Перелет по маршруту Москва-Владивосток прошел успешно. Пока комфортабельный Боинг-767 аэрофлота отматывал 3985 миль, желудок приятно обжигало взятое с собой виски, и не покидало ощущение гордости – 9,5 часов полета и все это одна страна! В самолете летело некоторое количество иностранцев, поэтому все объявления дублировали на английском и даже предлагали купить товары беспошлинной торговли.
Мысль о поездке родилась в феврале, когда просматривал спецпредложение аэрофлота на апрель-май. Относительно дешевый авиабилет послужил решающим фактором (11913р. туда-обратно, обычная стоимость доходит до 19 тыс. руб. в один конец, билет на поезд стоит от 10 тыс. руб. в один конец, на поезде ехать неделю!) (вся информация и цены по состоянию на май 2006г.!)
Так уж все срослось, что мой брат работал по контракту за 300км от Владивостока в г.Арсеньеве и в случае чего мог помочь в экстренной ситуации. Также коллега по работе была родом из Владивостока, сейчас уже лет 5 жила и работала в Москве, но могла помочь советом.
Недолгие консультации с коллегой и братом склонили чашу весов. Выяснилось, что в мае погода вполне сносная (если не идет дождь), к тому же из Владика можно легко съездить в Китай. Отпуск был согласован и билет куплен.
По совету той же коллеги по работе сделал прививку от клещевого энцефалита (обычно она делается 3 раза через 2 месяца, то есть нужно начинать делать ее за 6 месяцев, у меня оставалось только 2,5, наш эпидемиолог сказал, что в таком случае можно ограничиться 2 разами – один раз сразу в феврале, второй раз в начале апреля). На счет клещей – это совсем не шутки, видел впившихся клещей своими глазами! В самом городе их практически нет, но если захотите выехать на природу – вот они, здрасьте-пожалуйста! Что делать, если впился клещ? Некоторые льют на него масло и во многих случаях он сам вылезает. Врачи в травмпункте берут клеща пинцетом и крутят против часовой стрелки – так его можно вытащить вместе с головкой. Потом клеща кладут в бумажный пакетик и несут на анализ на энцефалит.
Аэропорт Владивостока небольшой, табло отсутствует, его заменяет бумажка в окошке справочной, на которой тетенька ручкой вписывает фактическое время прилета или задержки вылета. Отдельной стойки для регистрации в бизнес класс нет, бизнес путешественники прорывались без очереди под крики толпы.
Аэропорт находится километрах в 50 от центра города. Такси есть, стоит недешево. Бюджетный вариант – автобус №540, идет от аэропорта до ж/д вокзала, примерно раз в час, билет стоит 55р. Обратно от ж/д вокзала автобус отправляется в 10-20 и 11-15, время в пути 1 час без пробок, при наличии пробок по будням дорога может занять и больше 2 часов. Есть еще автобусы, которые идут из аэропорта до автовокзала, но это довольно далеко от центра города – район 2речки.
Как вариант, можно сразу взять на прокат машину. На выходе из аэропорта видел рекламный щит (если стать спиной к аэропорту, то прямо и правее), там же и стоянка прокатных машин. Бензин стоит процентов на 10-20 дороже, чем в Москве. Машины на 99% из Японии и Кореи, праворульные, машин очень много, движение довольно напряженное, водители еще более наглые, чем в Москве, по будним дням много пробок и заторов. По поводу Ваших способностей переключать передачи левой рукой, оценивайте их трезво! Получить представление об условиях и стоимости аренды машин можно, например, здесь www.vladrent.ru
Разница во времени с Владивостоком – 7 часов, при перелете туда она чувствуется сильнее, чем обратно. Первые 2 дня во Владивостоке очень хотелось спать.
Город Владивосток расположен на сопках – это такие невысокие горы, поросшие лесом. Во всем городе практически нет горизонтальных улиц – улица идет или вверх, или вниз! Зато если Вы поднимаетесь на вершину сопки, оттуда открывается такой вид, что захватывает дух! – порт, корабли, с трех сторон залив! Видовых площадок в городе довольно много, к вечеру все они заполняются наглухо затонированными машинами с молодыми парочками. Это такое местное развлечение – сидеть в машине – смотреть на вид, разговаривать, щелкать семечки. Потом машины начинают медленно покачиваться – представьте себе как в ряд стоят десятка 2 машин и все качаются – какие-то побыстрее, другие помедленнее.
