Перед тем, как приступить к чтению данного отчёта и других моих работ, давайте познакомимся чуть поближе, и я расскажу вам про свои книги)
Меня зовут Ян, я родился и живу в Ярославле.
С детства у меня была тяга к дальним странствиям и к писательству. Так я пришёл к своему хобби - я пишу о своих путешествиях, и не только о них.
В 2007 году здесь, на Форуме Винского, я выложил свой первый рассказ - Эмоции в деталях о Кубе. Затем на протяжении многих лет я написал на Форум ещё десятки рассказов.
Очень часто читатели рекомендовали мне издать мои произведения в книжном виде.
Спустя десять лет я наконец-то внял их советам)
В 2017 году увидела свет моя книга, которая объединила целый ряд отчётов - Кубу, Северную Корею, Сирию, Израиль, Европу, Бразилию, США, Китай.
Я назвал её "К Последнему Морю!". Издание получилось пухленькое - 630 страниц.
Если вам интересно моё творчество - вы можете заказать книгу себе. Проект для меня совершенно некоммерческий, я всегда рассматривал своё творчество как некий инструмент для изменения мира к лучшему.
Если кто-то улыбнётся, читая мои произведения, если настроение человека улучшится, если кто-то посмотрит на окружающий нас мир несколько под другим углом, если вы расширите свой кругозор - значит, для меня всё это было не зря)
Кроме этой книги, я написал книгу про свой родной город - Ярославль. Я написал "100 деталей Ярославля", когда был варварски молод - в 2009 году, мне было 27 лет. Издание оказалось очень успешным - завоевало ряд региональных и федеральных наград с какими-то длинными учёными названиями, выдержало два переиздания.
Для меня эта книга - как дань моей Малой Родине. Я благодарен Ярославлю за то, что он сделал меня таким, какой он есть. Я считаю, что если бы каждый человек четко понимал своё место во времени и пространстве, и своей Малой Родины в этом самом пространстве - мир был бы немного лучше)
Если кто-то после прочтения этой книги посмотрит не только на Ярославль, но и на любой другой город под несколько другим углом - во время обычной прогулки будет внимательнее смотреть себе под ноги, на стены, вверх - то опять-таки, я копчу небо не зря) Если кто-то после прочтения этой книги научится ВИДЕТЬ, а не просто смотреть - отлично! Если обыденный маршрут человека от дома до работы заиграет новыми красками, которые дают маленькие уличные детали - это для меня вообще экстаз!
Если вам интересна любая из этих книг, то пишите на адрес kposlednemumoryu@mail.ru , там вам расскажут дальнейшие инструкции по приобретению. Цена авторская: "К Последнему Морю!" - 700р, "100 деталей Ярославля" - 500р. Пересыл в любую точку России - 250р. В другие страны рассчитывается персонально.
Закончить своё лирическое вступление мне хотелось бы благодарностью Форуму Винского и его читателям. Без вашей поддержки, без осознания того, что моё творчество востребовано людьми, всё сложилось бы совсем иначе, и вряд ли бы книга "К Последнему Морю!", как сборник моих отчётов с форума, увидела бы свет.
Но... ваша поддержка была на протяжении всех этих лет, а это значит, что свой так сказать талант бумагомарательства, который был вложен в меня с рождения, я не зарыл в землю, а человеку важно это осознавать. Важно и мне.
Всем спасибо, и приятного чтения!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Последние годы мне нравится кататься по городам, не подготавливаясь тщательно к поездке в информационном плане.
Раньше тактика была обратной - сначала впитываешь информацию, что можно посмотреть, пропитываешься заранее духом, настраиваешься, едешь - и получаешь своё.
Ищешь "тот самый" собор Святого Паноптикума, идя по заранее подсмотренным в сети улицам, смотришь на собор, уже зная особенности архитектуры, и все любопытные нюансы, вроде как что по легенде все строители на удачу перед постройкой поссали на угловой камень.
Такой способ дает погружение в атмосферу, аутентичность, но со временем приедается. Все эти соборы сливаются в один, принципы и закономерности ведь везде одни и те же, только кусочки паззла меняются местами, наверное, поэтому я невольно и перешел к другой тактике - сначала едешь, на месте бесцельно шаришься, пропитываясь своими впечатлениями и первичными эмоциями, а если что-то сильно заинтересовало, потом по приезду домой ищешь информацию.
- "А, так вот что это за обоссанный камень был. Оказывается, это строители перед стройкой на удачу ссали, традиция такая! Класс!"
Таким образом, на первое место выходят твои собственные эмоции, а не чьи-то там, уже кем-то переработанные и внедренные в массы. Мол, благоговейте, гниды, это же тринадцатый век! А если не владеешь этой ценной информацией из путеводителя, мимо пройдешь, хибара какая-то покосившаяся, фуфло, еще и деньги берут за просмотр. Наверное, те же люди, кто и путеводители пишет.
И ты идешь за гораздо более яркими эмоциями, нежели навязанными - например, ныряешь в грязную арку, и попадаешь в шикарное парадное конца XIX века. Или находишь в закоулках маленькую церковку, она малоизвестна, но благодаря этому вокруг нее мало народу, и поэтому она кажется самобытной. Замкнутый круг.
