Утром приезжаем на отогар в Анталию и, перед поселением в гостиницу, едем на раскопки Перге.
Камера хранения на отогаре в Анталии работает, 7 ТЛ. Оставляем рюкзаки и идем искать долмуш до деревни Аксу.
Долмуши на Аксу отправляются каждые 20 минут, стоят 6 ТЛ. Ехать с полчаса, водитель подскажет, где выйти. Потом от поворота на Аксу до Перге идти еще пару километров. Из центра города до поворота на Перге можно доехать и трамваем.
Вход на раскопки 20 ТЛ. Мы там были единственными туристами. Раскопки огромные и интересные, мы даже их все не обошли.
До 1922 года руины Перге оставались полностью нетронутыми, но потом в ближайшей деревне начался строительный бум, и камень быстро перекочевал на новое место. Турецкие археологи начали исследования в Перге в 1946 году, многие статуи находятся в Археологическом музее Анталии. Раскопки и реставрация продолжаются до сих пор.
Древние руины - достопримечательность на любителя. Сложно по нескольким стенам, раскопанным фундаментам и разбросанным везде обломкам колонн представить жизнь цеетущего города. Чтобы получать удовольствие от увиденного, нужна богатая фантазия (Марсель Пруст: «Оставим красивых женщин мужчинам без воображения»).
Перге был основан около 1000 г до н.э. и был одним из важнейших торговых городов древней Памфилии, хотя и находился в 20 километрах от моря. В 12 в до н.э. в этот регион массово мигрировали греки и основали несколько прибрежных городов (сохранились руины Перге, Салиона и Аспендоса).
Как везде в Малой Азии, в Перге отметился длинный список завоевателей - сперва Лидия, потом Персия, потом Александр Македонский. С 1 века до н.э. регион контролировали римляне (плавно переходящие в византийцев). Город был населен до нашествия турок-сельджуков, и только с их приходом опустел окончательно.
У Перге было два периода расцвета - эллинистический, 2-3 век до н.э. и римский - 2-3 век н.э., большинство развалин относятся к этому периоду.
Византия существовала еще 1000 лет после падения Рима. Собственно, она и была восточной частью огромной Римской империи. Термин Византия начал использоваться западными учеными с 14 века. А сами жители Византии считали себя римлянами и знали, что другой Римской империи не существует.
Византия для нас безмолвна: ни великих романов, ни великих историков, ни великих философов. Из письменных текстов сохранились исторические рукописи ( мутное чтение для специалистов) и Жития святых.
В Византии была приоритетна установка на зрение, образ (икона - это и есть образ). Здесь все, даже самый сложный богословский текст, могло быть выражено через зрительный образ. Мы судим о Византии по сохранившимся золотым мозаикам Константинополя и осыпавшимся фрескам пещерных церквей Каппадоеии. Поэтому Византия нам кажется скучной, поповской, и, если читал историю, в чем-то даже подлой.
Но ведь все было не так. Простые люди в городах жили обычной жизнью, уклад которой не слишком менялся вплоть до прихода турок. И жизнь эта не была ни скучной, ни блеклой, ни ортодоксально-православной.
В Римской империи строили гениально. Римляне первыми начали использовать в строительстве монолитный бетон, первыми применили целенаправленно нормы и правила градостроительства С 5 века до н.э. в Римской империи строились города с регулярной планировкой. Римские дороги были лучшими в мире, многие из них прослужили 2000 лет, и используются до сих пор; на месте других проложены современны е магистрали - настолько удачно и логично было выбрано направление.
Римский город воспроизводил структуру военного лагеря. На ровной местности разбивали прямоугольник, ориентированный по странам света. Географическую ориентацию лагеря подчеркивали две главные пересекающие его дороги — кардо, направленная с севера на юг, и декуманус, шедшая с востока на запад. На их пересечении находилась площадь для общего собрания воинов. Здесь ставили палатки военачальников и жрецов, устанавливался походный алтарь и сооружалось помещение для казны. Кроме кардо и декумануса лагерь пересекался рядом взаимно перпендикулярных более узких улиц и в плане состоял из прямоугольных ячеек.
В важнейших опорных пунктах завоеванных территорий вместо временных сооружались постоянные лагеря. Они укреплялись каменными стенами, строились казармы вместо палаток и каменные здания для общественных учреждений. Со временем эти лагеря, связанные прекрасными дорогами с метрополией, обрастали жилой застройкой и превращались в ядро вновь возникших городов. Многие города Европы и стран Средиземноморья ведут свое происхождение от римских лагерей.
