Про саму Ликийскую тропу я рассказывать не буду, информации на эту тему в интернете предостаточно, поэтому постараюсь дополнить уже известные большинству сведения о тропе личными наблюдениями — возможно кому-нибудь пригодится.
Маршрут. Выбирая маршрут похода, мы остановились на восточной части Ликии - каньон Гейнюк (Goynuk Canyon) – гора Тахталы Даг - поселок Чирали (Cirali), с дальнейшим переходом до поселка Караез (Karaöz) через бухту Адрасан (Adrasan) и мыс Гелидония. Длительность похода – 11 дней. Это был наш изначальный план, которому в силу ряда причин, не суждено было сбыться.
Мы были вынуждены сойти с маршрута и до поселка Караез (Karaöz) добирались по альтернативной Ликийской тропе вдоль Средиземного моря (также 11 дней). В итоге, наш маршрут похода по Ликийской тропе: поселок Гейнюк - каньон Гейнюк (Goynuk Canyon) – поселок Чамьюва (Çamyuva) – Райская бухта - поселок Текирова (Tekirova) – поселок Чиралы (Çirali) – Олимпос (Olympos) - поселок Адрасан (Adrasan) - поселок Караёз (Karaoz) - Пиратская бухта — мыс Гелидония (Gelidonya Feneri).
Поэтому, в какой-то мере, часть этого отчета может быть полезна будущим ликийцам, из разряда «как делать нельзя».
Подготовка к походу. Билеты купили на Momondo: Москва — Стамбул, Стамбул – Москва с пересадкой в г. Кишенев (3 часа в одном направление и 1,5 часа в другом) всего за 8000 рублей с человека. Если сравнивать с билетами до Анталии, откуда собственно и стартует тропа – 14000 рублей с человека (против наших 8000). Из Стамбула до Анталии добирались на автобусе. Автобусных компаний, представленных на автовокзале десятки, о многих даже нет информации в интернете, ходят каждый час. В итоге, мы приобрели билеты на вечерний рейс - отправление из Стамбула в 20.00, в 8 часов утра прибытие в Анталию, т.е. 12 часов в пути, цена 75 лир.
При выборе страховой компании остановились на СК Зетта (полис покупали онлайн на tripinsurance), ассистанс - Assistance mondial. Забегая вперед, лишь скажу: насколько хорошо или плохо они выполняет свою работу в Турции нам проверить не удалось (наверное, к счастью).
Продукты, которые необходимо взять в поход. Здесь я советов давать не буду, т.к. мы совершили огромную ошибку, уделив этому пункту слишком много внимания. Могу привести пример нашей продуктовой раскладки на все 11 дней похода. На мой взгляд, для туристического пешего автономного похода она составлена идеально. Но, не для похода по Ликийской тропе, не в жару и лично не для нас. Целиком и полностью доверившись опыту других туристов-путешественников, раскладку составили по всем правилам походного туризма. В итоге, получился слишком большой вес – 12 кг на 11 дней похода. Для нас это оказалось непосильной ношей. Но, об этом чуть позже…
К 12 кг прибавьте снаряжение, одежда… В итоге, вес, с которым мы отправились в поход – 22 кг у мужа, 6,5 кг у меня, плюс туристические пенки и палатка, общим весом на 5 кг. Повторюсь, для нас это было очень много.
Снаряжение. Туристы мы новички, поэтому какого-то профессионального снаряжения у нас нет. А специально приобретать мы его не стали. Взяли обыкновенную палатку, с которой обычно выезжаем на природу и туристические коврики. Одежда – самая простая. Спортивный костюм, пара футболок, шорты, бандана, шляпа и обычные беговые кроссовки. Для похода вдоль моря, этого оказалось вполне достаточно. Если вы собираетесь идти в горы, как мы изначально – этого будет явно мало.
21.05. За день до похода. Прибытие в Стамбул.
Опущу подробности того, как мы добирались из родного города до Москвы, а затем до Стамбула. Все предельно просто – на автобусе, затем на самолете.
Перед стартом... Москва
Аэропорт Кишинев — самолеты Air Moldova
К счастью, без накладок, вовремя, в 16.30 мы приземлились в аэропорту Стамбула имени Ататюрка. Наличку в этот раз мы решили с собой не брать, и с обменом валюты не заморачиваться, поэтому первое, о чем нам нужно позаботиться – снять деньги. Быстренько нашли банкомат DenizBank (держитесь правее после выхода из зоны получения багажа). Сняли 400 лир по курсу 1:20,4 (Курс на 20.05.2015 составлял 19.11 за лиру).
