Коротко о себе: В первое автопутешествие я отправился с женой и детьми в 1987 году. С тех пор почти каждый год совершаем поездки на авто по маршруту из г. Екатеринбурга – к Черному морю. Иногда через Украину, и Крым. Так что, смело, могу себя отнести к ветеранам автодвижения на юг. Подчеркиваю - на юг.
Я не фанат пробираться на колёсах в горы, непроходимые болота тайги, или безкрайние песчаные степи. Нет, я полностью поддерживаю и разделяю этот азарт, и может где то в глубине души завидую тем, кто может себе позволить такие экстрим-рейды. Но в силу своих жизненных условий я не обзавелся дорогим внедорожником, подходящим для таких путешествий, а несвободный график работы при наступлении времени отпуска неизменно нашёптывал мне одну и туже фразу: «Собирайся и едь к морю». Мы, жители Урала, практически 9 месяцев в году ждём солнышка и возможности поплескаться в теплом солёном море. Июнь у нас ещё не лето, а август – уже не лето.
Сразу оговорюсь, что набирался я опыта, в том числе, и на собственных ошибках. Помню как «тщательно» я готовился к своей первой поездке в мае 1987 года. Путь наш лежал в г. Сухуми. Тогда, как и многие начинающие автопутешественники, я считал, что самое главное – это:
а) «долететь» до моря как можно скорей,
б) затратить как можно меньше денег на бензин и штрафы,
в) привезти с моря как можно больше фруктов.
В результате:
а) рассчитанный мной график передвижения по Советскому Союзу был сорван в первый же день, из-за чего пытаясь нагнать упущенное время я чуть ночью не угробил свою семью, себя и свой новенький авто ВАЗ-2108. Слава богу, обошлось без крупных неприятностей. Умывание ледяной водой из ручья, плутание по улицам незнакомых городов и устранение возникших неполадок в темноте я считаю мелкими неприятностями. А в целом после таких гонок в голове осталась одна мелькатня из населенных пунктов, придорожных указателей, ГАИшников, и огромная усталость от дороги.
б) расход бензина в режиме «СПОРТ» не самый маленький, штрафы то же появлялись с заметной частотой.
в) нежные южные фрукты улетели на второй день пути с моря в придорожную траву.
Поэтому за годы путешествий выработал для себя несколько основных правил. Попробую их сейчас сформулировать:
1. Ни когда не насилуй себя за рулём, наращивая суточный пробег, особенно если почувствовал усталость или сонливость.
2. Ни когда не спи сам и не позволяй пассажирам спать, сидя в машине ночью на стоянке – это пародия на отдых. Утром будет болеть всё и у всех, ощущение что отдохнул – липовое, через 3-4 часа движения почувствуете усталость сильнее, чем в предыдущий день. Раньше гостиницу вдоль дорог отыскать было сложно (и сейчас не переизбыток). Да и зачастую ночёвка в придорожных гостиницах утром оставляет чувство, что тебя опять обманули и «втюхали» услугу по завышенной цене. Однажды из-за холодных ночей и моросящего дождя пришлось сначала долго искать свободную гостиницу, а потом спать на скрипучих «панцирных кроватях», с подозрительно влажным бельём (все знают, как освежают бельё б/у в поездах, спрыснув его из пульверизатора и сложив в стопочку – лишь бы складки остались). На мой вопрос администратору: «Почему в номере так сильно воняет?» был ответ: «Мы мух травили» и, судя по черному от трупов и конвульсивно жужжащих полу-живых насекомых на подоконнике и полу номера, это была правда. Отсюда правило №3.
3. Не надейся на придорожный сервис и имей при себе палатку и приемлемый комплект постельных принадлежностей (желательно с мягкими матрасами (можно надувными), и полноразмерными подушками. (Автомобильные микроподушки, как правило, только раздражают отсутствием комфорта во время сна). Уверяю сон, теплой летней ночью под стрекотание сверчков, вытянув ноги в палатке – это просто сказка. Что бы вписаться в эту сказку удачно не надо «топить» по трассе до глубокой ночи, отсюда правило №4
4. Останавливайтесь на ночлег не позже 9 часов вечера, лучше часов в 7-8, что бы было время спокойно выбрать место для ночлега, приготовить не спеша палатку, при необходимости приготовить ужин, осмотреть автомобиль, обсудить за ужином прошедший день, умыться и принять туалет, в конце концов. Зато ляжете спать не «в мыле», а утром без труда проснетесь пораньше до наступающей дневной жары, и с хорошим настроением продолжите путь.
