Новгород Великий май 2016

Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Новгород Великий май 2016

Сообщение: #1

Сообщение Констаркад » 31 май 2016, 19:41

Путешествие - май 2016
Москва (1147) - Великий Новгород (859) – Санкт-Петербург (1703)

Приветствую тебя, воинственных славян
Святая колыбель!
М.Ю. Лермонтов

Настроение дня рождения нашей доброй Маши – 10 мая – создают только-только расцветающие белоснежные ландыши и темно-бардовые, еще в бутонах, пионы. Маша особенно мила с таким букетом.
Поздравив Машу, вечером – на Ленинградский вокзал, впервые не на такси, а на метро. Оказалось удобнее – можно рассчитать время, не надо беспокоиться о пробках. Путь лежит в Великий Новгород. После долгих раздумий как добираться, выбрали поезд. Спальный вагон – это купе на двоих. Поразительно узкие диванчики, только для миниатюрных. Кондиционер, который регулировать нельзя, как посоветовала проводница, иначе – сломается, телевизор, который не работает, радио также не работает. Однако все это лишнее, можно уютно устроиться и под стук колес заснуть. А перед этим еще и попить чайку с предусмотрительно испеченным пирогом. Десять часов в пути, и в восемь утра Новгород на Волхове встретил ясным небом, солнцем, мягким теплом. Тут же образовался таксист Вася, запросив 200 рублей до нашего отеля с названием Валерия. Обрадовавшись столь низкой цене, загрузились. Правда Васе удалось немного поплутать, хотя не найти дорогу довольно трудно, и совсем скоро выяснилось, что перемещение по Новгороду в любых направлениях всегда 100 рублей - значит Вася нас надул.
Небольшой, замысловатый Гостевой дом Валерия – на окраине (до Кремля двадцать минут хорошим шагом), среди цветущих садов. Номер на третьем верхнем этаже, с балконом. Хороший ремонт, красота, однако выявились существенные недостатки: сложной конфигурации красивое окно только частично закрыто жалюзи, и ночью светло, как днем. Первую половину ночи лают собаки, вторую половину ночи поют соловьи. Несмотря на эти особенности, энергии, бодрости и радости – хоть отбавляй.
В распоряжении три дня, которые расписаны по часам. Должна заметить, что к Новгороду подготовка шла с 1973 года: изучение альбомов по искусству, куча книг по истории. В Новгороде и вокруг него удобно ездить на машине. Взяли таксиста по имени Дима на три дня, по три часа в день, и удивительное путешествие началось.
Цель: храмы, древние фрески, знаменитые новгородские иконы.
Девиз: домонгольская Русь – золотой век русской культуры.
Из летописи (1223): «пришли народы, о которых никто не знает точно – кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени, и что за вера их». Это были монголы. Но в Новгороде монголов не было. В Новгороде была черная орда ХХ века – немцы.
Маршрут передвижения не по хронологии возведения храмов, а в зависимости от режима работы музеев (каждый храм – это музей) – пришлось изощряться.
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345). Одноглавый храм из красного кирпича, с трех сторон притворы, примыкающие к основному массиву. Не в лучшем состоянии, но, учитывая возраст, - любо-дорого. Церковь – на холме, на просторе, под бегущими по голубому небу белыми облачками. Вокруг цветущие кустарники. Я знала, что увижу внутри: фрески «Воин», «Пророк Илия». Подхожу, любуясь всем вокруг. На двери – огромный замок. На счастье, откуда ни возьмись, - служительница. Внутри… - ничего нет, голые стены. В прекрасном состоянии фрески были до войны. А теперь каким-то чудом, невероятным трудом реставраторов, по кусочкам частично восстановлены и находятся в церкви Георгия на Торгу в центре города.
Церковь Успения на Волотовом поле (1352). По преданию, здесь находилось святилище покровителя скота языческого бога Волоса (Велеса, Волота). Белоснежный, одноглавный, благородных пропорций храм на берегу Малого Волховца. Огромный замок на двери не смутил, на узенькой полоске бумаги имя и телефон. Звоню служительнице, долго уговариваю подойти, в ответ: «еще не причесалась, еще не проснулась». Минут через двадцать появилась. Здесь уже удалось найти фрагменты фресок, правда, совсем не тех, которые, выученные, хранились в памяти. Красота ландшафта, гармония пропорций храма, выразительность древней росписи производят сильнейшее впечатление. Мне – человеку ХХ века – легче понять русский авангард, французский импрессионизм, Босха, Пикассо, нежели древнюю живопись. Лики выразительные: четко прописаны глаза, изгиб бровей дает эмоциональную окраску образу, поющие линии фигур увлекают к прочтению сюжета. Все это выглядит новым суперсовременным искусством (по крайней мере, в моем восприятии). Не только яркость красок, красота линий, но главное – смысл. Не зная грамоты, наши предки читали в храмовых сюжетах всю историю человечества, начиная с Адама и Евы. Пророки, евангельские сюжеты, Страшный суд – все мощно, подробно прописано. Сейчас нелегко: надо много знать, чтобы считывать эту информацию, понимать смысл.
Церковь Рождества Христова на Красном поле на кладбище (1380).
Одна из самых известных церквей периода расцвета новгородской культуры. Церковь затерялась среди надгробий, кладбищенских деревьев, но именно здесь сохранилось довольно много фресок. Особенно привлек сюжет «Снятие с креста». Настроение бесконечной мягкой грусти, неизбежности свершившегося и надежды на Воскресение. Настроение показалось созвучным Пьете Микеланджело, из собора Святого Петра в Риме. Также притягивает взгляд хорошо сохранившаяся фреска «Благовещение».
Церковь Спаса на Нередице (1198).
Небольшой, кубического типа одноглавый храм на Малом Волховце.
