ЯрославльНу а теперь просто погуляем по Ярославлю, без сверхзадач. Специально мы к нему не готовились, т.к. уже были. Но город настолько хорош, что достоин того, чтобы в него возвращаться. А поскольку, наш путь лежит мимо, грех не заехать. И на этот раз мы хотели в нем просто отдохнуть между переездами и насладиться его улочками, аллеями и церквями. Побродить просто так, без плана, куда город сам нас позовет. Поэтому текста будет мало, в основном фотографии.
Хотя, все-таки, было одно место, которое мы непременно хотели увидеть, т.к. ввиду его отдаленности от центра, оно осталось у нас не посещенным. Это
Церковь Иоанна Предтечи.
В прочем, все мы немножко знаем этот храм, т.к. его изображение видим довольно часто.
Да, изображение именно этого храма помещено на тысячерублевую купюру.
А в Третьяковской галерее есть картина нашего земляка Василия Верещагина «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль». (1888 г) Благодаря этой картине, можно хорошо представить, как выглядел интерьер собора в те достаточно далекие годы.
Чуть позже в 1894го появилась еще одна картина, которую Верещагин назвал точно так же "Паперть Иоанна Предтечи в Толчкове"
Существует еще одна картина, на которой изображена колокольня церкви в Толчкове. «Никитка – первый русский летун»(1940 г). Автор Александр Дейнека.
Согласно легенде, взлетел молодой холоп на крыльях, но был казнён: «И отрубили голову на плахе смерду Никитке за то, что «творил противу естества, от нечистой силы».
В ночь промозглую лежал на Ивановской,
Словно чёрный крест — руки в стороны.
Посредине государства, затаённого во мгле,
Посреди берёз и зарослей смородины,
На заплаканной, залатанной, загадочной земле
Хлеборобов,
Храбрецов
И юродивых.
Посреди иконных ликов и немыслимых личин,
Бормотанья и тоски неосознанной,
Посреди пиров и пыток, пьяных песен и лучин,
Человек лежал ничком, в крови собственной.
Он лежал один. И не было ни звёзд, ни облаков.
Он лежал, широко глаза открывши.
И спина его горела не от царских батогов,
Прорастали крылья в ней.
Крылья!..
Крылышки!..
Ну а теперь, после небольшого лирического отступления посмотрим на саму церковь.
При приближении к ней она поражает своими размерами, кажется огромной. Удивляет замысловатой архитектурой, с кружевной кирпичной кладкой, напоминающей в верхней части персидский ковер. В оформлении использовались изразцы и фигурный кирпич. Очень красивые старинные расписанные двери, правда не в очень хорошем состоянии. Но самое чудное – церковь пятнадцатиглавая(!). Вы когда-нибудь видели нечто подобное – целых пятнадцать куполов разной величины?.. Я – нет…
Разве что, на ум приходит многокупольность деревянных северных церквей.
К сожалению, на наших фотографиях не видны сразу 15 куполов. Но при определенном ракурсе все они просматриваются очень хорошо.
К церковному ансамблю примыкает высокая ажурная колокольня.
Сейчас церковь работает как музей. Но, к сожалению, внутрь мы не попали. Увидели несколько странный график работы.
Был не понедельник и не вторник, и дождя тоже не было. Но все было закрыто. Вокруг ни души. И туристов тоже не было ни одного. Странно, место такое необычное, вокруг так красиво, вековые деревья окружают храм, защищая его от остального мира. Даже не возникает ощущения, что находишься внутри большого города (а совсем рядом некрасивая промзона). Видимо китайцы еще не узнали об этой церкви. Может ее неспроста не сильно популяризируют, чтобы как раз избежать излишних любопытствующих толп.
Уже позже я прочитала, что церковь не открывают во время дождей, чтобы не портились фрески, которые итак уже не в наилучшем состоянии, а на достойную реставрацию средств не выделяют. Так что то, что на первый взгляд у нас вызвало недоумение и улыбку, на самом деле имеет веское объяснение.
Ну что-ж, будем надеяться, что мы не последний раз в Ярославле. Придется наведаться сюда еще раз.
А фотографии приходится показывать из интернета.
И немножко ложка дегтя. Мы были удивлены, что такой уникальный храм, что его изображение даже поместили на купюру, памятник федерального значения, не отремонтирован. Колокольня в плохом состоянии. Многие изразцы разбиты. Кирпич местами отколот. Фрески внутри мы не видели, но наслышана, что тоже очень и очень пострадали.
Это действительно жемчужина русской архитектуры. Хотелось бы надеяться, что храм, будет отреставрирован…жаль потерять такую красоту...