Столбы́ выве́тривания (мансийские болваны) — геологический памятник в республике Коми на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рр. Ичотляга и Печоры. Останцев 7, высота от 30 до 42 м. Находится довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Столбы считаются одним из семи чудес России.
Мысль посетить плато Маньпупуньер (одно из семи чудес России), возникла несколько лет назад. Прорабатывались разные варианты посещения, от пешего, до заброски на вертолете.
Но после поездки на перевал Дятлова, в сентябре 2010г, было принято решение, еду на машине! За зиму был найден и приобретен УАЗик, получивший прозвище «Монстрик», и в апреле месяце началась интенсивная подготовка к путешествию. Готовился автомобиль, прорабатывался маршрут, получали разрешение на посещение заповедника.
Выезд был запланирован на конец июля, начало августа. Собирались несколько экипажей, но к 29 июля, окончательному сроку поездки, нас осталось только две машины, два УАЗа!
1.Петр
Павел
Александр
2. Алексей
Андрей
Собака Терра
29.07.2011г.
В 6.00 встречаем 2-й УАЗ на Серовском тракте и выдвигаемся в сторону Североуральска, здесь забираем третьего человека из нашего экипажа, Александра.
В Ивделе заполняем все баки горючим, дальше заправок нет.
В Вижае надеюсь встретить «Бороду», знакомого по предыдущим поездкам, везу ему подарок. Но к сожалению его там нет, нет и вагончика, в котором он жил после пожара.
По слухам Вижай скупили «москвичи» для устройства тур-базы и вынудили «Бороду» уехать.
Воды в речках немного, преодолеваем без проблем. На Ауспии встаем на ночевку.
30.07.2011г.
В 9.00 выезжаем к перевалу Дятлова. Дорога плохая, очень разбитая. Несколько раз приходилось лебедиться. Встретили Ижевцев, они возвращались с Пупов. На моем УАЗе порвали грибок, два часа на ремонт и мы снова можем полноценно двигаться. У обелиска остановились, помянули дятловцев. От перевала прошли еще пару км и встали на ночевку. Погода хорошая, сделали закладку. Сегодня прошли около 30 км.
31.07.2011г.
Утром проснулись под барабанную дробь дождя, стоит туман, видимость не более 20 метров. Завтрак и вперед, в неизвестность. Через несколько км встретили квадрики, ребята катались на рыбалку.
К обеду выглянуло солнце. Курумник менялся ивняком, спуски меняли подъемы. Средняя скорость 3 км в час. Дорогу преградил ручей с каскадом водопадов.
Зачарованные такой красотой, забыв про усталость, все кинулись на фотосессию.
Кристально чистый ручеек журчал, извивался между камней покрытых зеленым мхом и терялся вдали.
Подошли к «страшному» подъему описанному во всех отчетах. Машину можно затянуть только на лебедке. Опять начался дождь, сперва затянули Уаз Алексея, из-за отказа передней лебедки, пришлось поднимать задом. Вторым, через блок, подняли мой. Все это заняло 1.5 часа под проливным дождем.
Промокшие но довольные, что еще одно из многочисленных препятствий осталось позади, встаем на ночевку. Натянули тент, развели костер, и в это время закончился дождь, выглянуло солнце, появилась радуга. Она проложила свой мост с юга на север, как бы указывая нам дальнейший путь.
В этот день прошли 27 км.
01.08.2011г.
С утра светит солнце. Завтракаем и вперед. На одном из подъемов машина отказывается ехать, крутится одно колесо, сломана полуось. Меняем за 40 минут и снова в дорогу. Опять пошел дождь, спустился туман, заезжаем на курумник и не видим дальнейшего пути. Мы заблудились. Камни настолько большие, что задевают за мосты и днище автомобилей.
