Потом я много раз проезжал мимо и каждый раз думал: «Надо туда еще раз сходить, посмотреть, как там теперь?» За это время Ораниенбаум стал филиалом Государственного музея-заповедника «Петергоф», отреставрировалось большинство зданий, в Большом Меншиковском дворце открылась экспозиция. Да и дамбу через Финский залив наконец открыли для проезда, стало удобней добираться…
Вообще, парки в чем-то схожи с медицинскими препаратами – бывают с седативным (успокаивающим) эффектом, а бывают с тонизирующим (возбуждающим). Походив в течение двух выходных сначала по Ораниенбауму, а потом по Петергофу, я ощутил это особенно остро.
Изменения в Ораниенбауме видны прямо от входа: аккуратно стриженые живые изгороди, леса почти все убраны, Большой Меншиковский дворец – как вчера построили.
Многочисленные мраморные бюсты, похоже, заменили акриловыми копиями, как в Летнем саду. Ну, меня это не очень «задирает», оригиналы ведь тоже не разбили, выставят где-нибудь под крышей, чтобы без «кислотных» дождей…
И венчает все герцогская корона Александра Даниловича (Или княжеская? У А.Д. с титулами все нормально было, устанешь перечислять.)
Японский павильон внутри еще реставрируется (оперируя современными терминами, там у Меншикова был «танцпол» , теперь его восстанавливают).
Нижний сад. Фонтаны уже восстановлены, но, до конца реставрации, засыпаны и закрыты клумбами.
Центральный корпус и Церковный павильон.
Здесь мы поддались на уговоры и присоединились к экскурсии по дворцу. Удачно! Фотографировать нельзя ни так, ни за деньги. Очень жаль. Сказать, что интерьеры впечатляют, это не сказать ничего! Откровенно говоря, даже сравнить не с чем! Все восстановлено очень скрупулезно и с большим уважением к исторической основе. Новодел в глаза не лезет совсем, что особенно удивительно потому, что одна из люстр мейсенского фарфора была утрачена, и ее пришлось восстанавливать методом проб и ошибок отечественным специалистам, так как реплика оригинальной мануфактуры стоила бы «как чугунный мост».
Главная лестница – деревянная, «с тех времен», с балясинами ручной работы, среди которых нет двух одинаковых.
Потолки с лепниной, которую делали прямо по месту, намазывая алебастр на стены и потолки, и обрабатывая его шпателями (кажется, техника называется «al primo»), а не отливали из гипса, как стало принято позднее.
В общем, отчасти понятно, почему не дают фотографировать. Фото все равно не передаст всего. Приходи и смотри.
После экскурсии поднялись в верхний парк.
По аллее, идущей вправо от Большого Меншиковского дворца, вышли к строению под названием «Каменное зало» (архитектор Растрелли – куда ж без него!).
Если пройти дальше, выйдешь к павильону «Катальная горка». Вот тут стало понятно, что «атмосфера» этого места не изменилась. Все непроизвольно замедляют ход, рассаживаются по лавочкам, одинокий фотограф никак не решится: «Снять что-нибудь, или уж хрен с ним, так посижу?..»
Так же лениво, как и все, разворачиваемся и возвращаемся к Большому Меншиковскому, чтобы зайти «с тыла». Проходим мимо П-пруда (это у него форма такая – как буква П).
Подходим к пруду обычному, без ассоциаций.
Нас встречают местные обитатели, совершенно безбоязненно.
Пообщавшись с местной фауной, входим во внутренний двор Меншиковского дворца. С тыла он выглядит совсем по другому, но тоже впечатляет.
Отправляемся на поиски Китайского дворца. Раньше Китайский дворец, как и павильон «Катальная горка» входил в комплекс «Собственная дача», построенный архитектором Ринальди для будущей императрицы Екатерины II. С тех пор жители Петербурга считают необходимым иметь «собственную дачу» недалеко от Северной столицы.
Парк в этом месте можно смело переименовывать в «лес», хотя он полностью рукотворный, разбит по проекту садового мастера Джозефа Буша.
Только ухоженные дорожки напоминают, что это все-таки парк, а не дикая природа.
Для начала выходим на Кавалерский корпус. Сам корпус выглядит неважно. Утилитарное здание, не отреставрированное. Слегка скрашивают картину гуляющие во дворе павлины, но и те, завидев нас, ушагивают подальше и встают к нам задом. Надоели им туристы «до смерти», похоже.
Рядом с Кавалерским корпусом расположены вольеры с живностью. На одной табличке написано: «Коза камерунская. Овца Романовская.» Прямо готовые словосочетания для диалогов! Например - подрезает на дороге блондинка какой-нибудь джип на светофоре, оттуда выскакивает толстый лысый водила и орет: «Куда прешь, коза камерунская?!!!!». Улыбнуло. Рядом поселилась Лань, она же Олень европейский (муж и жена?). Тоже пригодно в качестве эпитетов.
Побегав с фотоаппаратом вокруг зверушек (не очень-то они хотят, чтобы их фотографировали), отправляемся к Китайскому дворцу.
Дворец красив и ухожен. Но закрыт по причине позднего времени.
Вокруг множество статуй, клумбы, ажурные заборчики. Напротив дворца – пруд, на дальнем берегу которого тоже какие-то постройки.
В этот момент в дело вмешивается погода. Полдня собиравшийся дождь, наконец, созрел и разразился! Забираемся под арочку из двух развесистых деревьев и делаем последний на этот день снимок – павильон «Катальная горка» за пеленой дождя, а перед ним луг, оставшийся на месте той самой Катальной горки, которая и дала имя павильону.
Ну вот, отчасти из-за дождя, отчасти из-за меланхолического настроения, дворцово – парковый ансамбль «Ораниенбаум» мы обошли только наполовину. Осталось еще много интересного – ансамбль «Петерштадт», «Стеклярусный кабинет», «Китайская кухня» и пр. После повторного визита, который обязательно будет, эта часть отчета будет дополнена.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.