Перед тем, как приступить к чтению данного отчёта и других моих работ, давайте познакомимся чуть поближе, и я расскажу вам про свои книги)
Меня зовут Ян, я родился и живу в Ярославле.
С детства у меня была тяга к дальним странствиям и к писательству. Так я пришёл к своему хобби - я пишу о своих путешествиях, и не только о них.
В 2007 году здесь, на Форуме Винского, я выложил свой первый рассказ - Эмоции в деталях о Кубе. Затем на протяжении многих лет я написал на Форум ещё десятки рассказов.
Очень часто читатели рекомендовали мне издать мои произведения в книжном виде.
Спустя десять лет я наконец-то внял их советам)
В 2017 году увидела свет моя книга, которая объединила целый ряд отчётов - Кубу, Северную Корею, Сирию, Израиль, Европу, Бразилию, США, Китай.
Я назвал её "К Последнему Морю!". Издание получилось пухленькое - 630 страниц.
Если вам интересно моё творчество - вы можете заказать книгу себе. Проект для меня совершенно некоммерческий, я всегда рассматривал своё творчество как некий инструмент для изменения мира к лучшему.
Если кто-то улыбнётся, читая мои произведения, если настроение человека улучшится, если кто-то посмотрит на окружающий нас мир несколько под другим углом, если вы расширите свой кругозор - значит, для меня всё это было не зря)
Кроме этой книги, я написал книгу про свой родной город - Ярославль. Я написал "100 деталей Ярославля", когда был варварски молод - в 2009 году, мне было 27 лет. Издание оказалось очень успешным - завоевало ряд региональных и федеральных наград с какими-то длинными учёными названиями, выдержало два переиздания.
Для меня эта книга - как дань моей Малой Родине. Я благодарен Ярославлю за то, что он сделал меня таким, какой он есть. Я считаю, что если бы каждый человек четко понимал своё место во времени и пространстве, и своей Малой Родины в этом самом пространстве - мир был бы немного лучше)
Если кто-то после прочтения этой книги посмотрит не только на Ярославль, но и на любой другой город под несколько другим углом - во время обычной прогулки будет внимательнее смотреть себе под ноги, на стены, вверх - то опять-таки, я копчу небо не зря) Если кто-то после прочтения этой книги научится ВИДЕТЬ, а не просто смотреть - отлично! Если обыденный маршрут человека от дома до работы заиграет новыми красками, которые дают маленькие уличные детали - это для меня вообще экстаз!
Если вам интересна любая из этих книг, то пишите на адрес kposlednemumoryu@mail.ru , там вам расскажут дальнейшие инструкции по приобретению. Цена авторская: "К Последнему Морю!" - 700р, "100 деталей Ярославля" - 500р. Пересыл в любую точку России - 250р. В другие страны рассчитывается персонально.
Закончить своё лирическое вступление мне хотелось бы благодарностью Форуму Винского и его читателям. Без вашей поддержки, без осознания того, что моё творчество востребовано людьми, всё сложилось бы совсем иначе, и вряд ли бы книга "К Последнему Морю!", как сборник моих отчётов с форума, увидела бы свет.
Но... ваша поддержка была на протяжении всех этих лет, а это значит, что свой так сказать талант бумагомарательства, который был вложен в меня с рождения, я не зарыл в землю, а человеку важно это осознавать. Важно и мне.
Всем спасибо, и приятного чтения!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Немногие знают, что для вас, дорогие благодарные потомки, на окраине Ярославля сохранился великолепный образчик дворянской поместной усадьбы.
Произошло это просто - город расширялся, и поглотил одно из имений, располагавшееся некогда в шести километрах от Ярославля. Теперь оно находится на его территории - на Суздалке, в Новоселках.
Конечно, нам безудержно повезло, что такая усадьба вообще сохранилась - у большинства барских усадеб в России судьба то злополучная. А здесь поместье пережило и революцию, и советскую власть, и даже 90-е годы - и до сих пор этим шедевром может любоваться каждый.
Принадлежала усадьба очень знаменитому и древнему роду Коковцовых из Ярославля, государи отметили их еще в 1627 году. Коковцовы - они же Коковцевы, встречаются оба варианта.
Существующее здание построено в самом конце XVIII века - зданий этого периода и в центре города немного, что уж говорить об усадьбах.
В общем, можно срезюмировать - усадьба очень и очень крутая. Побывать там должен каждый приличный ярославец, хватит на одну церковь Ильи Пророка пялиться денно и нощно, надо расширять кругозор.
Но поскольку всё как обычно, я сейчас не могу, у меня работа, я крутой деловой занятой человек, я когда-нибудь потом съезжу, ну или я потеряюсь, меня обидят суздальские гопнички, то давайте хотя бы совершим виртуальный фотоэкскурс в усадьбу Коковцевых со мной.
Я считаю совершенную мной фотофиксацию и этот небольшой виртуальный экскурс важным делом, потому что в жизни усадьбы опять невеселые перемены, и далеко не факт, что мы еще сможем насладиться её красотами в полном масштабе.
Ну поехали.
Итак, Ярославль. Суздалка. Новоселки. Новоселки - это такое небольшое селение, которым владел род Коковцовых черти с каких веков. Здесь в самое последнее десятилетие XVIII века яркий представитель династии - Николай Иванович Коковцев, разбивает потрясающий по своей красоте поместный парк с прудами, и строит фамильное дворянское гнездо.
Пруды сохранились, они каскадные, их три, главный дом стоит на берегу самого большого из них. Вот так остатки поместья выглядят сверху. Главный дом (на карте с коричневой крышей) стоит у пруда, перед ним остатки регулярного парка (от него осталась где-то четвертая часть):
Как мы видим, к поместью подступили новостройки Суздалки, но пока не настолько, чтобы полностью заслонить и оттенить его.
Итак, представьте, что вы граф Коковцов и подъезжаете к своему поместью со стороны Московского тракта, от села Крест.
Кстати, а давайте ка вы будете самым известным представителем династии - Владимиром Ивановичем Коковцовым:
В начале XX века министр финансов страны, после убийства Столыпина с 1911 по 1914 год Председатель Совета Министров Российской Империи.
В общем, вы граф, едете к своему родовому гнезду. И вот показалось имение:
Вы въезжаете во двор, постройки образуют каре. Прямо - главный дом, справа - каретник, слева - длинной приземистое здание конюшен. Конюшни сохранились:
Каретник тоже недавно существовал, даже на вышеприведенном снимке со спутника он существует (темная крыша), но на данный момент от него осталось одно лишь кирпичное основание:
Бывший внутренний двор, взгляд от главного дома, теперь справа конюшни, слева вдалеке - остов каретника:
Конюшни - здание интересное. Помимо своих архитектурных достоинств, оно интересно и в социальном плане - в советское время вместо лошадей здесь стали жить люди. Одно стойло - одна маленькая квартирка с выходом на улицу. Это символично:
Люди бы жили здесь еще вечность, но совсем недавно в экстренном порядке, едва ли не за один вечер, все они были выселены. Несущая внешняя стена накренилась, поехали балки, был риск, что обрушится вся крыша, все здание. Могли погибнуть люди, и всех эвакуировали. Но стена хоть и поехала, но так и не упала. Конюшни стоят.
Главный дом усадьбы Коковцевых - самая примечательная часть поместья.
Сейчас мы видим его с тыла, главный фасад выходит на парк и пруд.
Дверь на первом этаже отчетливо дает понять, что культурный слой за два столетия - около полуметра, если не больше. Дверь расчищена, чтобы можно было заходить, рядом - нет. Окна смотрят в землю:
Непонятно, где первоначально был вход на первый этаж. Современники входят правильно - в окно на втором этаже:
Кстати, о современниках. У усадьбы классическая история - национализированная у Коковцевых в 1919 году, сначала здесь квартировался полк, затем детский сад, библиотека, пока, наконец, по традиции весь особняк не раздерибанили под коммуналки. Впоследствии почти весь второй этаж занял филиал Дома Культуры "Радий" - кружки, дискотеки. Весь первый этаж - до сих пор коммуналки.
Как бы в подтверждение этих слов из окна смотрит маленькая девочка - людей здесь обычно немного, и ей интересно:
Года три назад ДК уехал, его помещения передали "Шереметьев-центру", здесь был культурный центр - кружки, лекции, встречи, выставки. Но бабла как водится не было, и в мае 2011 года пришлось уехать. Теперь добрая половина особняка, самая парадная, пустует и потихоньку разрушается. Парадокс - она почти ничья, находится на балансе города, и никому не нужна.
Я, собственно, прикатил сюда вместе с выездной проверкой комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия.
Комиссия должна была посмотреть состояние усадьбы, и решить, что делать дальше, а то с такими темпами скоро ей хана. Правильное дело, в общем. Под сурдинку прикатило и местное телевидение.
Но мы же типа вместе с графом обходим свои владения.
Самое выразительное - это фасад главного дома, выходящий в парк. Это великолепный образчик классицизма:
Взгляд из парка:
Фасад:
В этих нишах когда-то стояли статуи, либо вазоны:
Лепнина симметрична - слева она есть:
А справа уже нет:
К закругленному левому углу жильцы приделали уродливую пристройку:
А вот правый угол с балконом сохранился в первозданном виде. Это самый эффектный ракурс старой усадьбы:
Балкон старый и держится на подпорках:
Можно вглядеться в чугунное кружево:
Элегантные кронштейны:
Один торец здания, народные художества:
... и другой, с уже упоминавшейся пристройкой:
Здесь же небольшое приусадебное хозяйство:
Графу Коковцеву наверное в страшных снах не могло присниться, что у него под окнами будут выращивать картофан.
Остатки парка перед домом и пруд свидетельствуют о том, что в конце XVIII века и в провинции уже знали толк в ландшафтной архитектуре. В небольшом сохранившемся кусочке парка до сих прослеживается подобие аллей:
Колорит:
Главный пруд:
Береговая линия облюбована местными обитателями:
Здесь было вообще страшно, но не так давно и парк, и пруд почистили. Пруд не чистили вообще со времен царя, теперь он хоть стал приятен глазу, а не просто помойкой. По легенде, дно его вымощено кафельной плиткой. В принципе, это может быть и правдой - практика довольна распространенная, хоть и удовольствие, конечно, было не из дешевых.
По еще одной легенде, в пруду утопилась Лидия Коковцева. Естественно, просто так утопиться она не могла, а до сих пор терроризирует обитателей дома, приходя по ночам за конфетами.
Ну это как обычно, какая старая усадьба без несчастной любви и трех повесившихся из-за этой любви, какой пруд при старой усадьбе без молодой утопленницы.
Однако, пора и в сам дом.
Идем.
Элегантно выполненная адресация:
Но тут же констатация того факта, что все приходяще и уходяще, и адрес далеко не всегда был именно таким:
Кстати, улица Пригородная появилась на картах лишь в 2005 году, когда Новоселки административно включили в городскую черту. До этого улица называлась Цветочной, но поскольку в городе такая уже существует (ну её каждый знает - Заволгой, у паровозоремонтных мастерских), переименовали в Пригородную.
И вот, как культурные люди, заходим в окно второго этажа. Граф остался внизу - он не привык заходить в окна. Главная зала огорошила сразу же - зимой помещения культурного центра пустовали, частично осыпался потолок, так как течет крыша:
Здесь, наверняка, были танцы. Причем не только в исполнении завсегдатаев ДК "Радий", но и на протяжении всего XIX века:
В целом интерьеры довольно неплохо сохранились. Это означает, что что-то да осталось, так как обычно не остается ничего.
Например, почти во всех залах шикарные лепные карнизы:
Великолепная проработка деталей:
Из-под замызганных интерьеров заштатного провинциального советского дома культуры так и бьет графская роскошь:
Сохранились обалденные печи, хоть и заштукатуренные:
Главные печи находятся в парадной анфиладе комнат, выходящих на парк. Обе сейчас располагаются на территории бывшего культурного центра. Сохранились ли печи на территории коммуналок, неизвестно. Они занимают треть второго этажа, остальные две трети - ныне пустуют, культурный центр уехал. План:
Самый эффектный зал - не самый большой. Самый эффектный - полукруглый, занимающий угол второго этажа, и имеющий выход на балкон, его мы уже видели.
Полукруглый зал:
Он небольшой, скорее, это кабинет. Взгляд с другой стороны:
Выход на балкон:
Скорее всего, здесь находился рабочий кабинет хозяина. В подтверждение тому - до сих пор сохранившийся встроенный сейф:
Ключей нет. А было бы забавно, если бы все вот так вот бы думали: "ну, там наверняка пусто, все осмотрено сто раз", а на деле там фамильные драгоценности до сих пор заперты.
Сейф замаскирован под цвет стен. Стены тоже уникальные - это искусственный мрамор, очень редкий пример оформления интерьеров в наших краях. Неизвестного предназначения ниша в искусственном мраморе:
Мрамор сохранился великолепно - как новенький. Но даже он не остановил усердную Дору в 1929 году, она таки выкорябала свое имя:
Дора - популярное женское имя в те годы. Сейчас Доры регулярно встречаются среди интеллигентных бабушек.
Остальные залы не так эффектны, но тоже приятны глазу. Один, совсем небольшой, почти близок к овальной форме. Здесь сохранился замазанный тыл печки:
В этом зале сохранилась огромные заколоченные двери - видимо, тоже "родные":
Они заколочены, потому что как раз за ними и начинается "коммунальная" часть этажа. Там живут люди.
Панорама из зала на парк и пруд:
Еще одна зала:
А это уже комната в тыловой части. Как правило, в таких местах располагались хозяйские спальни:
Кругом много ненужных вещей, оставшихся и от "Радия", и от культурного центра. Много книг. На глаза попадаются, конечно, сплошь нужные, тематические. Вернее, уже ненужные:
Пока комиссия чинно ходила из залы в залу, я, как молодой шакал, носился по закоулкам - искал интересности. Вдруг где что, а меня нет?
Еще на улице во дворе усадьбы я обратил внимание на интересные маленькие окна третьего этажа. С фасада дом двухэтажный, но очевидно, что с тыла вписался небольшой чердачок, маленький третий этаж:
Поэтому вторым делом, после исследования закоулков второго этажа, я начал искать небольшую лестницу. Ну да, должна быть, справа характерный скошенный объем:
А вот и непритязательная дверца в одной из проходных комнат:
Да! Доступ открыт! Лестница!
Я аккуратно притворил за собой дверцу. Здесь было темно, и только фотовспышка освещала небольшие закутки и комнатки:
Это не чердак, и не мансарда. Это называется "антресоли".
Вот они, и окошки эти узкие, что мы видели снизу:
Небольшие низкие комнатки, в которых, скорее всего, жила прислуга. Если бы здесь не жили люди, а помещения использовались, например, под хлам или под склад, здесь не было бы такого шедевра.
Именно на антресолях сохранился самый примечательный из сохранившихся объектов интерьера - небольшая печка.
Она не полностью замазана штукатуркой, и выглядит просто чумово, с изразцами:
Уже не помню где, но где-то вычитал, что это изразцы аж XVII века, максимум начала XVIII:
Дверца, как обычно, элегантно оформлена:
Почти наверняка клеймо производителя. Надо искать, кого именно.
Здесь же стоит небольшой письменный стол, вероятно, сохранившийся еще из дореволюционной меблировки:
Внутри в ящичках, конечно, ничего нет.
В целом пара небольших комнатух и закутки забиты всякой рухлядью:
Еще советской в основном:
Панорама с антресолей усадьбы Коковцевых на конюшни и Суздалку:
Мне там больше всего понравилось. Лестница, рухлядь, печка, грязно, темно, нет никого - что может быть лучше?
Не удивлюсь, что как и полагается любой приличной усадьбе, найдется еще пара замурованных закоулков, втиснутых между комнатками, и не существующих ни на одном плане. Такие пустоты, естественно, должны быть забиты хозяйской серебряной посудой - ну чтобы благодарным соотечественникам ничего не досталось.
Внизу, на втором этаже, тем временем, продолжала осматривать помещения комиссия.
"Отважный корреспондент Городского Телеканала, рискуя жизнью, ведет захватывающий репортаж прямо из грозящего вот-вот рухнуть на наших глазах здания":
Затем состоялось небольшое итоговое совещание в одной из зал. Комиссия и представители администрации Фрунзенского района говорили за жизнь, что же это делается, братцы, Отечество в опасности, что будем делать в сложившейся ситуации:
Пришли к выводу, что здание нужно немедленно как минимум консервировать, иначе хана. Также будет написано обращение в Министерство культуры РФ, в Правительство области, в мэрию города Ярославля.
Это все правильно, но судьба здания все-равно под вопросом - оно и с консервацией развалится, только попозже. Нужен владелец и грамотное использование. Витали мысли, чтобы продать его кому-нибудь, в чьих-то руках точно выживет, нежели вообще без рук.
Конечно, это было бы благом, памятник будет спасен, да и желающие думаю найдутся - в одной столице людей, которые не отказались бы владеть настоящей классической усадьбой XVIII века, три вагона и пять пароходов.
Но это означает одно - в будущем увидеть людям усадьбу удастся в лучшем случае, прыгая у высокого забора. На самой территории, конечно, будут устраиваться великолепные потрясающие оргии. Это может быть и неплохо, но конечно, хотелось бы, чтобы ярославцы усадьбу не потеряли.
Им, ярославцам, в массе своей и насрать, наверняка, 95% не знает и о самом факте её существования, ну да это больше проблема подачи продукта в целом.
Меня, праздношатающегося на дальнем плане оболтуса, попросили высказать свое мнение, типа незамыленным глазом. Которое я и не замедлил озвучить.
Я и здесь его озвучу, хоть оно и утопично, но чтобы хотя бы примерно представить, как оно могло бы все быть, и как оно все на деле происходит в других умных городах и дальних странах.
В общем, в идеале надо забубенить властям города и каким-нибудь ушлым коммерсам общий инвестиционный проект. Усадьба должна зарабатывать сама. Механизмы все давно известны до нас, придумывать ничего не надо.
По идее, это уникальная тема - на территории города находится загородная усадьба. И какая! С богатым наследием, принадлежащая известным людям, уже с кучей легенд, преданий, фишек - надо лишь немного додумать, отшлифовать, и привести все в божеский вид.
Надо тянуть сюда туристов.
Современный турист - он ведь такой, ему все эти толпы, ходящие за тетенькой с рупором от церкви к церкви, поперек горла уже. Конечно, и традиционный туризм никуда не денется, но он не вечен - скоро церковь Ильи Пророка увидят почти все, кому это надо, и в Ярославль не вернутся.
Потому что "посмотреть на церковь" - это туризм на один раз. Чтобы люди возвращались, проводили в одном месте много времени, нужен целый комплекс всяких фишек, нужен интерактив. Нужен отдых. "Посмотреть" - это лишь составляющая этого отдыха, а только "посмотреть" сейчас город и предлагает, ну с небольшими исключениями.
На базе усадьбы такого интерактива можно наваять - люди неделями здесь жить будут. Здесь все заочные условия уже созданы, надо только приводить все к божескому виду.
Сценарий то простой - усадьба становится туристическо-рекреационным комплексом. Гостевой дом, вон хоть в тех же конюшнях. История с квартирками-стойлами обыгрывается на ура - "почувствуй себя на одну ночь советским человеком-лошадью". Можно конюшням и былую функцию вернуть, пожалуйста, интерактивный музей "Конюшня XIX века". Задайте лично лошади овса.
Прогулки на лошадях по реконструированному парку.
На пруду - лодки, рыбалка. "Признайтесь в любви на лодке на пруду, как в 19 веке".
Тематические интерьеры особняка, ресторан с меню столетней давности - ну это само собой.
Свадьбы в усадьбе, в дворянском стиле - молодежь уже затрахало по вечным огням кататься, а потом в кафе "У Палыча" ехать, только не все могут в этом признаться, а альтернативы нет.
Похабные торжества-балы.
На пруду есть небольшой искуственный островок, часть былой ландшафтной роскоши - пожалуйста, игры для детей устраивать, клад там зарыть, "Сокровища старого графа".
Чтобы гости не расслабл@лись, пусть изредка их пугает девочка-утопленница, которая будет приходить лакомиться конфетами.
В общем, генерировать тематической пурги еще можно много, но факт остается фактом - спрос у нас в стране на подобного рода затеи огромный, а предложение как правило всё заграницей, потому что у нас руки из жопы.
Хотя все подано на блюдечке с голубой каемочкой - и уникальная усадьба, овитая легендами и историями, и парк, и пруд, и даже туды его в качель, остров. И находится все это добро не в Республике Тува, а в городе Ярославль, куда и так сотни тысяч людей уже едут. И Москва в 280 верстах.
И ничто не мешает усадьбе Коковцевых стать Архангельским или Царицыным провинциального разлива.
Ну да это все мечты, мысли, живи еще хоть четверть века, все будет так, исхода нет. Ну а пока давайте на прощание полюбуемся усадьбой Коковцевых из-за пруда. Удивительный ракурс, сразу ясно - дворянское гнездо:
Она прекрасна:
Ну и съездите туда, наконец, пока еще не поздно. Оно того стоит.