5. Желательно иметь с собой необходимые вещи для быта: Запас воды – не менее 10 л.; газовую портативную плитку (очень хороши корейские с баллончиками); чайник или другую ёмкость нагреть воды. Облегчат быт и другие необходимые принадлежности умывальник, можно из пластиковой бутылки, фонарик, остальное по вашему списку. А вот канистру с бензином прокатите зря, если вы конечно не конченый фаталист.
6. Останавливаясь в кафе, обратите внимание на наличие фур на стоянке, хотя иногда это обманывает. Имеется ли на возможность помыть руки, причем мыло должно быть жидким, а полотенца бумажными, и если вы заметили что столовые приборы, мягко выражаясь, плохо промыты, а буфетчица в грязном переднике – разворачивайтесь и уезжайте, потерпите до следующего кафе. В одном из подобных кафе моя жена наполовину опустошив тарелку с солянкой, увидела среди обрезков маслин сваренную муху. Настроение испортилось за 1 секунду, а ещё через 15 секунд наступила рвота.
6. Не нарушайте правил дорожного движения (скорость, сплошная разметка, запрещающие знаки), особенно в незнакомых местах. Местные ДПСники, как правило, опытнее и хитрее вас, они прекрасно знают психологию отпускника, знают где хочется обогнать, где не хочется притормозить, и заранее знают что вы будете лепетать, после того как они вас остановят. Поверьте, всё сэкономленное время будет «убито» на оформление протокола, хорошо, если это автоматический фоторегистратор, лишь дома ваше настроение чуть подсядет, а часть «сэкономленных» денег отправится по назначению.
7. Не тратьте денег на покупку фруктов впрок, особенно по дороге домой. Во-первых, как правило, они всегда дороже чем дома в магазинах, если дешевле, то вкус часто бывает хуже цены. Особенно арбузы – это вообще кот в мешке.
Во-вторых, они сильно утяжеляют и так загруженную машину и создают кучу неудобств в дороге. А в-третьих, после 2-3 тыс. км. давки в багажнике, скорее всего они, будут выброшены за 200 км до дома либо уже дома.
Еще раз оговорюсь, это мои рекомендации, основанные лишь на моём опыте. Кому то это покажется маразмом, кто-то бронирует гостиницы на весь маршрут. Другие, особенно кому ехать около 1500 км до моря, предпочитают отлежаться в кустах на обочине трассы М-4 «Дон». Каждый год наблюдаю это «лежбище котиков» перед Ростовом на Дону. Это как раз то расстояние, которое в силах преодолеть «пилот автоистребителя», например, от Москвы за день, потом его валит усталость и… плюх в придорожную траву…
Кто-то предпочитает останавливаться на море в одном и том же месте, в одном и том же отеле или на частном секторе. Кто-то выбирает место из наличия, благо предложений море на любой вкус и размер кошелька. Кто-то, по спартански, стремится занять кусок платного берега и жить в палатке весь отпуск. Как говорится, о вкусах не спорят.
Лично я попробовал все варианты, и скажу вам у каждого из них свои плюсы и минусы. Но у нас чаще получалось приехать в предварительно выбранную точку и на месте подобрать устраивающее по цене-качеству жильё. Думаю, многие отдыхают по этой схеме.
Так вот, для того что бы сократить эти свои правила до минимума мы в 2014 году решились на приобретение жилого прицепа. Опущу все подробности мук поиска и выбора прицепа. Скажу лишь, что учитывая небольшую мощность тягача (без малого 100 л.с.) и поредевший список пассажиров (дети давно выросли и обзавелись семьями) выбор пал на небольшой (4.2 м) прицеп 1991 г.в. Кратко что представляет собой прицеп? Газовая плита на 3 конфорки, холодильник, который может работать либо от газа, либо от бортовой сети12 В, либо от внешнего источника 220 В, умывальник и биотуалет, газовый отопитель, телевизор, радио и конечно спальные места.
Итак, первая поездка с прицепом.
Для начала советую заблаговременно тщательно ознакомиться с технической частью прицепа. Разобраться в особенностях работы всех устройств прицепа. Как запускается холодильник, отопитель, как заряжается и заряжается ли вообще аккумулятор в прицепе, и на сколько его хватит, как правильно включать газ, как устанавливать прицеп на опоры, как собирается тент-палатка (если есть в комплекте). Как заправляется и обслуживается биотуалет. Желательно всё это попробовать и проверить дома, потому что в дороге уже будет не до того.
