Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Отзывы и рассказы туристов, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу

Сейчас этот форум просматривают: MaryN и гости: 6

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #21

Сообщение *Аннушка* » 15 янв 2017, 22:28

Была в Горном неделю в конце мая 2016 года. Посмотрела фотографии - как заново проехала по республике... Спасибо.
Аватара пользователя
*Аннушка*
участник
 
Сообщения: 104
Регистрация: 26.12.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 45
Страны: 22
Пол: Женский

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #22

Сообщение АЛебедев » 16 янв 2017, 09:32

*Аннушка* писал(а) 15 янв 2017, 22:28:Была в Горном неделю в конце мая 2016 года. Посмотрела фотографии - как заново проехала по республике... Спасибо.

Рад, что Вам понравился мой отчет. Но вообще-то, для выражения благодарности существует в правом верхнем углу сообщения кнопка "Спасибо". Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #23

Сообщение АЛебедев » 25 фев 2017, 19:54

14 апреля. День 6, продолжение.
18.15. Тормознулись рядом с местом впадения реки Чуи в Катунь. Место называется Чуй-Оозы. Чуя - священная река для теленгитов, и ее устье является местом поклонения. Сюда приходят молодые люди, решившие создать свою семью.
Решил запечатлиться в столь красивом месте.



18.25. Едем дальше.
18.35. На трассе ищем дорожный указатель километров «723/240 км». Слева, в 50 м от дороги, стоит новый домик. Здесь берут деньги за осмотр петроглифов и проводят экскурсии.
Останавливаемся и осматриваем комплекс Калбак-Таш (так называется урочище, где расположены рисунки и тюркские надписи, выбитые на камнях).
В 1912 г. художники Г. И. Чорос-Гуркин и Д. И. Кузнецов открыли редчайший комплекс петроглифов Калбак-Таш. Петроглифы располагаются вдоль дороги на горизонтальных и вертикальных скалах на протяжении 3 км. При строительстве Чуйского военного тракта часть галереи была взорвана. Копии уничтоженных рисунков остались в записках Г. И. Чорос-Гуркина и Д. И. Кузнецова. В настоящее время сохранилось около 5000 рисунков, принадлежащих к разным историческим эпохам и выбитых в разной технике. Похоже, что святилище образовано напротив древнейшей переправы через Чую.



Начнем нашу экскурсию. Если смотреть на скальные выходы с дороги, то у левого основания стоит геодезический знак 6049. В 10 м левее его на отвесной скале, на высоте человеческого роста выбит марал, из головы которого растет рог в виде дерева. Пространство над маралом покрывают рунические буквы. В левом нижнем углу этой скалы, на уровне колена выбита одна длинная вертикальная руническая надпись и две короткие (795 м; 50° 24´ 02´´ с. ш., 86° 49´ 05´´ в. д.).
Третий участок с 13 руническими надписями обращен в сторону дороги и расположен в 40 м восточнее, на высоте 2,5 м. Этот участок имеет форму трапеции с высотой 1,5 м. До создания надписей здесь были выбиты три фигуры оленей. Через все рунические надписи поверху начертано: «2/Х 1958 Юдин Василий Осипович».
Строки писались вертикальными колонками, и за левой колонкой надо читать правую.
Ни один утес в России не имеет такого количества древних текстов. Их относят к IХ-Х вв. О чем говорят эти древние скрижали? Вот переводы, сделанные И. Л. Кызласовым:
«Земля - вечное бытие! Облагодетельствуй дом лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй, изгони! Сотвори благодать! Земля-Чернь!».
«Земля вечно была…»
«Уверуй и очистись!»
«Ягыз-Эр! Думай про скарб, оружие, кочевье, скот, драгоценности и жилье!»
«Возьми себе драгоценности, коня, скарб!»
«Обретенный мой Отец, снизойдите до меня!»
«Его геройское имя - Греховный Иеген».
«Если на Земле пребывающие болезни исчезнут, на Вечной Земле пребывающие существа придут в замешательство».
Интересно, что похожая руническая фраза встречается в Тыве, в местности Хая-Бажи: «Недостойный раб написал это и стал здоров», и в Монголии, в местности Дэл-Ула: «Мой Небесный Повелитель, болезни завершились, у меня нет печали!».
Мы поднимаемся выше и встречаем рисунок одноосной арбы, относящийся к эпохе бронзы (III-I тыс. до н. э.).



Далее осматриваем рисунки оленей с неправдоподобно длинными рогами - это скифская эпоха (VIII-III в. до н. э.).



На вершине Калбак-Таш, на высоте 25 м над дорогой встречаем интересные рисунки маралов, туловища которых покрыты кольцами-бубликами.



В одной из алтайских легенд говорится, что священные животные - лошадь и олень - доставляют людям на землю на своей шкуре прикрепленные зародыши домашнего скота (эти зародыши называются кут).



Рядом изображен караван: человек ведет двух быков, к спинам которых привязан груз; за караваном идет собака. Похожую картину можно наблюдать в современной Северо-Западной Монголии, где в сентябре пастухи во время перекочевки на зимнюю стоянку нагружают быков и верблюдов домашним скарбом.


В 10 метрах к югу расположено обращенное на восток (в сторону Чуи) вертикальное панно, где находятся самые любопытные рисунки, относящиеся к эпохе бронзы. Размер 3,5 на 5 метров.
Это верхняя половина пано:



А это нижняя часть пано:



Особую сюжетную группу составляют изображенные в центре «хвостатые» люди, имеющие на голове полукруглые образования. Шесть человек идут друг за другом в сторону восхода солнца. Вторым по счету следует великан с нарисованным квадратом на груди. Возможно, что квадрат - это вместилище души.



Я думаю, что с пояса людей эпохи бронзы свисают пучки конских волос. Почему? Многие народы, жившие на Алтае, считали, что через конские волосы снисходит дух предков, помогающий в различных ситуациях. Так, во времена Чингисхана военачальник нес с собой духовное знамя - сульде, собранное из волос гривы его лучших жеребцов и привязанное к кончику копья. Знамя воздвигалось как вечный хранитель духа воина под священным голубым небом, которому поклонялись монголы. На многих алтайских перевалах встречаются обо с воткнутой палкой, на которую современные алтайцы привязывают конский волос.
Похожие наскальные изображения человеческих фигур в грибовидных шляпах были найдены на Чукотке (на р. Пегтымеля), на берегу Байкала, в долине Енисея и в Монголии.

Над головой великана хорошо виден необычный фантастический зверь с зубастой пастью. Создается впечатление, что он подкрадывается к людям. В древнекитайских мифах живет сказочный зверь Цюн-ци. Этот крылатый тигр, тело которого покрыто иглами, понимает язык людей. Он может броситься с неба, чтобы схватить человека и съесть его. Причем, если он видел дерущихся, то обычно съедал невинного.
Возможно, что рисунок шествия людей под мифическим зверем изображает обряд посвящения юношей в мужчин-воинов.





