Ваши вопросы и замечания не останутся без внимания и будут учтены, проще писать, отвечая на вопросы. Стандартные первые вопросы - "Понравилось?" и "каков был бюджет поездки?"
Отвечу сразу: Понравилось очень!
И за 11 дней, включая перелет, 5 ночей в 4**** AI, аренду авто, бензин, гостиницы на местах, квадрациклы, питание, вход в музеи, какие-то сувениры - на человека вышло прим. $750. Можно было вложиться и в меньшую сумму, можно было потратить и намного больше...
Если больше вопросов про деньги нет (в самом отчете еще будут детальнее расписаны разные затраты по Турции) -
я начну.
С чего надо начать - с того, что мы - какие-никакие велосипедисты и, выбирая себе страну для путешествия - создаем себе дополнительный геморрой в виде наших велосипедов, ну куда ж мы без них?!
Оговорюсь сразу - поездка эта изначально не планировалась, как велопоход, это была поездка "с велосипедами"...
Прилетели, загрузились, приехали, поселились, достали велы, собрали, покатались, разобрали, загрузили, поехали дальше... Т.е. мы планировали катать т.н. "радиалки"...
АЛГА!
-- вот наш маршрут по Турции
Анталия - Сиде - Каппадокия (авто)
три дня в Каппадокии (велы, авто, квадрациклы)
Каппадокия - Памуккале (авто)
Памуккале - Эфес (авто)
Эфес - Мира - Бельдиби (авто)
отель
Бельдиби - Анталия (а/п - туда на авто, назад велами, 50км)
Бельдиби - Кемер и другие окрестности, туда-сюда, покатушки по 30-40км...
Мной изначально поездка планировалась именно на октябрь - нежарко, туристов немного, цены ниже. Единственный минус в конце сезона уже нет особой свободы в выборе перелета и поселения (хотелось, покатавшись по стране - на последние несколько дней упасть где-то в Кемере в отель, откиснуть в оллэкслюзиве).
Все агентства, как одно - предлагали одни и те же даты вылета-прилета и один и тот же отель... Мафия? Она везде! Не сильно заморачиваясь, взяли мы чартер с этим отелем (четверка в Бельдиби, кстати, как потом оказалось - наверное последняя работавшая в эти дни "нормальная" 4* гостиница в окрестностях Кемера). Киев провожал нас похолоданием и мрякой, Анталия встретила солнцем и пустыми терминалами и площадью перед аэропортом. Не сезон... В аэропорту мы загрузились в рентованный кар и началась Маньяна! Маньяна, или по арабски - Мактуб. Такие вот вольные лингвистические выверты.. Короче: маньяна - завтра, маньяна, не парься! Отправляясь в турцию, особой программы и маршрута мы не составляли и не заморачивались, чай не дети, Турция - не Китай... Была общая цель поездки - Каппадокия. Более-менее очерчены начало и завершение поезкди - по прилету в Анталию, загрузиться и доехать до Каппадокии, где-то там поселиться, а последние 4 ночи у нас был оплачен номер в Кемере и нам надо через семь дней вернутся к морю. Как ни странно, у Зверобоя нашлась карта Турции, но почему-то польского выпуска - mapa samohodova. Центральной Анатолии на этой карте не оказалось, только средиземноморское и эгейское побережье. Маньяна! Так что часть пути мы ехали тупо по знакам.
Всего на авто по Турецкой земле мы проехали прим. 2200км, велами - наверное, немногим более 200км.
Очень сложно описать все природные и рукотворные удивительные красоты, которые мы увидели… Я, по причине скудости своего языка, даже не буду пытаться изобразить картину каппадокийских каменных грибов и пещерных городов, не найду слов, чтобы описать белые скалы Памуккале и очарование античных руин Хиераполиса и Эфеса…
Это надо видеть!!
Писать о Каппадокии, братцы, это надо быть поэтом! А я уж буду писать о вещах приземленных и бытовых..
ОК?
Велосипеды
На велосипедах по Турции мы, может, накатали бы и больше (в принципе мы и планировали значительно больше намотать велами), но из-за отсутствия какой-либо инфы о покатушках в Каппадокии, мы попросту оказались совершенно неподготовленными к горным турецким тропам. Да, красиво, тихо, много дорожек и тропинок - катайся, сколько душе угодно, созерцай невиданные ранее красоты! Но, как оказалось, ехать по турецким проселкам на обычной резине совершенно невозможно.
