Для начала немного технической информации.
Жили в Султанахмете, в отель Best Nobel. Бронировали самостоятельно. Для справки, одно из московских турагентств предлагало нам тот же отель ровно в два раза дороже. Основное достоинство - очень удачное расположение.
Летели чартером авиакомпании «Якутия» из Внуково до Ататюрка. Кой чёрт понес нас на эти галеры - вопрос риторический. Так уж получилось. Правда, про перевозчика ничего плохого сказать не могу, но при покупке чартера всё-таки нужно помнить, что 99% пассажиров – это шопники. На пути туда это особого значения не имеет, а вот на пути обратно придется мириться с мешками и баулами, коими будут плотно забиты все багажные полки. Но самый неприятный момент ждет вас на таможне, когда все попрут по зеленому коридору, а таможенники начнут всех трясти, от чего образуется дикая очередь. Поэтому, если не хотите проторчать на таможне несколько часов, сразу после паспортного контроля бегите занимать очередь.
Из общественного транспорта успели освоить, метро, трамвай, фуникулеры на площади Таксим и в Эйюпе и паромы по Золотому Рогу. Всё оказалось вполне цивилизованным и удобным. Жетоны на каждый вид транспорта свои, но цена одинаковая – 1,75 лиры независимо от длительности поездки. Акбиль, т.е. проездной билет-брелок, который действует в метро, трамвае, в государственных автобусах и на нетуристических паромах, не покупали, т.к. ездили мало. Его можно приобрести на крупных пересадочных узлах, например, Таксим или Эмененю (в аэропорту не продается). За сам брелок взимается залог 6 лир. Одновременно брелок заряжается и на него кладется определенная сумма, которая потом будет сниматься в автоматах при покупке жетонов. Сумму на акбиле можно пополнять. Акбилем могут пользоваться одновременно несколько человек. При возврате акбиля залог в 6 лир будет возвращен, а оставшаяся на счете сумма нет. Метро и трамвай ходят с интервалом в 5-10 минут. Народа бывает достаточно много, но без давки. Зато битком набитые автобусы не редкость. Трафик в Стамбуле достаточно плотный, часто бывают пробки, поэтому ездить на метро и трамвае часто получается быстрее и удобнее, чем на такси. Это же относится и к дороге от аэропорта в центр. Паромы – полноценный вид общественного транспорта. Ходят они точно по расписанию, а интервалы между рейсами приличные, поэтому лучше не опаздывать.
Брать в отеле что-то кроме завтраков смысла нет. Ресторанов и забегаловок в Стамбуле масса на любой вкус и кошелек, поэтому рекомендовать что-то конкретное я не берусь. Общие рекомендации такие. Чем менее ориентирован ресторан на туристов, тем там дешевле и вкуснее. Также внимательно смотрите меню – что сколько стоит и указана ли цена за порцию или за 100 г (особенно этим грешат рыбные рестораны в районе Галатского моста). Лично мы нарвались на следующий вид развода. Зашли в ресторан где-то за час до закрытия. Очень милый официант принес меню и очень вежливо объяснил, что ресторан скоро закрывается, поэтому нам успеют приготовить только некоторые блюда. Думаю, лишним будет объяснять, что тыкнул он в самые дорогие. Правда, порции были большие, еда вкусная, а подача обставлена с особым шиком, поэтому не расстроились, но на заметку этот трюк взяли.
Как не заблудиться. Во-первых, слухи о том, что Стамбул не город, а лабиринт Минотавра, сильно преувеличены. Нам вполне хватило гугловских карт. Но город, мягко говоря, не маленький и не ровный. Поэтому все пешие маршруты, по возможности, планируйте в сторону моря. Тогда и ходить проще, и ориентир будет. Ориентироваться по большим мечетям у нас не очень получилось. Они видны не из каждой точки города, да и отличить с непривычки одну от другой сложно. Местные жители очень даже могут помочь и делают это весьма охотно. Однако надо учитывать, что чем дальше вы от искомой точке, тем меньше шансов получить дельный совет. Очень рекомендую заранее распечатать название (или несколько названий, как частот бывает в Стамбуле) достопримечательности. В такси тоже лучше показывать карту с искомой точкой и названием. Тогда меньше соблазн покатать вас вокруг наматывая счетчик.
В мечетях. Не знаю, может нам так везло, но везде, куда бы мы не приходили с нами были очень вежливы и терпеливы. Снимать никто ничего не запрещал, всё показывали, везде пускали и никаких денег не просили. Но некоторые правила поведения тут всё-таки существуют. Лучше не приходить в мечети в пятницу. Женщинам обязательно нужно покрыть голову и чтобы не чувствовать себя неловко лучше иметь одежду, прикрывающую колени и руки до локтя. И, конечно, никто не отменяет элементарных правил вежливости.