Рядом с идущими хвостатыми людьми изображены: человек с ручной телегой и рожающая женщина…
Любопытно, что женщина во время родов стоит на ногах. Никто раньше не рожал лежа. В Бразилии женщины до сих пор рожают на корточках.



…марал с кольцами (дисками???) на шкуре….



….козлы с неправдоподобно длинными рогами…..



Так же интересна сцена охоты тюркского времени: собака гонит горного козла с длинными рогами на охотника, держащего в руках копье.
Другая собака кусает за задние ноги кабана.



Здесь же, меж камней, не смотря на небольшой мороз, вылезает из земли первая лапчатка. А если точнее, то лапчатка бесстебельная (Potentilla acaulis).



Продолжаю осматривать петроглифы. Вот собаки (?) атакуют какое-то крупное животное.





Среди петроглифов есть редкий рисунок с изображением посоха в руках человека. Данная трость имеет на обоих концах развилку. В древности у тюркских родовых старейшин трость являлась символом власти и одновременно символом Мирового дерева. По легенде, главный бог тюрков Тенгри, чтобы навести порядок во Вселенной, «прибил» своим посохом небо и образовал Тимер казык, то есть Полярную звезду.

Последний раз редактировалось АЛебедев 26 фев 2017, 11:59, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #24

Сообщение АЛебедев » 26 фев 2017, 11:10

14 апреля. День 6, продолжение.
Мужик, который наш гид, продолжает нести о петроглифах урочища Калбак-Таш всякую ахинею. Малая часть его рассказа совпадает с тем, что я уже знал из книг Кубарева-старшего.
Но большая часть его разглагольствований составляли его собственные мысли. Мужик был уверен, что алтайцы жили в этих краях и тысячу, и две тысячи лет назад. А скорее всего, и все 3 тысячи лет. Поэтому он «притягивал» к каждому выбитому на камне рисунку объяснение, связанное с жизнью современного алтайского населения…





Вместе с нами петроглифы осматривают и коровы нашего гида.



Она интересуется сценой охоты тюркского времени: охотник целится из лука в марала, которого атакует собака.



В урочище Калбак-Таш есть редчайшее изображение древних шаманов в ритуальной одежде, украшенной бахромой.



Я лично считаю, что это шаман. На это указывает костюм, с которого свисает много бахрамы. У алтайских камов (шаманов) была своеобразная одежда. Их костюм назывался маньяк. К плечам шаманского костюма прикреплялись пучки перьев филина, совы или беркута. Эти пучки назывались юлбрек и изображали двух беркутов или соколов. Фигурки летящих птиц украшали и шаманскую шапку, которая называлась пёрюк, т. е. шапка-птица.
Нашиваемые на шаманский костюм «птичьи» атрибуты символизировали духов-помощников, которые помогали каму добраться до Верхнего мира. На одном сохранившемся шаманском бубне есть изображение восьми «черных птиц» Ульгеня. Птица, которую называли «Ульгеня птица большой беркут» была помошником шамана в его странствиях по Верхнему миру.
Причем, мне кажется, что древний мастер изобразил шамана-женщину.



С древних времен шаманы использовали конский волос и полоски ткани в качестве своеобразной «антенны» для общения с духами. И в настоящее время жители Алтая подвязывают в сакральных местах (на перевалах, возле целебного источника) ленты - джалами.



Чувствую, что мы приедем в Кош-Агач уже затемно. Говорю об этом Лилиане. Но она не против, если мы немного задержимся. Продолжаем любоваться древними рисунками.



Очень порадовали первые тюльпаны.



Это тюльпан одноцветковый (Tulipa uniflora).




А этот первоцвет - прострел Турчанинова (Pulsatilla turczaninovii).



Так неказисто выглядит урочище Калбак-Таш со стороны.



19.20. Едем дальше.



20.10. Проезжаем поселок Акташ. Его население состоит примерно поровну из русских и алтайцев. Село выросло около месторождения ртути. Со времен Великой Отечественной войны на Акташском руднике было добыто более 3000 тонн ртути. В начале 1990-х годов шахту закрыли.
Раньше в Акташ по грунтовой дороге на тракторах привозили руду с уранового рудника Тонгош. Он находится в отрогах восточного склона одноименного хребта, в верховьях рек Тайтыин и Тайозен, примерно в 70 километров от Акташа. Этот рудник эксплуатировали до 1956 года, но потом закрыли. Работали там вольнонаемные. Весь рудник в разведочных канавках. Устье шахты взорвано. Вокруг шахты стоят 16 деревянных строений. Одно из них еще более-менее сохранилось, остальные просели и в упадке. Вокруг валяются респираторы и химпосуда.

На нижней фотографии справа видны склоны массива г. Белькенек (2264 м; бел - «широкий, невысокий перевал в горах», кенек - «калека, увечный»).
Раньше Чуя имела другое русло и текла по долине р. Менка, по которой сейчас проходит Чуйский тракт. Примерно 63-65 тыс. лет назад проходило древнее оледенение, во время которого с Курайского и Северо-Чуйского хребтов в долину Чуи сползали ледники. Они заполнили все русло реки до правого притока Бора. О мощности ледового панциря можно судить по древней морене, которая лежит на вершине г. Белькенек. Эта вершина возвышается над долиной Менка на 800 м.
Ледники запрудили Чую, и та подо льдом изменила русло и проточила Мажойский каньон. А старое русло со временем заполнилось ледниковыми отложениями, и ее дно значительно поднялось.
В 1970-е годы выше Мажойского каньона решили перегородить плотиной современное русло Чуи и пустить воду по каналу в старое русло. Канал прорыли, но дно долины, состоящее из галечника, воду не держало. Строительство Чуйской ГЭС приостановили, разработчиков наказали.
Перед началом строительства ГЭС в предполагаемой зоне затопления велись археологические работы, в ходе которых на правом берегу Чуи, в урочищах Алагаил и Баратал, были найдены скифские курганы.



21.30. Приезжаем в поселок Кош-Агач. Здесь я забронировал номера в гостинице «Расул». Заселяемся.
22.00. Узнаю у администратора, есть ли где в окрестностях кафе, где можно поужинать. Говорит, что есть. При выезде из Кош-Агача, в 5 минутах езды от нашей гостиницы. Едем в это кафе.
Там какая-то гулянка. Заказываем еду. Гремит громко музыка. Мы просим администратора ее убавить. Гуляющие женщины требуют звук прибавить.
Быстро ужинаем и уезжаем из этого гадюшника.
23.00. Отбой.
Последний раз редактировалось АЛебедев 28 фев 2017, 21:09, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #25

Сообщение АЛебедев » 27 фев 2017, 09:28

15 апреля. День 7.
Сегодня у нас по плану осмотр петрпоглифов в долине Елангаш.
08.00. Подъем.

