Купили ж/д билеты:
Москва-Беломорск на 18 июля;
Кемь-Петрозаводск на 24 июля;
С-Петербург-Москва – 27 июля.
Если кто-то рещит посетить и Кижи в такой поездке, то стОит заложить еще день в Петрозаводске. Но мы уже были здесь раньше.
Строим маршрут, собираем рюкзаки, и – в путь.
Пункт 1. Беломорские петроглифы.
Наш поезд пришел в Беломорск в 17-30. Вот вокзал:
Вечер, и хоть ночи здесь белые, времени у нас не так уж много. Завтра утром мы стартуем на Соловки, а сегодня хочется посмотреть петроглифы. Перешагиваем рельсы и через 5 минут приходим в турфирму «Беломорье», с которой мы списались заранее, и девушки уже ждали нас. Тут же к нам присоединяются еще четверо москвичей, приехавшие на машине, и, пока их оформляют, мы селимся в общежитие рядом. «Общежитие» звучит почти страшно, но комната нормальная, для одной ночи это вполне приемлемый вариант. А если добавить еще и бутылочку морошкового бальзама (тут же рядом, в магазинчике) – совсем замечательно!
Петроглифов в окрестностях Беломорска – много. Подозреваю, что все камни в окрестных лесах расписаны ими. Полчаса едем по разбитой дороге до деревни Выгостров, потом немного пешочком, и ступаем благоговейно на большое каменное плато с наскальными рисунками:
В последнее время ими заинтересовались норвеги, настроили мостков, спонсируют исследования.
Хорошо, что у нас есть сопровождающие (увлеченные и самоотверженные люди), они протирают рисунки на камне губкой с растворителем, уничтожая грибок. Изображение светлеет и становится хорошо различимым.
После двух часов ползания по камням (а это оказалось увлекательно и затягивающе) наши попутчики устали и уехали, а нам Татьяна предложила прогуляться еще с километр, пообещав показать «кама-сутру» в исполнении наших далеких предков. Мы дошли до плотины ГЭС, увидели обнесенные досками «Бесовы следки».
Чтобы рассмотреть сексуальные сцены, надо сильно включить воображение, – все заросло травой и оплетено корнями деревьев, - в этом месте никто еще ничего не расчищал и мостков не строил. Но прогулкой через лес мы остались очень довольны: карельские пейзажи потрясающие, и таких огромных муравейников (в мой рост) мы в жизни не видывали!
На следующее утро, взяв такси, мчимся на причал. В 8.30 красавец «Сапфир» уже ждет пассажиров, которых совсем не много.
4 часа пути проходят незаметно за нардами, едой и разговорами. Конечно, все высыпают сначала на открытую палубу поглазеть, но моросит мелкий дождик, а ветер срывает волосы с головы, - Белое море, как-никак! - и мы быстренько убираемся внутрь.
И вот уже появляется Остров, обозначаются контуры кремля. Высаживаемся на Тамарин причал. Почему «Тамарин»? По одной версии, Тамара –это жена бригадира строителей. Буквы ее имени были сварены из арматуры и встречали всех подходивших со стороны моря. По второй версии, наша известная поп-дива Т.Гверцители пела здесь.
С причала идем туда, куда идут все. На Большом Соловецком острове существуют две организации по обслуживанию туристов: Паломнический центр и Центр гостеприимства. Без них морские экскурсии невозможны. Мы сразу же двинулись в Центр гостеприимства, чтобы записаться на поездку к строгим скитам на остров Анзер (она бывает только по вторникам и четвергам, а июль – месяц высокой активности у туристов на Соловках).
Следующий шаг – найти жилье. Цены на гостиницы здесь выше, чем в Европе. Поэтому мы нацелились на частный сектор. Вопрос решился сразу же, в Центре гостеприимства, и на ближайшие 4 ночи эта отличная маленькая квартирка с евроремонтом - наша. Если кому-то нужны координаты хозяина, пишите в личку.
Обедаем в самой популярной столовой, называемой «Кают-компанией», она в центре поселка. Заглянув на маленький рынок, расположенный за «Кают-компанией», разговорились с местными жителями. Население острова невелико, зато много волонтеров в летние месяцы – это и студенты архангельских ВУЗов, работающие здесь гидами, и торговцы в палатках и магазинчиках.