Ну, естественно проверить шины, тормоза, наличие запаски, баллонного ключа и домкрата для прицепа, состояние сцепного устройства, в том числе состояние ТСУ (тягово-сцепное устройство) на вашем автомобиле.
Мои ошибки:
1. Неправильно распределил вес внутри прицепа - перегрузил переднюю часть прицепа, в результате при движении прицеп постоянно дергал меня, толкался и заставлял приседать автомобиль на ровном месте. При этом ещё пострадала управляемость. Всё это очень неприятно, особенно когда вес автомобиля не намного больше веса прицепа. Позже я научился и распределял вес внутри прицепа таким образом, что бы рукой можно было свободно приподнять его за дышло (усилие 20-30 кг). Тогда его практически не чувствуется, особенно на ровной дороге.
2. Понадеялся на сопоставимость автомобиля и ТСУ (приобреталось под конкретную модель автомобиля). В результате не выдержали задние лонжероны и из-за многочисленных трещин, практически их вырвало. Пришлось лечить их в автосервисе и значительно усиливать лонжероны под нагрузку ТСУ.
3. Положился на авось и не поменял родные импортные шины. Они хоть и были с глубоким протектором, но боковая поверхность просто испещрена трещинами, что характерно для старых по возрасту шин. В результате в дороге пришлось заезжать в областной город на шинный рынок, т.к. в придорожных шиномонтажках отыскать шину R13 с индексом «С» не удалось (индексом «С» обозначают грузовые шины малых размерностей, рассчитанные на давление свыше 3 кг/см2).
Выезд из дома:
В первые свои поездки я собирался стандартно, как и многие мои современники. А именно: Сбор вещей и укладка поклажи в автомобиль происходит в последний день работы, что бы на завтра, т.е. в первый день отпуска выехать пораньше «часиков в 6 утра». И таким образом вечером после работы и до позднего вечера производится тщательная сверка всего необходимого, укладка и переукладка всех вещей в автомобиль, кроме тех, которые понадобятся утром, и еды, которая как можно дольше должна находиться в холодильнике. В результате, в лучшем случае к 12 вечера, всё уложено и участники сборов, все «в мыле» принимают душ и укладываются спать. Но будучи перевозбуждёнными, уснуть, как правило, удается не сразу, и периодически в тишине слышится: «А видеокамеру взяли? А куда таблетки от живота положили?» и т.п. Утром, толком не выспались, пока позавтракали, пока все сходили в душ и туалет, пока ещё раз проверили ручную кладь, документы и ключи, наконец-то в 8 утра(!) выехали из дома .
Вот цитата из отзыва: «Итак, маршрут составлен, вещи сложены, пора ехать! Выехать из Пензы планировали часов в 7 утра — как раз рассветает в это время. Но как обычно утром нашлись еще вещички, которые нужно было упаковать, потом вздумалось заехать на заправку и потому выехали уже в 9 часов утра».
В субботу на выездах из города пробки, 98% - едут на дачи, 2% - в отпуск. Нервозность повышается, пропорционально росту забортной температуры, одновременно портится и настроение и растет раздраженность из-за первых несовпадений с задуманным. Иногда это может перерасти в ссору. Как правило, организм ещё не адаптировался к условиям «целый день за рулём» и к исходу дня все участники автопробега чувствуют жуткую усталость. В голову приходит мысль: «Так долго ждал этого дня, а оказалось – ни чего хорошего» и мысленно утешаю себя «Ничего, дальше всё будет хорошо».
С годами пришел к такой схеме: Автомобиль упаковываю постепенно в течение недели, тщательно выбирая удобное место для вещи. Последнюю укладку делаю в предпоследний рабочий день. В пятницу после работы окончательно отчаливаем. Желательно с работы отпроситься пораньше, и до часа «пик» выехать из города. Когда это удается, без суеты отъезжаем от начальной точки маршрута, до 9 вечера преодолеваем около 200-300 км, и останавливаемся на ночлег. Что это даёт?
а) Организм успевает немного привыкнуть к режиму движения, и следующий день проходит гораздо легче.
