Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Отзывы и рассказы туристов, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #41

Сообщение АЛебедев » 15 дек 2016, 13:44

13-й день.
Сегодня мы хотим пройтись по берегу Кучерлинского озера и подняться от него к озерам Зеленому и Синему.
07.00. Подъем. Погода пасмурная.
08.00. Завтрак.
09.00. Выходим с Серегой на прогулку.
Конная тропа, по которой большинство групп приходит на Кучерлинское озеро, заканчивается у моста. Далее по восточному берегу озера идет уже таежная тропа. На восточном берегу есть несколько мест для стоянок, которые разделены 30-минутными переходами.
Идем по тропинке восточного берега Кучерлинского озера. Тропа на этом участке совсем слабая и завалена упавшими деревьями. Склон подходит к самой воде. В 10 мин ходьбы от моста проходим место для 3 палаток. За стоянкой протекает ручей Тарбанду-Оюк, который переходим по бревнам. За 45 мин движения от моста проходим 5 ручьев, переправы простые, на последнем из них есть хорошее место для стоянки на 2-3 палатки.
Через 4,5 км от моста выходим к крупному ручью Озерному, вытекающему из Зеленого озера. Это переправа через ручей Озёрный.



От нашей палатки до устья ручья идти 1,5 часа (с рюкзаком - 2 часа). Перед ручьем Озерным есть хорошее место для лагеря на 4 палатки, много дров.



Ручей Озерный впадает в Кучерлинское озеро тремя протоками. Через основное русло перекинуто бревно. Протоки разделяются небольшим мыском. Если подняться на него (это займет несколько минут), то можно увидеть красивый водопад.
Основная тропа к озеру Зеленому проложена по правому берегу ручья Озерного.



Мы немного отходим от ручья и начинаем подниматься сначала по лиственничному лесу, а затем по куруму на первую ступень висячей долины. Подъем на первую ступень занимает около 40 минут.





Растет молоденький кедр.





Из висячей долины открывается красивый вид на западные склоны гор, обрамляющие Кучерлинское озеро. Горы покрыты стройными алтайскими елями и кедрами. Если посмотреть на истоки Кучерлы, то можно увидеть долину ручья Кони-Айры и нижний каскад водопадов ручья Иолдо-Айры.
Первая ступень висячей долины заполнена широким курумным потоком, среди которого попадаются островки кедрача. Зеленые сочные пятна зарослей бадана красиво выделяются на сером фоне каменной россыпи. Курум является местом обитания забавного зверька - пищухи (это не грызун, а своеобразный заяц, из помета которого формируется знаменитое мумие). Если пищуха вас не заметит, то можно понаблюдать, как она ведет заготовку травы на зиму.





Нам необходимо найти тропу, промаркированную каменными пирамидками. За час пересекаем нижнюю ступень висячей долины и выходим к началу подъема на вторую ступень, где на высоте 2292 метров лежит Зеленое озеро. Подъем идет рядом со струей мощного водопада и занимает около 30 минут.
Зеленое озеро очень красивое.



В том месте, где молочно-зеленые воды ручья вытекают из чаши озера, есть прекрасная площадка для лагеря (левый берег ручья). Вечером из лагеря хорошо видно, как лучи заходящего солнца окрашивают белоснежную вершину пика Рериха в розовый цвет.
Если обойти озеро с южной стороны (левый берег озера; на фотографии он каменистый) и подняться на морену, то перед нами предстанут Западный ледник и ледник Такмак. С Западного ледника через технически сложные перевалы можно пройти в верховья Аккема. С ледника Такмак через одноименный перевал можно выйти в верховья ручья Мюшту-Айры - правого истока Кучерлы.



Мы идем по северной стороне Зеленого озера (по правому берегу озера; на фотографии оно поросло травой).
Через 500 метров от того места, где из Зеленого озера вытекает ручей, встречаем ручей-водопад. Подъем вдоль этого ручья приводит нас к Синему озеру (2493 метров над уровнем моря), которое удивляет необыкновенным цветом воды.