До войны – лучшая церковь в Европе по сохранности фресковой живописи. Сейчас что-то удалось восстановить. Но, даже тем, что осталось, можно любоваться и любоваться. Кстати, обращаю внимание на роспись западной стены храмов. Страшный суд. Муки ада. Возникают самые разные вопросы и аналогии. Например, не видел ли Босх эти фрески до того, как создавал свои картины? Интересно сравнить изображение Страшного суда в Сикстинской капелле в Ватикане Микеланджело с письмом древних изографов.
Немного отвлекусь, переместившись в Афины. Акрополь сияет беломраморно на горе. Древние греки стали равными богам: абсолютные пропорции, совершенство в искусстве, наука. Но, все это – земное, и все имеет границы. Для души человека этого недостаточно. Недалеко от акрополя, на склоне горы – небольшой, особенно не привлекающий внимания храм Петра и Павла. Заходишь внутрь – пространство раздвигается, оно бесконечно. Иррациональное не знает границ. Интересно сравнить архитектуру этого храма с пропорциями Спаса на Нередице. На русской равнине ландшафт иной, и линии храма более плавные, строение становится выше, легче, на поднятом барабане отчетливый купол.
Рюриково городище – точка отсчета.
Невыразительные руины. Началась работа по консервации. Но, история в руках! – захватывающий момент.
Теперь я перечислю несколько храмов по моему маршруту, каждый из которых заслуживает внимания, и в каждом желательно побывать. Все они подробно описаны в литературе лучшими специалистами, историками, искусствоведами. Возможно, мой читатель в своем путешествии будет следовать моим маршрутом и оценит логику передвижения.
Сначала Торговая сторона:
церковь Федора Стратилата на Ручью (1360);
храм Преображения Господня на Ильине улице (1374);
Знаменский собор на Ильине улице (1354; 1682);
Церковь Святого апостола Филиппа и церковь Николая Чудотворца (две церкви под одной крышей) на Нутной улице (1527).
К центру города мы перемещаемся постепенно, начав с пригорода.
И вот перед нами величественная панорама: на высоком холме, на берегу Волхова - Детинец (Кремль), напротив - Ярославово дворище, соединенное с Детинцем пешеходным мостом. Древний храм Софии Премудрости Божией (1045-52) – наилучшая сохранность среди храмов домонгольского периода - четко и ясно сияет на фоне голубого неба. Шесть куполов шлемовидной формы, центральный покрыт золотом, на его кресте – маленький голубь.
Описывать Софию (чудо из чудес) не буду – там необходимо побывать. Святыня Софийского собора – икона Богоматерь Знамение. Думаю, каждому известен сюжет: Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами).
Новгородский Кремль следует осматривать не спеша, шаг за шагом, любуясь и размышляя. Хочу только обратить внимание на крошечный храм Андрея Стратилата (1380) – как очаровательная игрушка, но тоже со смыслом. Новгородскому музею, что на территории Кремля, - особое внимание. Коллекция древнерусской живописи, представленная здесь, сопоставима с коллекциями Третьяковской галереи и Русского музея.
Ярославо дворище – комплекс древних храмов, пропустить хоть один из них – преступление. Главное впечатление – Никольский собор, но об этом позже.
Великий Новгород – это Русь. В 15 веке появилось название нашей страны – Россия. Греческого происхождения. Россия – звучание женственное, компромиссное. Другое дело – Русь: сказал, как отрезал. В 15 веке Новгородская республика перестала существовать, и Новгород вошел в состав Русского государства. Я всегда тужила, что Великий Новгород – забытое Богом место с тех пор, как его подчинила себе Москва. Теперь же я полностью изменила свое мнение: это хранимое Богом место. Оно не обезображено цивилизацией. Великий Новгород – один из самых гармоничных, осмысленных и одухотворенных городов мира, в которых я бывала.
После глубинного погружения в давние века хорошо отправиться на кораблике вверх по Волхову до Ильмень озера. На берегах все узнаваемо: величавый Детинец, Ярославо дворище, Спас на Нередице, Рюриково городище. Постепенно открывается панорама Свято-Юрьева монастыря и Перынского скита с церковью Рождества Богородицы. Совершенно необходимо увидеть этот комплекс сначала издалека, со стороны реки, чтобы оценить, как неразрывно связан он с пейзажем, как все вокруг тихо, мирно, величаво. Возвратившись к Кремлю, стоит познакомиться с храмами, расположенными на Софийской стороне. Каждый имеет свои замечательные особенности:
храм Власия на Волосовой улице (1111; 1407) – древняя фреска влм. Власия;
храм Троицы на Редятине улице в Ямской слободе (1365) – храм увенчан восьмигранным барабаном, украшенным изразцами и поясом-бегунцом;
храм Федора Стратилата на Щиркове улице, Неревский конец (1292; 1682) – подкупольные барабаны украшены изразцовыми поясами.
Древние, высокой ценности иконы из этих церквей находятся в Новгородском музее.
В Перынский скит хорошо отправиться поутру со свежими силами, чтобы в полной мере ощутить значимость и красоту места. Князь Владимир за девять лет до крещения Новгорода устроил здесь, на холме у истоков Волхова святилище языческого бога Перуна. В 989 году Великий Новгород был окрещен, и на месте языческого святилища была поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы (995). В 13 веке церковь перестроили в камне. Это одна из самых маленьких новгородских церквей, но ее смысл, музыка простых линий, устремленность к небу, вытянутый силуэт – масштаб впечатления огромный. Что считать большим, а что – малым? Кто путешествовал по Святой земле, знает небольшой холм, где была прочитана Нагорная проповедь, и этот холмик в сознании – высокая гора. Сейчас в скиту один монах и четыре послушника. Один из них, завидя нас, сразу вышел, вежливо поприветствовал, открыл церковь, не спеша рассказал о ней. Скит окружен хвойными деревьями, цветущим кустарником, у подножия холма плещется чистая вода. Хотелось побыть здесь подольше. Но, приходится спешить. Впереди Свято-Юрьев монастырь, который на протяжении многих веков считался первым среди Новгородских обителей. Монастырь на высоком берегу реки, в месте, где Волхов берет начало из Ильмень-озера. Необозримые водные просторы, нет промышленной застройки, вокруг светло, чисто, благостно. Главный собор монастыря – Георгиевский (1119). Трехглавый храм с тремя алтарными выступами. «Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы», - И. Грабарь. Внутри сохранились фрагменты древних фресок. Георгиевский собор окружает архитектурный ансамбль из построек 19 века.
