Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5
"Байкал может называться морем потому…, что объезжать его кругом нельзя…,что величина его в длину и ширину и в глубину велика есть. А озером может называться оттого, что в нем вода пресная, а не соленая, и землеописатели те озера, хотя и великие, но в которых вода несоленая, не называют морем…". Н.Г. Милеску-Спафарий
Наша великая и могучая Родина полна искушений. Не дает возможности усидеть на месте! Поэтому российская команда CFMOTO отправляется в очередную экспедицию к берегам самого глубокого озера. Байкал и бурятская история ждут нашего полного погружения!
Маршрут проложен с размахом. Иркутск – Бугульдейка – пролив Малое море – местность Зама – деревня Кочериково – пролив Ольхонские ворота – п. Хужир – мыс Хобой – Иркутск. От Иркутска еще никто не прокладывал такой глубокий маршрут передвижения на технике. Странно, что столь благодатный край для квадропутешественников остается до сих пор ими неизведан. Возможно, причиной тому отсутствие АЗС и сложности с получением разрешений на прохождение заповедных зон. Проверим – расскажем.
Отправляющимся на Байкал путешественникам советуют непременно сделать 10 вещей. В первую очередь – искупаться в священных водах или как минимум пробежаться по утренней росе! Загадать желание в одном из мест силы. По возможности провести аудиенцию с шаманом на Ольхоне или с буддийским ламой в Бурятии. Сделать фото на фоне скалы Шаманки – визитной карточки Байкала. Далее – побурханить, т.е. задобрить местных духов. И лучше этим заняться на древнейшей шаманской точке – мысе Бурхан, который в некоторых источниках считают географической точкой истины. Совершить водную прогулку и увидеть символ этого места – нерпу. Все прочие пункты касаются исключительно гастрономических услад – вкусить омуля, отобедать байкальскими позами, погрызть кедровых орешков…
Впрочем, наша команда планирует расширить список обязательных дел. Хотим добраться до мыса войны Дайн-Хошун, с которого побережье Байкала просматривается на 30 км в обе стороны; посетить уникальную Тонтинскую пещеру длиной 97 метров; посмотреть с высоты на Ушканьи острова – самые богатые по численности лежбища нерпы; поискать байкальскую Несси; увидеть бегающих по дну птиц оляпок; не испугаться медведей. И, в конце концов, просто проехаться на квадроциклах по тажеранским степям и пройти труднопроходимые участки от М. Голоустного до М. Бугульдейки.
Команда экспедиции по традиции интернациональна – Екатеринбург, Казань, Самара, Мурманск, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Томск и, конечно, Иркутск. Старту 22 августа.
Экспедиция "Квадро-Байкал 2014" стартовала! 22 августа из Иркутска стартовала квадро-экспедиция к берегам одного из красивейших озер России - Байкал. Из Иркутска маршрут в Бугульдейку – пролив Малое море – местность Зама – деревня Кочериково – пролив Ольхонские ворота – п. Хужир – мыс Хобой – Иркутск.
Девиз экспедиции "Квадро-Байкал 2014" - "С нами хоть на край света"! Это и правда, сложно, путешествовать в условиях смены погоды и необычного ландшафта. Тем интереснее будет экспедиция. Кроме того и команда подобралась замечательная, дружная, которая преодолеет любые препятствия в пути. В составе экспедиции из 16 человек: представитель компании "АВМ-Трейд" и руководитель российского CFMOTO-Club Александр Иванов, дилеры из Иркутска, Екатеринбурга, Казани, Самары, Кемерово, Томска, а также форумчане! Во время увлекательного путешествия мы будем вести Дневник путевых заметок. Следите за обновлением новостей. Желаем удачи участникам и счастливого пути!
Первый день экспедиции "КВАДРО-БАЙКАЛ 2014", М.Голоустное, первые 80 км пути, первая маленькая неприятность, камень попал в диск колеса с внутренней стороны, пришлось снимать и немного вправить. Когда работает команда, все получается!