Оба способа имеют право на существование, они оба прекрасны, главное, что вштыривает на данном этапе жизни.
Однако, всегда есть ряд объектов и мест, где без предварительного экскурса не обойтись. Нужно обязательно знать какие-то подробности и нюансы, обладать какой-то информацией.
Например, Куликовское поле. Ну поле и поле. Таких полей миллионы. Но ты уже знаешь, что поле-то - КУЛИКОВСКОЕ, и ходишь по нему совсем по- другому. Вон, наверное вон тот лес, откуда засадный полк Дмитрия Донского ударил во фланг Мамаю. А так - ведь лес лесом.
И тому подобное.
Такие поездки носят целенаправленный характер. Заряжаешься информацией - и в путь.
Собственно, так я и пришел к даче Гаусвальд. Поднапитался из всяких сомнительных книг по архитектуре Петербурга, тоненьких порноброшюр и толстых фолиантов, полистал в сети, и сложилась у меня в голове следующая логическая цепочка:
1. Дача Гаусвальд - первая постройка в стиле модерн на Каменном острове, в Питере, а скорее всего, первая и во всей стране, 1898 год. Очень красивое здание.
2. В здании снимался один из моих любимых отечественных фильмов - "Шерлок Холмс", а если быть точным, серия "Скандал в Богемии", 1983 год.
3. Дачу хотят снести, потому что она вот-вот рухнет, и только сопротивление питерских активистов на несколько месяцев продлевает её агонию.
4. Надо съездить посмотреть, пока уникальное интересное здание еще живо!
Ну я и поехал.
Предварительно я просмотрел серию "Скандал в Богемии", где эта дача фигурирует, меня окончательно затрясло, и мы с женой рванули.
Вообще, даже в таком многогранном городе, как Питер, грани потихоньку стираются, становятся для тебя некими заурядными, при всей их пестроте. Я был в Петербурге раз двадцать, и всё плодотворно, а жажда новых познаний постоянно тянет дальше, и дальше, и дальше, но даже этот город не безграничен.
Слава Богу, помимо уже исследованного мною вдоль и поперек центра, осталось множество мест, закутков, райончиков и районов, куда всегда можно засунуть свой любопытный нос впервые.
Одно из таких мест - Каменный остров.
Если совсем вкратце, то этот остров в дельте Невы всегда являлся ближайшей окраиной города, сейчас, естественно, в центре, но сохранил свой внешний облик и свое изначальное предназначение - быть местом загородного отдыха петербуржцев. Богатеньких петербуржцев.
Долго остров был во владении императорской фамилии, но в самом конце XIX века землю стали раздавать в аренду, тогда-то тут и понастроили обеспеченные горожане свои дачи, одна другой краше.
Одна из этих дач - дача Гаусвальд.
Каменный остров (собственно, как и Елагин, как и Крестовский - два собрата Каменного по группе т.н. "Кировских" островов) - своеобразный зеленый тихий оазис прямо в центре города. Тут благостно, малолюдно, тихо.
На берегу Большой Невки глаз выхватывает крайне интересную, но непонятную деталь:
Похоже на какой-то навес, выглядит старым, но явно бетон. Стоит просто в кустах, очень странное для него место... рядом брусчатая мостовая... интересненько! Это как раз из этой серии - сначала посмотреть, подумать, испытать некую эмоцию (например, любопытство), и по приезду искать, и получать удовлетворение от знаний.
Оказывается, это ни что иное, как наследие Международной строительно-архитектурной выставки 1908 года, один из экспонатов! Выставка была посвящена новейшему материалу - железобетону, и Товарищество "Железо-Бетон" предоставило широкой публике чудо-экспонат - железнодорожный навес из суперсовременного материала!
Простоял экспонат 102 года, просто чума!
Идем дальше.
Остров пересекает в разных направлениях множество аллей и пара каналов:
Идиллия:
Здесь то и сохранился уникальный уголок застройки рубежа XIX-XX веков, здесь-то и любила тусить знать той эпохи. Сейчас тут любить тусить знать современной эпохи, и здания, построенные предыдущей знатью, пытается выжить, потому что эти здания нынешней элитой не котируются.
Однако, осталось еще прилично, например, дача Гаусвальд, почти в центре острова.
Гаусвальд - фамилия, здание было построено в 1898 году женой известного булочника, Евгенией Карловной Гаусвальд. Оно общепризнанно считается первым зданием в стиле модерн в Петербурге, выполнена опять-таки небезызвестными архитекторами В.И. Чагиным и В.И. Шене. Мужеству Евгении Карловны можно позавидовать - с такими то архитектурными формами, да в русскую действительность, да первая.