Из Юрьева монастыря путь лежит в храм Пресвятой Богородицы на Мячине в Аркажах (1170; 1682). Древнейший сохранившийся храм. Остались фрагменты фресок 1189 г.
На озере Мячине затерялись еще два интересных храма (это я узнала из литературы): Уверения Фомы (1195; 1463); Иоанна Милостивого (1193; 1463). Правда, положа руку на сердце, сохранившиеся руины трудно назвать храмами, и подъехать к ним чрезвычайно трудно.
Вокруг Новгорода много интереснейших монастырей, к сожалению, не во всех удалось побывать.
Обращаю внимание на Антониев монастырь, расположенный недалеко от Кремля на берегу Волхова. Основатель монастыря Антоний Римлянин после разделения христианства на две ветви, позднее получившие названия православной и католической церквей, ушел к православным монахам в непроходимые места на берегу моря, молился на большом камне, который чудесным образом, обогнув Европу, приплыл в Новгород.
Камень этот у входа в церковь Рождества Богородицы (1117), в которой замечательно сохранились фрагменты фресок 12 века. Хорошей сохранности иконостас целиком, без потерь представлен в Новгородском музее. Церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы, украшенные резной золотой оправой и дорогими камнями – в Оружейной палате Московского Кремля.
Недалеко от Антониева монастыря церковь Бориса и Глеба в Плотниках (1536). Церковь действующая. Замечательные иконы из этого храма в Новгородском музее.
Теперь перехожу к разделу: «Сильное впечатление».
В церкви Георгия на Торгу представлены отреставрированные фрески из храма Спас на Ковалеве. Пространство церкви небольшое, но светлое – как нельзя лучше подходит для музея. Из груды мусора по кусочкам, по осколкам кудесники-реставраторы собирают картину. Легче на луну слетать, чем такую ювелирную, кропотливую работу сделать. Можно долго-долго разглядывать, восхищаясь и сожалея: кто-то создает, а кто-то разрушает. Сопровождает это погружение в красоту мужской хор из трех человек. Духовные распевы на церковно-славянском, латыни, греческом, сербском, грузинском языках. Особенно на душу ложится греческий. Также русские народные песни. Запомнилась ранее не слышанная песня о грешном человече. Идет по миру грешный человече, не надо ему ни злата, ни серебра, а надо только покаяние. Эта нота звучит в сюжетах древних фресок.
Церковь Спаса на Ильине улице. Как сказано в учебниках, - одна из жемчужин новгородского зодчества. И это определение – ничто. Надо видеть! О фресках Феофана Грека написаны тома. Однако, каждый, кто будет в Спасе на Ильине, может составить и собственное мнение. Поделюсь своими впечатлениями. Феофан Грек – византийский художник, за его плечами высоко развитое изобразительное искусство, наука, философия. Он показывает и космос, и движение, и яркие эмоции. Решимость, возмездие за грехи. Лица его святых – это лица, не лики, выражение отчетливое.
Мне кажется удивительным, как смог впоследствии Андрей Рублев, не имея вековой национальной школы, дать абстрактную картину любви, прощения. В своей Троице показал суть понятия: «неслиянно и нераздельно». У Рублева – не лица, а лики. Бесплотные. Иррациональные.
Но мы не в Москве, а в Новгороде и с Феофаном Греком: сурово, не благостно. Противостоять злу и насилию силой духа и верой в истинного Бога – это идея его живописного повествования.
Главный храм Торга – Никольский собор (1113).
Заложен старшим сыном Владимира Мономаха князем Мстиславом. Древнейший каменный храм, сохранились фрагменты фресок 12 века. Вечевой колокол собора собирал вольных новгородцев решать вопросы войны и мира, приглашение и изгнание князей, судить преступников. Виноват – значит казнь, и в Волхов с Великого моста. Последний раз вечевой колокол прозвонил в 1478 году, и указом великого московского князя Ивана III прекратила свое существование новгородская республика.
Внедрившись в историю, осмотрев основное пространство храма, надо спуститься в подвал, найти вдали в углу потаенную лестницу: там настоящее сокровище – фреска «Иов на гноище». Необыкновенно хорошо сохранилась. Сюжет злоключений Иова многострадального занимает каждого смертного: и великих, как Лев Толстой, и простого обывателя, который и об Иове не слыхал. Почему Бог наказывает, дает испытания праведным людям, хорошим людям? Логика ответа, зачастую, проста: или Бог несправедлив, или его не существует. Сюжет Иова на гноище можно встретить у самых разных художников, всех времен и народов. Но здесь, в Никольском соборе, он мне показался самым выразительным. Иов – весь в ужасных болячках, проказе, чудовищный чешуйчатый мерзкий змей-сатана рядом. Жена Иова подает ему еду на палке, отвернувшись. По щеке катится слеза. Она и гневается на мужа – зачем тот не отвернется от Бога, дающего незаслуженное страдание, и сострадает мужу, она полна решимости, уверена в своей правоте. Именно в образе жены, в выражении ее лица видим мы свои сомнения. Иов – прообраз Иисуса Христа. Это мое последнее «сильное впечатление» от Великого Новгорода на нынешний день.

