоме это билет стоил 120$.
2) Иммиграционная карта.
Количество одновременно прилетевших бортов велико, очередь на выход час-полтора, в такой толчее невозможно не получить каким-то образом чистый бланк. В крайнем случае с десяток слегка испорченных карточек валяется на столах – синяя паста на них перекрывается черным фломастером.
3) Обмен 1$ - 5,5 L.E. (фунтов).
Курс практически везде одинаков, но в аэропорту не дадут мелких купюр, что важно.
4) В русскоязычных путеводителях карты-схемы слабенькие. В аэропорту, на вокзалах (или рядом) карты изыскиваются легко (free).
5) Из аэропорта Хургады до автовокзала «Эль-Гуна» - 5$ на такси. Обязательно уточнить: «бас стейшен ту кайро». Стоны водителя пресекаются легко – я не понимаю по-английски. Сумка должна быть не в багажнике, а рядом – на заднем сиденье. Вышел, только тогда заплатил.
6) Автобус Хургада – Каир, 8 часов, 70 фунтов (I класс) – VIP-класс хуже. В ночь рейсов много. В автобусе очень холодно.
7)Рано утром прибытие в Каир. С сумкой на пирамиды – не очень удобно, поэтому полчаса на поиски отеля. (Мальчикам в этой поезде на неделю можно взять лишь смену белья, плавки, зубную щетку – с плеча такую сумку можно не снимать вообще). С аборигенами легко объяснятся картинками. В путеводителе фото каирского музея – он в прямой видимости, покажут. От его торца, перейдя широкую улицу, углубляетесь в жилые кварталы. Гестхаузов, которые называют себя отелями, много. Похоже на Коолун, потому что сам гест на верхних этажах, но здесь тебе не дадут четыре ключа от подъезда, лифта, коридора и комнаты. Прайс 80-100 L.E., В номере кондиционер, душ, туалет. Завтрак включен. Почему-то убогий континентальный завтрак в Европе – это нормально, а в странах третьего мира нечто подобное всегда вызывает нарекания. Из-за сервировки, наверное.
Да, при торге 5 фунтов скинут всегда, а то 10 фунтов, - предварительно номер надо посмотреть.
Чек-ин в 12-00, вы прибыли раньше, поэтому втолковывайте стаффу, что только резервируете номер и оставляете багаж на рецепшен. Вас могут захотеть не понять, поэтому оплату за сутки следует производить сразу же.
8) Возвращаетесь точно на то же место, где сошли с автобуса. Отель «Рамзес-Хилтон», главный вход, 20 метров напротив через ограждение десятка два маршруток. Показываете картинку с пирамидами, говорите «Гиза!».
Нужная маршрутка утром ходит через каждые 15-20 минут, возможно придется подождать. Проезд - 1 фунт. Садитесь рядом с водителем, платите 2 фунта и на пальцах объясняете ему, что два места справа от него Ваши. На такси утром уехать на пирамиды нереально, т.к. Гиза спальный район и обратно в центр таксист будет ехать по пробкам больше часа. Финиш где-то через 30 минут. Маршрутка не доезжает до пирамид около километра, но кажется, что они рядом. Платите водителю еще 5 фунтов, и этот «почти километр» он везет Вас в пустой маршрутке, но не до шлагбаума – все-таки придется немного в горку пройтись.
В информейшен берете (free) складной буклет по Каиру. Удобно, размер чуть больше сигаретной пачки, главное - схема метро.
На все пирамиды максимум три часа. Второй вход-выход около Сфинкса. От него метров четыреста до оживленной улицы. Переходите ее - остановка автобуса. Спрашиваете: Гиза метро стейшен ?. Цена та же – 1фунт. От станции метро «ГИЗА» до станции «АНВАР САДАТ» - 6 остановок. Экономия времени большая, т.к. пробки в центр еще не рассосались. Метро – 1 фунт. После 13-00 каирский музей без очереди.
9) Вечером – исламский Каир. Рынок ан-аль-Халили. Стамбульский Гранд-базар, дамасский базар, разные сукки в мединах – в принципе, тоже самое, но здесь масштабы другие. Рекомендации – кофейня Фишави, несколько интересных мечетей. Оптимум-трансфер: от станции метро «Атаба» двадцать минут пешком, т.к. все равно на такси близко не подъедешь – столпотворение. В кофейне был занятный контакт со студентом из Алабамы, который рисовал мне на салфетке карту США и отмечал, где там его родной штат. Свое скверное знание географии американцы автоматически переносят на других.