Безопасность. Правила одинаковы для всех городов мира. Крупные суммы и документы лучше оставить в сейфе, карманы и сумки держать под бдительным контролем, с незнакомцами, которые вдруг воспылали к вам любовью, не разговаривать, ни на какие приглашения даже от очень прилично одетых людей не реагировать. Если вдруг чистильщик обуви что-то при вас «потерял», лучше вообще не обращать внимание, а обратив не поддаваться на предложение в знак благодарности бесплатно почистить обувь. Платить всё равно придется. Что касается прогулок под луной, то туристический центр в этом отношении вполне безопасен, но в тёмные, узкие закоулки соваться не стоит. Еще одно замечание. Несмотря на то, что великий и ужасный цыганский район Аксарай снесли, место там и сейчас не очень приятное даже днем, поэтому, совершать прогулки в тех местах лучше по внешней стороне стен Феодосия.
Щепетильный вопрос, т.е. про туалеты. С этим в Стамбуле проблем нет, т.к. кроме туалетов при ресторанах они существуют и при каждой мечети. Правда, заведения эти могут быть самой разной степени паршивости. Туалеты при мечетях бесплатные, но, возможно, из вежливости придется бросить монетку на нужды общины.
И последний совет. Когда будете планировать маршруты в Стамбуле, помните, что кроме установленных выходных дней музеи города и любые места, куда надо покупать билеты не работают в дни официальных государственных и религиозных праздников, в частности, 1 мая.
А успели мы за 6 с небольшим хвостиком дней следующее.
30 апреля 2011 г. Около 8 вечера прилетели в Стамбул, добрались до отеля на такси. Пробок не было, поэтому доехали быстро и обошлось нам это в 35 лир. Цены на такси очень сильно зависит от времени в пути, т.е. от пробок. На всякий случай даю ссылку на счетчик, которым мы пользовались. Его данные очень близки к реальным, но без пробок. http://www.taksimetrik.com/?q=category/ ... -hesaplama
После приезда кинули вещи, прошлись по ночному городу и поужинали.
1 мая 2011 г. Целый день бродили по городу пешком. Сначала отправились в Церковь ключей (она открыта только первого числа каждого месяца), по дороге зашли в Новую мечеть, на Египетский базар, в мечеть Рюстем Паши, потолкались на торговых улочках, прилегающих к базару. После Церкви ключей пошли искать мечеть Сулейманийе, но заблудились и вышли к Мечети наследника. Уже после неё добрались до Сулейманийе, потом мимо университетского кампуса дотопали до площади Баязид. Посмотрели мечеть, прошлись по толкучке и книжному рынку. Оттуда отправились через торговые улочки восвояси. По дороге случайно заглянули в небольшую, симпатичную мечеть Аттик Ибрагим-Паши. Для первого дня явный перебор, особенно в пешем режиме.
2 мая 2011 г. Отправились на пароме в Эйюп. Причал эйюпских паромов находится в какой-то дыре, если стоять лицом к Золотому рогу, то это самый левый причал. Нужно пройти автобусную остановку и свернуть на небольшую дорожку перед огороженной стоянкой машин и зданием Zinhan Restoran. В Эюпе зашли в мечеть, поднялись на фуникулере к кафе Пьера Лоти. Кафе действительно посреди кладбища. Почему это многих смущает, не знаю. По мне – одно из самых жизнерадостных мест города. Если есть возможность, сюда стоит вернуться на закате. После кафе обследовали соседний бутик-отель и спустились через кладбище вниз. На такси поехали в Карийе (билет - 15 лир). Опять же без пробок 8 лир. После Карийе как следует поджарились на солнце, пока шли вдоль стены Феодосия до метро Topkapı-Ulubatlı (там около 2 км), откуда добрались до торгового центра «Форум» (метро Kartaltepe-Kocatepe) и нырнули в прохладные глубины стамбульского аквариума Turkuazoo (взрослый билет - 26 лир).