На его берегу заканчивается тундровая растительность. И это последняя возможность для организации бивака.



14.30. Останавливаемся с Серегой перекусить.
На берегу озера довольно прохладно. Хорошо, что я взял с собой теплую флиску и хорошую непромокаемую и не продуваемую куртку.
Достаю термос с чаем и баданом. А также банку тушёнки.
15.00. Закончили трапезу.
От Синего озера мы продолжаем подъем по морене правого берега.



Выходим к истоку ручья. Прямо перед нами находится западный склон горы Ак-Оюк, справа от него морена закрывает большой цирк с ледником, а слева лежит некатегорийный перевал Рижский (2600 м), который приводит к небольшому голубому озеру, спрятанному в каменной чаше. Из озера начинается тот самый ручей, который впадает в Кучерлинское озеро рядом со стоянкой, что в 10 минутах ходьбы от моста.







16.00. Это вид с перевала Рижский.



Делаем фотки окружающих гор.







16.10. Начинаем спуск вниз. Нам очень повезло, что не пошел дождь, а то спускаться по крупному куруму – то ещё удовольствие.
20.00. Уставшие возвращаемся в наш лагерь. Митя уже приготовил ужин.
22.00. Отбой.
Последний раз редактировалось АЛебедев 09 мар 2017, 22:51, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2045
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 100 раз.
Поблагодарили: 296 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #42

Сообщение Mukuwa » 27 фев 2017, 02:53

Александр, классные фотографии, действительно, когда они цветные и в изобилие - книга становится красочнее:)

Подскажите, существуют ли в природе "километровые" карты района мультинских озёр? Или, если нет - какие из доступных - наиболее подробные?

Спасибо!

А.
Mukuwa
новичок
 
Сообщения: 4
Регистрация: 29.11.2014
Город: Mg
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 30
Пол: Мужской

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #43

Сообщение АЛебедев » 27 фев 2017, 08:35

Mukuwa писал(а) 27 фев 2017, 02:53:Александр, классные фотографии, действительно, когда они цветные и в изобилие - книга становится красочнее:)

Подскажите, существуют ли в природе "километровые" карты района мультинских озёр? Или, если нет - какие из доступных - наиболее подробные?

Спасибо!

А.


Километровки любых районов существуют. В 1990-х, когда был бардак, их даже в большом количестве выкладывали в Сеть. Но в середине 2000-х Органы всем напомнили, что гриф "секретно" с "километровок" никто не снимал (хотя некоторые туристы считают, что секретными остались только 500-метровки). Тем более, что Мультинские озера входят в так называемую Погранзону.
Раньше мы ходили по Алтаю по так называемым "хребтовкам". Это рисованные схемы хребтов и речной сети с масштабом 1 см - 1 км. Подозреваю, что с развитием спутниковых навигаторов, сейчас уже существует подробная карта окрестностей Мультинских озер в программе Maps.Me. По идее, там должны быть обозначены тропы.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2045
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 100 раз.
Поблагодарили: 296 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #44

Сообщение Vsevolod88 » 07 мар 2017, 14:16

Офигенный отчёт, я в избранное к себе добавил!

А с детьми в такое вот путешествие со скольки лет можно, как думаете?
Vsevolod88
новичок
 
Сообщения: 44
Регистрация: 23.06.2016
Город: Подольск
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 29
Страны: 7
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #45

Сообщение АЛебедев » 07 мар 2017, 15:38

Vsevolod88 писал(а) 07 мар 2017, 14:16:Офигенный отчёт, я в избранное к себе добавил!

А с детьми в такое вот путешествие со скольки лет можно, как думаете?


