Итак, часть первая вводнАя
Путешествие в Тмутаракань.
По фински Tomuta Raaka – Пыльная и Сырая (земля).
Так раньше и называлась эта местность.
Что уж лукавить - сегодня также, как и раньше, всё тоже самое!
"После мойки автомобиль, даже при сухой погоде, сохраняет чистоту максимум час. Здесь так грязно, что кажется грязь не просто висит в воздухе - она впиталась в человеческие души, сроднилась с ними и теперь это одно целое. Мало в каком уголке земли встретишь такие угрюмые, словно из окаменевшего горя, лица людей. И их много - некрасивых людей"
в тени Москвы живёт старинный городок
От прошлого нам никуда не убежать!
Если кратко, одним словом, то это будет - "несчастье", то есть, что происходит от "не сейчас". А всё почему, да потому что 21 век по земле шагает, а тут сплошные прошлого убогие черты.
Я знаю, что на свете есть Венеция, Флоренция, Рим, Париж и тысячи других памятников человеческой цивилизации, и понимаю, что значит, когда она была - история и видно не вооружённым взглядом величие предков. У нас же антропоцен получился не годным ни в какую "мамкину норку". Какое спрашивается будущее ждёт в таком прошлом!?
Но так как поехать туда, где лучше обстоят дела, да чтоб ещё с комфортом, вместе с ценой на нефть возможности "упали", то будет про наш "славный" город.
Символ о трёх головах встречает на подъезде к Рязани
Немного похоже на что-то из кама-сутры - дух Салтыкова-Щедрина здесь живёт пока!
А нищим хорошо казаться, быть может, лишь в Монако
Если кажется, что присутствующие в тексте "лирические" отступления не имеют к теме никакого отношения, то не креститься надо. Всё взаимосвязано, источник обстоятельств и он же жертва непреодолимой силы всегда, везде и во всём конкретный местный обыватель.
Чтобы понять настоящее и увидеть будущее, надо внимательно посмотреть на прошлое.
Поэтому чуть-чуть истории.
"О достоверности книг можно судить не по тому, что в них написано, а по тому, о чем не сказано".
История Рязани, да и вообще Руси, в этом контексте какая-то - " по существу - никакая". Странно выглядит сравнение с историческим наследием в той же Европе. Там в зачуханном провинциальном городишке такие соборы и средневековые дома, какие здесь вообще не сыщешь. Как будто никогда не существовало на этой земле миллионов человеческих душ. А от прошлого ничего не остаётся - время и история здесь превращают в пыль и пустоту существование людей. Может так оно и есть, такой вот тупик эволюции. И совсем не хочется так быть! Но кроме нескольких официальных и публичных абзацев про родной край потомкам больше ничего не предлагается. Вот и возникает диссонанс, который из поколения в поколение скребёт душу русскому человеку.
Oblivion - как море стирает следы на песке, так и память о прошлом растворяется в бесконечности вселенной.
Как это обычно для нашей "у краины" Европы, в своё время здесь тоже возник, при этом безнадёжно запоздав, заказ на сочинение истории России - к тому моменту давно уже народившегося территориального образования. Вот взяли и подогнали, естественно не без помощи иностранцев, произведения и летописи прошлых веков под версии, выгодные на тот исторический момент. И продолжают редактировать их "на злобу дня". При этом сочинителями особо не учитывалось, в какое время писалась предыдущая версия, вставляли новые "былицы" как придётся.
И теперь мы имеем то, что имеем, а именно, на самом деле ничего не знаем, кроме сказок в учебниках.
Мир похоже уже бывал глобальным и все основные загадки истории связаны с этим!
Интересен такой факт: современная Рязань (прежний Переславль-Рязанский) стоит у впадения в реку Оку речек Лыбедь и Трубеж, а ведь речки с такими названиями есть и в Киеве! Есть в Рязани и ручей Дунайчик! Может это напоминание наших предков-вятичей об основании города на Днепре или наоборот - князей Рюриковичей о приходе их сюда с дружинами с Запада из Киевской Руси...
Единичные обрывки странных, не согласующихся с принятой историей фактов ещё встречаются. Это сходно с упоминаниями о величии монголов, которое почему-то осталось лишь в книгах по истории. Поэтому фантазировать на эту тему можно всем и каждому сколь угодно.