3 мая 2011 г. С утра на трамвае отправились во дворец Dolmabahçe, зашли и во дворец, и в Гарем, погуляли по парку. Попасть во дворец можно только в составе организованной группы с гидом. Причем билеты можно купить либо в селамлик, т.е. в мужскую часть дворца, где султан занимался государственными делами, либо в гаремлик или по-русски говоря гарем, либо и туда, и туда. Касса работает до 16.00. По понедельникам и четвергам дворец закрыт. Экскурсии или на турецком, или на английском. Сколько отвести на дворец времени, вопрос непростой. Экскурсия по селемлику длится 40 минут, по гаремлику – 30. При этом вам предстоит постоять в очереди за билетами, потом подождать, пока вас запустят с группой в селемлик, а потом еще постоять в очереди на входе в гаремлик. Группы человек по 40 запускают примерно каждые 25 минут, но только Аллах ведает, сколько перед вами будет народа. Дворец действительный роскошный, но мня, почему-то, особо не поразил. Зато вокруг разбит великолепный регулярный парк с фонтанами, больше похожими на марципановые торты, забавными каменными зверями, живыми павлинами и великолепными видами на Босфор.
Из Долмабахче пешком вернулись на Кабташ и на фуникулере поднялись на площадь Таксим. Пошли гулять вниз по улице Истикляль и дальше вниз до Галатского моста. Там сели на трамвай и доехали до отеля.
4 мая 2011 г. Решили наконец навестить главнее достопримечательности. Опять же почти всё время ходили пешком. Пережили ливень в Топ-Капы. Про это место у меня следующие соображения. С одной стороны, это одна из главных достопримечательностей Стамбула. С другой, сам дворец мне показался сереньким, даже немного скучным и почему-то сложилось такое впечатление, что бесценные сокровища зачем-то напихали в помещения какого-то казенного учреждения. Билеты во Дворец и в Гарем нужно покупать отдельно. Касса Дворца находится в Первом дворе, недалеко от Ворот приветствий. Чтобы сэкономить время, по возможности, займите очередь одновременно и в кассу и на вход во дворец. Касса Гарема находится во Втором дворе в углу слева. Там же вход в Гарем. Идти в Гарем с экскурсоводом вовсе не обязательно, туристов-одиночек в Гарем пускают наравне с группами. Смотровые площадки с видом на Босфор есть в Гареме и в Сокровищнице. Гарем, с моей точки зрения – достаточно интересное место и идти туда стоит. В самом Дворце открыто несколько тематических экспозиций, расположенных в разных дворцовых помещениях. Мы были в начале мая и народу во Дворце как сельдей в бочке. Поэтому, детально рассмотреть все эти несметные богатства нам не удалось. Например, в сокровищнице люди постоянно движутся мимо витрин в три-четыре ряда и при малейшей задержке вас сразу начнут подпирать сзади. Поэтому перед посещением как следует изучите, а лучше запаситесь схемой дворцовых помещений и почитайте, что именно представлено в экспозициях, чтобы не потеряться в этом лабиринте, знать, что где искать и не пропустить самое для вас интересное. В частности, об экспонатах Сокровищницы достаточно подробно написано на сайте Дворца. Еще, если повезет, можно взять аудиогид (нам, например, не достатлось). Сколько времени потратить на Топ Капы зависит только от Вас, но меньше 2,5 -3 часов вряд ли получится.
После Топ Капы двинули через первый двор мимо Айя Ирини к тонущей в тумане Айя Софии. Там очередь идет достаточно быстро и при желании можно организоваться в небольшую группу и взять гида. После Айя Софии наведались в две стамбульских цистерны – Yerebatan и Binbirdirek (во вторую благодаря моему географическому кретинизму). Билеты и туда, и туда по 10 лир. Потом отправились в Голубую мечеть. Сюда не пускают во время молитвы, но мы попали сразу. Народу очень много - сплошной поток, но в очереди стоять не приходится.
Из Голубой мечети свернули к базару Араста и пошли в сторону Мраморного моря. Там отыскали церковь Сергия и Вакха, заглянули в мечеть Соколу Мехмед-Паши и поднялись к колонне Константина на площади Чемберлиташ. Оттуда на трамвае поехали в отель. Очень советую пройтись по этому кварталу и зайти в церковь и мечеть. Очень колоритно, а мечеть вообще чем-то напоминает средневековый замок.
5 мая 2011 г. Добрались на трамвае до Топхане и пешком прошлись до причала Бешикташ. Там зашли в Морской музей (8 лир вход, 8 лир фото). В августе этого года музей должен был переехать на новое место, поэтому предварительно уточняйте адрес. Потом вернулись на Эмененю и поплыли на туристическом пароме в сторону Черного моря в Анадолу Кавыги. Паромы ходят от в период с 1 ноября по 1 апреля в 10.35 утра, в период с 1 апреля до 1 ноября – в 10.35 и в 13.35. Прибывают паромы в Анадолу Каваги в 12.05 и 15.05 соответственно. Обратно утренний паром уходит в 15.00, а дневной в 17.00. В пути паром делает несколько остановок, сесть на него или сойти можно не только в Эмененю, но и на причалах Бешикташ, Канлыджа, Еникёй, Сарыйер, Румели Кавагы. Подробное расписание можно посмотреть на сайте перевозчика. http://www.sehirhatlari.com.tr/en/2010_ ... 26-34.html
Билет от Эмененю до Анадолу Каваги в мае 2011 г. стоили 15 лир туда и 25 лир туда и обратно.