Плюсик не забудьте поставить ))) Если дети московские, то я бы взял с 10 лет. Конечно, все дети разные. Мы брали детей и в 9 лет, но они были опытными и в походы раньше ходили. В детский рюкзак много не грузите, особенно, если это девочка. Желательно сказать ребенку, чтобы он осматривал себя на предмет клещей. Кстати, дезодорант помогает.
Горы Алтая они красивые, но погода там разная. Я бы посоветовал внимательно следить за одеждой и обувью ребенка. Чтобы ребенок, по возможности, не подмерзал, а если подмерзнет, то он должен сам переодеться в сухую одежду.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2045
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 100 раз.
Поблагодарили: 296 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #46

Сообщение АЛебедев » 09 мар 2017, 22:21

14-й день.
Сегодня едем в обратную сторону по долине Кучерлы.
09.00. Стартанули. Время у нас есть, поэтому решили пройтись не торопясь. Серега сидит на лошади, а моя лошадь привязана к Митькиному седлу. Я решил пройтись пешком и пофотографировать.
09.20. Поднялись на вершину моренного вала (1815 м). Отсюда хорошо видно почти все Кучерлинское озеро.



Южный склон моренного вала покрывает множество цветов, среди которых выделяется лилия саранка, являющаяся древнейшим продуктом питания народов Центральной Азии. В пищу употребляется луковица - узкий овальный белый клубень.



На верхней площадке старого моренного вала растет лиственница, украшенная ялами. Справа от тропы (если стоять спиной к озеру) стоит домик лесников Катунского заповедника.
09.40. Спустились с моренного вала. Здесь начинается кедровник. В урожайные годы тут можно полакомиться кедровыми орехами. О том, урожайный год или нет, судят по количеству кедровок. Если их не слышно, остается надеяться только на прошлогодние шишки, лежащие под кедром. Во многих шишках еще сохранились нормальные орехи.

Кедровка является типичным обитателем темнохвойной тайги, где растет кедр. Основную ее пищу составляют кедровые орехи, которые используются для создания зимних запасов. Сорвав спелую шишку, кедровка усаживается с ней на сухом сучке. Придерживая шишку лапой, она быстро и ловко выбирает из нее орешки, обламывая при этом чешую. Достав орешки, она быстро чистит клюв о ветку и летит их прятать. Нередко птица бросает шишку, не выбрав из нее всех орешков: она не берет неполноценных орехов, которые отличаются от хороших цветом пятнышка на тупом наружном конце.
В подъязычном мешке птица переносит 40-60 орешков к местам запасов - на поляны, прогалины, южные склоны и на другие участки, откуда весной раньше сходит снег. Там семена небольшими порциями (примерно по 10 штук) помещаются под мох или в верхний слой почвы. Зимой, а также весной в период выкармливания птенцов эти запасы служат основным источником пищи. Каким образом кедровка запоминает сотни мест, где она осенью спрятала орехи, до сих пор неясно. В неурожайные годы кедровки совершают массовые кочевки.
Кстати, дерево, которое мы привыкли называть сибирским кедром, с ботанической точки зрения кедром не является! Настоящее его имя - сибирская сосна. Путаницу внесли первопроходцы Сибири, называя любое хвойное дерево с ароматной древесиной кедром. Интересно, что во времена Ивана Грозного кедровые орехи наравне с пушниной стали первыми товарами российского экспорта.
Алтайцы называют кедр мёш, а кедровку - тарал.

09.50. Проходим загородку, перегораживающую долину Кучерлы.
10.05. Проходим стоянку на 2 палатки (1575 м). Через 200 м открывается вид на водопад Тегеек. Высота падения 60 м.
10.15. Хорошая стоянка «Тегеек» на 3 палатки.
10.25. Хорошая стоянка на 2 палатки (1560 м). Растет шиповник. Через 200 м начинают попадаться первые березы в долине Кучерлы.
10.35. Слева от тропы видны развалины избы (бревенчатые стены без крыши). Через 150 м на лугу есть хорошая стоянка на 4 палатки.
10.40. Еще одна хорошая стоянка.
10.45. Памятная доска Жабровой Татьяне. Отсюда тропа поднимается на 20 м. Входим в лес, где есть брусника, багульник, грибы.
11.15. Устье Текелюшки (1480 м). Ниже переправы есть стоянка на левом и правом берегу. По левому берегу вверх уходит тропа на пер. Кара-Тюрек. Переправа через Текелюшку по бревнам. За Текелюшкой тропа идет по молодому березняку, который вырос на месте горелого леса.
11.40. Хорошая стоянка на 4 палатки (1455 м). Появились первые пихты.