Из Новгорода в Петербург на комфортабельном полупустом автобусе – три часа. Мои причитания о трудностях досягаемости Новгорода были напрасными. Оказывается, у нас в стране налажено автобусное сообщение между городами, а я просто не смогла найти нужную информацию. Теперь знаю, Москва-Чудово на Сапсане три часа, Чудово-Новгород на автобусе один час.
Петербург – прибегну к помощи классика: «Люблю тебя, Петра творенье!».
В Петербурге, прежде всего, продолжилась тема Новгорода: Русский музей, залы древнерусского искусства, новгородская икона – долго, подробно, в компании аудиогида.
В Петербурге цветет сирень, пестреют клумбы, сверкает Нева, ошеломляет красотой Зимний, сияет золотом Петропавловская, манит Дворцовая набережная, зазывает Летний сад, бурлит Невский. На Невском в кафе «Север» так же вкусны «Картошка» и «Север».
Эрмитаж – бесплатно. Там, на этот раз, – залы Византии (все по той же теме Новгорода). И мои любимые Лоджии Рафаэля. Ведь в Риме, в Ватикане нельзя их увидеть: какой-то злобный Папа закрыл их для обозрения в 1964 году. Копии Лоджий Рафаэля есть и в Строгановском дворце, куда зашли в День музеев 18 мая. Что еще особенно интересного удалось увидеть – так это Агатовые комнаты в Царском селе. Стоит туда стремиться. В Петербурге все знакомо, все по-имперски, все просторно. Здорово иметь два главных города.
Москва милее.
Констаркад
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 30.05.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 51
Отчеты: 1
Пол: Мужской
лучшая рыбалка в России