Расходимся в разные стороны, ищем дорогу. Побродив по курумнику, выезжаем на трек. Как бы радуясь за нас, прекращается дождь и выглядывает солнце, туман исчезает, а перед нами вырастает высотка 708.9 метров, с самодельным знаком Европа – Азия на вершине. Вносим свою лепту, прикручиваем на знак сломанную полуось. Спускаемся с горы и заезжаем в лес. Находим стоянку с ручьем, останавливаемся на ночевку. Сегодня прошли 33 км.
02.08.2011г.
Утром опять моросит дождь. До Вологодской грани осталось 20 км. Курумник закончился, но пошел ивняк и глубокие колеи. Много приходиться лебедиться, большие уклоны, иногда пилим новые проходы. Днем опять солнце. С одной из высоток показались болваны, но через несколько минут снова скрылись в тумане. Еще немного усилий и мы у Вологодской грани. Ищем тропу до столбов. Доезжаем до истока Печоры, здесь установлены памятные знаки. После находим круглый отлитый из чугуна знак Европа-Азия. Возвращаемся на грань на ночевку.
Сегодня «наколесили» 30 км.
03.08.2011г.
Утром выглянуло солнце! До Пупов навигатор «бьет» по прямой 9 км. Решили выйти на тропу по Вологодской грани. Тропу не нашли, шагали по азимуту, по бездорожью.
Выходим на прямую видимость «болванов», куда-то пропала усталось, у всех радость на лице. Мы победили! Мы дошли! Пупы покорены! Андрей достает флаг, и дальше наша процессия движется со знаменем!
В 1.5 км от Пупов стоит домик егерей. Сегодня их нет, ушли за продуктами. Два часа на обследование столбов, фотосессию и в обратный путь.
Опять не нашли тропу, снова по азимуту, снова по бездорожью. Туда и обратно получилось 25 км. В лагере сил хватило только попить чай и доползти до палатки спать.
04.08.2011г.
7 часов утра, утро хмурое, но дождя нет. Решил никого не будить, вчера все очень устали. Сегодня отправляемся в обратный путь. К 10.00 выглянуло солнце. Обратный путь всегда короче, Там где в тумане плутали по курумнику, при солнышке проехали быстро. Опять спуски и подъемы, грязь и курум. Тумана сегодня нет, мы наслаждаемся неописуемыми видами гор, долин, ручьев. Вечером встаем на ночлег. Сегодня пройдено 43км.
05.08.2011г.
Завтракаем, проверяем машины и в путь. Через пару км выходим к спуску. Вначале Алексей спускает меня, затем на задней лебедке спускается сам. Все прошло отлично.
Погода стоит прекрасная. Доходим до закладки, заправляемся и снова вперед. Пока подсохла дорога, надо пройти сложные участки.
На маршруте от Дятлова до Ауспии столпотворение. Москвичи, Пермяки, Челябинцы. Автомобили и Квадрики. Постоянно приходиться разъезжаться. Дорога вся взорвана. На обочинах стоят автомобили которые не выдержали этой гонки и ремонтируются. Похоже перевал превращается во вторые Чертики.
Последние 50 метров перед избой в кедровнике, проходим на лебедках. Здесь у нас последняя ночевка. Радость от достигнутого притупляет усталось.
06.08.2011г.
Изба в кедровнике, база Ильича, Ауспия, Ушма, Тошемка, Вижай проходим на одном дыхании. Прощаемся с Алексеем и Андреем, им надо заехать в Ивдель. Встречаем Сыктывкарцев, они на Пупы, мы уже прошли через это, у нас это все позади. Желаем им удачи, она им не помешает! Через 8 часов мы дома. Мы это сделали! Мы победили!
Мы КАТАЛИСЬ в такие дали
Что не очень-то и дойдешь..........
Огромное спасибо Алексею, Андрею, Павлу, Александру!
У нас была настоящая команда!
Прочитав этот отчет, можно подумать, что это была увеселительная прогулка, это не так, Это были дни напряженной работы, часто под дождем. 10-12 часов за рулем, трос лебедки, пила и топор, были нашим развлечением. Поэтому у нас нет «страшных» фотографий, нам было некогда