Сразу же были развенчаны несколько мифов: что навигация здесь осуществляется только в летние месяцы. Белое море не замерзает в этой части полностью. Оказывается, теплоходы возят туристов и паломников, если таковые находятся, на остров даже в январе. Информации в Интернете об этом нет, и поскольку нет спроса, то нет и предложения… А какие зимние снимки и картины мы видели! Сурово, конечно, но потрясающе красиво!
И второй миф: что попасть сюда можно только на теплоходе или самолете. Мы встречаем на Б.Соловецком острове машины с московскими и питерскими номерами.
Вот он, соловецкий транспорт:
А мы берем в прокат велики и отправляемся в 20-километровый поход (в оба конца) к дамбе и острову Б.Муксалма. Очень хочется увидеть эту рукотворную дамбу. Ожидания не обманули – это мощное сооружение! Но на сам остров Большая Муксалма мы почти не попали - у нас случилось небольшое ЧП – на одном из великов прямо на дамбе с грохотом лопнуло колесо, и помня, что обратно нам пилить около 10км, и чтобы не заночевать в лесу, мы повернули обратно.
Догадываетесь, как жарко нам было? ТАК жарко, что мы даже залезли в озеро искупаться, хотя снимать куртку не хотелось (если бы не велик )… Но проделав это, мы поняли, что в воде значительно теплее, и все последующие дни купались в разных озерах, и не по разу! Вода – чистейшая, воздух – такой, что хочется его есть, а пейзаж радует глаз ежеминутно! Истинное наслаждение!
На этом наши злоключения не кончились: на подъезде к дому бабахнуло колесо у второго велосипеда, и как же смеялись ребята в прокате, когда мы, взмыленные, притащили им два раненых велика! К чести их, они дали нам бонус в виде бесплатного дополнительного времени, и мы не без опаски поехали на новых великах дальше.
Пасмурным был только наш первый день на Соловках, потом сияло солнце. Приобретя некоторый опыт путешествия по местным дорогам, мы смело отправились в дальний путь на южный мыс Печак. Дорога идет через живописный лес с причудливой формы деревьями, а на самом мысе деревца корявенькие, низкорослые – вот что значит быть открытым всем ветрам. Выехав из леса, мы буквально задохнулись от открывшейся взору картины: ярко-зеленый ковер с разбросанными валунами и безбрежная гладь воды. И еще люди – маленькими кучками разбросанные то тут, то там, медитирующие в этом космическом просторе… А еще говорят, что это непопулярное направление!
Хочется сказать, что в здешних местах очень породистая черника – ягоды огромные, а кусты по пояс! Все наши поездки и походы сопровождались постоянным сворачиванием с дороги за ягодами, а наши чумазые радостные рожицы, наверное, веселили немногих встречных. А еще мы узнали новую ягоду – вороника – это низенькие кустики, устилающие ковром землю. Ягода вкусная, целебная, жаждоутоляющая, но не растет в наших лесах. Спасибо ребятам-гидам, просветили!
Дальше – больше: совсем осмелев и войдя во вкус, мы решаем ехать на север, через Исааковскую пустынь, Секирную гору, Свято-Вознесенский скит и дальше к Савватиевскому скиту – очень красивые и суровые места с жуткой историей. Столько народу полегло! У подножия горы Секирной есть кладбище с могилами, где лежат по 8, по 20 человек. Ни одно слово не слетает с губ здесь, и только птичий щебет нарушает страшную тишину.
Возвращаемся в поселок уже к вечеру
Очень продвинутый был монастырь при игумене Филиппе – мельницы, зерносушильни, дамбы, садки для рыбы, где камни уложены с такими зазорами, что планктон проходил в них, и треска жировала, давая питание монахам. Спрашиваем местных: «А что сейчас – Филипповские садки не используются для разведения рыбы?» Ответ был: - А зачем?..
Еще одно чудо – ботанический сад. Розы и лиственницы в таких широтах – разве это не удивительно?!
И снова удивляемся трудолюбию и упорству людей, креативности Филиппа – мы на малом круге системы озер и каналов. Площадь этих озер на Большом Соловецком острове очень приличная, и в 16 веке построить шлюзы, мосты, выложить берега камнем и связать все это в единую систему – недюжинного ума был человек! И сейчас эта система питает соловецкий водопровод. Мы грузимся в лодки, вооружаемся веслами и постепенно, в течение 6 часов проходим озера с удивительными именами: Щучье, Плотичье, Средний Перт, Круглое Орлово, пьем из них воду, купаемся, гребем по очереди. Можно просто взять лодку в прокат и плавать куда глаза глядят, не заблудишься точно – везде стоят указатели со стрелками. Но нам было очень интересно послушать рассказ Лени и сравнить свои ощущения.
Следующий пункт - морская прогулка на Большой Заяцкий остров. У этого названия тоже есть две версии: поскольку остров был необитаем, на нем гнездилось огромное количество птиц, и монахи плавали сюда за яйцами (отсюда – «за-яцкий»). И вторая версия состоит в том, что здесь водились морские зайцы, вот Саша показывает их нам:
Сейчас на острове есть единственный житель – смотритель и хранитель, у которого, впрочем, есть и электрогенератор, и спутниковая антенна… Все правильно – на дворе 21-й век.
На 23 июля у нас был запланирован морской поход на остров Анзер, но, видать, слишком сильно мы этого хотели… Разыгрался шторм, и экскурсию отменили . Ну что ж, делать нечего, что мы еще не видели? Правильно, кремль. Мы гуляли в нем в первый день, но, как оказалось, далеко не везде пускают диких туристов, и у каждого гида есть ключики от тайных дверей. Поэтому берем 3-часовую экскурсию, надеваем юбки, платочки и погружаемся в историю монастыря, в историю, пожалуй, самой мощной тюрьмы.
Попадается на глаза интересный указатель:
Около морского музея стоит будущая яхта «Святой Петр», ее уже построили, теперь делают мачты. Красавица! А в местной школе юнг учился Валентин Пикуль.
Все это, конечно, хорошо… но как же мы поедем домой? Мысль пронзила наши головы одновременно: ведь если на море шторм, то с материка за нами никто не придет?! А у нас билеты на поезд на завтра… Но ветер только усиливается, и по небу носятся угрожающие тучи. Идем в Центр гостеприимства, и там нам отвечают: «Да, сегодня ни одно судно не вышло в море. И на завтра прогноз такой же. Что вы хотите – это Белое море!»
Если не можешь изменить ситуацию, расслабься и получи удовольствие. Так и решаем, идем снова наслаждаться природой. А через пару часов, проходя мимо причала, вдруг видим, что на монастырский баркас грузятся люди. Значит, ситуация на море улучшилась? Опять спешим в Центр гостеприимства с вопросами и слышим: «Они (паломники) сегодня утром уже кричали sos, у них оторвало шлюпки, что-то еще сломалось, но до Кеми они, слава Богу, дошли.» Ничего себе! Говорю своим: «Нет уж, давайте мы не поплывем на такой посудине, а дождемся большого корабля. Подумаешь: пропадут билеты, и на Валаам мы попадем в следующий раз.»
Но тут приходит сообщение, что с материка вышел «Василий Косяков» и где-то через 2 часа он будет здесь. Заберет всех. Ура! Мчимся домой собираться, сдавать квартиру. И вот в 22-00 к Тамариному причалу подходит долгожданный теплоход, капитан своим спокойным видом вселяет в нас уверенность. Народу много, тут и велосипедисты, и собаки, и группа норвегов. А море беснуется…
Раздают мешочки – они нужны почти всем, даже в нашей группе среди бывалых и выносливых туристов есть потери. А вот норвежцы всю дорогу просидели на верхней открытой палубе в своих ярких непромокаемых комбинезонах.
Капитану – респект! Доставил всех в целости и сохранности. В Кемь мы прибыли уже в полной темноте, там на причале много автобусов, едем на вокзал. В кассе покупаем билеты на ночной поезд, и уже через час мы - в вагоне.
Таким образом, благодаря шторму у нас образовался еще один день на Валааме – это ли не чудо?!
Продолжение следует.