11.55. Стоянка на 3 палатки (1430 м). Появилась осина (по-алтайски - аспак). Когда алтайцы рубят баню, то на нижние и верхние венцы идет лиственница, а на средние - осина.
12.05. Стоянка на 2 палатки.
12.10. Ручей Текелю. Две стоянки.
12.45. Ручей Кара-Су (на некоторых картах ручей обозначен как Чок-Чок, 1340 м) переходим по камням. Название переводится как «родниковая вода».
13.00. Справа незаметно проходит конная тропа, ведущая вверх по долине ручья Кара-Су в белковую зону и далее на пер. Кара-Тюрек. Раньше по ней на летние пастбища гоняли овец. В горах рядом с тропой еще сохранилась летовка, правда, без крыши.



13.15. Выходим на первый на нашем пути большой луг (1330 м). Место называется урочище Узёк-Ёрё (узёк - «долина»; ёрё - «возвышенность, верх»).
В начале луга, у реки, стоит новый рубленый дом, принадлежащий турбазе «Кучерла». Внутри добротная печь, есть нары для 12 человек и два стола. Если спать и на полу, то дом вмещает 20 человек. Обычно в нем бесплатно останавливаются туристы, которые спускаются по долине Кучерлы за 1,5 дня. Рядом с домом есть стол под навесом и очаг. В 100 м - туалет. В 150 м ниже избы протекает небольшой ручей.
Останавливаемся здесь на полудневку.
14.30. Обед.
15.30. Гуляем по окрестностям. Не иначе, как кедровка спрятала кедровую шишку в пне лиственницы и забыла про нее.





Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2045
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 100 раз.
Поблагодарили: 296 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #47

Сообщение АЛебедев » 10 мар 2017, 11:31

15-й день.
06.30. Подъем. Погода хорошая.
08.00. Завтрак.
09.00. Стартуем.
09.10. Закончилось урочище Узёк-Ёрё.



А это вид в сторону, откуда мы пришли.



09.30. Начинается луг.



Справа возвышаются красивые скалы - бомы. Луг чередуется с березовым лесом, где встречаются подберезовики. Здесь можно часто наблюдать тетерок. Алтайцы их называют кюртюк.
09.35. Стоянка в березняке. Слева в Кучерлу впадает ручей Тин-Оюк (Тик-Оюк). Алтайцы его называют Тийин-Оюк, что означает «долина белок».



На Алтае живет так называемая белка телеутка, которая отличается от других белок тем, что зимой имеет серый мех (без красной полоски по хребту - «горболысины»). Среди телеуток часто встречаются меланисты, т. е. особи, имеющие черную окраску меха. Если два года подряд случается неурожай кедровых орехов, то во второй половине сентября в долине Кучерлы можно наблюдать массовую миграцию белок телеуток.
09.45. Переходим по камням ручей шириной 3 м. Через 200 м заканчивается луг.
09.50. Тропа обошла верхом небольшой прижим на реке. Бом имеет длину 200 м.
09.55. За бомом тропа выходит на берег, где через 30 м есть хорошая стоянка на 10 палаток.



После начинается заболоченный участок.
10.10. Начинается луг.



Здесь растут редкие 200-летние лиственницы, диаметр которых составляет 2-3 обхвата. Сапожников, путешествовавший по долине Кучерлы 100 лет назад, отмечал, что к лесному пожару наиболее невосприимчивы лиственницы. Уцелевшие деревья часто можно видеть на старых пожарищах.
10.25. Входим в урочище Куйлю. На лугу стоит старое зимовье пастухов. Его видно за 200 м. Зимовье небольшое, всего 3х4 м. Перед домом большой навес. Рядом загон для скота. Зимовье является ориентиром знаменитого так называемого грота Куйлю. Дом стоит в 70 м от тропы слева (если идти вниз по долине), а грот - в 80 м справа. В 2003 году около грота поставили ограду, рядом оборудовали стол со скамейками под навесом и построили туалет.
10.30. Начинаем осматривать грот Куйлю (1162 м; 50° 02' 08'' с. ш., 86° 22' 55'' в. д.).





