В давние теперь уже времена, когда началась моя эпопея со сплавами по мансийскому краю. Были определены реки, которые хотелось посетить.
Сплав в Тюменской области, или На краю географии.(часть1)
Сплав в Тюменской области или по Няйсу (часть 2)
И вот к настоящему времени большинство из намеченных рек пройдено, но оставалась одна заветная, труднодоступная и от этого еще более желанная. Я наверное в душе уже и похоронил этот сплав, но его величество случай внес свою лепту, радикально развернув ситуацию.
В прошлом году выйдя со своего сплава, пересекаюсь на вертолетной площадке с двумя джентльменами, как в последствии оказалось отличными людьми, которые вышли со своего сплава и мы летели на одном вертолете в сторону дома. Перебросившись несколькими фразами мы расстались.
Но наступил март, и зуд нового сплава зачесался во мне со страшной силой. Куда направить стопы в этот раз. Заветная речка на первом плане, но как ее взять так и не понятно. И тут я вспоминаю двух тертых парней с вертолетки. Из какого они города. А вдруг пишут, думаю я. Гугл мне в помощь и точно, есть отчет об их прошлом сплаве. Пишу в отчете небольшой привет…….в ответ тишина. Пишу дальше в личку, опять пусто.
Но через пару недель приходит ответ, меня вспомнили. Как да что, какие планы? Оказалось у парней есть план и вы не поверите, на мою заветную. Ну я нескромно предлагаю свою кандидатуру в компаньоны. Оказалось не так то просто, конкурс понимаешь. Я приуныл. Так все удачно началось, и на тебе, на самом интересном месте- облом. Оказалось, рано приуныл. Дней через 10 письмо, кандидаты толи отпали, толи не прошли конкурс. В общем, меня приглашают. Жизнь опять ко мне вернулась.
Маршрут и план заброски у них уже был разработан. План был весьма смелым и экстремальным, ну для меня, по крайней мере. Предстояло подниматься в верховья реки и скорее всего из за уровня воды пешком, таща судно на лямке. И спустится обратно. Спускаться без воды мне приходилось, но притом была заброска сразу в верховья. А так как предполагалось по их плану, еще нет. Но назвался груздем-полезай в кузов. Мне оставалось только присоединиться, что я незамедлительно и сделал. Раскидали зоны ответственности, докупил, что за мной закрепили, и в начале июня я уже был готов. А старт в начале августа. Но опять вмешался случай, у меня выпала дальняя поездка и как раз через их город. Встретились. Женя любезно принял на своей чудной даче. Практически в черте города. Дача удивительная, вся очень плотно засажена хвойниками, причем привезенными из разных частей нашей необьятой родины. После знакомства выяснилось, что в общем проходимцы оказались те еще, что радовало и успокаивало. Хуже нет оказаться в сложном походе с людьми, которые слабо представляют, во что они ввязались. Вечер прошел в неспешных разговорах и уточнении мелких деталей, утром жмем друг другу руки и я уехал. До старта чуть больше месяца.
Все когда-то кончается, кончились и наши ожидания. Стартуем, в Екатеринбурге пересекаемся, перегружаем все в одну машину и в путь на Советский. Вечером мы на месте. Утром надо быть в аэропорту, т.к. вертолет всего 14 мест. Стараниями Евгения и Василия в Екатеринбурге и в Советском нас встречают, обеспечивают ночлег. В 7 утра мы в аэропорту, там уже очередь, мы 8-10. Первый занял очередь в 5 утра. Переживаем немного. Но все обошлось, билеты у нас.
Взвешивание показало вес багажа 185 кг.
На месте доберем еще бензин и кое что из продуктов и станет за 200 кг. Но нам не привыкать, не первый раз.
Взлетаем и через 2 часа ставший уже почти родным Няксимволь.
Ах, какой это чудный поселок. Аура у него такая теплая и приветливая. Эти деревянные тротуары, неспешная жизнь, отсутствие музыкального и не только шума. А люди, мало таких осталось на просторах необъятной родины. В поселке практически нет работы, люди живут рекой и лесом, но никто не убегает к благам цивилизации. Купить жилье здесь, не самая простая задача. Из примет времени только двигателя на лодках-сплошь иномарки и ассортимент товаров в магазинах. Хотя еще 9 лет назад импортный мотор был редкостью, а пользовались «Вихрями» и «Ветерками». Еще интересная деталь. На реке в качестве грузов для всяких речных надобностей используются алюминивые блоки цилиндров от советских подвесных моторов. Столько валяющегося алюминия не видел с советских времен.
Но у нас то маршрут впереди. По плану дальнейшее перемещение нужно было решать на месте. Чем мы и занялись. Стаскали шмурдяк в здание аэровокзала, после чего его закрыли и отдали нам ключи. А мы на поиски проводника. Опять помогают местные жители. Идя для переговоров к некоему Андрею, почти случайно останавливаемся у дома, знакомимся с хозяином. Сергей. Вам на Заветную. Да. Так этож мои родные места, у меня там угодья. Мы просто нашли друг друга. Сегодня мне в ночь на службу, говорит Сергей, а завтра с утра и помчим быстро. Вода вот только низкая, получится ли быстро, сетует Сергей ставший нашим ангелом хранителем до самого нашего возвращения в Няксимволь. Да и бензин будет только завтра. Ну, завтра так завтра. Идем в магазин, покупаем замечательный северный хлеб и кое-что по мелочи. Ассортимент товаров не сильно отличается от более обжитых территорий, что удивляет. Притом, что централизованного снабжения нет и все завозится частниками летом лодками, а зимой думаю зимниками.
Ночуем у Сергея, его семья похоже еще имеет жилье, мы одни. По приглашению хозяина копаем картошку и с тушенкой ее, ничегож пока не добыли.
Так как бензин будет только в 9 часов, решаем, что Женя и Василий уходят на малой лодке и налегке с утра, а мы с бензином и основным грузом их догоним. У нас мотор мощнее.
И вот в 10 часов мы с бензином трогаемся в путь. Сергей глядя на воду все цокает-нет воды, как пойдете по такой воде. Ах, эта мансийская лодка-чудо кораблестроения. Не одна сотня километров на ней пройдена, а не перестаю удивляться. Ходкая, грузоподъемная, один человек в пустой лодке, двигатель загружен нормально и полностью груженая, опять все хорошо, только скорость поменьше. Большая лодка при этом под тонну груза может взять на борт.
Вот и устье нашей реки. Пока все широко и глубоко, но не долго. Пару раз пилим упавшие лесины. Раза 3 выскакиваем из лодки по причине мелкой воды. Догоняем первую лодку. Они уже две шпонки успели поменять. Мы уходим вперед и через несколько км. первая засада-прорва.