Немного информации о гостинице «Расул» в Кош-Агаче.
Номера почти всегда заняты. Здесь останавливаются военные, командировочные и те, кто едет в Монголию. Номеров мало. Один – люкс, один – полулюкс и остальные – двухместные. Цены не дешевые:
Люкс – 3300 руб.
Полулюкс – 2100 руб.
Двухместный – 2000 руб.
Четырехместный – 2200 руб.
Шестиместный – 4200 руб.
Самый тихий номер – это люкс. А в двухместном номере стенки тонкие: спишь и слышишь, как кто-то храпит в соседнем номере. На цокальном этаже есть кухня и бильярд. В 5 минут езды на машине от гостиницы есть довольно большой магазин, который работает с 8.00 до 23.00. Весь ассортимент продуктов там есть.



Хозяин гостиницы, по слухам, держит сеть заправок в Кош-Агачском районе. У него есть вторая гостиница в Акташе. Когда я был в этих краях крайний раз – летом 2008 года, то в Кош-Агаче этой гостиницы еще не было.
Сегодня погода отличная. Голубое небо и мороз примерно минус 7 градусов. Так выглядит наша гостиница.
08.30. Еду с нашим водителем Вячеславом в супермаркет и покупаю там продукты, чтобы приготовить завтрак. Супермаркет находится в 10 минутах езды от гостиницы.
09.00. Завтракаем. Затем я подхожу к администратору и говорю, что нам нужен УАЗик с водителем на целый день. Администратор звонит хозяину. Он говорит, что УАЗик у него есть, и он готовить предоставить его нам за 3000 рублей. Я с ним соглашаюсь.
Если бы я знал, что с нами приключится вечером, то я бы не раздумывая арендовал второй УАЗик.
Лилиана, тем временем договаривается с дежурным администратором гостиницы, что та купит на рынке для нас свежих продуктов (в первую очередь баранину) и приготовит для нас вкусный ужин. Предполагаем, что с петроглифов мы вернемся не позднее 18.00.
10.30. Приехал наконец водитель УАЗика. Оказалось, что это «козлик». Машина почти новая. Я рассказываю Лилиане, что на такой машине много раз ездил и по Алтаю, и по Монголии. Едем к водителю домой.
10.40. Приехали к водителю. Он живет в недостроенном доме.
На коньке крыши сидит клушица. Это черная, с синим блеском птица размером с галку. Клушицу всегда можно узнать по довольно длинному красному клюву, изогнутому вниз. Алтайцы называют ее сугулух. Летом, когда я путешествую по Алтаю, я часто слышу звонкое «клиаа-клиаа» этой птицы.



11.00. Выехали. Сначала едем по Чуйскому тракту вниз по долине, а потом сворачиваем на Бельтыр. В 2003 году здесь произошло землетрясение, которое разрушило большую часть домов. Землетрясение случилось в конце сентября. За несколько часов до его начала в поселок пришли волки, и люди поняли, что что-то должно случиться.
Едем по грунтовой дороге.



На юго-западе (W 255°) видна долина р. Елангаш, берущей начало с гор Южно-Чуйского хребта. Над ее долиной возвышается снежный конус священной горы Джаниикту (3922 м), название которой происходит от сочетания слов джан - «почтенный, старший, большой», ыйык - «дух-покровитель горы» и туу - «гора».
Вначале мы едем по дороге в Бельтир, а потом налево уходит колея, которая ведет к зимовкам (так называются домики, где живут пастухи) в долине реки Елангаш.
Вдоль дороги лежат камни серого, зеленоватого и фиолетового оттенков. Это принесенные древней мореной алевролиты.
Я бывал уже в долине реки Елангаш в сентябре 2005 года. Тогда было намного теплее и снег нигде не лежал.
Поля камней с изображениями животных и людей протянулись на 18 км по обоим берегам р. Елангаш (урочища Ивирму и Сарыкобу) и имеют ширину 1,5 км. Петроглифы выбиты на отдельно лежащих валунах. К настоящему времени исследовано около 30 тысяч рисунков.
Последний раз редактировалось АЛебедев 13 апр 2017, 09:45, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #26

Сообщение *Аннушка* » 27 фев 2017, 11:25

АЛебедев писал(а) 27 фев 2017, 09:28:Если бы я знал, что с нами приключится вечером, то я бы не раздумывая арендовал второй УАЗик.
А что случилось?
Ждём продолжения!
Аватара пользователя
*Аннушка*
участник
 
Сообщения: 104
Регистрация: 26.12.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 45
Страны: 22
Пол: Женский

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #27

Сообщение АЛебедев » 27 фев 2017, 12:03

*Аннушка* писал(а) 27 фев 2017, 11:25:А что случилось?
Ждём продолжения!


Сейчас покупаю авиабилеты в Азербайджан. И согласовываю поездку в эту страну.
Вечером постараюсь выложить продолжение нашей истории.
А случилось вот что. Наша новая машина сломалась в горах. Чинили ее пол-дня. Вечером, за час до темноты починили. Поехали. Но провалились в глубокий снег. Заглохли. Где-то рядом волки. Вызвали второй УАЗик. Потом ночью пошли по морозу с детьми по горам искать второй УАЗик. Слава Богу встретили в совершенно диком месте вторую машину. Выбрались. Это вкратце.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #28

Сообщение АЛебедев » 13 апр 2017, 10:12

Вернулся из Азербайджана. Теперь продолжу рассказ о нашей поездке по Горному Алтаю.

15 апреля. День 7 (продолжение)
Слева виднеется краешек снежного конуса священной горы Джаниикту (3922 м). Ее название происходит от сочетания слов джан - «почтенный, старший, большой», ыйык - «дух-покровитель горы» и туу - «гора».
Ыйыки - это духи-хозяева земли. По представлению старых теленгитов, они (духи) обитают в долинах, горах, пещерах, оврагах, по рекам, озерам и являются покровителями этих мест. Если высыхает почва или происходит землетрясение, то телениты считают, что с этого места по какой-то причине удалился покровитель ыйык. Один из первых исследователей Алтая Н. М. Ядринцев заметил: «Окружающий мир неорганической природы живет и дышит вокруг алтайца».
Считается, что ыйыки являются творцами кут, то есть зародышей и одновременно жизненной силы травы. Если летом бывает большой урожай на траву, то говорят: «Ыйык послал на траву кут». Весной, когда распускается лес и появляются цветы, совершались жертвоприношения ыйыкам. Жертвенное животное - лошадь или баран - называлось также ыйык. Почитание хозяев местности сохраняется у теленгитов до настоящего времени.
Интересно, что среди теленгитов есть люди, обладающие неординарными способностями. Одни из них - кёсмекчи - могут видеть души умерших людей, а также духов - ээзи. Другие - кулак угар - обладают способностью слышать духов; тюшчи - могут видеть вещие сны и помогают толковать сны других людей. Ырымчи предчуствуют предстоящие события, а также могут чувствовать присутствие душ и духов, хотя не могут их видеть. Мне в прошлых поездках по Алтаю приходилось встречаться с такими неординарными людьми. Например, в поселке Кокоря, который находится неподалеку от Кош-Агача.