Дело в том, что как только съезжаешь с асфальта, в покрышки тут же впиваются десятки колючек, моментально пробивающие резину в нескольких местах...
Встаешь с велосипеда на ноги - тут же колючки в обуви...
Я как-то вышел в шлепанцах.. Эта гадость пробивала подошву!!!
Накануне поездки я, конечно, старался разузнать о Каппадокии как можно больше, но письмо на ЛС на форуме Винского мне пришло 17 октября, когда мы уже были в Турции:
И! Там созрели прекрасные колючки! Мы там очень круто прокололись 3 раза по 2-3 колеса за раз. Поэтому - на 4-5 дней там на 2 велика - не менее 10 камер берите с собой. Ибо там они дефицит, несмотря на большое количество велопрокатов.
Спасибо, амиго! Мы уже поняли всё и про колючки и про запаски! На два велика у нас было по 4-5 запасок… Да и что такое запасная камера, если колючки – повсюду!
В результате после первого же нашего выезда мы получили по 5-7 дырок в каждой камере на каждом велосипеде. Часа полтора мы лазили по окрестным горам, разглядывая, удивляясь и фотографируя...
Потом – еще с пол-часа занимались ремонтом пробоев... Причем несколько камер были окончательно испорчены и не поддавались ремонту... Уже возвращаясь, Света, на сдутом переднем колесе еще как-то ехала по грунтам, но уже в самом Гёреме, выехав на дорогу, на перекрестке, колесо окончательно сдулось и Света в повороте убралась на асфальт, ободрав руку и ногу...
После этого ребята докупили в местном велопрокате еще пять камер, CST, по семь лир ($5) за штуку, самых дешевых - тех, что я летом продавал по 18грн...
А на следующий день мы всё утро все вместе дружно клеили и латали камеры.
По идее, подкинутой Зверобоем, мы еще и подстраховывались тем, что вставляли между камерой и покрышкой пробитые ранее камеры. Получалось, что внутри покрышки получалась защитная прослойка, которая - по идее, должна была защищать камеру от пробоя, но даже на таких колесах я не рискнул съезжать с асфальта. Было бы нелепо, вместо того, чтобы кататься - заниматься бесконечной перебортировкой и ремонтом камер.
Заклеившись, мы весь второй день посвятили объезду по асфальту основных достопримечательностей Каппадокии – каменные грибы, камень-верблюд, смотровые площадки...
Квартирный вопрос вряд ли испортил жителей Каппадокии:
А вообще, с велом в Каппадокии - просто супер! Недаром же в курортном поселочке Гёреме оказалось очень много прокатов. Есть прокаты автомобилей, джипов, квадроциклов, мопедов, вело прокаты… В сумме, наверное, пару сотен велосипедов, если не больше. Есть в прокатах и вполне нормальные МТВ, оборудка уровня Аливио, «даже» на дисковых тормозах. Цена велосипедов в велопрокатах в реальности очень отличалась от той, какая заявлена в интернете. Конец сезона, наверное. Вел на день можно взять от 15лир (10 баксов) день. Мы видели рекламу велотуров: пятичасовой тур с гидом, на прокатном веле, стоит 50 лир.
Территория компактная, вполне проезжабельно на веле практически везде, разве что - если хочется уж совсем полезть куда-нибудь на гору - всегда можно оставить велосипеды у какого-нибудь крестьянина под присмотром...
Но.. Масса ракш!!! Колючки - ЗЛО!!!
Пробивались все! Так ведь никто и не был готов к такому ЗЛУ... А вот если подготовиться - взять "правильную" резину, тяжелые камеры, так можно кататься!!!
Думаю, швальбовские "марафоны" вполне должны справиться...
А то ведь пачка латок ушла уже после первого же нашего выезда...
Для асфальтных покатушек можно брать второй, легкий комплект резины.
Перепады высот в самой Каппадокии - терпимые, ехать можно, все-таки основные достопримечательности расположены в долине (в долинах), пару тягунов мы заехали, даже не запыхавшись... все-таки налегке кататься - клево!
Но вот, как можно ехать транстурецкие велопоходы (в инете есть очеты о таких поездках) - ума не приложу: там же такие перепады в горной части Турции, а Турция практически вся горная! Мне кажется, что велосипедом такие расстояния и такие горы просто непроезжабельны!!! Десятки километров подъемов, серпантины, спуски... Это ж сколько дней надо, чтобы проехать хотя бы 500-700км в центральной (горной) части Турции?!