Здесь находится 318 рисунка относящихся к различным археологическим культурам. Грот от тропы загораживает высокая трава. Разглядеть рисунки, которые находятся на уровне человеческого роста, можно лишь подойдя вплотную к скале. Также рисунки находятся на большом камне треугольной формы в глубине ниши.



Наскальные изображения были обнаружены в 1939 г. В. И. Шмелевым. Изучением древних рисунков занимался алтайский искусствовед Е. П. Маточкин.
На алтайском языке слово куй означает «пещера», а куйлу - «имеющий пещеру».
Грот Куйлю имеет размеры 15х15 м. Сверху его «украшают» натеки накипного лишайника черного и красного цвета. Накипный лишайник растет очень медленно. В зависимости от условий обитания он прирастает в год от 0,25 до 1 мм. По скорости роста лишайника археологи Горного Алтая могут определить возраст наскальных изображений (в том случае, если лишайник перекрывает собой рисунок).
Долгое время я не понимал, почему в среднем течении Кучерлы, в стороне от основных дорог, находится богатейшее собрание древних петроглифов. Посмотрим, что изображают эти рисунки.
В верхнем левом углу грота, на высоте около 3 м находится изображение маралухи. Считается, что это образ матери-прародительницы. Заметить маралуху нелегко, т. к. вначале в глаза бросаются небольшие изображения других животных. Ее контур (длина 70 см) намного превосходит все остальные рисунки. Похоже, что большинство рисунков было нанесено на силуэт маралухи в более позднее время.
Маралуха имеет маленькую голову, которая смотрит в сторону Катуни. На теле есть несколько полос. На голове что-то вроде загибающегося рога, а над ним, над трещиной, - фигура в виде веточки.





Известно, что гора Куйлю является родовой горой. По преданиям, родовая гора воспринимается как подобие самого человека. Пещера или грот считаются чревом священной горы (умай).
В алтайской легенде «Таш тюрек - туру бурхан» («Каменное сердце - живой ангел») говорится о том, что в давние времена у Земли был Хозяин - Верхний Бог. Этот ангел превратился в маралуху и спустился на землю, чтобы продолжить свой род и вскормить детей. У алтайцев также есть предание, где говорится о волчице, которая унесла украденного у людей мальчика в пещеру и вырастила его внутри горы.
Алтайские шаманы серьезно относились к пещерам. При камлании по поводу бесплодия женщины дух шамана отправлялся в Верхний Мир к горе Умай. В глубине этой горы, в пещере, находилась колыбель с душами будущих детей. Шаман брал душу и перемещал ее на Землю в аил будущей матери, где внедрял в чашку молока. Будущая мать должна была выпить молоко, в котором «плавала» душа.



В представлениях алтайцев гроты и пещеры связаны не только с зарождением жизни, но и с уходом из нее. Еще в 20-е годы прошлого века на Алтае практиковались захоронения в пещерах. Умершие алтайцы буквально «уходили в гору». Такие захоронения можно обнаружить в труднодоступных гротах и пещерах долины р. Каир (левый приток Аргута), в долине р. Ак-Кел (правый приток Чаган-Узун), в долине р. Уландрык (левый приток Чуи). В верховьях р. Юстыд археолог В. Д. Кубарев обнаружил в 1988 г. в небольшой скальной нише погребение ребенка в колыбели, относящейся к древнетюркскому времени.
Среди петроглифов грота Куйлю интересно найти фигуру человека с разведенными в разные стороны и оформленных в виде крыльев руками. Фигура находится в правой нижней части писанницы. Есть предположение, что это рисунок шамана.
В гроте Куйлю после дождя наблюдается периодическая капель со сводов. На поверхности скалы струйки оставили бугристую дорожку от солей. Их анализ дал любопытный результат. Оказалось, что эти капли насыщены солями калия и магния. Недостаток у человека солей магния нарушает сокращение мышц и нормальную возбудимость нервной системы. Калий участвует в регуляции сокращений сердца и поддерживает нормальное осмотическое давление. Возможно, что испитие древним охотником дождевых целебных капель было своеобразным ритуалом.
В 1988-1990 гг. новосибирские археологи под руководством В. И. Молодина провели исследования Кучерлинского святилища. Перед гротом на большой территории велись раскопки, в ходе которых была очищена от грунта нижняя часть писанницы, а также были найдены интересные находки. В первую очередь ученые обратили внимание на коллекцию астрагалов.