б) Гарантия, что не встанем в пробках на выезде из города и фора по времени и расстоянию – утро первого дня отпуска, а мы уже на 200 км от дома и собраться (читай свернуть палатку) удается быстрее, чем выйти квартиры. Что бы не убивать время, завтракаем где-нибудь в кафе и веред навстречу приключениям. Имея жилой прицеп, такая схема - ну просто палочка выручалочка. Ужин, комфортный ночлег и горячий завтрак всегда едет за тобой.
Как выбрать маршрут?
Тут необходимо сделать небольшое отступление из двух частей.
1. В 90-х годах мне в молодости пришлось немного поработать водителем грузового автомобиля на междугородних маршрутах. О навигаторах тогда не слышали. Где то был сам, где то слышал отзывы коллег, но имею достаточно ясное представление о дорогах России и Украины. Причем по названию области, мог сразу охарактеризовать состояние дорог в регионе, начиная от магистральных эМок (М-5 и т.п.) и заканчивая «колхозными» где за день проезжает 5 машин и 2 трактора.
2. Движение с прицепом весом около тонны накладывает свои отпечатки на выбор маршрута. Пролететь по старому асфальту с ветерком, не получится. Резко вильнуть, объезжая ямки на дороге тоже чревато последствиями. Караванер (так принято нас называть) должен выбирать траекторию для 4-х колес автомобиля и для 2-х колес прицепа, при этом колея прицепа шире автомобиля и объехать препятствие гуськом не получится. Плюс крены и усиление на 50 % тряски при движении по неровностям.
Кстати, те, кто пытался составить маршрут, по отзывам на форуме, наверняка заметили, что один и тот же участок дороги в один и тот же год отмечен как «отлично» «ехать можно» или, противоположно - «танкодром». Почему так? Я думаю тут много факторов. Это и марка автомобиля, и его загруженность, и манера езды, и трафик, и возраст водителя, и даже время суток, в которое пройден участок (к концу дня усталость растёт, а вместе с ней и раздражение от плохой дороги). Так что не пытайтесь поймать удачу на форумах, включайте свою интуицию, и учитывайте все факторы перечисленные выше. Например водителям «Рено-Логан» вообще можно не заморачиваться, им достаточно выбрать направление, т.к. неубиваемая и эластичная подвеска этих авто позволяет забыть что бывают плохие дороги.
Поэтому в первую поездку я отправился, не «мудрствуя лукаво» преимущественно по федералкам: Екатеринбург-Уфа-Тольятти-Пенза-Тамбов-Воронеж-Ростов на Дону-ЧМП. Крым в силу трудностей с переправой не рассматривался, т.к. отпуск был краткосрочный. Предварительно был выбран участок побережья Черного моря от Анапы до ст. Тамань. Окончательно было решено выбрать на месте исходя из условий.
Тем не менее, огорчило состояние отдельных участков и на федеральных дорогах. Причем разница качества на федералках, мне кажется, ощущается ещё острее – то шины, просто исполняют колыбельную по глади асфальта, то начинается тяжёлый рок в их же исполнении. По «межрайонкам» едешь себе и едешь, практически одинаково потряхивает по всей длине от поселка до поселка. Как то привыкаешь к стабильно невысокому качеству покрытия, узкой дороге и небольшому трафику. Забегая вперед, скажу, что на обратной дороге решил рискнуть и двинул вообще мимо федералок, насколько это позволяло, по незнакомым местам. Если сказать одним словом «ВЛИП»
С прицепом на всём пути движения «туда» проблем не было. Останавливались на отдых тогда, когда хотелось. Один раз даже остановились после обеда в Башкирии, тупо клонило в сон. Недавно прошёл ливень, дорога в грязи, ехать противно, ну чего себя насиловать? Остановился на стоянке перешли в вагон и на 40 минут отключились на кроватках. Пока поспали, дорога просохла, самочувствие отличное сели в машину и дальше. По дороге до Пензы особых проблем не было, если не считать пробку на объезде участка дороги (минут 15 стояли, затем 20 минут ползли в абсолютной пыли по объезду). На пути движения от Пензы до Воронежа как говорится, проблем добавилось. Возросло количество жаждущих поскорей добраться до юга, возросло количество ремонтных участков и пробок. Конечно, на 50% эти пробки создаются самими водителями – это и массовый объезд пробки по обочине, по полям, и, по-моему, если бы была возможность, объезжали бы по крышам автомобилей. Затем все собираются в «бутылочном горлышке» и бодаются бортами. В одной пробке, на перегоне между Тамбовом и Воронежем нас на жаре разморило, и я решил заехать в ближайший лесок, где мы в тени решили опять поспать после обеда. Совершенно порадовало, что когда мы через полчаса проснулись, пробка практически рассосалась, и со словами благодарности к прицепу поехали дальше. Последняя ночевка была перед г. Шахты Ростовской области. Вставали уже по темноте, и в потёмках не разглядели, что в 30 метрах от нас за кустами проходит железная дорога. Вот было радости, когда в 2 часа ночи проснулись от жуткого грохота. Оказывается, по этой ветке возят маневровыми тепловозами какую-то горную породу, может уголь, в технологическом режиме. И через каждые 2 часа, проходящий мимо состав, приветствовал нас пронзительным свистом тепловозного сигнала. Заводиться и уезжать было не охота, пришлось достать беруши и до утра спать с ними. Это ещё один раз доказывает, что на ночлег надо вставать пораньше, засветло что бы не получать подобные сюрпризы. В целом до побережья добрались без особых приключений.
Проехали Темрюк, посмотрели как разрослась отелями ст. Голубицкая вдоль Азовского моря, затем остановились в ст. Тамань. Тоже произошли серьёзные изменения. Береговая полоса и сам пляж расширены до неимоверных размеров, но строительство было ещё не завершено. Двинулись на косу Тузла. В то время хорошей дороги туда ещё не было и поэтому 8 км. по ямам нам показались как 80. На месте оказалось. Что за проезд на косу надо заплатить 300 руб. местным казачкам и поскольку день был на излёте, решили заехать и оценить всё на месте. Ещё 4 км зубодробилки по самой косе и останавливаемся на песочном пляже, в 10 метрах от чистейшего Черного моря. Чистота воды такая, что на проплывающем по дну обрывке газеты можно было читать. Если не считать расставленных мусорных баков по берегу то за 300 руб., вы получаете эту самую чистую морскую, воду, полгектара пляжного песка, и возможность купаться голышом. Из минусов – очень далеко до источников пресной воды и продуктовых магазинов. Отсутствие потенциальных соседей (чайки не считаются) для создания социума и общения. Утром решено было выполнить разведку боем и поменять место дислокации. Для этого я отцепил прицеп и на машине рванул по побережью в поисках лучшей жизни. Осмотр начал с Благовещенской косы. Там проезд на косу от 350 руб. в зависимости типа транспортного средства. Песок, море, ветер, и как поделился со мной один отдыхающий коллега-караванер из Краснодара остановившийся там, по ночам много насекомых из-за близости лимана. Следующее место между Веселовкой и Таманским – на косе между морем и соленым озером. Местные это место называют «Бугаз» смягчая букву «Г» по-украински. Так же песок, море и в довесок «лечебная» грязь, из соленого озера. Въезд так же платный. Далее доехал до п. Волна. Тут конечно на любителя. Очень крутой обрывистый берег, с красивым видом на море. Отдыхающие с одышкой выкарабкиваются с пляжа наверх, но загоревшие и счастливые. Узкий, но длинный песчаный пляж внизу. Море чуть больше заселено водорослями и камнями, но всё-таки хватает песчаного дня для купания с детьми. Каждый день приплывают дельфины, потешая отдыхающих своей изящностью. Много санаторных городков, когда то ведомственных, сейчас, похоже, отпущенных в свободное плавание, потому что все увешаны объявлениями о свободных местах. Много и частных отелей на любой вкус.
После разведки боем и совета с женой, остановили свой выбор на п. Волна. Устроила близость торговых точек, возможность пополнить запасы воды, бесплатная парковка, ну и конечно обалденный вид моря с высоты птичьего полета, особенно по вечерам. Неудобства с доставкой тела к морю и обратно, решено было оставить без внимания. Есть там и площадки для дикарей-автотуристов, практически у самого моря, на которых были свободные места. И хотя плата за парковку невысокая, мне вряд ли удалось бы потом выехать по крутому грунтовому съезду с прицепом. Поэтому по приезду на косу Тузла зацепил прицеп и прямиком в Волну. Установил свою технику в 5 метрах от обрыва и «бросил якорь» на неделю, наблюдая за всем происходящим с высоты. Отдых в итоге там очень понравился. Там же познакомились с «братьями по несчастью» караванером из Беларуси. Они так же предпочли остановиться на высоком берегу в окрестностях п. Волна.
Более подробно о маршруте движения
Из Екатеринбурга на трассу М-5 «Урал» я через Челябинск или через Карабаш из-за плохих дорог не езжу. Предпочитаю ехать так: Екатеринбург – по Пермскому тракту до своротки на города Нижние Серги, Михайловск, далее Арти. Транзит через Арти имеет особенность – если ехать по указателям или по навигатору, то сразу после спуска с горы и р. Артя будет круговое, на котором вас навигатор поведет прямо, а нужно повернуть направо и через 2 км повернуть налево. Дорога поведет в гору и выведет вас на перекресток тот же самый, куда вы попадете если бы на круговом поехали прямо. Разница в том, что участок объездной идущий поверху - просто жуть, более похабную укладку асфальта трудно встретить. На перекрестке прямо по указателю «Башкирия» Дорога немного хуже чем от Михайловска до Арти, но интенсивно обновляется, возможно вскоре будет нормальной. Далее будут Большие Карзи – Сажино – Средний Бугалыш с поворотом на Р-350 (Красноуфимск – Месягутово. Далее, никуда не сворачивая, Малояз – Кропачево. После Кропачева окажетесь на федералке М-5. Если вы хотите поехать другим маршрутом (через Ачит – Красноуфимск – Месягутово). То ровным счетом, ни чего не потеряете, этот путь всего на 20 км длиннее, но зато без заморочек по деревням. Просто если на Пермском тракте ремонт дорог с подсыпкой крошки будет продолжен, то у нас же есть обычные водители, а есть крутые (читай тупые), которым наплевать на остальных – они не сбавляют скорости на этих участках и поэтому мне уже два лобовых стекла разбили вылетающие из под колёс камушки. Выбор за вами.
Выехали в пятницу вечером, доехали до Михайловска, заморосил дождик в сумерках встали на берегу речки Серга. Выспавшись умылись, позавтракали и в путь. Дальше до г. Арти отличная дорога. После Арти до выезда на дорогу Красноуфимск- Месягутово похуже, но не смертельно. В Башкирии в окрестностях курорта Янгантау пос. Комсомол, рекомендую сделать остановку. Погуляйте, сходите на подвесной мост через Юрюзань, Наберите минеральной воды «Кургазак», можно сходить в кафе или просто сделать сэлфи, на фоне небольшого водопада. В Кропачево дорога выходит на М-5, поворот направо на Уфу. Пройденный отрезок сложно охарактеризовать однозначно - есть отлично, есть не очень, есть плохо, но в сравнении с зубодробилкой до Челябинска и далее сумашедший трафик по перевалам Златоуста, уж лучше здесь пробраться до М-5. В башкирских селах старайтесь не превышать скорость – местные сотрудники бдят постоянно. После выезда на М-5 встаём в общий поток и катимся до г. Сим. Это место славится непревзойденным видом на город с самой высокой точки трассы, и поэтому многие здесь стараются остановиться полюбоваться, сделать пару снимков. Только не пересекайте сплошную - часто там дежурит скрытый пост ДПС. Далее на Уфу. В окрестностях Уфы отличная 6 и 8-рядная дорога. Если не будете борзеть, проходится очень быстро и приятно. В Оренбургской области на одиночке я часто поворачивал в п. Северное на Бугуруслан – Похвистнево - Самара. Неплохая была дорога, сейчас не знаю её состояние. Но т.к. в мои планы входило, идти строго по федералке проследовал прямо до Тольятти. Не пойму, почему у многих автомобилистов проезд по дамбе в Тольятти вызывает смятение? Я ни когда не испытывал там никаких трудностей. Всегда проезжал этот участок «на раз, два». Наоборот иногда хочется остановиться на дамбе и полюбоваться пейзажем реки Волга. Далее Сызрань, за Сызранью на развязке (проезд через город крайне не рекомендую) многие сворачивают на Саратов, вниз по правому берегу Волги. Мне – прямо, на Пензу.
После Пензы сворачиваем по развязке на Тамбов-Воронеж. Тамбов прошли рано утром по городу, желательно иметь навигатор. В Воронеже выходим на М-4 Дон и до Ростова по стабильно отличному полотну доезжаем до Ростова, и далее до развязки на ст. Ленинградскую. От Ростова до ЧМП, думаю, все следуют одним и тем же путем, если есть другие маршруты, можно и по ним, благо Краснодарский край всегда отличался ровными дорогами.