Кардо Максимус была главной улицей в городе. В Перге кардо и декуманос легко угадываются. 300-метровая улица с колоннами, каналом для воды в центре и магазинами по обеим ее сторонам. В плитах заметны колеи, выбитые повозками и колесницами за долгие века. В конце улицы находится нимфей, вода из которого лилась прямо в канал. Еще выше - акрополь.
Развалины базилики.
Дальше агора с храмом в центре, за ней раскопанные римские бани с несколькими бассейнами.
Эллинистические ворота с двумя массивными башнями сейчас на реставрации. Это единственное сооружение, сохранившееся в Перге от греков.
Слева от перекрестка палестра - круглая площадка для бега, борьбы, метания диска.
В Перге один из самых хорошо сохранившихся ипподромов древнего мира. Он имел форму подковы, мог вместить 12000 человек. Женщин на ипподромы не допускали, но церкви специально строили поближе к беговым дорожкам, чтобы дамы могли наблюдать состязания сквозь церковные окна. Те, кому не хватило места, теснились на крышах окрестных домов.
В начале эпохи христианства античное и варварское, языческое и христианское сталкивались на каждом шагу. Христианские церкви и языческие храмы с одинаковым усердием сооружались одними и теми же людьми, и одинаково финансировались из городской казны. Античные увлечения - ипподром, цирк и театр - по-прежнему, были любимым развлечением народа.
Любимым развлечением горожан были гонки на колесницах. Четыре колесницы разных цветов (красного, синего, белого и зеленого) проносились по арене. Было очень важно, кто победил. Имена лошадей и наездников знал весь город.
Сначала ипподромы были для Византии тем же, чем когда-то цирки в Римской империи. Но потом начали играть огромную роль в общественной жизни - собрания граждан, ранее проводимы на площади, агоре, постепенно переместились на ипподром. На ипподромах проводились главные городские собрания, оглашались законы, вновь избранные городские власти показывали себя народу. Простые граждане, собравшиеся на ипподроме, всегда были рады принять участие в любой смуте.
Возникали спортивные партии (вроде наших футбольных фанатов) болевшие каждая за свой цвет. Белые и красные были маленькими партиями, не игравшими самостоятельной роли, они старались примкнуть к крупным партиям - синим или зеленым. Синие объединяли римских аристократов, зеленые - купцов, ростовщиков и крупных землевладельцев восточных провинций. На востоке, где города были сильнее и богаче, партия щзеленых обладала большим вестом и влиянием
В Византии не существовало представления о легитимности родового престолонаследия, императором мог стать (и часто становился) любой человек, даже из низов. Все уважение к власти относилось, исключительно, к сану императора, ни в коей мере ни к носителю сана.
Западный мир был построен на принципах корпоративного деления на сословия и иерархического подчинения сословий. Византия не знала сословного деления, феодального договра и вассальной зависимости. В Византии не было даже знати: знатным мог стать любой человек, возвеличенный императором.
Одно из византийских понятий - понятие соборности, сопряженное с принципом духовной свободы личности. Византия не знала политических свобод, с этой точки зрения любой человек был более-менее бесправен, речь идет не о демократии.
Византиец не мог жить без политики и без партий. Отдельно взятый гражданин был бесправен перед властью. Но, примкнув к партии Цирка, он получал возможность быть услышанным и повлиять на общественную жизнь.
В Византии к партиям Цирка принадлежало большинство горожан, и праздники организовывали за счет партий. Каждая партия была постоянной корпорацией, которая владела значительной собственностью и богатством. (Когда землетрясение разрушило часть константинопольских оборонительных стен, партии синих и зеленых восстановили их за свой счет всего за 60 дней - эти стены стоят до сих пор).Каждая партия была серьезной политической силой, с которой был вынужден считаться даже император.
Прекрасно сохранившийся театр находится с другой стороны дороги. Вход, думается, по тому же билету, у нас билет не спросили. Построенный во 2 в. театр вмещал 14000 человек. Здесь проводились не только представления, но и гладиаторские бои. Даже рельефы можно рассмотреть, хотя лучшие из них сейчас в археологическом музее Анталии.
Идем обратно на долмуш.
Моя нелюбовь к фотграфированию еды иногда мешает писать отчеты. Может, в Аксу летом и есть какой-то общепит, зимой тут все закрыто. Но сразу возле поворота от трассы есть местная локанта - недорого, быстро, вкусно. Лучшее мясо за всю поездку.
36°56'56" N 30°50'49» E Aksu Et Lok