Он бездна. Прорва. Отражение сути, если ты ее ищешь. К нему приходят задавать вопросы. Мне кажется это лишнее – зачем, почему, через сколько и будет ли вообще… нужно просто пропустить его дыхание через себя как будто тебя и не существует в физическом измерении. Утонуть в нем всеми чувствами, провалиться в пучину и выйти новым. Он сердится и буянит. Он успокаивает и подсказывает. Он переливается столькими оттенками одного и того же цвета, что кажется такого не бывает. Он дышит и шепчет. Если в настроении. Нам опять повезло – пока он встречает нас как добрых людей. Солнцем и теплым ветерком, что, говорят, большая редкость в это время года.
Это не та экспедиция, что призвана открыть новые маршруты или превзойти самого себя по силе выносливости и сумасшествия. Просто один пункт из списка тех дел, которые нужно обязательно совершить в жизни – побывать на Байкале! Можно пешком, можно на коньках, байдарках, джипе…как угодно, но побывать. Нам привычнее делать это на квадроциклах, тем более, что суперлегкие дорожки нет-нет, да и уходят в непролазное никуда.
Команда российского СFMOTO клуба встретилась в Иркутске. Многие увидели друг друга впервые, у других за плечами много самых разных совместных квадрокилометров, но настрой у всех с первого дня был одинаковый – делать маршрут красиво. Так пока и выходит. Сегодня третий день хода. Самый насыщенный километрами и эмоциями – с утра до вечера двигаться вдоль побережья Байкала – самый лучший способ прочувствовать его могучесть. Очерченные белым кантом и вонзающиеся в водную гладь мысы с затейливыми названиями, зубодробильные грунтовочки, величественные панорамы, чистота и насыщенность красок. Счастье ощущать, что взгляд не упирается в нищету городских каменных джунглей, а парит словно птица, пытаясь насытиться этой красотой.
Техника будто чувствует (тьфу-тьфу-тьфу), что здесь подвести нельзя. Единственная огрешность случилась в первый предбайкальский день – пробили у CF800-Z8 EFI колесо практически на асфальте(!) при подходе к М.Галоустному, повредили диск с бэдлоком, на что категорически не рассчитывали, поправили подручными средствами (ну как водится - доской и камнем) без шансов на выживание. Очевиднее всего списать это на монгольский постфактум (машинка прошла все монгольские валуны), но основная причина – не побурханили! То есть не задобрили местных духов, о чем позже.
Пришлось вставить камеру, которую прихватила с собой команда из Кемерово-Томска. На ней и едем, несмотря на то, что иркутские дилеры оперативно доставили новый диск. Вторая проблема – на CF800-X8 EFI 2012 года выпуска постоянно вылетает центральный предохранитель. В новой версии, как известно, эта проблема решена. В старой модели квадров вопрос тоже разрешается быстро, практически не сказываясь на скорости передвижения. Кстати, в среднем она составляет (по в общем-то лайтовому маршруту) 20 км час. Но с учетом на все: максимально отснять красоту, помедитировать на вершинах, перекусить и сделать миллион фотографий. Максимальная – сотка. Да, здесь есть где разгуляться и в этом смысле.
В первый день совершили перегон Иркутск-Куяда. Во второй дошли до Малого моря и встали на ночлег в поселке Сорма. Сегодня к вечеру, пройдя за день 140 км, а за 3 дня - 400 км, добрались до деревни Кочерниково, как и было прописано в планах. Крайние километры, забурившись в ту часть байкальского трипа, где туристы бывают редкими налетами и скорее всего только с воды, высматривали изо всех сил по дороге мишек. Мишки на контакт не вышли. И слава Богу.
Байкал безусловно – место силы. Налетом сюда нельзя. Лучше вдумчиво и не торопясь. В идеале хотелось бы и на Ольхон, и с шаманом пообщаться. Но ни одно из мест силы не открывается с налету. Если вы приедете на Байкал и вам будут презентовать шамана – это мистика. Настоящие сидят в своих настоящих домах и занимаются своим настоящим делом – путешествием по разным мирам с целью вылечить своих родных, призвать милость к роду. На месте их смерти или инициации устанавливаются такие вот родовые столбы. Сколько поколений – столько и столбов. А если увидите одиночную конструкцию – это, скорее всего, барсажка – сюда буряты, держащие путь или задумывающие новое дело, приезжают «вспрыснуть» за удачу начинаний. Очевидно, что это и есть тот самый обряд под названием «побурханить»: плеснуть на землю горючей жидкости, остальное направить в нутро и едем весело вперед. Представления об эстетике, конечно, своеобразное – гора пустых бутылок у подножия. В более подробном отчете расскажем о повадках и особенностях местного населения, а пока мы находимся на мысе Кочериковском у реки Хейрем, где начинается граница национального заповедника. В планах зайти на мыс Рытый, по другим данным - мыс Риты. Это одно из источников силы. Да, впрочем, все тут ей напитано, это не подлежит сомнению.
Раз уж начали с третьего дня, есть повод вернуться к началу. А начало было в Иркутске, куда с разных точек России слетелась команда дилеров CFMOTO и активных форумчан. Собственно, вот они все, участники экспедиции, в предстартовом ощущении, ни разу не бывавшие на берегах священного Байкала, а потому в предвкушении, пока абсолютно чистые телом и незнакомые друг с другом мыслями:
Из прецедентов: очень отличился новоиспеченный руководитель российского CFMOTO-Club Александр Иванов. В первый же день экспедиции он стал Папой отменного новорожденного Платона, с чем мы его горячо и поздравляем!
А Иркутск, тем временем, встретил затяжным дождем и мы, запаковавшись в вейдерсы и штормовые костюмы, приготовились к передвижению в самых «квадропригожих» условиях. Хотя… дождь в дорогу – это, как оказалось, к солнцу! Уже после обеда распогодилось до частичного обнажения и по сути солнце больше не покидало нас. Так что водные процедуры сопровождались фееричным фонтаном брызг. А трофийные участки, на в общем-то предельно лайтовом маршруте, вызывали исключительно позитив.
Того, за что мы отчасти беспокоились – нюансы передвижения в большой колонне – не случилось! Команда подобралась крайне мобильная и подготовленная. 14 единиц техники при соответствующем уровне и настрое пилотов, оказывается, совершенно спокойно могут идти по намеченному плану.
А в планах первого дня – дойти скорым перегоном до базы Куяда, расположенной в одноименной местности на берегу Байкала и известной как заброшенное бурятское поселение 18 века. От Иркутска до Куяды по асфальту – 220 километров. Напрямки – что-то около 130. Расслабленно, не сложно, самое то для начала, для вкатиться. О родовых столбах уже писали. Конкретно этот установлен на месте смерти шамана. По крайней мере первый встреченный и подробно опрошенный нами бурят Геннадий пояснил это именно так.
Первый выход к Байкалу, конечно, будоражит. Он действительно могучий, необъятный, бездонный и постоянно играющий цветом. Его нужно слушать и слышать.
Местные жители называют эту местность Малой Бугульдейкой. Это юго-западная часть Ольхонского района. Три стороны распадка, в котором находится база отдыха "Куяда", окружены скальными грядами и холмами, а с четвертой открывается великолепная панорама на величественное озеро. Сенокосные угодья, луга, крохотная речушка… В общем, мы добрались до цели и нам осталось ею насладиться!
Почему мы пишем «повадки» местного населения? Раз уж это так кого покоробило, то поясняем: буряты, потомки монгольского этноса – очень своеобразный народ. На их характер, безусловно, повлиял тот факт, что издревна они жили в сложных климатических условиях. Отсюда и физическая выносливость, и наблюдательность, и собранность...и много чего еще позитивного. В целом это очень своеобразные и интересные люди. Знающие его близко люди говорят, что по процентному соотношению философов и мыслителей в общей массе населения буряты в лидерах списка. Но пойти найди этих философов, когда скачешь галопом по европам на квадрах. Они же не стоят на дороге в ожидании маршрутки. К ним нужно добраться, войти в доверие, поохотиться вместе да порыбачить, да пуд соли, как говорится, употребить и тогда… быть может!?.. они откроют тебе толику своих знаний, позволив понять их глубокую духовную составляющую. Но, как и в каждом народе, есть и верхушки айсбергов. И они, к сожалению, и срывают с языка слово «повадки», выклянчивая до талого спиртные напитки, навязчиво приклеиваясь к костру... Или активно нарываясь на конфликт от нечего делать... нарываются кругом - на дороге, на базах... самозабвенно... где застанет – забав-то на селе не хватает, а тут целая колонна таковых понаехала... "Драчливый народ" - цитата наблюдающих.
