Из Львова вылетали со смешанным чувством. Накануне по ящику показали душераздирающие кадры о самом крупном в Стамбуле потопе за последние 80 лет: смытые дома, деревья, размытые берега, извлекаемые краном из грязевого месива автомобили. К счастью, некоторый опыт путешественника возобладал на инстинктами и билет было решено не сдавать. На протяжении всего двухчасового полета от Львова до Стамбула небо было затянуто плотной завесой облаков и лишь начав снижение удалось рассмотреть землю. Её вид не радовал: огромные разливы воды, разрезаемые тонкими ниточками шоссе. Если бы это был, например, Китай, то на ум пришло бы что-то насчет рисовых полей. Накануне получил СМС-ку от друга с прогнозом по Стамбулу на вечер 13-го сентября: ясно, +21. Это стало нашей надеждой.
Самолет заложил вираж идя на посадку и мы с облегчением вздохнули: над Султанахметом – местом нашей дислокации на ближайшие 4 дня – небо чистое!
В аэропорту поменял немного денег. Странный турецкий аттракцион, так и не понял его смысла (скорее всего обыкновенный развод): два расположенных рядом окошка разных банков, в одном курс обмена намного выгоднее, чем во втором. Мужик в окне с хорошим курсом упорно посылает всех желающих обменять свои дензнаки на турецкие лиры в соседнее.
Далее стандартное перемещение: Метро – Трамвай (по-турецки так и будет – трамвай!). Попытка купить акбиль на интерчейндже между метро и трамваем ни к чему не привели. Наверное плохо искал. А работник «трамвайного цеха» на мой «акбиль?» только повторял: «жетон» (по-турецки так и будет – жетон). Так что попытка поближе познакомиться с этим прогрессивным средством оплаты проезда с позором провалилась.
До Султанахмета ехали довольно долго. Отель, ранее забронированный без предоплаты, отыскали с помощью GPS. Нам круто «повезло»: в это время проходил какой-то фестиваль и людей на узких улочках Стамбула было просто тучи. Вечерний Стамбул сиял огнями. Так что шли по «компасу».
Улицы Султанахмета чем-то напоминают улицы недавно покинутого нами старого Львова: такие же узкие с булыжной мостовой.
Anadolu Hotel. http://www.anadoluhotel.com Расположен довольно удачно, хотя до обеих ближайших остановок трамвая идти минуты 3-4 либо по крутым, либо извилистым улочкам (кому что больше нравится). Цена после торга - 40 евро с завтраком (завтрак довольно неплох). Все комнаты отеля очень разные, поэтому надо быть внимательным и по возможности просить показать все доступные. Мы бронировали с кондеем, но получили его только на третий день, таким образом прожив в 3-х разных комнатах 4 ночи! В целом отель за такие деньги вполне неплох, чистый, сантехника и мебель не старая, местоположение великолепное. Но, как мы в последствии заметили, во всех отелях Турции обязательно будет что-то наперекосяк. Например, в одном из номеров этого отеля, чтобы сполоснуть лицо водой, надо было удариться лбом о стеклянную полку, поскольку умывальник по размеру напоминал миску для котенка. И так в каждом номере находилась какая-нибудь своя «изюминка».
Последующие 4 дня были посвящены изучению Стамбула и его окрестностей. Благо, погода этому способствовала – никакого намека на наводнение. Оно и понятно – весь центральный Стамбул расположен на возвышении. Вода Золотого Рога была полна бытового мусора. Так и не удалось выяснить: это всегда так или действительно последствия потопа. Затрапезный вид набережной в районе Эминеню и Галатского моста склонял к первой версии.
Принцевы острова. Или просто Adalar на местном языке. Пароходики отплывают от пристани Кабаташ и ходят в течение всего дня примерно с часовым интервалом. Но лучше отправиться пораньше, не позднее 11-часового рейса. Не забудьте захватить у кассы бесплатные брошюрки с расписанием плавсредств, может пригодиться. Чай на параходиках компании IDO самый дешевый в Турции: всего поллиры за рюмку. Маршрут следования: вдоль 4-х островов с последующим возвратом в обратном порядке. Стоимость проезда: 3 лиры. На каждом плече между островами, если решите сойти, также будет 3 лиры. Мне больше понравился первый остров, но было решено плыть на самый большой – Buyukada, последний по маршруту. Об островах ни раз писали на форуме. Выскажу свое мнение.