Re: Новгород Великий май 2016

Сообщение: #2

Сообщение Тереза007 » 01 июн 2016, 13:14

Очень красиво написано, еще бы фоток!
Скажите, сколько дней потребуется на посещение интересных мест, чтобы не галопом...?
Тереза007
участник
 
Сообщения: 85
Регистрация: 29.05.2015
Город: Москва область
Благодарил (а): 83 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 53
Пол: Женский

Re: Новгород Великий май 2016

Сообщение: #3

Сообщение Констаркад » 01 июн 2016, 13:22

Спасибо! Чтобы не галопом, 5-7 дней.
Констаркад
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 30.05.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 51
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Новгород Великий май 2016

Сообщение: #4

Сообщение Нонна Л. » 01 июн 2016, 21:02

Констаркад писал(а) 31 май 2016, 19:41:Сопровождает это погружение в красоту мужской хор из трех человек. Духовные распевы на церковно-славянском, латыни, греческом, сербском, грузинском языках. Особенно на душу ложится греческий. Также русские народные песни. Запомнилась ранее не слышанная песня о грешном человече. Идет по миру грешный человече, не надо ему ни злата, ни серебра, а надо только покаяние. Эта нота звучит в сюжетах древних фресок.

Сильно. Хотелось бы послушать. Они там в определенное время поют?
Интересный отчет, я его два раза перечитала и даже кое-что для себя скопировала: Великий Новгород хочу повторить, материал пригодится, например, про фреску с Иовом не знала. Спасибо за наводку, а также за то, что взяли меня с собой в глубокое погружение в домонгольскую Русь.
Аватара пользователя
Нонна Л.
путешественник
 
Сообщения: 1224
Регистрация: 12.06.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 771 раз.
Поблагодарили: 241 раз.
Возраст: 66
Страны: 98
Пол: Женский




Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумОтзывы о путешествиях и отдых в России



Включить мобильный стиль