Но, в общем и целом, все это вторично, нас ждут эмоции, которые люди не могут подарить - только дополнить. Мы на берегах Байкала и завтра нас ждет захватывающий видовой день!
Наши проводники по диким степям Забайкалья – два Андрея: дилер CFMOTO в Иркутске.
И его друг – замечательный знаток этого края, настолько погруженный в суть вопроса, что глаза его каким-то волшебным образом приобрели цвет Байкала.
Утро, начавшееся в Куяде, перешло в прекрасный день, проведенный на берегах самого глубокого озера нашей планеты. Фотографии больше скажут о впечатлениях, нежели слова, но и они не в силах передать ту силу, которая исходит от этой могучей воды.
Передвигаемся с очень качественной скоростью – ландшафт позволяет. И в то же время делаем очень много остановок, заскакивая на любой холм, откуда открывается панорама, чтобы успеть запечатлеть увиденное, попытаться зафиксировать момент одухотворения.
Единственная техническая заминка этого дня – намотанная на колесо проволока. Очень хорошо, что Дима заметил ее вовремя.
Священная гора Ерд, которая дала название одноименным играм расположена в долине Анги в 8 километрах от районного центра Еланцы. Представляет собой холм почти правильной куполообразной формы без единого намека на искусственное происхождение. Прежние буряты в плохой непогодный год нежно укрывали сопку коврами, совершали здесь жертвоприношения и устраивали праздник «хатарха», на котором гуляли много дней. Ердынские игры это и стрельба из лука, и борьба, и конные скачки, и состязания певцов. Но главное событие – многодневный круговой танец ехор. Для его исполнения требовалось не менее семисот человек, чтобы хоровод опоясал гору трижды. Если столько не набиралось, год ждали неудачный. Сейчас Ердынские игры возрождаются - и это, конечно, большое событие в культурной и духовной жизни бурят.
По пути только красоты и барсажки с разбросанными бутылками. Выглядит неприятно, но в суровом краю свои законы – пьют здесь качественно. Того, кто не умер от пьянства, прибирает к себе Байкал – две самые распространенные причины смерти. Но наши проводники констатируют, что все потихоньку меняется.
Обитающие в Байкале около 2600 видов и подвидов водных животных нам пока не встречались, но с наземными встречаемся регулярно.
К вечеру дошли до поселка Сарма, нареченному в честь одноименной речки. Это уже так называемый район Малого моря – часть акватории озера, отделенная островом Ольхон – 76 километров уютных бухт! На ночевку встали на базе Алтан. Завтра идем до Кочериково.
Прелесть передвижений по Байкалу (для тех, кто не готов к кочевой палаточной жизни) – наличие разносортных баз. Накатавшись в течение дня, вы можете обустроиться во вполне себе комфортабельных домиках, не заботясь о создании очага и приготовления пищи, а наслаждаясь наличием ужина и душа.
Для тех же, кто ценит романтику больших дорог – протяженный берег Байкала. Добро пожаловать в любую бухту, где легко и непринужденно вы обустроитесь по системе полностью включенных удовольствий. И самое бесценное из них - утренний выход из палатки прямиком в море. В общем, выбор есть и это главное.
В хорошем темпе идем по побережью к мысу Кочериковскому, не уставая удивляться, как стремительно тут все меняется - вода, виды, настроения. Доказанная мистика - такое тоже оказывается бывает. Буквально за 7-8 километров до заповедной зоны объявляется обед.
Позы и позные – это то, с чем вы даже если и не захотите, но встретитесь на Байкале много раз. Отставить фантазии - это всего лишь кулинарные изделия из мяса и теста и места, в которых их поглощают. Ценители пельменей и мантов это национальное бурятское блюдо однозначно полюбят. Хотя позы и не есть прямой аналог знакомых нам вкусностей. Сейчас позные расположены на каждом углу и сам продукт возможно не так насыщен тем первоначальным смыслом, который вкладывали в него бурятские хозяйки. Те готовили позы исключительно для уважаемых гостей. И чем больше гость был уважаем, тем больше сортов мяса в них закладывалось. Причем, фарш был изготовлен, конечно же, вручную – скрупулезно коротенькими тоненькими пластинками.
По форме поза – это юрта: круглой формы, по серединке - очаг, в крыше – отверстие. Верхушка украшена защипами. По их количеству можно определить степень умелости хозяйки ну или ее желание уважить. Есть позы нужно тоже особенным образом: откусить с бочка кусочек теста, выпить сочное составляющее и дальше уже разбираться со всем прочим. Это мы освоили.
А Андрей нам уже приготовил сюрприз в виде едва подсоленного байкальского омуля, не попробовав которого отсюда уезжать, крайне не рекомендуется, потому как ну очень вкусна эта рыба. Гастрономическая встреча с ней занесена в коллекцию вкусовых ощущений, которые обязательно нужно испытать в жизни.
За ожиданием обеда успели познакомиться с прекрасной бабушкой Лизой, хозяйствующей здесь.
Жалостливо ссылаясь на свой возраст и наличие восьми коров, которых нужно регулярно доить, она искусно оставила себе чаевые на половину суммы чека. Мы даже не возражали, услышав такие аргументы. Просто... Как это по-русски...ну когда высшая степень удивления?.. И еще одно путевОе знакомство – с москвичкой Светланой
Яркой искательницей приключений и правды жизни, колесящей по всему свету с кришнаитами, шаманистами, йогами и собравшаяся уже было с нами, но... мы были вынуждены отказать – места в машинках были заняты, а вторые сиденья квадроциклов навьючены до упора. Светлана, впрочем, готова была прикинуться куклой, которых приделывают на крыши, но нам стало неловко так извращаться над чудесной женщиной.
Большинство приезжающих сюда туристов предпочитают знакомиться с окрестностями с воды, передвигаясь на таких тихоходных корабликах. В таком случае отпадает необходимость решать вопросы по проникновению на охраняемые территории. Въезд в прибайкальский национальный парк.
И снова несметные порции захватывающих видов:
Глядя на все это, честно сказать, становится в очередной раз обидно, что мы связаны такими понятиями как график и маршрут, потому что невероятно хочется не пылить как угорелые, а размеренно наслаждаться каждой проведенной здесь секундной, прислушиваясь к себе и Байкалу.
Второй и крайний после Сармы байкальский поселок в непосредственной близости к Малому морю – Онгурен.
Вот все тут как-то по ощущениям сильно перемешано – невероятная роскошь и щедрость природы и нищета людских свидетельств. Кочевники по природе своей, буряты даже не стараются обустроить дома, они как бы постоянно помнят, что завтра надо уходить и не тратят на благоустройственную чушь силы. Ну это уже опуская экономические объяснения увиденного.
Кстати, название поселка происходит от бурятского «унгэрээ» - кончилось. И даже несмотря на то, что есть и другие версии, именно эта, на мой взгляд, реальнее всех – кончилось тут все и давно. Осталась только английская паровая машина, привезенная еще с царских времен и на удивление не разобранная на запчасти.
Чем знаменит еще Онгурен – тем, что летом 2002 здесь был убит известный биолог Алексей Туруты, который занимался исследование флоры побережья Байкала. Кем убит? Местным бурятом. Еще чуть-чуть и нам приходится съехать с потерявшейся тропинки на прибрежную полосу и уже по ней дойти до места ночевки.
Наша первая дикая ночевка на берегу Байкала. Мыс Кочериковский. Дальше - только Рытый. Въезд к нему перекрыт еще одним шлагбаумом.
Рытый окутан таким количеством легенд, что бумаги не хватит. В интернете при желании все можно найти. Поселений здесь нет, местные жители стараются избегать этого места, где по старинным бурятским преданиям живут сердитые боги, посылающие сильные ветра. Мы тоже не стали экспериментировать (хотя просто не вышло) и посмотрели на него лишь со стороны. Вечером готовили барашка и общались с местным егерем, женатым на прокурорше и бесконечно влюбленном в водку.