Мифы: на острове практически нет машин, только специальные. Экологически чистый транспорт – лошади.
Опровержение: видел пару раз легковушки и джипы без спецобозначений. На самом деле экологически грязный транспорт – гужевые повозки. Смрад от конского навоза, накрывающий остров, трудно назвать экологически чистым. Он повсюду, где эти повозки перемещаются. Ощущение гигантской конюшни. Именно поэтому брать сей транспорт нет никакого желания: под хвостом каждой такой экологической машины весит брезент, в который периодически отгружается экологически чистый выхлоп. Можно лишь догадываться, что чувствует сидящий сзади пассажир, отваливший за всю эту экзотику порядка 40 лир.
Поинтересовался насчет цены пакета сока в одном из магазинчиков: «How much?». Продавец тупит. «Сколько стоит?». «Три лира!». И такое бывает!
На острове можно арендовать велосипед или электровелосипед. Мы же пошли пешком. Что, в принципе, правильно, учитывая крутые спуски и подъемы, легче преодолеваемые на своих двоих, нежели крутя педали. А нашей целью была самая верхняя точка острова, с которого открывалась круговая панорама, - монастырь.
Вид на Стамбул
Принцевы острова
Подниматься довольно тяжело, особенно в жаркий солнечный день. К счастью, на довольно длинной финишной прямой к монастырю лошадиное движение отсутствует (берегут лошадей?). Посему радуешься чистому морскому воздуху вперемежку с хвоей. Вид на Стамбул потрясающий! Город огромен! Рекомендую не полениться и пройти еще немного выше по дороге, ответвляющейся вправо вверх, туда, где виднеется радиомачта и пожарная вышка. Там же расположена вертолетная площадка. С этого места обзор намного лучше. Для любителей позырить в платный бинокль, таковой имеется. Можно подняться по винтовой дорожке на верхнюю площадку пожарной башни. Если проход закрыт решетчатой дверью, следует вручную открыть защелку, после чего вежливо попросить разрешения подняться наверх у сидящего в одной из комнат башни работника. Вам не откажут!
На острове есть оборудованные пляжи. Мы проходили мимо одного такого. Но вход платный, ценой интересоваться не стали. В районе пирса, откуда отправляются кораблики, видели купающихся. Лезть в такую воду желания не возникло.
На острове попробовали, пожалуй, лучший из питых в Турции чаев за полторы лиры. Поскольку наше путешествие проходило на бюджетном уровне и позволить себе отвалить за обед долларов 20-30 было непозволительной роскошью, то обычно к купленному чаю извлекали собственные харчи, имея таким образом за небольшие деньги удобное место для перекуса.
В дорогу стоит захватить немного хлеба. Тогда на обратном пути будет чем себя развлечь: голодные чайки подхватывают куски хлеба на лету, а то и прямо берут его из рук.
Туристический центр Султанахмета. Впечатления противоречивые, поскольку наводнен толпами туристов и вереницами туристических автобусов. Знаменитая Цистерна стариной не дышит, ибо также превращена в туристический аттракцион с лазерной машинкой и баром. Считаю деньги выброшенными на ветер. 2 лиры – красная цена сему развлечению, никак не 10. Поэтому в остальные культовые заведения даже и не пошли.
Из музеев был запланирован военный, но не срослось по времени – не успели. Каждый день с 3 до 4 часов там играет оркестр. Но не всегда! Надо смотреть объявления на входе. Также не удалось понаблюдать смену караула возле дворца Далмабахчи.
На улицах Стамбула
Так и не разобрался в чем предназначение кроликов. Одного подержал в руках.
Очередная кошачая тема
Галатская башня. Вид на Стамбул потрясающий. Были там на закате. Очень много людей и мало пространства, поэтому тесно. Но побывать стоит. Не обязательно на закате. 10 лир.
Маленький кусочек из круговой панорамы
Галатский мост весь ощетинился удочками рыбаков. Довольно замусоренный и вонючий. Для большего эстетического удовольствия лучше переходить по нижнему уровню, если не боитесь приставучих зазывал, ведь там расположены рестораны.
Подземные фуникулеры. Немного прикольно и очень дорого для одного пролета (1,5 лиры). Надземный был бы на порядок интереснее и тогда стоил бы своих денег.
Улица Истикляль. Туристическая улица, вечером очень много народу. Приятно прогуляться пару раз. На трамвае не ездили, так как были они забиты под завязку, передвижение замедляется толпами людей, плотно заполняющими улицу по всей её ширине. Да и ходят они довольно редко.
MiniaTurk. Новая аттракция, расположенная где то в самой дальней оконечности Золотого Рога, поэтому на кораблике туда не доплыть, приходится пользоваться автобусом. Попасть можно из Эминёню (автобусы №47, 47С, 47Е), Таксима (№ 54HT, 36T), Шишли (№ 54HS). Довольно приятное местечко, еще не переполненное туристами, поскольку расположено не очень удачно (а может просто были в будний день). Напротив каждого экспоната установлен специальное устройство, приложив к которому входной билет со штрих-кодом можно прослушать краткую историческую справку об объекте. Поэтому при покупке билета следует указать язык, если по какой-то причине вам этого не предложат. По территории можно прокатиться на миниатюрном колесном паровозике за стандартные полторы-три лиры (точно сумму не помню). Он вроде как для детей, но в отсутвии оных катает с удовольствием и взрослых.
С автобусом толком не разобрались. Лишь понял, что жетоны на него не продают, оплата либо акбилем, либо наличкой водителю, что будет стоить на 25 копеек дороже официального тарифа. Было замечено большое количество старых автобусов «Икарус» либо их точных клонов.
Вопреки высказанному в некоторых отчетах мнению насчет отсутствия в Стамбуле нормальной набережной (мол застроены и все такое) скажу, что таковая имеется. Причем огромная и в непосредственной близости от Султанахмета. Пройти к ней можно либо через замечательный Гюльхане парк с зелеными попугаями, на выходе которого свернуть направо, либо обогнув Голубую мечеть и далее вниз по улочкам под железнодорожным мостом. На набережной народ ловит рыбу, кто-то купается, продавцы торгуют бубликами, предлагают пострелять по пивным банкам и воздушным шарам из воздушной винтовки. Если пройти далее вправо, то можно догулять до рыбного оптового рынка в районе одного из car-пирсов.
Набережная
Рыбный оптовый рынок
"Выездная" торговля бубликами. Мужик так все время и стоял на этом месте, объезжаемый автомобилями и автобусами.
Босфор. Пожалуй наиболее интересное из увиденного. От предлагаемых в районе Эминеню трехчасовых трипов по Босфору частных посудин рекомендую сразу же отказаться. Во-первых, эти кораблики колбасит на волнах мама не горюй (что может вылиться в не очень увлекательную поездку для вашего желудка), во-вторых, плавают они только до Румели Хисари (видимо желудок дальше не выдерживает), что расположен возле второго моста через пролив, в то время как наиболее интересное начинается как раз после него. Так что берем стандартный оверпрайсед туристический теплоход за 13 (OW) либо 20 (return) лир и вперед. Отправление от пристани Эминёню. Регулярных рейсов на этом участке замечено не было, за исключением двух совершенно неудобных: утреннего - в сторону Стамбула, и вечернего – в сторону Черного моря. Видимо их убрали, чтобы не создавали конкуренцию (сравните полуторочасовой трип на Принцевы острова за 3 лиры OW и такой же, но по Босфору, за 4-кратную стоимость). Если правильно рассчитали силы и время, и готовы после посещения Анадолу Каваги (крайней точки этого трипа) заглянуть еще куда-нибудь, то лучше брать билет на пароходик в одну сторону, а возвращаться комбинированным способом: Anadolu Kavagi - Sariyer регулярным паромом, из Sariyer ходит масса автобусов прямо до Кабаташа – конечной скоростного трамвая. На автобусе так и будет указано: Kabatas. Соответственно по пути следования автобуса можно выйти и посмотреть тот же Румели Хисари, Бебек, да и просто погулять вдоль набережной.