Стамбул, вид c самолета
Далее нам необходимо доехать до автостанции и купить билеты на автобус до Анталии. Отправляемся искать метро, до которого можно добраться, не выходя из здания аэропорта – следуйте указателям, заблудиться сложно. Одноразовый проезд на метро стоит 4 лиры. При покупке истамбул карты одна поездка — 2,15 лиры. Автоматы по продаже и пополнении истамбул карты находятся непосредственно возле турникетов метро. Стоимость одной карты — 10 лир, 6 лир за сам пластик + на карту зачисляется 4 лиры.
Наша станция под названием otogar была в 20 минутах езды от аэропорта. Не смотря на то что автовокзал, с которого отправляется наш междугородний автобус называется Bayrampasa (в Стамбуле есть станция метро одноименная станция bayrampasa), выходить нужно именно на otogar.
Прибыв на вокзал Bayrampasa и, мягко говоря, удивившись от обилия представленных на вокзале автобусных компаний, отправились к самому крупному из них - Metro Turizm. Русский на вокзале не знают, наш ломанный английский также не поняли, поэтому запасайтесь разговорниками. Нам же помогла турчанка, неплохо говорящая по-русски. С ее помощью купили билеты на восьмичасовой рейс до Анталии стоимостью 75 лир.
Вокзал Bayrampasa
Преимущество компании Metro Turizm - своим пассажирам абсолютно бесплатно компания предоставляет услуги камеры хранения. Для этого нужно пройти офис компании насквозь и выйти к посадочной зоне, повернуть налево и пройти метров 20, увидите небольшое помещение с огромным количеством сумок, чемоданов и т.д., вам нужно просто предъявить свой билет. Кроме того, на втором этаже есть комната отдыха, можно подзарядить телефоны и по идее, должен быть туалет, но мы его не нашли (туалет есть на самом вокзале, для этого пройдите камеру хранения и идите дальше, пока не упретесь в вывеску WC, а там по указателям.
Ожидание нашего автобуса мы провели в поисках магазина с продуктами. На самом вокзале (напротив офисов компаний) располагаются мини-киоски с водой и соками и несколько кафе. Мы же нашли небольшой магазин во дворе дома, неподалеку от вокзала. Если стоять лицом к офису Metro Turizm – поверните направо, пройдите через весь вокзал, по мосту, с видами на транспортную развязку города, метров через 50 – магазин. Небольшой, явно нетуристический, но купить хлебушек, сыр и так по мелочи - можно. И начинайте привыкать к доброжелательности людей! К примеру продавец в магазине, не успели мы в него войти, угостил нас вафлями и все наше время пребывание в магазине – радостно улыбался. А когда увидел, что мы заинтересовались покупкой хлеба, как мог, жестами и мимикой пытался показать, какой у них хлеб (экмек) вкусный, ароматный и воздушный. Было забавно.
Турецкие транспортные развязки
Автобусный парк Metro Turizm
В 20.00 по расписанию автобус выдвинулся в сторону Анталии. Время в пути 12 часов. Первые часа три, мы ехали по самому городу, попутно заезжая на другие автовокзалы. Автобус потихоньку заполнялся, к слову отправлялись мы почти в полупустом автобусе. А дальше нас ждало четыре остановки в придорожных кафе — каждые два-три часа, два раза из них по 40 минут. В кафе можно было перекусить и попить турецкого чая. После каждой остановки нас баловали вкусняшками. Сначала угостили мороженым, ближе к утру – кексиком, и несколько раз разносили напитки на выбор: соки, воду, чай и кофе. Автобус, оказался очень комфортабельным, наличие wi-fi, телевизор с наушниками у каждого пассажира, кондиционер. Сиденья удобные, но опускаются совсем чуть-чуть - выспаться нам не удалось.
22.05. Первый день похода. Поселок Гейнюк (Göynük) – Каньон Гейнюк (Goynuk Canyon). Наш не состоявшийся подьем.
Пройденный маршрут: Поселок Гейнюк – каньон Гейнюк. Протяженность маршрута: 14,7 км. Всего пройдено пешком: 14,7 км. Время в пути со всеми остановками, от одного места стоянки до другого: 12 ч 30 мин.
Трек первого дня похода
Начало маршрута - место где мы вышли из долмуши
1 - Магазины Мигрос и Бим, пересечение с трассой D-400
2 - КПП парка
3 - Озера в каньоне Гейнюк
4 - Точка, до которой мы смогли дойти. Предположительное место захоронения наших продуктовых запасов
Конец маршрута — разбиваем лагерь на берегу средиземного моря
Автобус в Анталию прибыл вовремя — в 8.00 часов утра. Несмотря на то, что ночью температура воздуха опускалась до 0 градусов – в Анталии было жарко. Выгрузившись из автобуса, отправились на поиски долмушки, идущей в сторону Кемера.
Вид из окна автобуса - Стамбул - Анталия
Если вы прибываете на отогар (вокзал) на автобусе из другого города, а не из аэропорта, то вам с места остановки вашего автобуса нужно повернуть направо и идти до небольшого терминала. Проходите его насквозь — перед вами станция отправления долмушек. Находите долмушку, на лобовом стекле у которой, среди пунктов назначения написано: Гейнюк или Кемер. Мы не с первого раза нашли нужный нам автобус, пока искали, сделали пару кругов не в том направлении. Проезд стоит 6 лир, платить нужно не как у нас, при входе в автобус, а при выходе. Стоимость меняется в зависимости от пункта назначения. До сих пор для нас остается загадкой – как они запоминают, кто и на какой остановке вошел? Превосходная память или турецкая доверчивость?
По городу автобус едет очень медленно, попутно сигналя всем прохожим и людям на остановках. Так они напоминают зазевавшимся о приближении транспорта. От автовокзала Анталии до поселка Гейнюк где-то 1,5 часа езды. Попутно заехав в туристический поселок Бельдиби (Beldibi) - в половине 10 утра мы были на месте.
Красота в этих местах, конечно неописуемая: слева средиземное море, справа – склоны гор, вплотную подходящие к побережью…
Изначально мы планировали выйти у моста, где начиналась тропа, ведущая к каньону Гейнюк, но вспомнили, что у нас нет даже емкости для набора воды. Решили поискать магазин в поселке (причем сглупили, и вышли в самом его начале, а магазины находятся на пересечении с трассой D-400). Это была наша огромная ошибка. На поиски магазина мы потеряли очень много времени – вернуться обратно, к мосту, мы смогли лишь к 12.00. Но уже изрядно уставшие, т.к. жара неимоверная, а вес рюкзаков адский.
Ароматный Дикий Олеанд - запах непередаваемый
Могу дать совет - если вам магазин все-таки принципиален – не возвращайтесь по трассе к мосту. Ко входу в парк Гойнюк можно пройти через нетуристическую часть поселка. Единственное, тогда вы не увидите море.
Трасса D-400 — поселок Гейнюк — каньон Гейнюк.
Мы все-таки вернулись. По правую сторону от моста есть хороший выход к морю. Под самим мостом протекает речка Гойнюк, которая в это время часто пересыхает. Нам повезло, и после соленого моря, мы еще и в горной реке искупались. Кстати, в речке можно набрать воды.
Горная речка Гейнюк
В итоге, потеряв много времени и сил, но вдоволь накупавшись, где-то в районе двух часов дня мы отправились покорять каньон. Очередная наша ошибка. Первый день похода на этом участке маршрута очень сложный. Придется подняться в гору на высоту 700 метров, после чего потерять еще метров 300, поэтому и силы нужно беречь, и времени иметь в достатке.
Обещанные, из других отчетов, сорок минут по дороге к каньону Гейнюк нам показались вечностью. От тяжелых реалий отвлекали превосходные виды на скалы Таврических гор.
Знаменитый сад Али - фаната Ликийского пути
Ко входу в каньон, к КПП парка мы дошли часам к трем (точнее в 15.20). К этому времени уже прилично болели плечи, руки и спина. Вес рюкзаков давал о себе знать.
На КПП можно набрать воды, из отчетов мы поняли, что на следующем участке тропы с водой туговато, поэтому к нашим неподъемным рюкзакам добавилось еще 4 кг.
Вход на территорию парка платный, на момент нашего посещения стоил 6 лир. Карту, стоимостью 10 лир, покупать не стали. Взглянув на нее, не увидели ничего нового – все необходимые распечатки были у нас с собой из дома.
