Даты поездки выбирались исходя из стоимости билетов. Иногда их можно взять по совсем смешным ценам — 50-60 дол. в обе стороны. Но ждать акций мы не стали. В результате, купили билеты на начало марта за 100 дол. на человека в обе стороны + одна единица багажа. Что, учитывая вылет из своего города, было совсем неплохо. Сначала мы планировали лететь вдвоем. Но незадолго до вылета ситуация немного изменилась, и мы решили взять и Машу тоже. Без проблем купили билеты на те же рейсы и практически по той же цене… И стали ждать, считая дни до вылета. Потому что душа и тело уже не то, чтобы просили, а энергично требовали отдыха, смены обстановки, новых, приятных впечатлений. Одним словом, перезагрузки…
Правда, за день до вылета пришлось немножко попереживать. Харьков засыпало рекордным количеством снега, который никак не унимался, а все валил и валил. Я с тоской наблюдала за отменой и задержкой рейсов на сайте аэропорта и все думала, что как-то мне везет улетать в снегопады. И так и не решила: то ли в марте мне вообще летать не стОит, то ли в какой месяц не полети — обязательно будет снегопад... Но все устроилось самым лучшим образом: полосы расчистили, самолеты перестали задерживать, и 2 марта мы закинули вещи в багажник машины и отправились в аэропорт.
…Машину оставили на парковке аэропорта, заплатив за 5 дней 300 гр. Прикинули, что такси в аэропорт и обратно выйдет в те же деньги, а то и дороже. Учитывая поздний обратный рейс, хотелось сесть в машину и поскорее добраться домой, а не ждать такси.
…Осталось преодолеть еще чуть-чуть снежных завалов, и, на ближайшие четыре дня со снегом можно будет распрощаться. А когда прилетим, думали мы, уже и снег таять начнет, и весна настоящая наступит. Ну, это мы, конечно, опрометчиво так думали…
…Что мы сделали первым делом, когда зашли в здание аэропорта? Правильно! Пошли пить кофе с вкусняшками. А как же иначе настроить переутомившийся мозг на то, что уже можно расслабиться и не тянуть рабочие проблемы с собою в самолет?
… Без проблем прошли все процедуры проверок и регистраций, осталось только дождаться посадки на рейс — и мы свободны!
Посадку объявили практически без задержки, и вот мы уже плывем над сливочными облаками, наблюдая в иллюминатор, как медленно снаружи меркнет свет, сменяясь полной темнотой…
Долетели без происшествий, прошли паспортный контроль и забрали чемодан. И вот тут начался квест под названием «доберись до отеля от аэропорта Сабихи Гёкчен». Для тех, кто вдруг не знаком с географией Стамбула, я кратенько расскажу. Ни для кого не секрет, что практически вся территория Турции находится на азиатской части континенте. Только часть Стамбула и небольшой кусочек страны расположены в Европе. Основные стамбульские достопримечательности и отели находятся как раз в европейской части. Там же расположен и главный международный аэропорт Стамбула имени Ататюрка. Но лоукосты, вроде Пегасуса, туда не прилетают. А приземляются они на азиатской стороне, в дополнительном аэропорте имени первой в истории Турции женщины-военного пилота Сабихи Гёкчен. Добираться из аэропорта довольно долго и, на первый взгляд может показаться, сложно. Поэтому многие туристы пугаются этих сложностей и берут такси, что выливается в немалые деньги. Если же перед вами стоит задача доехать до отеля бюджетно, это можно сделать без проблем. Просто нужно заранее разобраться в алгоритме действий.
Итак, первой нашей задачей было купить проездные билеты под названием Истамбул карт (IstanbulKart). Карты продаются в специальных автоматах. Покупаете пластиковую карту за 6 лир, кладете на нее некую сумму денег и потом расплачиваетесь этой картой за весь городской транспорт, включая фуникулеры и паромы. Пополняете по мере необходимости. В некоторых местах картой можно расплатиться даже в туалетах. Такая карта — обязательная вещь в Стамбуле. Конечно, можно покупать жетоны или электронные билеты на транспорт и расплачиваться ими. Но это выйдет в два раза дороже! И еще один важный момент: своя отдельная карта желательна для каждого пассажира. Если каждый будет расплачиваться своей картой, то стоимость проезда почти во всем транспорте обойдется в 2,3 лиры (а каждая последующая пересадка еще дешевле). Если же расплатиться одной картой за всех, то первый проезд будет стоить 2,3 лиры, а все последующие — гораздо дороже. Мы это испытали на себе, потому что при покупке карт, автомат проглотил купюру в 100 лир и кинул все деньги на одну карту. И у нас, в общем, не оставалось выбора: было бессмысленно покупать еще две карты, имея на одной из карт достаточно большую сумму на проезд. Так что очень советую не только поменять часть деньг заранее (мы это сделали в Харькове, в обменнике, и курс оказался очень выгодным), а еще и иметь при себе мелкие купюры и совать в автомат только их.
…Когда мы вышли из здания аэропорта, мы, честно сказать, немного ошалели: столько людей, огней, шума, суеты… Но было чертовски приятно осознавать, что на улице не мороз, и чувствовать, как теплый, плотный вечерний воздух буквально обволакивает и успокаивает…
…Есть два основных способа добраться из аэропорта к отелю. Оба маршрута с двумя пересадками. Первый: автобус — фуникулер — скоростной трамвай, второй: автобус — паром — скоростной трамвай. Мы выбрали первый способ, побоявшись связываться с паромами вечером. Но, как потом оказалось, маршрут с паромом и проще, и приятнее, и быстрее. Вообще, очень советую добираться от аэропорта именно общественным транспортом, а не такси (если, конечно, вы прилетели не ночью). Во-первых, так вы получите массу впечатлений от города в первые же минуты пребывания в нем, пообщаетесь с людьми (потому что, скорее всего, без помощи и подсказок местных вам не обойтись), проедетесь сразу на нескольких видах общественного транспорта и частично разберетесь как с маршрутами, так и со способом оплаты. Иными словами, всего за пару часов приобретете колоссальный опыт. Во-вторых, вы же, скорее всего, приехали в новый город, чтобы его исследовать, изучить, попытаться понять и почувствовать. А разве почувствуешь город, катаясь по нему на такси?
Но вернемся к маршруту. Прямо от здания аэропорта отъезжают автобусы-экспрессы компании HavaBus. Чтобы добраться до них, нужно выйти из аэропорта и немного пройти вперед. Вот так они выглядят.
Автобусов два. Если необходимо ехать, минуя паром, нужен автобус до площади Таксим (Taksim Meydanı). Если же добираться на пароме — до Кадыкёй (Kadıköy). Ошибиться сложно. Билеты на автобус покупать заранее не нужно — они продаются прямо в автобусе и стоят 15 лир. Истамбул карт здесь не действует. Мы стали в очередь на автобус до Таксим. А пока стояли — купили ту злосчастную карту, на которую упали все деньги. Киоск по продаже карт рядом с автобусами, справа.
Автобусы ходят довольно часто. Минут через десять мы уже закинули свой чемодан в багажное отделение и уселись в салоне. В автобусе есть Wi-fi, но смотреть в окно куда интереснее…
Примерно через полтора часа мы вышли из автобуса на площади Таксим. Здесь нам нужно было пересесть на фуникулер, спускающийся на станцию Кабаташ. Мы растерянно глядели по сторонам, отыскивая вход к фуникулеру. Он оказался совсем рядом. Ориентируясь по указателям, мы потопали по длиннющему коридору. А потом коридор сменился движущейся лентой эскалатора, и еще одной. Это было очень непривычно и удобно, особенно, когда ты с вещами. В конце концов, мы добрались до фуникулера, приложили к считывающему устройству свою карту и без проблем прошли на станцию. Фуникулер спускается по тоннелю, так что рассмотреть что-то вокруг не удастся. Всего пара минут — и мы внизу.
Остался заключительный этап поездки — скоростной трамвай. Выйти к трамваю можно прямо от станции фуникулера: внизу турникет, а потом по ступенькам на платформу. Наш трамвай — Т1. Станция Кабаташ — начало его маршрута. Хочется отметить, что, не смотря на поздний вечер (около 10 часов), мы нигде не ждали транспорт больше 2 минут (не считая автобуса-экспресса). Да и в другие дни ситуация была примерно такая же. Транспорт в Стамбуле просто замечательный: огромное количество маршрутов и видов транспорта, понятные схемы, современные машины…
…Внутри трамвая висит электронное табло с названиями станций, плюс станции объявляет диктор. Так что ошибиться и проехать нужную остановку крайне сложно. Единственная проблема — это стоящие у дверей люди. Если вагон переполнен, бывает довольно сложно протиснуться к выходу. Не зная турецкого, сложно попросить людей подвинуться и пропустить тебя, а английский понимают далеко не все.
…Проехав несколько остановок, мы вышли на станции Султанахмед. По карте, отсюда до нашего отеля было около 700 метров. Сначала, когда мы планировали лететь вдвоем, я забронировала хороший недорогой отель в этом же районе. Но потом мне пришлось искать другой вариант, так как теперь нам нужен был трехместный номер. Я нашла отель с противоречивыми отзывами, хотя, в целом, рейтинг его был далеко не самый худший. Подкупало месторасположение (два шага и до Голубой мечети, и до моря), аутентичный район, завтрак на веранде с отличным видом (на Мраморное море и Малую Ай-Софию) и цена (всего 112е за троих за четыре дня с завтраком). Подумав, мы решили, что в отеле будем только ночевать, потому хоромы нам не нужны. И забронировали. Оставалось всего ничего — найти отель и поселиться.
…Первыми, кто встречал нас, когда мы вышли из трамвая, были стамбульские собаки.
Собаки, наряду со стамбульскими кошками, такая себе местная привилегированная каста. Собак в Стамбуле очень много! Они большие, далеко не худые и вальяжные. Ходят по городу совершенно свободно и никого не напрягают. А так как с недавних пор, после 16-ти летнего перерыва, у нас опять появилась собака, все собачьи вопросы стали мною восприниматься очень болезненно. И вот у граждан Турции в этом смысле есть чему поучиться. В первую очередь, милосердию и цивилизованному отношению к животным. Все бродячие собаки здесь под контролем. Они стерилизованы, пролечены, каждая имеет клеймо на ухе. Собаки совершенно не агрессивны, их любят и заботятся о них. Мы не раз видели, как псы спят на матрасиках и подстилочках, заботливо укрытые одеялами. Такие штуки сразу вызывают приязненное отношение и к стране в целом, и к людям в частности. На мой взгляд, это может рассказать о многом…
Мы так подвисли возле этих собак, что забыли о том, что уже довольно поздний час, а нам еще искать отель в узких закоулках. Стамбул определенно нам нравился…
…Наконец мы отлипли от собак и пошли искать отель. Дорога спускалась круто вниз. Вообще, Стамбул стоит на холмах. Поэтому тут везде — или вверх, или вниз. Но то, что к отелю вниз — это хорошо. Утром, пока ты еще полон сил, можно и в горку. Зато вечером, когда возвращаешься назад уставшим, подниматься уже не придется. Минут через десять мы пришли по заявленному адресу, но нужного нам отеля там не оказалось. Мы стали ходить кругами по соседним улицам и переулкам, но отель не находился. Причем, вспоминая фотографии, я понимала, что это точно где-то здесь. Но где? Мы искали, мы спрашивали у немногочисленных в этот поздний час прохожих на улицах, но никто не мог нам помочь. И только спустя двадцать минут блужданий нам повезло: продавец в магазинчике знал этот отель и взялся нас проводить. Отель оказался на одной из соседних улочек. Мы облегченно вздохнули, но, оказалось, радоваться было еще рано. Минут пять мы звонили в дверь, но на звонки никто не отвечал. Хотя накануне я предупредила хозяина о том, что мы будем не раньше 11 вечера, и он ответил, что «no problem». В конце концов, на звонки вышла сонная женщина и махнула рукой на дом на другой стороне улицы, мол, хозяин там. Мы стали туда звонить, и хозяин, в конце концов, отыскался. Как потом выяснилось, он живет в доме напротив отеля. Мы получили ключи от номера и поднялись на второй этаж по винтовой лестнице…
…Номер был, как бы это помягче выразиться, требующий ремонта. Думаю, какое-то время назад, со свежим ремонтом, отель был очень даже не плох для бюджетного варианта. Сейчас же все было несколько обшарпано, сантехника старая, но постель и полотенца белые и чистые. Примерно такое я и ожидала увидеть, поэтому особо не расстроилась. В номере было достаточно душно, но мы открыли окно, запустив в комнату прохладный вечерний воздух, остро пахнущий морем, и все сразу встало на свои места.
…Было уже около 12 ночи. Сегодняшний день выдался нереально длинным. Все-таки в автомобильном путешествии, когда смена картинки происходит постепенно, ты успеваешь осознать все эти изменения. С самолетом иначе. Вот только-только ты еще был дома и вдруг — раз! — уже в Стамбуле. Как-то в голове не очень укладывается. Хорошо это или плохо — даже не знаю. Я подумаю об этом завтра. А сейчас — спать…
…На следующий день мы проснулись около восьми. К девяти нас ждали на завтрак, так что времени было достаточно, чтобы окончательно проснуться и собраться. Погода была непонятная. Прогноз обещал на «наши» четыре дня бесконечные дожди и холод. Но в открытое окно дул совсем не холодный ветерок, а небо было не пасмурным, а всего лишь облачным.