Впервые петроглифы Елангаш обнаружили в 1881 году русские геодезисты. Петроглифы были обнаружены как по левому, так и по правому берегу этой реки, причем на довольно большом удалении от нее. Отряд геодезистов возглавляемые М. А. Брещинским, проезжал из Кош-Агача в Берель. «Кем это сделано, инородцы не знают. А на правом берегу Елангаша, не доезжая 12 верст до озера, на горе Чулбунь-Каерлапань лежит камень Джеланташ, по инородческому поверью, упавший будто бы с неба».
12.30. Машина заглохла. Вышли прогуляться. Здесь еще пока есть сотовая связь.



Как известно, разные народы для ориентирования на местности выбирали разные приметы. Для славян - это Полярная звезда или север.
Монголы и китайцы ориентировались по солнцу в зените, то есть на юг.
А для тюрков с древности восход солнца всегда ассоциировался с направлением «вперед». До прихода на Алтай русских миссионеров главным ориентиром для алтайцев был восход солнца (кстати, термин «ориентир» происходит от латинского слова ориент, означающее «восток»).
Восток по-алтайски называется кюн чыгыш (кюн - «солнце»; чыгыш - «выход»). А запад по-алтайски называется кюн батыш (кюн - «солнце»; батыш - «погружать, топить»).
Север будет тюндюк (тундук), и образовано это слово от тюркского тюн - «ночь, темнота». А слово юг - тюштюк (туштук) произошло от тус - «полдень». В северном полушарии солнце стоит в зените в полдень и находится на юге. Это подметили древние тюрки, и поэтому у них понятие юг - север преобразовалось в «свет - тень», или «полдень - темнота».
У казахов немного по-другому. Названия востока и запада образованы по той же схеме, что и у алтайцев. Но названия севера - сол-тустик и юга - он-тустик перекликаются с древнетюркским ориентированием по сторонам света, где понятие «перед» было связано с востоком. И если встать к нему лицом, то слева (по-тюркски - сол) находился север, а справа (по-тюркски - он) - юг.



А это наш водитель. Его зовут Аржан. Он казах.
Вообще, в Кош-Агаче основная часть населения - казахи, по родовому составу принадлежащие в основном к племени найманов (родовые подразделения каратай, кекжарлы, кара-кереи).



А кто такие эти найманы и откуда они взялись в Чуйской котловине, где мы сейчас находимся?
Найманы впервые упоминаются в китайских хрониках в VIII веке. Это было многочисленное племя, кочевавшее южнее Байкала от верховьев Орхона до Черного Иртыша, т. е. занимавшее территорию современной Северной Монголии. Найманы - это название союза, который состоял из восьми племен, что отразилось в названии (найма на монгольском языке означает «восемь»).
Найманы были одним из сильнейших племенных союзов и боролись за господство в Великой степи. Но их погубила междоусобица. В 1190 году, после смерти найманского хана, его сыновья Буйрек (Буюрук) и Байбука перессорились между собой, и Буйрек со своим народом ушел к Алтайским горам (территория современного Горного и Монгольского Алтая).
Чингисхан (в то время - Темучин) поодиночке расправился с найманами, которые были для него сильнейшим противником.
Вначале он напал на Байбука и убил его в бою у подножия Хан-Хайских гор (1204 год). Сын Байбука - Куш-Лук во главе найманов ушел к дяде Буйреку. В 1206 году в бою на восточной стороне Тарбагатайских гор пал и Буйрек.
Найманы под начальством Кушлука бежали на Иртыш.
В 1208 году Чингисхан на берегах этой реки разбил соединенные силы найманов и меркитов, после чего эти племена бежали в нынешнее Семиречье, в Джаркентский уезд.
В 1756 году Цинская империя уничтожила Джунгарское ханство. Одновременно завершилась и 200-летняя война, которая шла между казахами и ойратами (население Джунгарского ханства). Казахи решили, что могут вернуться на землю своих далеких предков, и потянулись на восток, в сторону Иртыша.
Но им не повезло. К тому времени на правом берегу Иртыша произошло несколько событий.
Во-первых, ойратский хан Цеван-Рабдан увел с этой территории своих подданных - теленгитов - вглубь ханства. Через семь лет рудознатцы Демидова обнаружили в бывших телингитских горах богатейшие запасы меди и серебра. Русские в срочном порядке (в это время империя, как всегда, воевала) начали разрабатывать полезные ископаемые. Перед гибелью Джунгарского ханства Россия объявила правобережье Иртыша своей территорией.
В этих условиях часть казахских кочевников повернула на восток и ушла вверх по Иртышу в Тарбагатайско-Зайсанский район. В основном это были найманы.
В 1864 году после подписания Чугучакского договора, к России отошла значительная часть Цинской империи. Как и 100 лет назад, когда после падения Джунгарского ханства к России отошла западная часть современного Горного Алтая, границу надо было укреплять русскими колонистами. Тогда проблему решили с помощью старообрядцев, переселив их из Польши на разоренные ойратские земли. Сейчас же «под руками» оказалось громадное количество крестьян, получивших вольную после падения крепостного права в 1861 году.
В 1865 году крестьянам внутренних губерний России разрешили переселяться в Алтайский округ на «пустолежащие земли». Каждому переселенцу давали 15 десятин земли. В 1871 году на правом берегу Бухтармы возникла крупная казачья станица Алтайская. Другим большим казачьим селением стао новое село Урыльское.
Во время Дунганского восстания (1864-1878 ггоды) найманы пересекли границу с целью поселиться на правом берегу Бухтармы на земле своих предков. Однако эта бывшая территория Цинской империи уже несколько лет принадлежала Кабинету Ее Императорского Величества, которому не было никакого дела до каких-то найманов.
Найманов стали выселять с правобережья обратно на левый берег Бухтармы, на узкую полосу земли между Бухтармой и хребтом Тарбагатай. А спустя некоторое время русские поселенцы начали вытеснять казахов и с левого берега реки.
В 1872 г. в ожидании разрешения о переселении на кабинетные земли найманы из родов самаев, каратаев и кара-кереев под руководством бия Тохтамыса откочевали на юг. Но Цинская империя империя не решилась принять мусульманское население, т. к. многие казахи вместе с дунганами принимали активное участие в Дунганском восстании.
В конце концов в 1880 г. Александр II разрешил «киргизам кочевать в Алтайском округе» на тех землях, где невозможно было вести земледелие.
В 1900 г. в Чуйскую степь из Синьцзяна пришло 110 казахских семей под началом Абдульдо Сарыголдакова. Через семь лет под его началом кочевало уже 150 семей. Случайные путешественники отмечали зажиточность местного населения.
В 1912-1913 годах во время борьбы за независимость, которую вели западные монголы в Кобдоском аймаке (сейчас это территория северо-западной Монголии), в Чуйскую степь хлынул большой поток казахских беженцев. Между теленгитами и казахами начали возникать конфликты. Поэтому Землеустроительная комиссия оперативно дала казахам отводную запись, по которой они могли кочевать по землям левого берега Чуи.