Ликийская тропа начинается от самого КПП, но, если есть желание, можно полюбоваться бирюзовыми озерами и прогуляться по каньону. Мы так и сделали.
Часика два мы прохлаждались около озера, кормили форель, охотились за угрем, купались, ныряли и лазили по пещере.
В озерах водится форель и угорь
Искупавшись и перекусив орешками и сухофруктами, приняли решение выдвигаться дальше – время-то уже шестой час, а мы еще и не начали восхождение. Поступок, конечно, слегка опрометчивый — не рассчитав свое время и силы, которые были уже слегка на исходе, мы продолжили поход. Ни в коем случае так не делайте!!! Темнеет в горах рано, а подъем очень крутой. До первого ровного и плоского места примерно 1,5-2 часа ходьбы, в зависимости от вашей физической подготовки и веса вашего снаряжения. Высота 370 м над уровнем моря и воды там нет.
Что в итоге получилось у нас. Для того, чтобы вновь вступить на Ликийскую тропу, необходимо пройти через кафе, вдоль реки, к огромным валунам, примерно 200 метров. По дороге вы увидите, канатную лестницу, вначале мы почему-то решили, что путь пролегает через нее, но это не так, на лестницу подниматься не надо. Далее, перейдя реку по валунам и пройдя несколько метров, увидите указатель: Ликийская тропа наверх, каньон Гейнюк прямо.
Сразу за указателем нас ждал крутой подъем вверх по узкой каменистой тропинке и выступающим корням деревьев. Тяжесть рюкзаков, моментально дала о себе знать. Подниматься в гору с таким багажом очень сложно. Каждые несколько метров приходилось останавливаться на отдых. Меток на этом участке Ликийской тропы не было, оставалась надежда только на туры (самодельные пирамидки из камней, выстроенные путешественниками самостоятельно – аналог красно-белых меток).
Поднимались мы очень долго. И нам было очень сложно. В итоге, минут через 30, вышли мы на основную тропу, которая ведет от КПП парка. Еще минут 30 вверх по крутой каменистой тропе - ни угол уклона не меняется, ни характер тропы. Поднялись метров на 30 (что приравнивается 100 метрам над уровнем моря) за 1 час 40 минут!!! Все от того, что наши рюкзаки были неподъемные. На часах 19.20, темнеет в горах очень рано даже летом, от рюкзаков уже ломится спина и сил подниматься дальше в гору уже нет, а в запасе только час. Разведка хороших новостей не принесла – ни одного плоского места под палатку. И это верно, первое плохонькое место окажется только на высоте 140 метров, второе – под хороший лагерь – 370 метров над уровнем моря.
В итоге, муж принимает судьбоносное решение – вытряхиваем все из рюкзаков в поисках ненужных вещей. За отсутствием таковых, избавляемся от еды. Практически от всей. 6 кг еды безвозвратно были выброшены в пропасть - большая часть наших запасов, почти все крупы, масло, сладости в виде печенья, вафель и конфет.
Первоначальная нарастающая паника постепенно сменялась истерикой. Это было что-то. Теперь, если отбросить чувство жалости к себе за безвозвратно потраченное время и силы на упаковку всех этих продуктов, остается один очень важный вопрос: чем нам питаться одиннадцать дней похода?
Сохранились лишь милые сердцу продукты, с которыми ни я, ни супруг расставаться не захотели: с/к колбаса, сыр, самодельная тушенка, сало (примерно, половина от того, что привезли), кое-как отвоевала сухофрукты и орехи (тоже деленные по граммам), казинаки, какао, две упаковки щербета, хлебцы. Из более серьезного: 6 пакетиков с гречкой (т.е. на двоих на 3 приема пищи), парочка пакетиков с картофельным пюре, пакетики с быстрорастворимым супом и овсянкой, сушеные овощи для супа, одна пластиковая бутылка с геркулесом, целая коробка из-под молочного коктейля самодельных черных сухарей (оставили, потому что очень легкие), соль, сухое молоко. Еще я утаила пару банок рыбной консервы, так сказать на первый ужин.
Результат нашего несостоявшегося восхождения – мы вернулись обратно к морю. Идти дальше по тропе смысла нет. Рюкзаки все еще кажутся тяжелыми (возможно сказывается общая усталость), с основной едой мы попрощались, поэтому стоит держаться поближе к населенным пунктам, да и запал, если честно пропал.
В итоге, разбиваем лагерь на берегу моря, а за ужином обдумываем новый план.