Вот такие персонажи создали историки задолго до Джона Толкина
------------------------------------------------------------------
Рязанская область занимает местность, обозначаемую на древних картах как эрзя - не правда ли созвучно названию Рязань. Считается, что Эрзя - это народ, долгое время наряду с мокшанами, именуемыми ещё - мордвой, живший по руслу реки Оки. Вроде как, "резанью" в стародавние времена так и называли все правобережье среднего течения этой реки. До "западного" влияния посредством Киевской Руси и её славянства, беспощадно сеющего собой христианство, в этом краю существовали, относимые сейчас в большинстве своём к финским, племена - мордва, мокса, мещера, мурома, меря, веси, черемиса…. Племена, у которых изначально установки выжить - были; перебороть тяжёлые природные условия - были; терпеть лишения - были; наслаждаться беззаботным существованием, да так чтоб только на авось, как мы знаем из сказок, были самые востребованные. А вот на саморазвитие и социальную эволюцию получается у тех предков желания и сил уже не оставалось.
Естественно в те времена здесь вовсю цвело язычество со своими языками, историей, религией и героями. Но то прошлое начисто стёрто одной организацией по борьбе с грехом. Забвение прописано человечеству как лучшее духовное лечение. Что ж, историю сочиняют победители, а нам теперь лишь остаётся это констатировать. Вот только помимо форматирования сознания масс церковь привила нам ещё и пагубную привычку разрушать до основания своё прошлое.
Но сквозь краску православия нет, нет, да проступает предыдущий культурный слой. Ведь поклонение живительным силам природы было, есть и будет одним из наиболее сильных и древних суеверий человечества. Ну вот откуда спрашивается у куполов церквей такие первобытные формы, а почему все основные христианские праздники совпадают по датам с дохристианскими!?
Выгода местоположения описываемой местности была в том, что находилась она на пути древних водных маршрутов - торговых и не только. При отсутствии дорог и прочего прогресса цивилизации только вода и есть дорога - бросил бревно в воду, да и плыви в мир.
Ока, хоть и сонная река, но несла свои воды помимо Рязани ещё и сквозь древнюю Русь. По сути она и есть тот источник, создавший пра-Россию. По реке Ока можно попасть в Волгу, по ней ещё дальше - в Каспийское (хвалынское) море. Плюс на территории рязанской области берёт исток Дон, впадающий в Азовское море. А также протекает ещё сотня маленьких речек и расположено больше тысячи озёр.
Варягам, скандинавам, а после них славянам грех было не собирать с окрестных земель и возить по этой водной артерии в южные цивилизации рабов на продажу (не рыбой же на самом деле они торговали). А обратно уже везли разнообразные сокровища. И чтоб путь был безопасней, создавали по пути селения, по-фински называемые весями. Вот как, наверно, и распространялся финно-угорский язык. При чём тут угры - возникает резонный вопрос. Вот Лев Гумилёв считал, что "большинство северных народов Восточной Европы состоят из двух фракций: финской - то есть древней, первородной и угорской - новой, пришлой. Так в Мордве: эрзя - финны, мокша - угры.
---------------------------------------------------------
До средних веков, т.е. до наступления малого ледникового периода, не без основания подозревают, что Ока почти не разливалась, и это очень интересно, так как немного меняет привычную картину. А потом, на окских заливных, пойменных лугах росла и растёт трава, идеально подходящая для пастбищ. Местные коровы должны давать молоко не хуже, чем швейцарские. Но где же те сыры Карл!?
А в торфяных мещёрских пространствах какие винокурни должны быть - не хуже, чем у Islay (Айлы). Но где же ОН тот "клепиковский" виски - тоже нет его!
Сегодня же река Ока безобразно смердит. Ведь вся Москва протекает мимо в Волгу. И теперь, в когда-то первобытном водном краю, город Рязань по качеству питьевой воды находится в самом аду. Так вот бывает, когда плодятся, живут и приобщаются к чудесам прогресса невежественные посконные автохтоны, что ничего не имеют, не создают и даже возможности не могут использовать во благо.
По течению река встречалась с древним океаном лесов, простирающимся некогда от
Полесья (Польши) до Урала.