13.00. Починили машину. Едем дальше по левому (орографически) берегу реки.
Это схема расположения петроглифов в верхнем течении реки Елангаш.



А это вид в ту сторону, откуда мы приехали.



13.40. Приехали на место.



Водитель Аржан открыл капот и принялся ковыряться в моторе.



А дети решили покататься на снежном склоне морены, благо наст был еще крепкий.







13.50. Пошли смотреть петроглифы.



Вот на этих камнях выбиты рисунки.

Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #29

Сообщение АЛебедев » 17 апр 2017, 09:08

15 апреля. День 7 (продолжение)
Начали попадаться первые петроглифы.



Решил сфотографировать панораму верховьев реки Елангаш, с того места, где мы осматриваем петроглифы.



В центре фотографии виднеется, кстати, гора Джаниикту (3922 м), о которой я упоминал.



Попалось изображение марала с рогами, похожими на «елочку». Считается, что такие рога символизируют так называемое Мировое дерево. По шаманским представлениям, а население Алтая не одно тысячелетие верило шаманам, окружающий мир состоит из Верхнего мира, Нижнего мира и нашего, Среднего мира. Мировое дерево соединяет все три мира.



А это изображение быка, причем очень похоже, что на его спине закреплена поклажа.



Вот на таких скальных выходах, отполированных древним ледником, который отступил 12 тысяч лет назад, и нанесены неизвестными художниками древние рисунки. Скальные выходы покрыты так называемым пустынным загаром. Он представляет собой тончайшую темную пленку на поверхности камня и образуется от больших перепадов суточных температур.



Основные персонажи выбитых на камнях рисунков – это самцы горных козлов. По-алтайски, они называются теке.



Это вид в сторону Чуйской котловины, откуда мы приехали.



Мы похожи на грибников, которые в осеннем лесу среди листвы ищут грибы…







Фигуры горных козлов доминируют среди древних рисунков.





Интересно, что еще в скифские времена горного козла наделяли сакральными свойствами. Так, в тагарской культуре (территория Минусинской котловины; VI век до нашей эры) во время траурной церемонии навершия штандартов венчались бронзовыми фигурками козлов.



В пазырыкской культуре на женские траурные головные уборы нашивали деревянные фигурки козлов.
Также головками горных козлов в пазырыкское время украшали орудия убийств - рукояти кинжалов-акинаков.
Деревянными козлиными рогами украшали головные уборы жертвенных коней, найденных в Горном Алтае в Первом Туэктинском кургане.



Изображение горного козла венчает стелу, воздвигнутую в честь первых тюркских вождей. Ее обнаружил русский путешественник Н. М. Ядринцев. В 1889 году несколько юных монголов показали ему в долине реки Орхон (местность Кошо-Цайдам) два мемориальных комплекса, воздвигнутых в честь древнетюркского кагана Бильге, полководца Кюль-Тегина и их советника «премудрого» Тоньюкука. На стеле была выбита на древнетюркском и китайском языках большая эпитафия, посвященная воинским заслугам Кюль-Тегина. Верхнюю часть стелы украшало тамгаобразное изображение козла. Возможно, что у разных древних народов изображение горного козла символизировало уход в мир иной.



В начале прошлого века исследователь алтайского шаманизма В. А. Анохин записал легенду о всемирном потопе, согласно которой козел был непосредственно связан с космическим переворотом. «Земля, - писал Анохин, - переживает второй период своего существования, который начался сразу после потопа». Вестником наступления потопа был синий козел с железными рогами:

Семь дней бегал козел
Вокруг земли и неистово блеял.
Семь дней было землетрясение.
Семь дней горели горы.
Семь дней шел дождь.
Семь дней шел снег.
После этого наступили морозы.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #30

Сообщение АЛебедев » 18 апр 2017, 21:01

15 апреля. День 7 (продолжение)
Рисунки сделаны разной техникой: одни мастера ограничивались контурной выбивкой, другие выбивали камень внутри рисунка на глубину 1 мм. Наиболее распространенными сюжетами являются олени и козлы, выбитые в эпоху раннего железа. Встречается рисунок горного барана - архара (аргали, кочкор) с закрученными в спираль рогами. Рядом с ним изображен стрелок из лука - мерген.
А это, похоже, рисунок слона (?). Везде видны царапины от ледника.