Метро нет, общественный транспорт представлен трамваями, автобусами, троллейбусами, маршрутками. Оплата проезда – водителю при выходе через переднюю дверь. 2 подземных перехода замечено только в районе центральной площади. Если нужно ехать на окраину города – в район 2речки или дальше – на Седанку или Сад-город, то имеет смысл воспользоваться электричкой – они ходят с ж/д вокзала по расписанию примерно раз в час. На электричке можно, например, часа за 3 доехать до Уссурийска.
Ориентируемся в городе. На центральной площади стоит высокий Белый дом с российским флагом. Метров сто к юго-востоку от него начинается Корабельная набережная – на ней выставлена настоящая подводная лодка (правда, дизельная – не атомная), рядом штаб тихоокеанского военно-морского флота, напротив у причала - военные корабли. С другого конца Корабельной набережной находится причал, с которого отправляются паромы на остров Русский (там находится музей в виде оборонительной крепости) и не только.
На запад-восток от центральной площади идет главная улица города – Светланская.
Если идти на запад по Светланской, то придем к кинотеатру Океан в район расположения гостиниц Экватор и Владивосток, там же начинается набережная, на которой расположен парк аттракционов, дельфинарий, рыбный рынок, спорт клубы (включая боулинг-бильярд), многочисленные кафе-шашлычные. На маяке находится парковка катеров-яхт (арендовать яхту можно вроде как здесь или к югу, обогнув небольшой мыс – там большая парковка катеров-яхт). Рядом на небольшом холме – музей морской обороны с коллекцией пушек и небольшими катакомбами. Здесь же находится футбольный стадион – с тех пор, как местная команда Луч пробилась в высшую лигу, футбол тут любят все!
Идем по улице Светланской на восток от центральной площади – проходим Меджик бургер, местный филиал ГУМа, памятник героям Лазо, доходим до драмтеатра – там находится нижняя остановка фуникулера – садимся на него и поднимаемся на видовую площадку над центром города (видовых площадок в городе много, фуникулер один). При наличии спортивной одежды и обуви и физической формы можно вскарабкаться и выше – на вершину горы, где стоит телебашня.
Следующая улица к Северу от центральной площади, которая идет параллельно Светланской, - улица Фокина – пешеходная улица – местный Арбат.
Ж/д вокзал находится примерно в 5 минутах ходьбы к югу от центральной площади, напротив него – главпочтамт. От ж/д вокзала к югу начинается район Эгершельд.
К Северу от центра города находится сначала район 1речки, затем район 2речки; к югу от центра – сначала залив, потом мыс Чуркин – порт и рабочий район, к востоку от Чуркина по ул.Борисенко – тоже рабочие и спальные районы. Приличными районами считаются естественно центр, а также Эгершельд и район 1речки.
Если захотите встретиться с кем-то, назначайте встречу «под телевизором». Телевизоров всего 2 – один висит рядом с Белым домом, другой – над главпочтамтом.
Хорошую карту города с возможностью поиска по номерам домов и др. можно найти здесь http://map.primorye.ru/map.asp?l=rus&v=vladivostok
Практически все, что находится в городе, было построено еще в советское время, максимум, что делается сейчас – это поддержание всего в более-менее сносном состоянии.
Цены на все практически как в Москве. То, что привезено из центральных областей России, стоит даже дороже (я слышал историю про людей, которые везли из Москвы ящик йогуртов) – удивительно, но люди платят и на жизнь не жалуются. Работать всем приходится помногу, но город не производит впечатление бедного.
Город в целом не очень большой, население 700тыс. человек. Такое впечатление, что народ живет по понятиям, все друг друга знают, поэтому при любом общении возникает вопрос: «кого ты знаешь?» Местные авторитеты разъезжают по улицам на большой скорости на черных Ленд Крузерах автоколоннами до десятка джипов сопровождения и охраны. Соответственно, местные дороги лучше всего приспособлены для Ленд Крузеров.
Отели. В центре города в районе ж/д вокзала находятся гостиницы «Владивосток», «Амурский залив», «Чайка», «Моряк», «Приморье», «Экватор». От любой из них можно легко дойти пешком до любой точки в центре города. Последние 2 гостиницы несколько приличнее остальных. Самым приличным отелем считается отель Hyundai, люкс в котором потянет 15 тыс. деревянных (хотя местные жители утверждали, что люкс в Хёндае не очень, в «Гавани» получше будет – отель «Гавань» находится на Эгершельде).
Цены на размещение в центральных гостиницах начитаются от 1 тыс. рублей за сутки.
Высокий сезон во Владивостоке приходится на август-сентябрь. В июле вода в Амурском заливе еще не успевает прогреться, зато в сентябре – лафа – куча ягод, тепло, можно купаться. Говорят, что местные школьники начинают учиться с 15 сентября по причине хорошей погоды. В остальное время проблем с размещением в отеле нет никаких.
Можно также снять квартиру. Любое агентство недвижимости предложит Вам на выбор квартиры в разных районах, которые сдаются посуточно и имеют «гостиничный сервис» - тетенька приходит убираться и менять белье. Преимущество квартиры понятно – в ней есть печка, комплект посуды, холодильник, микроволновка. Можно купить готовые продукты в кулинарии и разогревать их, можно даже готовить. Познакомились Вы с девушкой и хотите, чтобы она провела с Вами ночь – в гостинице это затруднительно. Да, если не хотите шокировать себя количеством пустых упаковок из-под презервативов, ни в коем случае не отодвигайте в съемной квартире мебель, особенно кровать! Стоимость однокомнатной квартиры примерно равна стоимости номера в гостинице.
СИМ-карточка местного оператора была куплена без проблем в офисе НТК – требуется паспорт и минут 15 времени. Тариф был выбран JoyMagic – без абонентской платы, 100 рублей и они сразу на счете, местные звонки 6р, на НТК – 1,5р, тарификация посекундная, СМС 1р. Если на счете остается меньше 30р, то наступает временная блокировка – звонить нельзя, можно только принимать входящие звонки.
Для роумеров – местная сеть есть у МТС и Мегафона. Местного Билайна нет, говорят, что представители Билайна не смогли договориться с местными бизнесменами, и делегацию Билайна просто расстреляли(!). Тем не менее роуминг у Билайна работает в сети любого из операторов.
Выпимши ходить по улицам не советую по двум причинам: 1.Прямых улиц нет, постоянно приходится идти вверх или вниз, для этого нужно обладать определенной физической формой, а после бутылки пива меньше всего хочется заниматься физическими упражнениями; 2.Встречаются довольно крепкие ребятки, которые совсем не против дать Вам по зубам и поживиться чем бог послал, даже в центре города лучше вечером не бродить, про окраины и рабочие районы (2-я речка, мыс Чуркин и далее от него на восток) я вообще молчу, там и днем не рекомендуют гулять.
Мысль о безопасности привела меня в ближайший сбербанк на Алеутской улице между ж/д вокзалом и центральной площадью, где была арендована сейфовая ячейка. Стоимость аренды – от 6р/день, оформление – минут сорок(!). Доступ к ячейке в любой день (9 мая офис был закрыт), оформление – только по будним дням. Если не нравится сбербанк, аналогичные услуги предлагает еще с десяток банков по цене от 5р/сутки.
Пища. Скажу сразу – голодными не останетесь! В городе полно кафе и ресторанчиков. 2 раза пробовал суши – оба раза не понравилось, уж люблю я качественные суши! Зато китайской еды много и она весьма дешевая. Она не совсем настоящая китайская, скорее адаптированная. Порции в китайских кафе очень большие – рассчитывайте свои силы, если Вы один, то имеет смысл взять половину (или 0,7) стандартной порции. Лично я с трудом справлялся с 0,7 салата и 0,7 второго блюда. Лучше всего приходить компанией и заказывать несколько стандартных порций на всех, сами китайцы так и делают.
Напротив ж/д вокзала, если подниматься вверх по 1-ой Морской, слева будет ресторан Феникс, днем с 11 до 16 часов там шведский стол (китайская кухня) за 170 рублей.
Макдонадлса во Владике нет! На Светланской улице в районе Корабельной набережной есть Меджик Бургер, этакая местная закусочная. На улице на лотках вместе с хот-догами продают Пян Се.
Из местной еды попробуйте гребешка. Это такая плоская ракушка, которая может достигать чуть ли не пол-метра в диаметре. За ней ныряют в Амурский залив, достают и кладут на берегу, а когда она приоткрывается, режут ножом.
На рынке на центральной площади продают разную копченую и соленую рыбу. Лососевая икра 800р/кг на развес. Понравилась нерка – как балык, так и теша. С пивом хорошо идет медведка – такая маленькая рыбка, по форме и размерам напоминает креветку. Крабы по московским ценам не впечатлили!
Кинотеатр Океан находится рядом с набережной, недалеко от гостиниц Экватор и Владивосток. В нем 2 зала, я был в меньшем (кажется, Меридиан) – экран не очень большой, поэтому садиться нужно не дальше 6-7 ряда, звук нормальный.
Интернет был найден в здании Дальсвязь на Светланской в районе остановки Лазо и в здании главпочтамта напротив ж/д вокзала по цене 80коп за 1 мин – довольно шустрый, можно заплатить всего за несколько минут и просто проверить почту.
Владивостокские дамы, которые в большом количестве ходют по центральной части города, в целом отличаются довольно плотным телосложением и почему-то длинные волосы носят очень и очень немногие. На контакт с москвичами идут не очень охотно – все понимают, что Москва далеко и продолжения романа скорее всего не получится.
Москвичей вычисляют по характерному «аканью», выдает также и разговор по телефону – у местных жителей он на 50% состоит из «ага!» и «чаво?»
Нежелающие прилагать усилия в общении с дамами могут найти в местной газете объявлений «Дальпресс», которая продается на каждом углу за 10р, несколько страниц, посвященных соответствующим платным услугам. Цены начинаются от 700р/час, второй и последующие часы дешевле (если Вы живете в гостинице, то первый час будет дороже примерно на 500р). Оператор обязательно спросит: «Какую девушку хотите?» Я всегда просил не полную и помоложе, очень даже оставался доволен.
Газета «Дальпресс» окажется также полезной и при съеме квартиры, а также при организации поездок по краю или в Китай.
Китайцев, которых ожидал увидеть в большом количестве, не увидел. Те, которых видел в Центре, ходили по городу группами в дорогих костюмах с экскурсоводом и щелкали фотоаппаратами – туристы! Говорят, что много китайцев на всяких стройках и работах, да еще на китайском рынке в районе 2речки.
Из турфирм, предлагающих регулярные поездки по Приморскому краю, выделю Мирабель тур www.mirabeltour.com То есть турфирм много, если Вас человек 10 или больше, любая из них вам все организует, но Мирабель тур предлагает регулярные поездки, у них есть график поездок на месяц-другой вперед. Есть однодневные поездки, есть поездки на 2, 3 или даже 5 дней с ночевками и полным питанием – поездки на водопады, в заповедники, восхождения на горы, сплавы по рекам и др. Удивительно, но по выходным, даже по субботам, офис не работает, поэтому договариваться о поездках нужно заранее. В принципе, реально даже позвонить из Москвы за день-два и записаться на поездку, договориться, где они Вас подберут, а оплатить можно и в автобусе.
Система такси во Владивостоке довольно бестолковая. Работает до 300(!) фирм такси, на практике это приводит к тому, что ждать машину приходится 20-30 минут. Если не спешите, это не критично, если торопитесь, лучше дойти до ближайшего перекрестка и договориться с дежурящим там такси. Цены – от 150 рублей за час (обычно не делится).
Что привезти из Владивостока? Каких-то особенных сувениров не заметил, красной рыбой в Москве никого не удивишь. Теоретически можно выбрать и праворульную машину из Японии и доставить ее до Москвы в контейнере за 1,5-2 тыс. зеленых, при этом у Вас будет увлекательный цикл переучивания простым вещам как переключение передач левой рукой и др. и привыкания к новому, а также масса проблем на дороге, например, при обгонах фур на трассах и пр. А вот мотоцикл или просто скутер привезти можете! Они все из Японии, соответствующего качества. Цены по сравнению с Москвой Вас приятно порадуют. Мотик – не машина, руль у него не справа и не слева, а аккурат посередине, что уравнивает страну восходящего солнца со всеми другими. Видел объявления о том, что стоимость доставки мотоцикла до Казанского вокзала в Москве составляет 150-200 американских рублей. Сам не привез по причине отсутствия категории А и не сильного знания двухколесного предмета.