Астрагал – это небольшая надкопытная косточка. В русском языке ее называют альчик. Многие азиатские народы использовали и продолжают использовать астрагалы для игры, а также в качестве культовых вещей. Довольно часто они встречаются в захоронениях, особенно в детских.
На Кучерлинском святилище было обнаружено 177 альчиков, из которых 35 экземпляров были отмечены узорами, знаками или они были просверлены.
Больше всего астрагалов было найдено в культурном слое, относящимся к эпохе раннего железа (на территории Горного Алтая этот период соответствует времени существования культуры ранних кочевников – пазырыкцев, т. е. VII-II в. до н. э.) – 114 экз., из них 24 орнаментированных. Слой эпохи позднего средневековья дал 54 астрагала (с рисунками 9), а слой эпохи бронзы – всего 9 (с орнаментом 2).
Наиболее интересны орнаменты средневековых астрагалов, где преобладают сложные узоры. На одной косточке схематично изображена фигурка козла.



У многих народов астрагалам придавались магические способности. У хакасов считалось, что хранимые астрагалы приносят счастье. Овечьи альчики закапывали в углу загона, если их количество достигало 100. Считалось, что после этого ритуала стадо должно увеличиться.
Игры с альчиками в разных вариантах существовали у всех народов с древних времен. Такие игры можно увидеть и в наши дни у таджиков, узбеков, казахов (4 асык), монголов (шагай, 4 бэрх), тувинцев и хакасов.
На Кучерлинском святилище была обнаружена в различных культурных слоях еще одна группа интересных артефактов – наконечники стрел. Надо сказать, что такие находки – не редкость для культовых мест. Есть мнение, что найденные наконечники стрел несут в себе сильную негативную энергию, поэтому дома хранить их не рекомендуется.
Как наконечник, так и сама стрела присутствуют во многих ритуалах у различных народов. Еще академик И. Г. Георги в 1776 г. упоминал о наконечниках стрел, найденных в пещере Камень Дыроватый. Эти наконечники местные жители оставляли на месте, поскольку считали их «заколдованными». Когда ученые стали исследовать эту пещеру, то они обнаружили 21700 наконечников! Некоторые стрелы из этой пещеры были окрашены охрой, а на гранях нескольких бронзовых наконечников была отметина - косой крест. В другой пещере - Шайтанской было найдено около 2000 наконечников.
В 1878 г. во время раскопок в пещере на берегу р. Пышмы (Приуралье) горный инженер Ф. Ю. Гебауэр обнаружил наконечники стрел. И здесь подобным находкам приписывалась магическая сила.
Грот Куйлю, а также родник, который находится от него в 50 м к югу, почитается местными жителями и сегодня. На это указывают ленты-ялами, подвязанные к кустам возле родника.

Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2045
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 100 раз.
Поблагодарили: 296 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)

Сообщение: #48

Сообщение АЛебедев » 16 мар 2017, 20:47

15-й день (продолжение).
11.00. Идем дальше.
11.05. Переходим по камням левую протоку ручья Куйлю, еще через 150 м, тоже по камням, - основную протоку шириной 3 м. Между двумя протоками на склоне растет дикая клубника. За основным руслом Куйлю также растет клубника. От Куйлю тропа поднимается метров на 30 и обходит бом. Склон зарос кустами акации (карагана).
В 200 м ниже устья ручья Куйлю слева в Кучерлу впадает крупный приток - р. Кулагаш, что в переводе означает «ушко». На заднем плане долины Кулагаш (примерно в 6 км от его устья) виден голец, разделяющий долины Малого и Большого Кулагаша. По левому берегу долины Кулагаш уходит скотопрогонная тропа, которая за дневной переход приводит в долину Нижнего Курагана. В верховьях Малого и Большого Кулагаша находится ожерелье из 10 прекрасных, но труднодоступных озер.
С тропы напротив устья Кулагаша хорошо видна верхняя часть долины Кучерлы, откуда мы пришли, а также две вершины 3275 и 3435, возвышающиеся над урочищем Сары-Бель. Просматривается долина Текелюшки, уходящая налево, и долина Кучерлы, поворачивающая направо.
11.35. Тропа спускается к реке. Хорошее место для стоянки на 4 палатки.
11.40. Стоянка.
11.45. Тропа начинает круто подниматься на бом, ограничивающий урочище ручья Черного. Подъем 50 м. Обход бома занимает 15 мин. С тропы хорошо видны мощные пороги в каньоне Кучерлы.
12.00. Входим в урочище ручья Черного. Тропу окружают заросли коноплевой крапивы. Будьте осторожны!
12.05. Высота 1155 м. Переходим по камням ручей Черный (р. Черная). В 1986 г. Е. П. Маточкин открыл в долине ручья 30 петроглифов. Древние рисунки выбиты на скалах в 1 км от его устья.
Верховья ручья привлекают сборщиков кедровой шишки из пос. Кучерла. В сентябре, после порыва сильного ветра иоткон вся земля вокруг кедров бывает усеяна кедровыми шишками (кузук). Их собирают и складывают в кучи, после чего бьют по ним деревянным молотком (токпок). Отрушенные шишки провеивают на деревянном совке (эскин). Каждую осень в Тюнгур и Кучерлу приезжают оптовые покупатели кедровых орехов. Перед продажей орешки обязательно поджаривают в казане.
За ручьем начинаются покосы жителей пос. Кучерла. Рядом с тропой в траве растет много дикой клубники, среди которой летают изящные бабочки с бархатно-черными крыльями, окаймленными желтой полоской. Это траурницы (Nimphalis antiopa). Когда Линней подразделял бабочек на виды, то использовал различные мифологические имена. В частности, Антиопа - это дочь фиванского царя и возлюбленная Зевса, ей пришлось пережить много бед и страданий. В Азии траурница обитает в разных климатических зонах и имеет различную окраску. Выработка пигмента у бабочки зависит от температуры, в которой развивалась ее куколка.
В траве можно увидеть огромного ярко-зеленого кузнечика, которого алтайцы называют аспан. Вокруг летают кобылки и прыгают небольшие кузнечики (серткиш).
12.15. С левого борта долины в Кучерлу впадает почти пересохший ручей Кахпалу. Название ручья происходит от слова как - «сухой».
12.30. Обходим поверху прижим. За этим бомом заканчивается урочище ручья Черного. Слева внизу виден Верхний Берткемский мост. Рядом с тропой летают небольшие голубые бабочки - голубянки. Они живут на больших лугах и питаются бобовыми растениями.
12.40. Слева виден Нижний Берткемский мост. Раньше возле него, на правом берегу Кучерлы, была стоянка плановых туристов, а теперь здесь построили аил, в котором летом продают напитки.
12.50. Устье левого притока Кучерлы - р. Берткем (Берькум). Алтайцы называют этот приток Берткум, что означает «труднопроходимая река». Напротив устья Берткема, на правом берегу Кучерлы стоит летник. Он принадлежит семье из сеока майман. Считается, что название этого рода происходит от монгольского слова найма, т. е. «восемь». На рубеже XI-XII вв. на территории Хангайско-Алтайского нагорья объединились восемь монгольских и тюрско-язычных племен. Этот военный союз получил название найман, а его членов стали называть найманами. Найманы имели свое ханство с зачатками некоторых функций государства. Они пользовались уйгурской письменностью, которая пришла к ним из сопредельного с монгольскими кочевьями Уйгурского государства.
От Нижнего Берткемского моста, с левого берега Кучерлы проходит грунтовая дорога, ведущая в пос. Кучерла.
После Нижнего Берткемского моста долина Кучерлы заметно расширяется. Воздух наполняется запахом полыни. Дорога идет по степному участку, который называется урочище Елань. Урочище - это территория, которая достаточно сильно отличается от окружающего ландшафта. Йалань на алтайском языке означает «поле, равнина, открытое место, голая».
В 1878 г. в урочище Елань Антон Босиновский основал первый на Кучерле маральник. Вот как в те времена происходил процесс срезки пантов: «В назначенный день пантача загоняют в станок и спиливают маленькой ножовкой горячие серовато-розовые, полные целебной крови молодые рога… Вот панты спилены. Из среза, через мелкие поры кровь брызжет, орошая всех участников этой процедуры. Звучит команда «Пей!» - и «кровопийца» присасывается по очереди то к одному, то к другому «пеньку» спиленного рога. Закрыв глаза и захлебываясь, счастливец судорожно глотает солоноватый эликсир молодости. Потом к «пенькам» прикладываются остальные участники операции. Затем обливают голову марала студеной колодезной водой, открывают станок, и он гигантским прыжком вылетает в соседний дворик».
В 2002 г. из Онгудая в Тюнгур приехали ярлыкчи - служители Ак-Ян (Белая вера), которые встретились с местными пожилыми людьми и вместе с ними провели в урочище Елань моление бурханистов - мюргююл. После этого в поселках Тюнгур и Кучерла среди молодежи почти одновременно произошло несколько случаев суицида, и старики этих поселков отказались принять Белую веру.
13.20. Прошли урочище Елань. Входим в лиственничный лес.
13.50. Дорога поворачивает налево к мосту. Ниже моста, на правом берегу, видно большое футбольное поле.
13.55. Мост через Кучерлу, проход на который закрывает поскотина.
14.05. Входим в пос. Кучерла. Идем по центральной (и единственной) ул. Ленина. В небе почти всегда можно увидеть парящего беркута. По примете, если беркут вьется над аилом - жди гостя.
14.35. Вышли за пределы поселка.
14.55. Останавливаемся возле турбазы «Высотник».
Снимаем рюкзаки с лошадей. Митька приглашает к себе в баню часов на 5 вечера. Мы с Серегой с радостью соглашаемся. Расплачиваемся с Митей за аренду лошадей.
15.10. Заходим на базу. Первым делом идем в столовую попить пивка.
15.40. Идем за баню устанавливать палатку.
16.30. Отправляемся в Тюнгур к Митьке в баню.
17.00. Начинаем париться.
19.00. Закончили париться. Митька приглашает зайти к нему домой и поужинать. Дом у него большой и новый. Заходим. Проходим на кухню. Митя накрывает на стол. Начинаем ужинать. Тут заходит Митина жена. А надо сказать, что сам Митя – русский, а жена его алтайка из Кучерлы.
Короче, она по-алтайски обращается к нашему коноводу. Митька ей что-то резко отвечает. Жена резко выбегает из кухни и хлопает дверью.
Я у Мити интересуюсь: о чем вышел спор?
Митя объясняет. Оказывается, пару дней назад у его жены случился День Рождения. Она пригласила к себе подруг, чтобы отметить это событие.
Выпили, закусили. Начали драться. Одна подруга Митиной жены взяла голову другой подруги и начала этой головой бить об угол печи. Отвалилась кафельная плитка.
Вот жена и попросила Митю приклеить злополученную плитку обратно.
На что Митя ответил: «Твои подруги, ты и клей».
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2045
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 100 раз.
Поблагодарили: 296 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Пред.



Список форумовНаша Родина ::: экс-СССР туристический форумРоссия форум: все о России от А до ЯОтзывы и рассказы о путешествиях по России, отдых в России





Включить мобильный стиль
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика