Хочу оговориться, что моя поездка в Бурсу состоялась всего на два полных дня, поэтому своими глазами я увидела только половину, наверно, того, о чем напишу. Приехав, я систематизировала информацию которую увидела, услышала, кто-то сказал и пр. Некоторые фото тоже не мои.
***
Бурса – город, обделенный вниманием туристов. Могу предположить почему. Он находится на некотором удалении от туристических троп. И развитого пляжного отдыха тут не найти. Но на самом деле, посетить эту зеленую историческую турецкую жемчужину стоит всенепременно.
Я приехала сюда на два дня и поняла, что нужна минимум неделя, чтобы увидеть все красоты, которыми богат этот древний и современный одновременно город и его окрестности.
Попасть в Бурсу можно на автобусе, что займет часов 5 примерно. Или на пароме. Паром идет из Стамбула до города Ялова (Yalova) и до Муданьи (Mudanya), точнее, до места Guzelyali. Второй паром подходит ближе к Бурсе и называется Feribotu. Билет на второй лучше купить заранее, потому что часто он полон и места здесь, как в поезде, имеют нумерацию. Из обоих портов можно доехать до Бурсы автобусом или на машине. Я была с турецкими друзьями на машине. Стоимость проезда на пароме до Яловы за машину и содержимое 50 ТЛ, от Муданьи до Стамбула 137 ТЛ машина и водитель и 34 ТЛ пассажир (места в бизнес-классе).
Наверно, увидеть Бурсу лучше из окон машины. Красота этого города, помимо всего остального, и в том, что он находится на холмах. Даже более холмистый, чем Стамбул. И когда летишь по городу на машине, он открывается как 3D книга из детства. Дома по обеим сторонам дороги, как на американских горках, то опускаются, то взмывают вверх.
Бурса буквально пропитана историей. Здесь мало туристов и потому сохранена та первозданная чистота, которую потеряли многие турецкие курорты. Раскопки показали, что первые люди поселились здесь около 5200 лет до н.э.! Турки пришли сюда в 1071 г. и сделали Бурсу столицей султаната сельджуков Анатолии. Позже она была одной из столиц Османской империи с 1326 по 1402 г. Сейчас это настоящий музей под открытым небом. Куда не повернешь голову, мечеть. На какую табличку не глянешь, там даты 1359, 1405, 1580…
Конечно, город очень разный. За два дня мы покатались по разным его частям. Здесь есть районы, где, будто после бомбежки. Есть чистые, современные европейские кварталы, но самое интересное, определенно в историческом центре.
Изначально христианское поселение «Пруса» находилось в пределах крепостных стен, и цитадели (Hisar). Остатки этих стен можно увидеть в историческом центре города. Протяженность их на сегодняшний день около 2 км и некоторые камни в стенах свидетели еще римской власти на этой земле.
Bursa Kalesi – самая хорошо сохранившаяся часть крепости.
В 1326, когда турки укрепились в Бурсе и сделали город столицей империи, Орхан Гази начинает переделывать византийские храмы в мечети. К сожалению, от византийского наследия не сохранилось ничего. Мавзолей отца и сына Гази находился раньше в византийском монастыре, а в 1868 их останки были перенесены в новую постройку - Osman gazi türbesi.
После того, как Орхан Гази перевез столицу в Бурсу, он начал отстраивать город за пределами крепостных стен.
Первыми постройками были:
Orhan Camii – одна из старейших мечетей, построенная в 1339 г., была частью Orhaniye комплекса, который также включал медресе , два хаммама , имарет (столовую) и хан (рынок), из которых только мечеть, хамам и хан сохранились до наших дней.
Emir Hani – рынок, построенный на месте конного рынка, действующий и сейчас.
Есть еще Fidan Han, возведённый в месте называемом «Саман Пазары» в 15 столетье Махмут Пашой сыном визиря Фатиха Хайреттина Паши. Он был построен с целью обеспечения дохода для Стамбульской мечети и Имарет. В прошлом в хане осуществлялась торговля ростками (тур. фидан), откуда и происходит его название – «Фидан Хан».
Неподалеку так же есть и еще один старинный рынок Koza Han, что означает «рынок шелковых коконов». Он был построен уже 1491 году и использовался в качестве караван-сарая и шелкового рынка, потому что Бурса была последней остановкой на Великом Шелковом Пути из Китая. Хан был и оставался центром шелковой промышленности и торговли. Хан состоит из внутреннего двора, окруженного двумя этажами магазинов.
Внутренний двор хана с небольшой 8 угольной мечетью и фонтаном для омовений в центре.
Один из магазинов:
Вообще, шелк - Bursa İpek является одним из достояний и визитных карточек города. В Koza Han и многих других магазинах и на рынках можно купить изделия из шелка, произведенные здесь.
Так же недалеко от крепостной стены раскинулся Tophane park (парк Топхане), главной достопримечательностью которого является Bursa Saat Kulesi (Часовая башня) была построена во время правления султана Абдулазиза (1861-1876), как пожарная каланча. Башня сделана из камня, 6 этажей с арочными окнами на каждой стороне. Башня разрушалась, окончательный вид приобрела в 1906 г. На данный момент часы, украшающие башню электронные.
Şehadet Cami на месте ныне существующей мечети стояла одна из первых мечетей, построенных Орханом Гази.
Alaaddin Paşa Camii – первая и единственная сохранившаяся мечеть, построенная Османом Гази в 1326 г., а точнее его братом Алладин-беем. Алладин известен так же, тем что первым создал профессиональную и сильную армию янычар.
Emir Sultan
Эмир Султан комплекс состоит из мечети и медресе, которые разделяет двор. Были построены в 1429г., и полностью перестроены в после разрушения комплекса в 1766 землетрясением. На склоне перед мечетью раскинулось кладбище.
Yeşil или Çelebi Mehmed Complex
Комплекс сооружений, построенный султаном Мехмедом Челеби I (правил в 1413-1421). Включает Yeşil Cami (Зелёная Мечеть), Yesil Turbe, хамам и медресе. Комплекс получил свое название от зеленой плитки, которая используются для наружного украшения стен.
Yeşil Cami (Зелёная Мечеть). Зелёная Мечеть — самая декорированная мечеть Бурсы. Фасад сделан из белого мрамора, а молитвенный зал облицован великолепным зелёным фаянсом. Резьба по мрамору, украшающая центральный портал и окна, принадлежит к шедеврам османского искусства. Построена в 1412-1419 гг архитектором Hacı İvaz Pasha. После землетрясения в 1855 году, здание подверглось масштабной реконструкции.
Yesil Turbe - мавзолей пятого султана Османской империи, Мехмеда I. Мавзолей стоит выше, чем в остальной части комплекса.
Ulucami
Великая мечеть была построена между 1396 и 1400 годами султаном Йелдиримом Байезидом. Она была сожжена в 1402 г. и повреждена землетрясением в 1855 г., поэтому несколько раз восстанавливалась. Характерной особенностью этой мечети является то, что она не имеет центрального купола, но зато имеет 20 одинаковых по размеру куполов, которые поддерживается 30 столбами. 18 куполов были восстановлены в 1855 году после разрушения во время землетрясения.
Так же интересны каллиграфические надписи на стенах, выполненные в 19в и резные деревянные панели 15 вв. В центре расположен необычной формы фонтан для омовений.