10) В этот же вечер желательно купить билет в Луксор на завтра -75 фунтов, отправление в 22-00. Вокзал –станция метро «Хосни-Мубарэк».
11) Второй день в Каире – ранний подъем, собранный багаж остается на рецепшен до вечера (free). На метро (остановка Mar Girgis) добираетесь до старого (христианского) Каира. Опять же смотри путеводитель. Рекомендации – рядом самая старая мечеть Каира – близнец Кайруанской мечети.
12) К 11-00 должно быть на станции метро «Мухаммед Фарид». Пешком 10 минут – музей Абдин. Выйдете к фасаду с государственным флагом и монументальной оградой. Чтобы попасть в музей, надо зайти с тыльной стороны. Для мальчиков посещение музея обязательно. ИМХО лучшая в мире коллекция холодного и огнестрельного оружия. Все, что только можно измыслить в этой области, представлено здесь. Ну, например, револьвер с восемью барабанами. Или пистолет, стреляющий одновременно, скажем так, на север, запад и восток. И, конечно, царский меч с драгоценными каменьями, изъятый у дома Романовых то ли большевиками, то ли беляками и проданный на аукционе.
13) Выходите из музея и за 5 фунтов (торг) берете такси до Цитадели. Таксист почти наверняка привезет к закрытому северо-западному входу (просто так ближе). Идти отсюда пешком к юго-восточному входу далеко – цитадель огромна. Еще платите таксисту 5 фунтов. (Сначала договариваться за 10 фунтов бесполезно – все равно привезет не туда) Осмотр Цитадели – часа три. Рекомендации – лучший вид на Каир, тем более, что Каирская башня закрыта на ремонт.
В запасе будет часов 5-ь до поезда – погулять по набережным Нила и забрать из отеля сумку. На вокзале поезд отойдет (скорее всего) от восьмой платформы (через подземный переход на нее следует выйти). Кресла большие, как в самолетном бизнес-классе, но обшарпанные. В купе шесть кресел. Кондиционер регулируется пассажирами, а не централизованно.
14) Утром около семи прибытие на поезде в Луксор. Встать спиной к вокзалу – впереди, в конце улицы мечеть, до нее пешком десять минут. Клумба с круговым движением – Вам в право 100 метров по небольшой улице с односторонним движением. Первый рекомендованный в сети гестхауз (вид с крыши и славная компания) называется «Нефертити». Дальше, по этой же улице до угла и направо будет еще штук пять гестов.
50 фунтов с завтраком, соотношение цены и качества как на Каосан-роуд (в Египте еще и завтрак дают).
Вначале посещение Луксорского храма. Он рядом, утром народу мало. Затем минут сорок пешком вдоль набережной (отличная прогулка с видом на пришвартовавшиеся теплоходы) до Карнакского храма. Извозчики в Луксоре наглые, поэтому прогулку на лошадке отложите до Асуана…
Упаси Бог присоединится к какой-либо русскоязычной группе с египетским экскурсоводом: картуш, обойдите вокруг скарабея, у Рамзеса была жена жена Нефертари. Остальное ублюдочные шутки – прибаутки.
В небольшом музее мумификации всего одна человеческая мумия.
В маршрутке отдаете четверть фунта – никто не икнет (это не Хургада), но если денежка будет другой - сдачи не ждите. Куда идет маршрутка можно определить только приблизительно по направлению. Свернула не туда – выходите и ловите другую маршрутку. Городишко маленький, весь вдоль Нила, поэтому можно и так.
Отличный ресторан в Луксоре – «АМУН». Дл я Египта дорого, для Москвы очень дешево. Вечером шоу «Звук и свет». Первый раз я видел подобное шоу в «Красном форте». Двадцать лет назад был был совершенно не искушен, но и тогда впечатлания умеренные. Для полноты ощущений и впечатлений хотел оторваться от толпы и уйти в глубокую темноту за колонны. Не получилось – сопровождающие арабы бдят.
Билеты на шоу за пять минут до начала, без проблем, т.к. любого размера толпа вмещается.. Согласно объявления, шоу на русском языке по пятницам. Три, четыре сеанса каждый вечер, - 75 фунтов. Ежели я зыкам не обучены, покупайте шоу на арабском или французском, т.к. на английском и немецком затолкают.
Как стемнеет, рекомендую до шоу прогуляться по арабским «хутунам»» и узкой торговой улочке, где европейцев катают на колясках.