Итак, идем по Березовой аллее, брошенная, романтичная дача потихоньку открывается перед нами из-за деревьев и кустарника:
Вот она, во всем великолепии:
А вот как она выглядела почти сразу после постройки:
В 1918 году дачу, естественно, отобрали, и отдали колонии для несовершеннолетних. Спустя еще пять лет - передали под заводской санаторий. Пребывание малолетних уголовников и отдыхающих заводчан не очень хорошо сказалось на романтическом модерне. Уже к 1970-м здание начало плохеть, но окончательно его погубили, как водится, наши годы.
В 1990-е здание было выкуплено, но не эксплуатировалось, потихоньку разваливаясь. Не было отопления, протекла крыша, в общем, так-то и завелся в деревянных конструкциях (а постройка в значительной степени - именно деревянная) страшное животное под названием "гриб домовой белый". Он сожрал все несущие конструкции, и в 2008 году всеобщий приговор был - снести дачу нахрен.
Общественность возмутилась. Как же так, первое здание в стиле модерн, такая красота, и снести нахрен. Не годится. Начались длительные дебаты и ссоры активистов с властями и собственниками. Пошли слухи, что проблема гриба преувеличена, и можно все если не сохранить, то идеально воссоздать, да собственник не заинтересован.
Было несколько постановлений о сносе, их отменяли, предлагали альтернативные экспертизы, в общем, драмы. В 2010 году, когда там появился Ян Александрович, судьбу решили в очередной раз - под снос. Но пока не снесли, так что можно еще успеть. В марте 2011 новый приговор - изношено 85% конструкций, стропила держатся неизвестно на чем, здание аварийное и вот-вот упадет.
Вновь бушуют активисты.
Шерлок Холмс на плакате не спроста - здание является наследием не только культурным, но и кинематографическим. В 1983 году здесь отсняли значительную часть одной из серий "Шерлока Холмса".
Поскольку я на свежачок его пересмотрел, я пропитался духом еще больше - вон, вон то самое окно, куда Ватсон метнул дымовую шашку, крайнее справа!
А вот и сам Ватсон, он же Виталий Соломин, вот он, коварный, ждет момента!
Я и дальше буду вставлять картинки с прекрасного сайта шерлокохолмсоманов, 221b.ru, которые уже давным давно пропатрулировали все места съемок легендарного фильма.
Съемки "Шерлока" - важная страница в жизни дома, потому что именно с тех пор петербуржцы, а вернее, ленинградцы стали называть его как "Дом Ирэн Адлер"
Напомню, Ирэн Адлер - авантюристка, красавица, настоящая леди (или The Woman, как называл её сам Холмс), вероятно, единственная женщина, к которой Холмс испытывал какие-то чувства.
В "Скандале в Богемии" значительная часть действа проходит в её доме. Если вкратце, то наследный король Богемии захотел жениться, но у Ирэн Адлер, его бывшего увлечения, сохранилась фотка, которая может брак расстроить.
Бережет она её как зеницу ока, и король нанимает Холмса, чтобы он её достал. Холмс инициирует драку у дома, его как пострадавшего впускают, в это время Ватсон кидает дымовуху в окно, типа пожар, все выбегают, а подлый неблагодарный Холмс ищет фотку.
В итоге фотки нет, но Шерлоку становится известно, что Ирэн выходит замуж в церкви Санта-Моника, за некоего адвоката, он становится свидетелем (загримировавшись под нищего), потом Ирэн сваливает вместе с фоткой и мужем, обещая всем, что всё будет ОК.
Король доволен, Холмс очарован, а Ватсону похуй. Всё как обычно.
Ирэн Адлер подкатывает к своему дому, вся такая деловая:
А вот как это выглядит сейчас:
Ирэн Адлер, вся при делах, выходит из роскошной модерновой двери:
А вот как дверь выглядит сейчас, обратите внимание на некогда роскошный модерновый фонарь:
Ограда тоже осталась старая:
Детальки:
Видимо, бывшая небольшая веранда:
На территорию и в само здание попасть нельзя - в будке сидит круглосуточная и круглогодичная охрана, гоняет любопытствующих, активистов, бомжей, туристов, и просто пройдох. Но работы у них немного - дача не в постоянном центре внимания даже петербуржцев, что уж говорить о гостях города.
Существует и некоторое количество подсобных помещений в том же стиле, жилье для слуг, амбары, в общем, булочницы хорошо жили:
А вот мимо них проходят Холмс с Ватсоном, все что-то затевают, замышляют, плетут:
А вот зеваки зырят на псевдопожар:
Вообще, пропитавшись предварительно фильмом, эффект погружения стопроцентный.
Казалось бы, просто дорога уходит вдаль:
Но нет:
"Гоните, как дьявол! -- крикнул он кучеру. - Сначала к Гроссу и Хенке на Риджент-стрит, а затем к церкви Святой Моники
на Эджвер-роуд. Полгинеи, если доедете за двадцать минут!!"
И кэб уносится в сторону Эджвер-Роуд, то есть 2-й Березовой Аллеи.
Бросаем последний взгляд на это чудо:
А толпа зевак все ликует и ликует, глядя на пожар:
Так, а что это у них такое за спиной? Здание с оригинальнейшими формами? Интересненько...
Может, пройти, посмотреть, сохранилось ли?
Так и есть! Особняк Фолленвейдера!