Разве что - асфальт превосходный, дороги широченные - бориспольская трасса нервно курит в сравнении с рядовыми турецкими дорогами в провинции...
Тем не менее, даже в самой Каппадокии мы встретили пару велотуристов, нагруженных и спереди и сзади сумками…
Каппадокия
Каппадокия - место, которое я настоятельно могу порекомендовать романтикам.
Здесь много молодежи со всего мира, с рюкзаками и ноутбуками, с которых они по вечерам ведут свои блоги...
Много девушек и по одной и парами и по трое… И не боятся они в одиночку путешествовать!!!
Много молодых и не очень пар, в рваных джинсах, с огромными фотокамерами.
Мальчишки! Едьте в Каппадокию - "всё получится"!!!
Воздушные шары в Каппадокии
Что еще прикольно в Каппадокии?
В Каппадокии прикольно просыпаться - никогда не проспишь рассвет!
Сначала, в начале шестого, часов в 5-15, 5-20 с минаретов начинают кричать муэдзины... И где они в такое время в октябре месяце видят солнце? Привычка, выработанная годами, наверное...
Массаракш!
Покричали, затихло, задремал…
…ненадолго…
--Бу-уууууу!!! Гу-уууууууу! Ву-ууууууу!
Шо за хрень? - спрашиваешь ты себя, услышав этот гул впервые.
Каждое утро в Каппадокии стоит гул надуваемых на окраине Гёреме воздушных шаров... Звук такой, будто где-то поблизости расположился аэродром с реактивными самолетами! Процедура эта начинается, наверное, в шесть-пол-седьмого и уже в семь утра в небо начинают подниматься первые воздушные шары с туристами. В один из дней мы насчитали в небе 41 шар!!!
И это - в конце сезона! Что ж тут творится летом? Пашут наверное, "в три смены"!
А шары то, шары какие!!! Я видел воздушные шары и раньше, на Украине... Но то, что мы увидели в Турции - это индустрия, это бизнес, это конвейер!!!
Пол-сотни (а в сезон наверняка и больше!) гигантских, просто огромных шаров с корзинами размером с маршрутку, десятки комфортабельных бусов с туристами, джипы, которые подвозят шары, корзины и горелки-вентиляторы, сотни человек персонала! И сотни-сотни-сотни туристов, каждый из которых принес оператору полторы-две сотни евро!!! Ежедневно, без выходных.
Это конвейер, отработанная технология по выкачиванию бабла и накачиванию баллонов. По всей стране, по всем курортам, и уж тем более - по всей Каппадокии, на каждом шагу – реклама полетов. Автобусы каждое утро собирают и свозят к месту старта туристов, там уже зажигаются горелки, надуваются баллоны, шары медленно, один за другим, а то и по несколько одновременно, набирают высоту – кто выше, кто ниже…
Проходит час с начала подъема – поднялись-не поднялись, куда смогли улетели, но шары опускаются, к ним уже мчатся бусы, забирать своих туристов. Всё… 120-175 евро упали в карман оператора…
А за что? Конечно - это драйв, но как по мне - лучше было наблюдать за всем эти со стороны... Зрелище непередаваемое!!!
Катим по дороге - над нами пролетает шар...
Воздушные шары в Каппадокии - это надо видеть!!!
Сидим мы на террасе, завтракаем - над нами пролетает шар...
Дороги, авто
Зато асфальт турецкий - выше всяких похвал! Даже велосипедом на удивление легко ехалось и по ровному, и вниз и вверх на, кажущихся такими тоскливыми, тягунах... Дороги широкие. Знаки, дорожная разметка, обочины... Класс!!! Катайся - не хочу!
Вот только перепады высот в горной части Турции - мама не горюй!!! Это вам не Подолье и даже не Карпаты: справа, слева - трехтысячники, на подъемах в авто уши закладывает, серпантины, крутые спуски и многокилометровые тягуны... И таких дорог - сотни, тысячи километров, ведь вся центральная Турция - это высокогорье, 2000-4000м...
Нашим транспортм в путешествии по Турции был арендованный автомобиль.
Машина у нас была - Дачия Логан, вместительный такой, как оказалось, универсал, хотя я поначалу даже засомневался, что мы сможем запихнуть в него четыре наших вела и всё наше барахло...
Ничего, на удивление, всё влезло, да и машинка оказалась резвая, расход бензина - небольшой... Кстати - бронировали он-лайн мы совсем другую машину, дизельный Фиат Добло... Но в аэропорт турок вместо дизельного Фиата пригнал нам эту Дачию...
Турок - что еще сказать!! Чуть что не так, турки тут же падают на "мороз"... Это у них национальная черта.
Говорим: мы же хотели "дизель"!
Турчина отвечает - ничего - эта машина не дороже!
Блин, ну не турок? Машина, то может быть и не дороже, но 95й же дороже соляры!!! Ладно, взяли мы Дачию..
Бензин по цене был примерно $2,5 за литр (3,3-3,4 турецких лиры) - примерно на лиру дороже дизеля...
Получив машину, мы тут же залили полный бак. Бензин в Анталии и на ближайшем побережье был прим. По 3,2лиры (плюс-минус какие-то куруши). С понедельника по всей Турции цена выросла в среднем на 20 копеек-курушей.
Гелендосы...
Был случай, уже когда ехали из Каппадокии.
Едем…
Пора заправиться…
Высматриваем заправку.
Вот - 95й по 3,26!
Хорошая цена! По дороге – бензин везде намного дороже... Разворачиваемся, заезжаем на заправку. Ба! Бля! Смотрим - с другой стороны ценника - 95й по 3.34.
Ну ладно, заехали уже... Заправляемся на 30 лир. Над кассой - уже третий ценник - 3.41лира за литр!
Нет, ну не гелендосы?
Гелендос - название населенного пункта, где располагалась эта заправка. Это имя стало нарицательным и в дальнейшем все турецкие наёбки мы обзывали "гелендосами"... Ну самих таких турок...
Гелендосы!
За поездку мы сожгли бензина на 520 лир, а это, без малого, четыреста американских долларов... Получилось почти по сто долларов на человека за семь дней проката, из которых - четыре дня чистой езды...
Каппадокия, Памуккале, Эфес, Мира - описывать просто нет слов, это надо видеть, особенно - природные чудеса – эти горы, эти озера, эти каппадокийские "грибы", эти белые скалы и термальные бассейны Памуккале...
Ребята!!! Это надо видеть!!!
Пляжи, отели и вещевые рынки - это еще не вся Турция!!!
Вернее - это совсем не та Турция, которая была за много сот лет до того, как на побережье пришли большие деньги и началась застройка некогда тихих деревень многозвездочными отелями...
Транспорт, автобусы
Местным транспортом я не ездил.. Но, видя, как в стране организовано автобусное сообщение - могу рекомендовать путешествовать, включив в свою программу автобусные переезды!
И вообще автобусом путешествовать по Турции - и дешево и удобно. Длинные переезды, например Стамбул - Каппадокия, или Анталия - Каппадокия, или Памуккале - Каппадокия, Памуккале-Эгейское побережье, лучше делать ночью - так получается экономнее, не надо платить за лишние сутки в отеле, ночь можно покимарить и в комфортабельном (других в Турции попросту нет!) автобусе. Автобусы регулярно останавливаются на заправках, на чай-кофе-туалет. Проезд такой будет стоить 30-40 лир в оду сторону. За багаж (велосипеды), насколько мне известно - доплачивать не нужно. И утром след. дня немного уставший, но сэкономивший и время и деньги, путешественник уже выходит в очередном туристическом центре...
Жилье. Быт
Найти жилье в таких местах, как Каппадокия, Анталия, районы Памуккале, Эфеса и др., где мы были - не составляет ни малейшего труда и как по мне, отправляясь в путешествие в "не сезон" - не стоит заранее заморачиваться, искать что-то, бронировать он-лайн - на месте можно посмотреть вживую и расположение и номера и поторговаться можно... Только закидываешь на плечи рюкзак - хозяин тут же сбрасывает пятерку-десятку... Приехав в Гёреме (туристический центр Каппадокии, совсем крохотный городишко), в информцентре мы узнали о существовании в нем 84 (!!!!) отелей... Минут за сорок, разделившись на две группы мы просмотрели больше десятка отелей разного класса...
Выбор наш упал на один из "пещерных" отелей, cave otel. Номера-комнаты (ода) в таких отелях выдолблены в скале, выглядят такие отели очень аутентично.