Идем дальше по местам, где на каждом шагу встречаются древнетюркские памятники. А как тюрки попали на Алтай?
В Южную Сибирь первая волна тюркоязычных племен пришла во время Ханьского Китая. Из Центральной Азии их выгнали сюнну (хунны). Тюрки ушли на север через Саяны на Северный Алтай, и на запад, в Казахские степи. В Сибирь они принесли новую идеологию, которая ярко проявилась в погребальных ритуалах.
В китайских летописях сохранилась необычная легенда о происхождении тюрков. Давным-давно их предки были уничтожены соседним племенем. Но уцелел один мальчик, которому враги отрубили руки и ноги. Этого мальчика спасла и выкормила волчица. Она унесла его в горы Восточного Тянь-Шаня, где спрятала в пещере. Впоследствии волчица стала женой мальчика и родила ему десять сыновей. Повзрослев, сыновья ушли в Турфанский оазис, где поженились на местных женщинах. Каждый сын стал основателем рода. По местным обычаям, рожденных детей называли родовыми именами матерей. Один из сыновей волчицы получил имя Ашина. Это имя означает «благородный волк» (шоно/чина - на монгольском языке означает «волк»; звук «а» в китайском языке - это префикс уважения).
Ашина стал основателем царского рода тюрков. Его потомок Асянь-шад со своей семьей ушел на север - в Алтайские горы (территория Монгольского и Русского Алтая). Здесь он стал подданным жужаней (жуань-жуаней). Местные жители стали называть соплеменников Асянь-шада тюрками.
Асянь-шад обнаружил в Алтайских горах железную руду и прославился тем, что для получения железа использовал новую технологию. Раньше железную руду выжигали, а Асянь-шад изобрел металлургический горн и плавку.
Развитие металлургии позволило тюркам сделать несколько великих изобретений, некоторые из них человечество использует по сей день. Главным новшеством были железные стремена. Они давали всаднику дополнительную точку опоры и освободили его руки для прицельной стрельбы из лука. Также тюрки изобрели железные удила, кольчуги, остроконечные шлемы.
Все это позволило тюркам перевооружить армию. Внук Асянь-шада Бумын, разбил ненавистных жужаней. В 551 году он основал тюркское государство, приняв титул кагана. Покорив Центральную Азию, тюрки в кратчайший срок, всего за 1,5 года, завоевали всю Среднюю Азию - Семиречье, Хорезм, земли нынешнего Северного Казахстана вплоть до Арала. Но здесь они споткнулись... Целых четыре года пришлось им преодолевать упорное сопротивление сарматских и угорских племен, чтобы в 558 году выйти к Волге.
Тюрки прошли на запад, до границ Византии. Великий тюркский каганат достиг немыслимых размеров - от Желтого моря на востоке до Черного на западе.
Но через полсотни лет Тюркский каганат раскололся на Западный - среднеазиатский и Восточный - центральноазиатский. А еще через 150 лет оба каганата были уничтожены уйгурами, которые образовали на их месте свой Великий каганат.
В заключение хочу сказать о высочайшем качестве древнетюркских железных изделий. В Горном Алтае мне приходилось видеть у местных коноводов древние стремена и удила, глядя на которые, трудно себе представить, что их возраст - тысяча лет.





Совершенно неожиданно спугнул крупного зайца, но сфотать его я, естественно, не успел.



Некоторый народец оставляет собственные автографы на камнях, а заодно и на древних петроглифах.



Это опять козел, причем он выбит поверху какого-то другого животного, которое изображено под углом 90 градусов к козлу. Зачем одно животное надо было накладывать на другое, когда рядом полно свободного места?
Также рядом с изображением козла видны многочисленные мелкие линии, оставленные отступившим ледником.



Мы ищем петроглифы на участке прямоугольной формы шириной 300 метров и длиной 800 метров.



А здесь, видимо, изображена газель. Длинная шея, длинные рога, короткий хвостик, изящные ноги. Даже не представляю, когда в этих местах обитали газели.



Изображение мужчины я встретил только одно.



А здесь изображена какая-то решетка. Или загон?



В основном попадаются одиночные петроглифы. Забыл сказать, что петроглифы в долине реки Елангаш изучала Окладникова Елена Алексеевна, дочь академика Окладникова. В 1979 г. в Новосибирске вышла интересная книжка Окладникова Е.А., Окладников А.П. и др. «Петроглифы р. Елангаша».



Кстати, знаете ли вы, что сейчас мы гуляем по бывшей китайской территории, которая в 1864 году вошла в состав России?
Изменение российско-китайской границы. Изначально Россию и Китай разделяла огромная территория, которая лежала к северу от Великой Китайской стены (она являлась северной границей Китая). Между Амуром, Уссури и Великой стеной жили воинственные маньчжуры, которые многое сделали для объединения Китая. Кратко расскажу об этом народе.

Маньчжуры раньше были известны под именем тунгусов-чжурчженей. В 1583 г. вождь Нурхаци (1559—1626 гг.) сумел объединить все племена чжурчжэней и создал принципиально новое государство, основанное на армейских законах. Военная организация чжурчжэней получила название «Восемь знамен».

Чжурчжени были шаманистами (само слово шаман тунгуского происхождения). Но Нурхаци видел, что некоторые монгольские ханы начинают проникаться буддизмом, ходят в Тибет, строят храмы и кумирни. Поэтому он «поставил» на буддистское учение с его проповедью смирения и не прогадал.

Перед вторжением в Монголию Нурхаци, используя буддистскую терминологию, назвал чжурчжэней воинами Маньжушри (Маньжушри - это Боддисатва мудрости, знания и учения), после чего новое военизированное общество чжурчжэней стали называть Маньчжоу или Маньчжурия.

После смерти Нурхаци его место занял Хуан-тайцзи. С этого момента Маньчжурией стала править династия Цин. В 1644 г. маньчжуры захватили Пекин. С этого времени и до 1911 г. династия Цин управляла огромной территорией, в состав которой входил и Китай. В настоящее время в КНР проживает около 10 млн. маньчжуров.

Но вернемся к теме границ. В 1756 г. Цинская империя захватила Джунгарское ханство, после чего у России и Маньчжурии образовалась общая граница на западе.
Для безопасности вновь приобретенных северо-западных территорий Маньчжурия образовала особый Кобдоский округ. На юге Горного Алтая, и в частности в Чуйской котловине, которая являлась территорией Цинской империи, маньчжурские пограничники создали особую зону шириной 50 верст. Караульную службу несли три вида караулов (калуней): постоянные, обозначавшие пределы Цинской империи; передвижные, или сезонные; и временные, которые должны были контролировать приграничную полосу и не подпускать кочевников (казахов, алтайцев, тувинцев) к границам Цинской империи.
С российской стороны на алтайском участке границы никаких постов не было. Был единственный казачий пикет на берегу Бухтармы возле брода, напротив китайского караула Чингистай.

Алтайский участок границы контролировало пять китайских пикетов: Юстыд, Как, Табаты, Тархаты и Суок, который был главным пикетом. Службу несли дэрбэты (название народности) Кобдоского округа в порядке воинской повинности. Караул каждого пикета формировался ежегодно из нескольких десятков дэрбэтов под командованием монгольского офицера. Вооружение состояло из лука со стрелами и небольших шашек. Каждые пять пикетов подчинялись китайскому офицеру, которого на три года присылали из Пекина. Такой порядок сохранялся до середины ХIХ в.

В 1850-1864 гг. в Цинской империи разразилось Тайпинское восстание. Одновременно китайцы вели тяжелейшую Вторую опиумную войну. Для России сложилась благоприятная ситуация для расширения своей территории. Вначале Российская империя потребовала вернуть Амурскую область, которая была уступлена Китаю по Нерчинскому договору (1689 г.; во время подписания небольшое русское посольство и отряд охраны в несколько сотен человек были окружены трехтысячным маньчжурским войском). Желая избежать еще одного военного конфликта, Цинская империя решила откупиться и 16 мая 1858 г. подписала Айгунский договор, по которому Россия получила обратно Амурскую область.