Мещёрские леса лишь жалкий остаток от того прошлого. Хотя в 2010 года и им тоже настал исторический каюк.
В этих лесах когда-то, несомненно, прятались разбойники, как сказали бы сегодня - первые ОПГ, которые грабили и тех самых викингов, и жителей окрестных равнин, и всех прочих басурман. Эти "бригады" постепенно превратились в дружины, главари - "назначились" князьками. Затем пришла орда с гораздо лучшей организацией и большей силой, и показала новые способы существования. Кто мега боссу, т.е. хану больше занесёт, тот ярлык на удельное княженье и свой улус получит. Историки назвали это данью. Описанные процессы и мы имеем "счастье" снова наблюдать.
Но о тех временах, кроме соловья-разбойника и термина монголо-татарское иго никакой "светлой" памяти не осталось.
Дальнейшее развитие контроля над водными путями, распределением по ним природных и человеческих ресурсов и создало первые очаги государственности на Руси. До сих пор отголоски процессов тех далёких лет определяют наше настоящее, где монопольный контроль над ресурсом и есть власть, которая является основной формой собственности. Орда вовсе не умерла, она просто поменяла название и свой Сарай. И как теперь мы можем видеть - для будущего оказалось очень важно, чтобы была врождённая привычка созидать, а не только использовать и потреблять, особенно до полной гибели субъекта.
На старых картах можно найти много нового и интересного
Как самостоятельное княжество Рязань просуществовало около 400 лет, с начала XII века и по 1521 год. Тяжёлое бытие рисуют нам летописи, 12 раз в них зафиксировано разорение ордынскими набегами. Жаль, нет с того времени никакой статистики по населению, потреблению, ВВП и ценам. Но одно время Рязанская земля соприкасалась на юго-западе с границами Литовского княжества. И к рязанским городам помимо Старой Рязани, Переславля-Рязанского (современной Рязани), Пронска, Ряжска, Михайлова, Касимова, Зарайска, сохранявшихся за Рязанью вплоть до XX века, относились Кашира, Коломна, Тула, Данков. В эпоху усиления Рязанского княжества в XIV веке ему подчинялись Елец, Мценск, Козельск. Многие из этих городов потом (в XIV-XV веках), были отобраны Московскими "царьками"... Собственно, это и было одной из причин столкновений Рязанского и Московского княжеств в то время.
И да, Рязань получается стояла в центре и у истоков создания России!
Из знаменательного - в августе 1378 года недалеко от Рязани произошла битва на реке Воже. Как толкует официальная история, московским князьям, да и не только им, хотелось прекратить "торчать" дань орде и отнять у неё права на контроль над трафиком по Оке и средней Волге. И вот в 1376 году московский князь совместно с нижегородско-суздальским организовали дружину и разбили войско Волжской Булгарии - одного из улусов Золотой Орды. Произошло это у города Булгара, что находился в месте впадения реки Камы в Волгу. Победители сразу поставили местного эмира на бабки и посадили там у него свою таможню. В свою очередь, глава тогдашнего "единого азиатского союза" хан Мамай прогневался и снарядил на следующий год войско, разорившее нижегородское и рязанское княжества, последнее, вроде, как и не причём, но почему-то крайнее. А в 1378 Мамай отправился уже на Москву.
Мамай
Как видно на картинке, вполне европейской внешности правитель даёт указания вельможам также европейской внешности. Поди пойми эту историю.
Так вот, генерал Мамая - мурза Бегич, что с тюрского прямо переводится как чиновник, с войском потерпел в августе 1378 года поражение на реке притоке Оки Воже, что всего в 20 километрах от Переславля-Рязанского - столицы Рязанского княжества.
Причём, как говорит официальная история князь Олег Рязанский, находился в это время в городе, прямо в тылу у мамаева войска и не принимал никакого участия в битве.
Наблюдая из окна дворца как там месится его братва.
За то Мамай в следующем году прислал войско и снова разорил Рязань - можно так считать, что крайнюю по жизни. А в 1380 году состоялась куликовская битва, которая как небезосновательно подозревают была вовсе не такой большой и великой, тем более чтобы побоищем. Но тем не менее считается, что и она была без участия рязанского князя. В ответку, в 1382 через рязанские земли беспрепятственно пропустили нового хана Золотой Орды Тохтамыша, который отмстил наконец Москве. И вот после всех этих описываемых событий в 1385 году князь Олег рязанский отжал у князя Московского Дмитрия Донского Коломну. "Многоходовочник" похоже ещё тот был этот Олег Рязанский, приговорённый официальной историей к вечному предательству. Памятник этому персонажу всё-таки установили в 21 веке на площади Соборной на "потеху" так сказать туристам.