…Веранда для завтраков оказалась просто зачетной! Уютно и вид замечательный! Завтрак — скромный шведский стол: колбаса, сыр типа феты (очень вкусный!), огурцы, помидоры, черные и зеленые оливки, отварные яйца, апельсины, масло, мед, шоколадный крем, сладкая выпечка, чай, кофе. Вроде и не густо, но голодными ни разу не остались. А что еще нужно для завтрака?
…Подкрепившись, выдвигаемся на первую прогулку по легендарному городу. Планы на сегодня такие: обойти все, на что хватит времен и сил, в пешеходной доступности от отеля. На улице тепло совсем по-весеннему, что особенно приятно после харьковских морозов. Улочка, на которой расположен наш отель, мне ужасно нравится…
Идем по направлению к Голубой мечете. Это совсем близко, правда, на этот раз вверх. Смотрим вокруг во все глаза. Райончик очень милый…
…Вышли к Египетскому обелиску. Его привезли из Египта в Константинополь в 390 году н.э. по приказу императора Римской империи Феодосия Великого. А в самом Египте он был установлен и того раньше — в 1460 году до н.э.
…К нам без конца пристают зазывалы, предлагая всевозможные экскурсии. Мы отбиваемся, как можем, потому что намерены гулять по городу самостоятельно. А вокруг — огромное количество русскоговорящих туристов и группами, и поодиночке…
…Первым делом идем в Голубую мечеть или, иначе, мечеть Султанахмет. Это не только самая значимая мечеть Стамбула, выдающийся образец исламской и мировой архитектуры, а и символ города. Так получилось, что раньше нам не доводилось бывать в мечетях. Да и видеть их вблизи особо не приходилось. Разве только в Бахчисарае. Мечети произвели неизгладимое впечатление. Очень понравились! Мы старались по возможности в них заглядывать. А вот с Голубой мечетью не сложилось — она оказалась закрытой на реставрацию. И внутрь совсем не пускали. Но походить вокруг, поглядеть внутренний двор тоже было интересно…
Голубая мечеть была построена султаном Ахмедом I в период с 1609 по 1616 год. Таким образом он хотел умилостивить Аллаха и поднять авторитет Турции. Ведь в тот исторический период Османская империя терпела поражение за поражением в войнах с Австрией и Ираном.
…После мечети решили заглянуть в Ай-Софию. Перед ней раскинулся симпатичный сквер: пальмы, трава зеленая, цветы на газонах… А тут еще и солнышко стало понемногу проглядывать сквозь облака… Так классно, что хочется петь. А все оставленные дома проблемы стали какими-то бледными и незначительными…
…А вы замечали, что каждый город пахнет по-особенному? Львов пахнет кофе, румынский Брашов навсегда врезался в память запахом чисто вымытых мощеных улиц, ну, а Амстердам — сами знаете чем… Стамбул же пахнет жареными каштанами. И еще рыбой. Но рыбой — это на Эминёню. А каштанами — повсеместно. Каштанам больше всего радовалась Машка — очень уж любит их. И кукурузу любит. Поэтому ей тоже радовалась. Где продают жареные каштаны, там же продают и жареную кукурузу. Она дразнит взгляд своими вызывающе-желтыми боками. И ты понимаешь: разве можно не ощущать всепоглощающего счастья в городе, где так много желтого цвета…
Но наша цель — Ай-София. Идем к ней...
Чтобы зайти в музей, нужно выстоять очередь. Очередь не слишком большая, но минут на 20, пожалуй. Боюсь даже представить, сколько здесь туристов летом. Для посещения музеев Стамбула можно обзавестись музейной картой. При условии, конечно, что вы планируете посетить те музеи, которые в нее входят. С музейной картой в очередях можно не стоять. Причем, говорят, карту можно заказать через сайт и указать адрес отеля. К вашему приезду она уже будет вас там ждать. Нам не удалось это проверить. Сначала я твердо собиралась покупать музейные карты. Но с начала 2018 года они подорожали с 85 лир до 125 и стали как-то уж не очень и выгодными. Особенно если учесть, что в Стамбуле сейчас многие объекты закрыты на реставрацию. Так что решили обойтись без карт…
…Почти сразу к нам прилип бойкий экскурсовод, довольно хорошо говорящий на русском, настоятельно рекомендуя отправиться с ним на экскурсию. Мы отказались раз, отказались второй. Потом он снова к нам подошел, сказав, что нашел еще двух человек, и экскурсия будет стоить по 15 лир с человека. Прикинув, что это недорого, мы согласились. Тем более что стоять в очереди уже было не нужно — экскурсовод вручил нам билеты и провел внутрь музея...
Продолжение будет...