15) Второй день в Луксоре, ранний подъем – Долина мертвых открыта с 6-00. Переправа на «ферри» 2= фунта (плата за два конца). На западном берегу от пристани двести метров под углом в 45% - рент велосипедов. 10 фунтов за весь день. Единственное место в Египте, где не сработала моя карта ITIC - это карта на развилкедорог (кстати, ISIC и ITIC теперь везде внимательно смотрят - не просрочены ли).
За Рамессеум платить не стоит – сбоку все можно увидеть, да и разрушен он сильно.
16) До Асуана проще всего добраться на поезде. Для туристов их только три – один утром и два вечером, таким образом теряется свобода маневра. Туристы должны ехать под охраной солдат – глупости, конечно. Но билет на другой поезд Вам не продадут.
Кроме этих трех поездов есть еще штук 15-ть в день «скотовозок». По времени, те же 3,5 часа, цена 10 фунтов (кондуктору-контролеру в поезде).
Ни на кого не обращая внимания по подземному переходу идете на вторую платформу. Т.к. расписание в Египте – вещь довольно относительная, ориентируйтесь по количеству народа, если платформа практически пуста – ждать не менее часа…
Ехать в «скотовозке» одно удовольствие. Народу мало, все окна открыты настежь, в вагоне можно курить. Обратно из Асуана ехал так же на «скотовозке», но в кондиционированном вагоне, который обнаружил в конце поезда (22 фунта).
17) В Асуане весь вечер в Вашем распоряжении Рядом с вокзалом обязательно взять карту в туристическом офисе (обозначены две паромные переправы).
Становитесь спиной к вокзалу и спускайтесь к Нилу метров на 150. Не доходя до набережной, справа на углу отель «Nubenile». Честная двойка, - приличная мебель, кондиционер, горячая вода даже ночью. Изъяны – нет окна, мало каналов на TV.
75 фунтов – за «сингл» с завтраком. По этой же улице, где отель, на юг 150 метров приличная шашлычная – 14 фунтов.
Все остальное: маршрутка четверть фунта, «ферри» - четверть фунта, коляска – 5 фунтов. Нубийский музей – до 21-00.
И в сумерках, и днем Асуан очень симпатичный город. Однако, ИМХО достопримечательности его не слишком значительны. Смотреть Асуанскую плотину и ботанический сад после Гувер-Дам и садов Дюпонов….Особенно смешно выглядит Мавзолей - новодел на западном берегу после Самарканда. Но повторюсь – город ложиться на сердце. Поэтому рекомендации: утром взять фелюку и просто поплавать по Нилу. Сойти только на Элефантине, отпустив фелюку. Назад – на «ферри».
ИМХО В Асуан следует ехать просто за настроением!
Но это я такой сейчас умный. Утром в Асуане я действовал по схеме «Волк, коза и капуста»… и переплывал НИЛ несколько раз…
Вот как это было:
а) могилы знати на западном берегу «открываются» в 9-00. Ферри на набережной не обозначен вывеской, поэтому смотри карту – от вокзала по набережной на юг 50 метров. Ну что сказать… склеп, скажем, постельничего фараона не может быть богаче и интересней склепа самого фараона.
б) на западном же берегу фрахтуете на час за 15 фунтов моторную лодку, на остров Кетченера, в ботанический сад. Не парусную фелюку, а моторную лодку, т.к. некогда играться с галсами, да и дешевле (да и ближе, с западного берега)
в) по возвращении на восточный берег из ботанического сада, (лучше с Кетченера сразу на Элефантину на Вашей моторной лодке) находите второй паром, теперь уже на остров Элефантина. Ориентир – отель «Филе» на набережной. Паром пристает где-то в середине острова. До южной оконечности Элефантины, где музе и крепость, минут десять пешком. По берегу пройти невозможно, только по параллельной берегу дорожке в глубине острова. Полный восторг, вот этого я нигде не видел – глиняные дувалы, ни одного человека, абсолютное восточное средневековье, погружение в другой мир. Такими в кино показывали кишлаки в Афганистане, куда входят наши десантники. Третий раз возвращаетесь на пароме на восточный берег. Итак, легко видеть, что все очень скомкано, поэтому лучше прогулка на фелюке и одна Элефантина.
18) Вот здесь уже должно быть готовое решение: или последний полный день тратите на экскурсию в Абу-Симбел, или на дайвинг в Хургаде.
Хургада только через Луксор.
Для того, чтобы к вечеру попасть в Хургаду, Вы должны быть в Луксоре около 18-30 (в 19-00 автобус в Хургаду). Поэтому Ваша «скотовозка» из Асуана должна стартовать где-то в 14-30.
19) Все мы стоим на плечах отцов-основателей, но из-за избытка информации на форуме по Египту, сложно выразить благодарность какому-то конкретному автору.
Опять же из-за избытка информации замечаний немного:
а) цены выросли почти на все;
б) цена на Интернет кое-где упала до 3 фунтов (Хургада, от Шератон-роуд немного вглубь);
в) карточки ISIC и ITIC можно использовать не только в музеях, но и при покупке билета на поезд для европейцев;
г) теперь из Луксора в Хургаду с комфортом и без проблем можно уехать на хорошем автобусе от стеклянных дверей небольшого транспортного агентства с вывеской «Луксор, Каир, Хургада». Встать лицом к ж/д вокзалу в Луксоре и вправо 100 метров. Отправление один раз в день, в 19-00 – 31 фунт, 3.5 часа в пути.
20) В 22-30 прибытие в Хургаду. Маршрутка 1 фунт – до Саккалы. Не устраиваясь в гостиницу, обход туристических агентств. Основная часть закрыта, но их слишком много, какие-то еще открыты и на завтра легко купить за 25$ два погружения.
Только потом ищите гостиницу. Первая понравившаяся, напротив агентства вполне устроила (рядом с ней еще есть парочка отелей того же класса). Ориентир – гипсовая русалка на Шератон-роуд, самый центр Хургады, «Голдсанотель». 70 фунтов без завтрака. Опять же честная двойка плюс, слегка испорченная пластиковым столом и стульями, зачем-то перенесенными с балкона.
Да, если решите заняться дайвингом, можно и в день прилета в Хургаду заранее побеспокоится и купить…
21) В 8-30 от туристического агентства Вас подхватывает на яхту (она не парусная, конечно) микроавтобус. Деньги в дешёвом отеле оставлять нельзя, паспорт и обратный билет на рецепшен можно. За 25 фунтов, в дайвинг-магазие, вечером покупаете небольшой бокс-коробочку на шнуре. Класть туда только деньги, т.к. на глубине бокс все-таки может потечь. Не беда, за ночь доллары высохнут. В Шереметьево продается бокс посолидней, но за 300 рублей. К тому же Ваш чартер из Домодедово.
22) Дайвер из меня никакой. Но одно погружение все же было, в Акапулько, поэтому позволительно сравнивать.
В Хургаде все поставлено на конвейер –тебя одели в костюм, спихнули в воду – там тебя подхватывает инструктор, который «под локоток» тебя сопровождает к рифу. Это я к тому, что погружаться может любой, проблемы могут быть только психологические.
В Акапулько все гораздо романтичней. Дайвер-центр – это просто навес с одной стенкой, у которой стоят облупленные акваланги. Инструктор (он же владелец?) вылитый Бальтасар, отец Гуттиэрэ. Не понимающий ни слова по-английски. Какой там костюм… На глаз прикинул мой вес и ткнул пальцем в нужный свинцовый пояс. Баркас,изъеденный морским червем. Внук-подросток на подстраховке. Когда дед занялся с моим напарником, а я, воспользовавшись этим, довольно далеко от него уплыл, парнишка без всего нырнул с баркаса метров на шесть и как овчарка овцу стал направлять меня к деду.
Смотреть там правда было особо нечего, но кайф был просто от первого погружения.
23) В Хургаде – это просто индустрия, но может быть так безопасней.
В эти 25$ входит и обед. Одно погружение до обеда, другое - после. Погружения по 20 минут, все остальное время загораешь на палубе или плаваешь по рифу в маске и с трубкой. Да, после обеда яхта плывет на другой риф.
С собой брать только минеральную воду и полотенце.(Минералку, мороженное и прочее дешевле всего покупать в Хургаде, в супермаркете – это начало Шератон-роуд. Встать лицом к «Макдональдсу» и направо, минут десять).
На следующий день, за те же 5$, на такси в аэропорт. К сожалению, Александрия по-любому в эти стандартные восемь дней/семь ночей не влезает.
Теперь некоторые тактические моменты:
а) переход улицы: В Каире я был 10 лет назад, всего один день (ночь Лимассол –Порт-Саид, следующая ночь обратно), поэтому некоторая возможность сравнивать есть. Арабы стали останавливаться на светофорах, правда, есть временной люфт: едут некоторое время и на красный.
Светофоров мало, поэтому переходить улицу можно в любом месте, но под «прикрытием» (в очень старых ПDD было такое «понятие – маневр под прикрытием (проезд перекрёстка). В трех, шести метрах от тебя должен переходить переходить улицу абориген и ты прикрываешься им, двигаясь с его скоростью. На разделительной ловишь аборигена справа;
б) в местных харчевнях ланч с шаурмой - 6-8 фунтов. Вегетарианский ланч 3-4 фунта.
в) деньги. В одном кармане – «крупные» деньги (10, 20 фунтов), в другом мелкие (полфунта, фунт). Желателен для торга маленький калькулятор, чтобы египтянин не путал пятьдесят с пятнадцатью. Калькулятор полезен и в ресторане: меню не возвращать, на меню демонстративно положить калькулятор;
г) по поводу приставаний. Летом, все жители Салехарда ходят с веточками – отмахиваются от комаров. Нормально, никто из этого проблему не делает.
На вопрос откуда, я только повторюсь (на форуме было): фром Чайна.
Следующее заклинание звучит так: но фэнкс.
Первый раз со скукой, второй с раздражением. Третий - с некоторой угрозой. Не тебя они боятся, а туристическую полицию в штатском, не одобряющей слишком интенсивные приставания.
Во время войны во внезапных локальных боестолкновениях как правило побеждали американцы, а не японцы. Команды на английском гораздо короче команд на японском.
Поэтому коротко, не задумываясь, что же вам там предлагают: но фэнкс. Удобно, сводит время контакта к минимуму;
д) без путеводителя этот отчет есть дырка от бублика.
«In der Beschrankung zeigt sich erst der Meister.»
P.S.
Вообще-то отчет получился так себе – компиляция банальностей, но так ведь и страна истоптанная. С другой стороны отчет лаконичен и удобен для употребления. И еще, поскольку Египет ИМХО обязателен для посещения, руководствуясь моими записями и убирая излишества в виде авиабилета в бархатный сезон, дайвинга, светового шоу и ресторана «Амун», можно уложиться в две пенсии или несколько стипендий. Для кого-то это может быть условием необходимым и достаточным Скажем чуть иначе – отчет писался для практической пользы безденежных донов и бэкпекеров-неофитов. Эти статистические выборки значительно друг друга перекрывают.
Guys, назовите мне петлю по какой-либо другой стране с таким прайсом, только для чистоты эксперимента исключите сложнореализуемые для не работника турбизнеса (и не авантюриста) «рекламники».
Это может быть только маршрут по ЮВА, но тогда как же билет минимум за 400$? (Так и быть, верю в это).
P.P.S. А ведь вначале искренне пытался оправдаться за экономпрайс Египта Багамами, как глупо!
Но на финише как не вспомнить анекдот о поручике Ржевском, возжелавшем нагадить в рояль и с тоской думающем: «Азиаты не поймут…»Не дотягиваю я до Ржевского, рефлексия мешает, да и какие там азиаты – ведь для референтной группы пишу. И все же надо, надо объяснить. Любой текст, сделанный для широкого круга читателей, находится в интервале от «занимательного» к «оригинальному» (С. Лем «Философия случая») и представляет собой частный случай «минимакса» (С. Лем «Фиаско»).
Отчет в Интернете о путешествиях есть специфический «жанр» и по прошествию 6-7 лет повторов на форуме (достопримечательности не меняются) не может быть в достаточной степени занимательным фактологически. На сегодняшний день добиться доброжелательного интереса читателей на полюсе занимательности можно только литературными способностями, делая ставку не на»что писать», а «как писать», т.е. пытаясь сделать интересными собственные эмоции от увиденного и прочувствованного.
Легко видеть, что литературные способности у меня отсутствуют начисто. Методом исключения приходится пытаться двинуться к полюсу оригинальности.
Выбираю самое простое провокацию(минимальный бюджет). Но этого мало – мэтры обольют презрением и это всё. Надо, чтобы личность автора вызывала омерзение – жадюга и сноб в одном флаконе, «пометивший».(и навязчиво это декларирующий) территорию от Гонконга до Вегаса и от Салехарда до Сан-Хосе. Поэтому текст пришлось перегружать post factum, отступлениями и ассоциациями.
Вот здесь, я думаю, преуспел. Предвкушаю потеху….
Примечание. «Минимакс» - это невозможность достичь максимума по всем точкам интервала, возможен только оптимум по заданным параметрам, между заданными параметрами – обратная связь.
На живом примере проще обьяснить: при увеличении танковой брони снижается скорость танка и наоборот, т.е. (по аналогии) между занимательностью и оригинальностью обратная связь и иначе быть не может.