В Анадолу Каваги мы немного погуляли, поднялись к крепости, поели рыбы и отправились в обратный путь. От Эмененю на трамвае добрались до отеля.
6 мая 2011 г. На общественно транспорте доехали до аэропорта, кинули сумки в камеру хранения, на метро доехали до станции Kartaltepe-Kocatepe, дошли до торгового центра Forum İstanbul, ходили по магазинам и объедались пончиками. Про то, как добраться на общественном транспорте от аэропорта в центр тут уже писали, но на всякий случай еще раз.
Итак, пройдя погранконтроль, забрав багаж и позаботившись о том, чтобы в кармане были лиры, нужно не выходя из аэропорта повернуть направо, дойти до конца зала прилета и спуститься вниз, на подземный этаж по указателю на метро (hafif light metro). Рядом с входом в метро купить жетоны в специальных автоматах жетономатиках. Автоматы принимают купюры по 5 и 10 лир и монеты кроме 5 и 10 курушей. В случае необходимости жетономатики выдают сдачу. Крупные купюры можно спокойно разменять у работников метро. С их же помощью можно купить жетоны. На самом деле жетономатики устроены достаточно просто и везде одинаково – в верхнем левом углу есть табло. Как только вы засунете деньги, на табло высветится надпись 1 - 1,75, а ниже сумма сдачи (если она есть). Под световым табло две кнопки. Нажав правую, получите жетон. Если жетонов нужно больше одного, то сначала жмите левую кнопку. Надпись на табло изменится: 2 – 3,50 и соответственно уменьшится сумма сдачи (так, по-моему, до 6 жетонов). Если случайно переборщите с количеством жетонов, жмите снова на левую кнопку, пока не появится нужное количество. Итак, бросаем оранжевые жетоны в турникет и попадаем на станцию «Havalimani». Она конечная, ошибиться, в какую сторону ехать невозможно. Теперь нужно проехать шесть остановок до станции «Zeytinburnu» и там пересесть на скоростной трамвай (Линия Т1). У трамвая это тоже конечная. Красные трамвайные жетоны продаются в жетономатиках рядом с входом на трамвайную остановку. Пересадка очень удобная – спуститься со станции метро (здесь оно идет по поверхности) и войти за трамвайные ограждения. Заблудиться нельзя. Дальше едите до трамвайной остановки, которая ближе всего к вашему отелю. Например, до дворца Топ Капы и Голубой мечети от аэропорта доедите минут за 45-50 и 3,50 лиры.
Пересадку на трамвай также можно сделать на станции «Aksaray», но этот вариант я вам не советую, т.к. там придется минут 10 петлять по улице, преодолеть две лестницы подземного и две лестницы высокого надземного перехода, что с вещами очень неудобно.
Если нужно добраться, например, до площади Таксим, то сделать это можно на том же трамвае, только смотрите, чтобы на лобовом стекле была надпись «Kabataş», т.к. некоторые трамваи идут по укороченному маршруту только до причала Эмененю. Kabataş – конечная. Подняться от неё до площади Таксим можно на фуникулере при помощи уже знакомых жетонов и за те же 1,75 лиры.
Про камеру хранения. Приблизительные расценки можно посмотреть на сайте аэропорта Ататюрк. С нас за чемодан и пакет взяли 25 лир. По идее, должны были взять как за 2 места, но получилось почему-то одно.
Успели за неделю мы, конечно, много, но не успели еще больше. Очень хотелось попасть и Археологический музей, и в Музей каллиграфии, и в Музей исламского искусства, а еще в очень интересный Военный музей. Очень жалею, что в последний день не нашли сил пройти примерно два километра пешком до Монастыря Балыклы, а после музея Карией не заглянули во Влахернскую церковь. Так и не застали на Босфоре супертанкер, а на такое зрелище посмотреть хотелось. До следующего раза, если он будет, оставлены Принцевы острова и Семибашенный замок. А может быть во второй приезд я просто залягу в каком-нибудь чайном саду с видом на Босфор и буду дней пять подряд вдыхать дым яблочного табака, смотреть на проплывающие суда, кормить чаек и вертеть в руках наполненный красным чаем изящный ормут. В общем, до свиданья, Стамбул, до новой встречи, Стамбул.