Ежегодно в августе близ села Глебово Городище проходит реконструкция тех событий. И можно самолично поучаствовать в процессе - побыть за Дмитрия Донского, либо наоборот, попинать московское войско и повернуть так сказать историю вспять.
-------------------------------------------------------------------
Рязанское княжество было присоединено к государству Московскому в 1521 году - последним из старорусских городов. Позднее более отдалённых земель, таких как Новгород и Смоленск. И это, должно быть, не спроста - сильный значит был соперник за право быть центром новой Руси. Затем московские государи, как и положено в таких делах, веками старательно подчищали упоминания о делах своего тёмного прошлого. Вот так никаких свидетелей от тех времён и не осталось, только скупые строки официальных версий мифов и сказок.
В 50 км от Рязани находится городище Старая Рязань — единственная из столиц земель-княжений и прото-государств Древней Руси, превратившаяся в «мертвый город». По официальной версии разорённый в 1237 году Батыем и пришедшей после в упадок. Вот только подозревают, что разрушение или просто упадок города происходил намного позже и даже с использованием огнестрельного оружия.
К героям, особенно обласканным властью надо относиться очень скептически
Евпатий тебе Коловрат, как говорят потомственные рязанцы
Про то время нам сочинили народную историю про рязанского боярина, воеводу и русского богатыря Евпатия Коловрата, который с отрядом в 1700 человек напал на войско Батыя и сильно побил его, правда в результате этого героически погибнув. За что в 2007 году также удостоился памятника у главпочтамта города Рязани.
Кстати, Коловрат - название свастики, имеющее якобы древнеславянское происхождение и используемое неоязычниками и некоторыми неонацистами.
Весь романтизм великих воинов древности состоял в том, что до массового применения огнестрельного оружия, тот "герой", который имел возможность приобрести хорошие доспехи, в принципе, мало чем рисковал на поле боя. А вот чернь-нищета гибла там нещадно и безвестно. Такой вот денежный ценз естественного отбора.
Ещё про Старую Рязань. Уже известно 13 значимых кладов этого места, 2 золотых и 1 серебряный. Самый, самый из них - находка крестьянином в 1822 году, неподалеку от того места, где позднее был раскопан Спасский собор, золотых предметов исключительной ценности называемые рязанские бармы. Их общий вес составлял 6 фунтов 83 золотника (2,807 кг).
В этой старой Рязани раскопали три каменных собора Успенский, Борисоглебский и Спасский, последний самый маленький имел размер 25 на 28 метров. А сегодня на этих исторических местах лишь голое поле.
Интересно, что в 1444 году в летописи при описании отражения набега татарского царевича Мустафы впервые упоминаются казаки рязанские; они и положили начало русскому казачеству. Данков прежде назывался Донков, по реке Дону, на которой стоит, и к югу от него, а также Ельца, Лебедяни - от рязанской украйны, как тогда говорили, - были свободные земли, где и селились выходцы из центральной Руси, вольные, никакой центральной власти не подчиняющиеся люди - казаки.
В ходе построения Белгородской засечной черты для защиты вторжений из Степи рязанские наместники и воеводы заложили города Воронеж (1586 г.), Тамбов (1636 г.), Козлов (1635 г.), Усмань (1645 г.). Эти города и прилежащие к ним земли заселялись поначалу, в основном, рязанскими служилыми людьми и крестьянами.
По оценке Рязанского землячества в настоящее время в Москве живет до полумиллиона выходцев и непосредственных потомков рязанцев. Совсем не от хорошей жизни, а в поисках счастья подались они туда. И с чистой совестью стали москвичами, родину теперь если и вспоминая, то в кошмарах.
Коренные москвичи 1908
Короче, как выясняется никакой истории или не осталось, или не было, но нашему туристу всё равно предлагают к ней приобщиться. Поэтому вернёмся к дню сегодняшнему.
Конец 1 части.