Ольхон это… ну можно сказать сухим языком фактов: «Самый крупный и единственный остров на Байкале, где издревле постоянно живут люди. Его длина – более 70 км, ширина – до 16». Но Ольхон это… как есть в целом Кольский, а на нем отдельная песня – Рыбачий, где все тревожное, протяжное, иное… Так и Байкал, он - один, а Ольхон – еще невероятнее и как будто самостийно созданный. С другим рельефом, другой природой, другими ощущениями, но по странному стечению обстоятельств или каких-то геодезических процессов повторяющий своими очертаниями великое море. Побывать на Байкале и не посетить Ольхон, значит не посетить его главное сакральное место, где шаманы многих родов совершают тайлаганы – празднества и жертвоприношения.
Попасть на Ольхон с большой земли можно на паромной переправе из поселка Сахюрта. Поэтому накануне, пройдя от Кочериково точь-в-точь по своему треку в обратном направлении, мы максимально близко подобрались к этому месту и заночевали на очередной базе.
Правда, по пути вышел из строя один из квадроциклов. После первичного осмотра запереживали было, что обломило ось на верхнем правом рычаге. Уже приготовились разбирать и менять местами – ось нижнего рычага наверх, а на нижнюю – обломленную с верхнего рычага плюс болт заглушку с обратной стороны. Но оказалось все гораздо проще – просто открутилась и потерялась гайка. На всякий случай осмотрели вторую машинку и обнаружили тот же диагноз – гайка исчезла. Ровно такие же гайки стоят на линках заднего стабилизатора, потому приняли решение использовать задний стабилизатора в качестве донора.
На переправу шли с опаской - ожидание очереди в туристический сезон занимает тут от нескольких часов до суток. В наших условиях потерять день на пробку – потерять Ольхон. Но видимо мы пользовались успехом у местных духов – заскочили без заминок.
На переправе работают два парома – большой «Ольхонские ворота», который принимает около 17 машин.
И малый "Дорожник", на котором мы все и уместились.
Какие же здесь виды… то извивающиеся лентой, то устремляющиеся стрелой дорожки, сначала упирающиеся в небо, а потом скользящие в никуда, скалистые обрывы, стоя на которых слышишь все огрехи в сердцебиении… Ворожба одним словом.
Вот ворожить-то сюда и приезжают. Точнее шаманить. Обычно шаманизм считают примитивной верой отсталых народов. Но из всех верований она более всего имеет отношение к вечным ценностям – небо, земля, ветер...и взаимодействие человека со всеми проявлениями природы. Сохранить природное окружение, в котором вырос человек – на это ориентированы ценности шаманов. Потерял связь со вселенной – заболел. Не проявил уважение к хозяевам местности – духам, что-то пошло не так. Не царапать землю острым, не рвать траву, не причинять боль Матери-Земле – такие важные и странные для цивилизации моменты воспитывались в этих местах с детства. Даже носки бурятских сапог-гутулов были загнуты вверх с тем подтекстом, чтобы споткнувшись, не обидеть землю. Шаман - тот кто знает. Шаманизм – однозначно прарелигия, различные нюансы которой присутствую во всех прочих религиях мира.
Обычно шаманы устраивают тайлаганы на вершинах гор, которых на Ольхоне с лихвой. Территория острова полна историческими памятниками: могильники, древние городища, остатки каменных стен…Много здесь и просто непонятных для нас сооружений.
Самый большой поселок на Ольхоне – Хужир. Основан в 30-ых годах прошлого века, сейчас он является средоточием турбаз для путешествующих по Ольхону. Куча позных, отельчиков, съемных жилищ, сувенирных лавочек, есть даже краеведческий музей.
Ну а дальше – мыс Хоргой и Курыканская стена, полуостров Кобылья голова, залив Загли, Мы Бурхан – визитная карточка острова, урочище Песчаное, и много-много других мест, в полной мере осмотреть которые дня не хватит.
Завершили самым северном мысом Хобой – по-бурятски «клык, коренной зуб».
Скала действительно похожа на острый клык. А со стороны моря имеет сходство с профилем женской головы с бюстом, поэтому местные называют ее еще и Девой. Существует легенда, что это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев (духов) такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. А тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем», - превратили ее в скалу. В общем, жить ей тут вечно.
И вечно тянуться к ней разного рода искателям смысла жизни.