Через шесть лет в Синьцзяне началось мощное Дунганское восстание. Россия вновь воспользовалась моментом и перед самым началом мятежа потребовала от Китая изменить западные границы. 25 сентября 1864 г. в китайской крепости Чугучак стараниями Ивана Федоровича Бабкова, возглавлявшего русскую делегацию, был подписан Чугучакский договор, согласно которому граница между Россией и Китаем была отодвинута на юг.
К России отошла территория площадью 26000 кв. км, на которой кочевали 64 тыс. человек (бассейн оз. Зайсан и верховья Черного Иртыша, а также долины рек Текеса и Кегена на крайнем юге нынешней Алма-Атинской области, плоскогорье Укок). Многие китайские пограничные пикеты - Юстыд, Тархаты, Алаха, Укек (Укок), а в долине Бухтармы Урыль, Усун-Табаты, Чиндагатуй - стали российскими.
За успешно проведенные переговоры Иван Федорович был награжден пожизненной пенсией в размере 1000 р. в год.

В 1869 г. на китайскую границу (долина р. Бухтарма и плоскогорье Укок) для установки пограничных знаков совместно с китайскими уполномоченными был откомандирован генерал-майор Генерального штаба И. Ф. Бабков. От перевала Шибин-Дабага до горы Куйтун (Таван-Богдо-Ула) через каждые 50 верст поставили 12 пограничных знаков (каракша), которые представляли собой обычно кучу камней на вершине горы, реже - крест или каменную плиту.





Очередные горные козлы, как мне кажется.

Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #31

Сообщение АЛебедев » 20 апр 2017, 20:08

15 апреля. День 7 (продолжение)
В 15.30 подошли к машине, но Аржан так и не смог ее завести. Стали толкать. Столкнули чуть ли не до обрыва. Не заводится, собака такая!



Решили запечатлиться в этом уникальном месте.



16.40. Аржан предложил нам пойти до стоянки скотоводов, до которой оказалось всего 250 метров. И обождать его на стоянке. Уходим.
16.55. Пришли на стоянку. Здесь живут Сергеевы: Владимир и Алевтина. А также их дети: Санаа, Арунай и Амир (по-моему, так). Санна около 30 лет, не меньше, Арунай школу оканчивает, а Амир ходит в 8-10 класс. Они теленгиты. Рядом с ними живут родственники по фамилии Саблаковы.
Дальше, то есть выше по течению Елангаш, есть еще две избушки, но они тоже Сергеевых. И на другом склоне перевала, уже в пойме реки Тары, тоже их пастбища.



У овец происходит массовый окот. Поэтому все женщины (хозяйка и родственницы, вызванные по такому случаю) находятся в загоне рядом с животными. Спрашиваю, где здесь ближайшая точка, где принимает сотовый телефон? Говорят, что она находится в 3-4 км от этой стоянки. Я прошу хозяйку, чтобы она приютила в доме Лилиану и ее 2 детей. А сам решаю попробовать найти точку связи и попробовать дозвониться до гостиницы и объяснить им ситуацию.





17.20. Ухожу на поиски точки связи. Иду быстро, так как понимаю, что скоро может стемнеть. Иду по следам нашей машины.





Попадаются древнетюркские захоронения. Видно, что по периметру эта могила обложена полу закопанными вертикальными плитами.



Тюрки своих умерших родственников старались похоронить в одном месте. Поэтому часто можно увидеть вытянутые с востока на запад цепочки курганов, в которых похоронены люди, принадлежащие к одному роду.



Видно, что могилы не разграблены. У разграбленных курганов центральная часть провалена. Вообще, в Чуйской котловине находится огромное количество захоронений, принадлежащих к разным культурам.



На переднем плане можно увидеть разграбленный курган. Кстати, особенностью Чуйской котловины является то, что под грунтом еще остался мертвый лед со времени последнего ледникового периода. Напомню, что этот период закончился относительно недавно, всего 12 тысяч лет назад. И поэтому в древних могилах осталось довольно много изделий тех времен.



В советское время в Чуйской котловине работало много археологов из Новосибирского Института Археологии (он находится в Академгородке). Одним из видных археологов, который работал в этих краях, был Владимир Кубарев.
Оглянулся назад. Прошел уже километра два, а пейзаж все не меняется!



18.10. Прохожу мимо закрытой стоянки пастухов. Здесь никого нет. Сколько идти до точки связи – непонятно. И самое главное: где она находится?



18.39 Заметил впереди, в 600 метрах от меня, с левых морен спускаются два парня. Я решил побежать и догнать их, чтобы уточнить, где находится точка связи.



18.44. Догнал двух парней напротив 3-й стоянки, которая стоит на правом борту долины Елангаш. Вот она эта стоянка, сфотал ее с помощью мощного телевика.
Парни показали мне точку связи возле 3-й стоянки.



Я нахожусь на дороге, которая идет по левому берегу реки Елангаш. А 3-я стоянка находится на правом берегу. Надо переходить реку по льду.



18.46. Провалился в воду по щиколотку. Оказалось, что у берега течение более сильное, а лед тоньше.
18.52. Поднялся на правый борт долины к 3-й стоянке. В 150 метрах от нее выложена из камней пирамида возле того места, где есть связь.



Пробую позвонить, но связь мерцающая. Ничего не получается.
19.10. Я смог дозвониться Мурату (племенник владельца отеля; с Муратом я договаривался по поводу УАЗика). Объяснил ему ситуацию. Мурат пообещал выслать нам на встречу машину.
Решил пофотать окрестности.
19.18. Совершенно случайно увидел в 500-миллимитровый телевик наш УАЗик в 500 метрах от меня.



Побоялся, что он проедет мимо и побежал в его сторону. Мне повезло, что УАЗик опять сломался.
19.28. Сел в УАЗик. Сказал Аржану, что я смог дозвониться до Мурата и объяснил ему ситуацию. Аржан расстроился. Боится, что Мурат ему не заплатит деньги.
19.40. Приехали на стоянку.



Окот продолжается. Мне запретили фотать овец из-за суеверных соображений.





Мои друзья уже сидят в доме пастуха. Я рассказал Лилиане, что мне удалось дозвониться Мурату и он обещал послать нам навстречу машину. Лилиана хочет остаться у пастухов в доме и переночевать здесь, так как боится с детьми ехать на ночь глядя в поломанной машине. Я ее уговариваю все-таки поехать, так как послезавтра нам надо с утра улетать из Горно-Алтайска, а до него ехать довольно далеко.
Это Аржан и хозяин стоянки.



19.50. Попрощались с хозяевами и стартонули.
20.00. Аржан повернул с нашей дороги, по которой мы приехали, куда-то влево. Поднимаемся вверх на старые моренные валы. Зачем – не понятно. Едем по совершенному бездорожью. Мне это не нравится.
20.10. Выехали на макушку бесконечных морен. Не видно ни одной колеи.
20.18. Перед нами лежит огромное пространство снежного наста.
20.20. Глубоко провалились в снег. Машина заглохла.



Но есть и хорошая новость: здесь действует сотовая связь. Аржан говорит, что именно из-за этой связи он и заехал в эти дебри.
20.25. Температура в УАЗике резко понизилась. Стало холодно. Я позвонил Мурату и объяснил, что мы находимся неизвестно где, что машина провалилась под наст и и у нас мерзнут дети. Мурат заверил, что второй УАЗик уже выехал нам на встречу. Но как он нас здесь найдет?
20.30. Решили пойти пешком. У меня серьезно мерзнут промокшие ноги. На улице температура минус 8 градусов. Аржан одет вообще в тренировочный костюм.
Наш водитель говорит, что где-то рядом есть стоянка пастухов, до которой идти 10-15 минут. Пошли. Уже стемнело. У нас только 2 фонаря: тот, который Тима купил в Усть-Коксе и мой.
20.50. Видим в дали фары машины. Постоянно созваниваемся с водителем второй машины и объясняем ей, куда она должна ехать по бездорожью в абсолютной темноте.
21.05. Пришли ко второму УАЗику.
21.10. Поехали.
22.40. Приехали в гостиницу. Потеряли ключ от люкса. Учинили скандал и потребовали открыть дверь запасным ключом. У администратора второго ключа не оказалось. Звоню Мурату. Объясняю ситуацию. Он обещает прислать слесаря, чтобы тот вскрыл дверь.
23.10. Приехал Мурат со слесарем.
23.30. Распилили наконец-то замок. Я за замену замка отдал 500 рублей.
24.00. Пошли спать.
Последний раз редактировалось АЛебедев 23 апр 2017, 11:22, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #32

Сообщение АЛебедев » 21 апр 2017, 15:08

Вот какой комментарий я получил в социальной сети от Александры Кузьминой из Новосибирска по поводу наших приключений в Елангаше на местном УАЗике:

«Там можно так попасть, если брать УАЗик у непроверенных людей. Есть ребята, которые постоянно возят, и у них все как часы работает.
Мы тоже в мае 2016 года «нарвалась» не далеко от поселка Кош-Агач. Наш водитель решил с горы машину спустить к реке Кокорю (Кокоря) - типа летом тут все так ездят... А был склон присыпанный свежим снегом. Машина ехала и передом и боком и задом, пока не застряла в этом снегу... Хорошо, что я всех высадила, прежде чем водитель начал этот спуск. Обратно пошли пешком до Кош-Агача 10 км. На полпути приехала машина и забрала нас».
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Весенняя поездка в Горный Алтай (апрель 2016)

Сообщение: #33

Сообщение АЛебедев » 24 апр 2017, 12:31

16 апреля. День 8.
08.00. Подъем. Погода отличная. Сегодня решили встать попозже, так как вчера из-за наших приключений поздно заснули. Администратор по просьбе Лилианы приготовила нам вкусный завтрак.
08.30. – 09.00. Завтракаем.
09.30. Стартуем к Тархатинскому мегалитическому комплексу.
Едем через весь поселок Кош-Агач. Напомню, что этот поселок стоит на Чуйском тракте. Также из Кош-Агача идет дорога в юго-западном направлении в сторону Укока. Вот эта дорога нам и нужна.
Хочу немного рассказать об истории Кош-Агача.
Село образовано в начале ХIХ века. Вот несколько упоминаний о нем.
Петр Чихачев (1842 год): «Мы достигли того, что в этих местах называется русскими избами. Это три-четыре небольших сарая, построенных купцами из Бийска, откуда они приезжают два раза в год для меновой торговли к передовым постам, находящимся на небольшом расстоянии от этих мест».
Андрей Густавович Принтц (1864 год): «Для товаров построены склады русскими купцами в урочище Кожо-Огач, при впадении реки Чаган-Бургазы с левой стороны в реку Чую».
Василий Василий Сапожников (1905 год): «Кош-Агач состоит из отдельных усадеб, разбросанных без всякого порядка на значительном расстоянии друг от друга. Центральное положение занимает деревянная церковь с опрятным домом священника вблизи. В стороне стоит таможенный дом. Вокруг на десятки верст раскинулась щебенистая, пустынная степь с редкой травой».
Интересно, что современное название Кош-Агач (кош - «место стоянки скота»; агач - «дерево») дали казахи, которые начали переселяться в Чуйскую степь 140 лет назад. Раньше это место дэрбэты называли «Хошоо (хушуу) Модон», а тувинцы «Кожээ Йыаш». Старые названия можно перевести как «место с деревом-монументом» или «деревянные почитаемые сооружения». Переселившиеся казахи изменили смысл названия местности.
И еще. Топонимы со словом «агач» я встречал только в Азербайджане.
09.40. Переезжаем по мосту через речку Чаганку. Она еще вся во люду. По левому берегу реки идет насыпь, которая предохраняет ближайшие дома поселка от разрушения их движущимся льдом.
Дорога идет вдоль одного из каналов, в который вода поступает из реки Тархата.
Степь удивительно ровная. Понимаешь, что ты едешь по дну древнего озера. Об этом озере на Алтае сложены легенды, одну из которых записал В. Я. Шишков: «Вся степь во времена минувшие до самых горных маковок была водой залита: века веков плескалось здесь озеро голубой волной. И стерегли это озеро каменные витязи. Чуйские Альпы, богатыри алтайские, плечо в плечо стояли каменной стеной. Но не удозорили, не усмотрели: обмануло их озеро, убаюкала их зыбун-волна, уснули крепко. А вода прорвала себе ход, проточила горы и хлынула. Гул пошел по Алтаю, земля затряслась, осыпались камни. Широко волна хлещет, опрокидывает скалы, грохочет и стонет и мчится вдаль бешеным потоком. Это Чуя, рожденная в снегах, горами плененная, вырвалась на волю и понеслась меж расступившихся в страхе Алтайских гор. А озеро обсохло, и дно его превратилось в Чуйскую степь».
Плотина, которую прорвало древнее озеро, находилась на месте современного пос. Акташ. Высота разрушительной волны достигала 100 м. После прорыва плотины на берегу Катуни, на участке от устья Чуи до впадения Большого Ильгуменя, образовался комплекс высоких террас.
10.30. Приехали на Тархатинский мегалитический комплекс, который располагается на самом краю Чуйской котловины.

Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
почетный путешественник
 
Сообщения: 2129
Фото: 269
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 107 раз.
Поблагодарили: 307 раз.
Возраст: 53
Страны: 18
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Пред.



Список форумовНаша Родина ::: экс-СССР туристический форумРоссия форум: все о России от А до ЯОтзывы и рассказы о путешествиях по России, отдых в России





Включить мобильный стиль
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика