Входим внутрь.
Главный (а сейчас и единственный) вход в церковь с западной стороны (слева от него видны остатки церкви Феодосия). Перед собором когда-то находился огромный обнесенный колоннадами двор-атрий. Центральными вратами Софии пользовались только во время больших праздников, да и тогда под их аркой имел право проходить только император. В обычные же дни государь попадал в собор по специальному переходу прямо из Большого дворца. Над дверью, обратите внимание на мозаику.
Мозаика в люнете центрального входа датируется временем до 912 г. Центром композиции, представленной на месте креста, бывшего здесь в эпоху Юстиниана, является Спаситель, восседающий на троне с раскрытым Евангелием: «Мир вам. Аз есмь свет миру». По сторонам от фигуры Спасителя, в медальонах — полуфигуры Богоматери и архангела Михаила. Архангел изображен фронтально, Богоматерь — в молитвенной позе, с высоко поднятыми на уровень лика руками, вполоборота к Спасителю. Смело нарушая симметрию построения, прямо под Богородицей представлен коленопреклоненный император Лев VI с такими же молитвенно протянутыми к Спасу руками. Фигура Христа дается в фас, императора — в профиль (только его лицо слегка повернуто к зрителю).
Император падает ниц перед Христом, прося «от всех и за вся» и принося Господу свою попечительную молитву за народ Божий. Согласно другим интерпретациям, сцена коленопреклонения императора может быть связана с мотивами его личной жизни, либо служит свидетельством его верности иконопочитанию.
164212602.jpg
Святая София, церковь Божественной Мудрости, одно из самых важных и самых прекрасных зданий в истории мировой архитектуры. Для всех православных самым главным памятником древнего города является собор Св.Софии. Чудо архитектуры VI века! Именно сюда направил своих послов Князь Владимир Красное Солнышко, которые должны были ему сообщить, хороша ли христианская религия. После, побывав в храме Святой Софии, были так потресяны увиденным, что сообщили князю Владимиру, что они побывали не просто в велеколепном храме, а в раю. Говорят что именно это определило выбор Владимира и его решение крестить Русь. Вместе же с крещением Русь приняла и великую культуру. Это случилось в X веке.
164212625.jpg
Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане. При этом самое древнее из этих сооружений было построено приблизительно через 1 000 лет после Айя-Софии! Наименование Айя-София, одно из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя-София (Святая Мудрость), Ая-Ирена (Святое Благодушие) и Ая Динамис (Святая Сила).
Следы турецкого владычества в интерьере Софии - это прежде всего четыре огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под куполом. Надписи на них - изречения из Корана, имена первых халифов - как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место.
164212880.jpg
164212928.jpg
Святая София в известной степени храм-собиратель, ибо для его возведения были привезены остатки многих монументальных сооружений древности Греции и Рима. Из Аврелиановского Храма Солнца в Риме были, например, привезены порфировые колонны, из храма Артемиды в Эфесе (того самого, который был некогда подожжен Геростратом) - колонны из зелёного мрамора, четыре колонны из зеленого гранита, вывезенные из Эфесского портового гимназия, а красные порфирные колонны были привезены из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан). Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Стамбул главным образом из мраморных залежей Анатолии, а также городов Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той знаменитой горы, с Пентеликона близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.Но неправда, что все драгоценные мраморные, гранитные и порфировые колонны выломаны из античных храмов.
164213585.jpg
Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами - изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы, поддерживающими большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия; патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие).
164213459.jpg
София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира. После турецкого завоевания ее на 481 год превратили в мечеть и, наконец, в 1934 году сделали музеем.
164213605.jpg
164213629.jpg
164213703.jpg
Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием.
164214240.jpg
А справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. А напротив мимбара - памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери, украшает стену у колонн из порфирного гранита. Этот кусок гранита, привезённый сюда, ранее украшал памятник византийского периода, который находится в Стамбуле - церковь Теотокос.
164214292.jpg
Поднимаемся на второй этаж.
Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. Дорога, имеющая особый наклон, служила для того, чтобы императрицу могли нести на паланкине, и во избежание излишних сотрясений во время перемещения по галерее, где совершался обряд богослужения.
164213732.jpg
164213772.jpg
164213811.jpg
Панорама из окна
164213827.jpg
Вид с балкона второго этажа
164213879.jpg
164213909.jpg
Это схема храма.
Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев.
164213938.jpg
164213991.jpg
Если пройти с правой стороны по балкону можно увидеть мозаичные иконы.
164213976.jpg
В южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. Одна из самых красивых мозаик на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. "Деисус" означает "моление": Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами.
164214035.jpg
Вот так должна была выглядеть икона в первоначальном виде. Но считается, что это не совсем верное изображение, так как правильное изображение, когда стоят на коленях.
164214003.jpg
В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса. На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос. На левом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве. В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия - Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Мозаика с портретами Комнинов.
164214069.jpg
Император Константин IX Мономах (правивший с 1042 по 1054 гг.) и его жена Зоя изображены по сторонам восседающего на троне Христа.
164214157.jpg
В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».[
164214197.jpg
В северной галерее стоит поискать древние граффити на столбах и парапете - рисунки и надписи, нацарапанные прихожанами. Среди греческих букв встречаются и руны X века (уже на южной стороне, на парапете балкона): их вырезали во время долгой службы скучающие гвардейцы-варяги.
164214119.jpg
164214138.jpg
Стоит обратить внимание на балки и перекрытия поддерживающие колонны и все строение храма. Они столь же древние, как и весь храм. Возникла необходимость в таких балках через несколько лет после строительства храма, после того как архитекторы не дорассчитали строение и купал съехал в сторону.
164214085.jpg
Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится "плачущая колонна", либо "потеющая колонна" - четырёхугольной формы колонна из мрамора, покрытая медью. Существует следующее поверье: "Плачущая коллона" имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится. (Для того, чтобы получилось очертить полный круг рекомендую вставить большой палец правой руки так чтобы локоть был поднят вверх. В этом стартовом положении проще всего очертить полный круг) Желаю удачи!)
164214526.jpg
На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Колонна, именуемая "Капитель корзины", сделана вручную. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. По правую сторону михраба - Аллах, по левую - Мухаммед, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.
В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша - михраб; имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа. Бронзовая сооружение типа клетки в южной галерее - библиотека, устроенная в XVIII веке. Но все эти добавки остались великому храму совершенно чужды - равно как четыре минарета и месяц над куполом.
164214603.jpg
164214393.jpg
При выходе из Храма обратите внимание на еще одну мозаику.
Она находится над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана - макет церкви. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия.
164214364.jpg
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ И СОВСЕМ СКОРО..
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.