В дороге мы останавливались еще в недорогом придорожном отеле, потом, на Эгейском побережье ночевали в совсем уж дешевом пансионе (стартовая цена – 40лир за номер, завтрак и вайрлесс, так что я уже и не стал торговаться), и напоследок - пять ночей в 4*** оллинкюзиве вблизи Анталии...
Для путешественников-беккеперов в Каппадокии есть довольно бюджетное проживание. Место в 5-7 местной комнате здесь можно снять за $10-12/сутки... Да и во всех популярных туристических регионах есть недорогие пансионы, живи – не хочу!
Цены на проживание - обычно с завтраком. Завтрак в турецких гостиницах-пансионах-мотелях - очень уж скромный: вареное яйцо, джемик, маслицо, обязательно - жменя подвяленных маслин и сколько хочешь хлеба.
Хлеба вообще в Турции кушают много - он настоящий, "турецкий"...
Ну и чай, конечно же.
Из фруктов-овощей, в Каппадокии растет наверное всё!
в т.ч. и яблоки:
И вообще, в Турции осенью трудно остаться голодным!
В день покатушки, вот такой у нас был перекус:
Персики, хурма, инжир, арбуз, мандарины, буханка хлеба...
Покушать в день в кафешках можно на $10-25...
Недешево... Как правило в меню всегда есть чорпа - суп из не пойми чего и говядина (а дана), с рисом или картошкой.
Плов, "пилав" по-ихнему - это совсем не плов, а просто рис, правда вкусный, готовят его, смешивая со слегка поджаренной вермишелькой или такими маленькими макаронинками. Риса подают в порциях раза в два-три меньше, чем были порции на Кубе (ну и цена порции - раз в пятнадцать-двадцать выше кубинской).
А вообще - всегда, в любой стране очень даже хорошо выпить закусить своим, родным...
Алкоголь дорогой. Сцуко очень дорогой. Пол-литра ракии - от 20лир (14 баксов), водка еще дороже. Градуса нет!!! Какая-то вонючая слабоалкоголка, хотя и пишут "45 градусов", дурят, турки, или градус у них не такой, как у нас! Votka – 28лир, т.е. двадцать баксов!
Пиво - 3-5 лир - банка "Эфеса", он есть повсюду.
Ред-булл, Бёрн - 2,5-3 лиры банка (два бакса).
Цены в дюти-фри в аэропортах - вообще немыслимые!!! Не знаю, что продается под видом брендового алкоголя у нас в супермаркетах (наверное сплошь контрабанда нерастаможенная!), но цены в дутиках просто нереальные! Я лучше пить брошу, чем буду покупать алкоголь по их ценам!
В той же Каппадокии кушать можно готовить и самим - покупать овощи, фрукты - делать салатики. Правда, в самой Каппадокии, продукты не самые дешевые - в других провинциях мы находили фрукты-овощи-хлеб-воду и дешевле.
В небольших гостиницах можно попросить хозяйку приготовить что-то специально (предварительно купив для нее мясо), чтобы не идти в ресторан. дешевле не будет, но получится "по-домашнему"...
Хорошая цена на фрукты - лира-полторы за килограмм - мандарины, гранаты, инжир. Персики, хурма, клубника, бананы - две с половиной - три лиры за кг.
Клубнику мы покупали прямо с грядки по 2,5лиры за кило. В конце октября! м-м-м-м!!!
Три лиры – это чуть-чуть больше двух баксов.
Полтора литровая бутылка воды - лира. Пятилитровая бутыль - две с половиной лиры.
В супермаркетах видели (брали) воду по 0,4 лиры за полтора литра...
В туристических районах эта цена может вырасти до полутора-двух лир...
Мясо дорогое. Говядина-баранина - 20лир (7 баксов) кило. Курица - 5-8лир кило.
Чай-кофе-потанцем?!
Кофе – "кахьфе". Не знаю насчет "кофе по-турецки", но мне показалось, что это такой миф, спецом придуманный для туристов... Кофе «по-турецки» я видел только однажды - в отеле... Сами же турки повсеместно и всё время пьют чай. Чай по-турецки - "чай". Самое простое турецкое слово, которое запомнилось сразу! Чай по-турецки пьется из таких себе рюмочек "с талией"... Грамм сто наверное, нормальный стопарик, но никак не емкость для чая!!! Цена - лира (5грн!!!) за стаканчик...
Море
А были мы и на Средиземном и на Эгейском морях...
далi буде
Еще, наверное, надо хоть что-то написать и про Памуккале, про Эфес, про Эгейское побережье и другие места...