Вот одни из них – ребята-автостопщики из Питера.
Голодные, но счастливые и смешливые. Вручили бродягам консервы, угостили табачком и поехали на ночевку в одну из прекрасных бухт Ольхона.
Квадроциклист писал(а) 26 авг 2014, 10:45:Он бездна. Прорва. Отражение сути, если ты ее ищешь. К нему приходят задавать вопросы. нужно просто пропустить его дыхание через себя как будто тебя и не существует в физическом измерении. Утонуть в нем всеми чувствами, провалиться в пучину и выйти новым. Он сердится и буянит. Он успокаивает и подсказывает. Он переливается столькими оттенками одного и того же цвета, что кажется такого не бывает. Он дышит и шепчет. Если в настроении.
Захотелось.. сильно-сильно захотелось.. прислушаться к себе и Байкалу..
Красоты Байкала - безусловно да, но какие красивые лица у всех участников экспедиции! Вы просто молодцы, что так правильно живете свою единственную жизнь.
Такое нагромождение камней называется обоо. Сооружается оно на перевалах, на берегах озер, в степи. Таким образом, шаманисты обозначают место пребывания самого сильного духа. Так что гостили мы этой ночью снова на территории духов.
Ассоциация бурятских шаманов объявила Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центрально-азиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». Наше согласие ничего не решает, но мы все равно полностью согласны!
С утра порадовали своей сговорчивостью суслики, которые очень распространены в степных районах Прибайкалья, в частности, на Ольхоне и в тажеранских степях. Прикормленные экземпляры могут сидеть и грызть угощение в метре от объектива.
Ну а коровы так те вовсе отличаются особой настойчивостью. Особенно когда обнаруживают, что место их традиционного водопоя оккупировано чужаками. В общем, с берегов Ольхона нас смог вытеснить только грубый натиск домашний скота.
Сегодня финальный день нашего путешествия по Байкалу. И крайнее утро. Неожиданно выяснилось, что экспедиция, не успев начаться, уже подошла к своему завершению. А это всегда немного грустно, как бы что ни складывалось. На обратном пути отдали дань герою русской народной песни "По диким степям Забайкалья".
Четырехметровый бронзовый бродяга, сбежавший из забайкальской тюрьмы, расположился на последнем отрезке трассы, где еще нет асфальта, и откуда уже открывается вид на пролив Ольхонские ворота и Малое море Байкала. Рядом постамент, на котором выгравированы слова песни. Как исполнение, так и расположение памятника очень проникновенны.
Где-то перед Бродягой в очередной раз чудит все та же Z-ка, у которой время от времени пропадает тяга. С мотором, несмотря на опасения, оказалось все в порядке. А капли масла из сапуна заднего редуктора на финальном отрезке уже никого не смутили. Завели – поехали дальше.
А это даже не памятник, а исполинский тотем Прибайкальского края. Девятиметровая стела орла. Эта хищная птица считается символом небесных сил и покровителем коренного населения. По некоторым легендам именно орел был первым шаманом у бурят и летал по всему миру. Тотем украшен колокольцами, чью мелодию разносит ветер надо всей степью.
Ну что ж. Достойное завершение достойной экспедиции. Ужинаем традиционно позами в компании с саблезубыми тушканами и оленями с ветвистыми рогами.
Собираем пятиминутку и общим числом голосов принимаем решение не ехать второй раз по собственному треку теми же тропами в Куеду. И срываемся под вечер асфальтом сразу до Иркутска.
Экспедиция из 14 квадроциклов CFMOTO прошла по байкальской земле 1100 километров. Не много, но и не мало. Главное – очень мобильно и, что еще важнее - очень эмоционально. Долгими зимними вечерами будет что повспоминать. Еще одно дело из списка тех, что обязательно нужно совершить в жизни, сделано. А главное теперь, когда есть понимание нюансов передвижения по этой земле, есть повод вернуться и все-таки сделать когда-нибудь красивый маршрут вокруг всего священного моря.
Вот такие отчеты и способствуют развитию туризма на Байкале - прочитает его какой-нибудь человек, посмотрит ваши фотографии и ему тоже захочется посетить это замечательное озеро-море. Спасибо Вам за отчет. Ставлю Вам плюсик.