Румели Хисари
Крепость Анадолу Каваги интересна прежде всего тем, что это одно из немногих неохваченных туристической отраслью мест с сидящим на входе попрошайкой с табличкой “Entrance fee 10TL”. Но еще более интересна она своим расположением. Со стен этой почти полностью разрушенной крепости открывается захватывающий вид на впадающий в Черное море Босфор. Практически круговая панорама вряд ли оставит кого-либо равнодушным. На подходе к крепости стоит указатель «Short way to Anadolu Kavagi», который на самом деле является замаскированной тропой через множество кафешек и ресторанчиков с «видом на». Мы же поступили по-своему: поднявшись в крепость развернули собственное «кафе» с обзором эдак градусов в 300. То есть попросту вскарабкались на одну из стен и там «накрыли стол»: развернув ранее припасенные бутерброды наслаждались ощущением невероятного простора и свободы. Ни один из ближайших ресторанов не смог конкурировать с нашим импровизированным кафе. А поскольку весь туристический люд тусовался где-то внизу, мы пребывали в блаженном одиночестве.
Вид на Черное море.
Вид на Босфор
Да, это вам не туристическая Цистерна, тут каждый камень дышит вечностью.
Вокруг крепости растет масса ежевики. В этот раз она была очень мелкой и сухой. Люди с автоматами не приставали. Хотя грозная табличка все еще висит.
После посещения крепости в ожидании обратного рейса можно пройти в противоположную сторону деревни Анадолу Каваги – вдоль автотрассы, мимо армейских казарм. Сидя на скамеечке на набережной отдохнуть после утомительного подъема, наблюдая за проплывающими мимо кораблями и круизными лайнерами. Можно и искупаться, если вход в воду с огромных валунов сможет воодушевить вас на подвиг.
По дороге изучить казарменную жизнь турецких военных, посмотреть на живого часового в камуфляжной форме с оружием и в каске. Навешанные повсюду предупреждающие таблички запрещают производить фото и видеосъемку военных объектов и офицерского военного городка.
Гранд Базар. Забавное место, можно обнаружить массу полезных и еще большую массу бесполезных в хозяйстве вещей. Посетили чисто с туристическими целями, без намерения что-либо приобрести. По дороге встретили небольшую демонстрацию, скандирующую какие-то свои требования, при этом бережно оцепленную полицией.
Следующей целью нашего путешествия была центральная Турция с его сказочной Каппадокией. Судя по отчетам, селиться лучше в Гореме. Его и выбрали. Добираться было решено комбинированным способом: поезд плюс автобус (на самом деле комбинация получилась немного круче: трамвай, паром, поезд, автобус, маршрутка). Мы любим поезда и побывав в Турции не испробовать этот вид транспорта было бы непростительным упущением. Даже не смотря на то, что поездка получалась длиннее и дороже почти в два раза. После некоторых колебаний на чем ехать: Гюнейу Экспресс со старыми вагонами, но до Каппадокии (Kayseri), либо Анкара Экспресс, но только до Анкары и в новых вагонах, решение было принято в пользу последнего.
Сидя на 3-м этаже Макдональдса в районе Эминеню и наблюдая за проезжающими мимо переполненными вагонами скоростного трамвая немного смалодушничали и решили стартовать из гостиницы на час раньше задуманного. Итак, три остановки трамвая до Каракоя, 15 минут на кораблике и вот уже причаливаем к грандиозному зданию железнодорожного вокзала, расположенному на самом берегу Мраморного моря с азиатской стороны Босфора.
Хайдарпаша. Железнодорожная станция, спроектированная немецкими архитекторами где-то в начале прошлого века. С этой станции отправляются поезда в азиатскую часть страны.
Итак до отправления поезда оставалось целых полтора часа. Однако Фортуна вновь повернулась к нам лицом и раннее прибытие на вокзал было вознаграждено истинно по-королевски: до самого отправления поезда мы наслаждались великолепным живым концертом турецкого пианиста Tuluyhan Ugurlu прямо на крыльце вокзала. Первая мысль после появления его на сцене: и что это Грацкий делает в Турции. Уж больно похож. Презентовался новый альбом Akdeniz/Mediterranean. Это было нечто!!! Уже дома узнал, что билеты на концерт стоили от 20 до 60 лир. Мы же наслаждались им совершенно бесплатно, приятно коротая время до отправления поезда и любуясь европейской частью ночного Стамбула, перемигивающейся мириадой огней с противоположного берега Мраморного моря.
Напомню, что в начале сентября, числа так до 13-го, Стамбул заливало сильными дождями, поэтому по погодным условиям концерт был перенесен с 10 на 17-е число! Чем ни очередной кивок Фортуны?!
Если кого заинтересовало, вот парочка композиций из упомянутого альбома. http://rapidshare.com/files/292564583/akdeniz.rar.
Продолжение следует